Конспект ООД в разновозрастной группе ( 4-7 лет) по теме «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бакушина Валентина Васильевна

Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей разновозрастной группы (4-7 лет) по теме «Перелетные птицы». Данный материал будет полезен воспитателям старшей разновозрастной группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса и бережного отношения к природе и развитию наблюдательности у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Конспект ООД в разновозрастной группе ( 4-7 лет) по теме «Перелетные птицы».

Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей разновозрастной группы (4-7 лет) по теме «Перелетные птицы». Данный материал будет полезен воспитателям старшей разновозрастной группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса и бережного отношения к природе и развитию наблюдательности у старших дошкольников.

Направление: познавательно-речевое развитие

Область : формирование целостной картины мира           и расширение кругозора

Тема: «Перелетные птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»,  «Чтение художественной литературы»,  «Музыка»,  «Художественное творчество», «Труд».

Задачи совместной деятельности взрослых и детей:

- дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни;

- закрепить представления о характерных признаках весны в природе;

- показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;

- обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;

- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- учить сочетать речь с движениями, соблюдать правила подвижной игры;

- учить отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать и расширять словарь;

- развиваем логическое мышление - учим детей отгадывать загадки;

- учить передавать способом аппликации свои впечатления от наблюдения за весенним прилетом птиц; детей 4 лет продолжать учить составлять и наклеивать изображение скворечника; детей 5 и 6 лет учить создавать способом аппликации, используя знакомые приемы вырезывания и обрывания, изображения птиц ; развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

- картонное солнышко;

- картинки с изображением перелетных птиц: грача, жаворонка, скворца, ласточки, соловья, аиста;

- запись песен птиц;

- мяч;

- альбомные листы бумаги с аппликацией ветки дерева;

- заготовки цветной бумаги для скворечника;

- прямоугольники серой бумаги с изображением птиц;

- клей, кисточки, салфетки.

Содержание  организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Ой, а солнышко наше спит.

Давайте его разбудим  потешкой:

Солнце ясное покажись, (руки вытянуты вперед)

Солнце красное нарядись.

Платье алое надень (девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс)

Подари нам ясный день (хлопают в ладоши)

Переворачиваем  солнышко.

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

2.Ответы на вопросы.

Назовите приметы весны.

Кто весной прилетает с юга?

Как называются эти птицы?

Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются домой).

Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? (Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т.д..)

Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

3.Беседа о перелетных птицах.

Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Отгадайте загадку:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (грач)

Выставить изображение грача.

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займет другая пара. Послушайте голос грача.

Отгадайте следующую загадку:

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Выставить изображение жаворонка.

Это птица светло – песочного цвета с темными пестринками. У нас издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка. Послушаем красивое пение жаворонка.

Загадка :

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец)

Выставить изображение скворца.

Широким и важным шагом, постоянно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдергивая дождевых червей . Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передавать все, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье  кошки. В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца. И, правда, скворцы появляются в конце марта.

Давайте послушаем замечательное пение скворца.

Слушаем следующую загадку:

Прилетел к нам, наконец,

Самый лучший наш певец.

Голосистее, нежней?

Кто же это?... (Соловей)

Выставить изображение соловья.

Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый. Большие темные глаза придают особую прелесть соловушке.                                                                             Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в теплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи – родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников. Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьев выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудесные песни.                                             Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнезда, а соловей перестает петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

На всем свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

Давайте послушаем чудесное пение соловья.

Загадка:

Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Выставить изображение ласточки.

Прилетают ласточки в середине мая. Ее легко узнать по черному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Давайте послушаем щебетание ласточки.

Ребята, а сейчас послушайте голос еще одной птицы и попробуйте ее узнать.

Звучит голос аиста.

 Загадка:

Он живет на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Выставить изображение аиста.

В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно ученые сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

 

На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнезда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца)

Люди с давних времен с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек, небылиц, стихотворений живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,                      

Целый день летала?                              

Солнцу золотому косу заплетала.

                                          Нашей Любице не спится –

                                          Прилетай к нам, аист – птица,

                                          С тихой дремой, с крепким сном,

                                          Угостим тебя зерном,

                                          Напоим водицей.

                                          Прилетай к нам, аист – птица.

Жаворонки , жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье – человечье.    

4.Физкультминутка.  Подвижная игра «Стайка».

Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте , птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички, (размахивать руками, как крыльями.)

Птички  летают,

Устали не знают. (2-3 раза)

Стоп!

Сели птички на дорожку, (присесть, развернувшись лицом в круг)

Поклевали птички крошки : (стучать указательными пальцами, как клювами, по полу)

«Клю-клю-клю – поклюем,

Потом песенку споем». (встать лицом в круг)

5. Словесная игра «Кто как голос подает» (с мячом).

Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребенка, как она подает голос, после бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей …(поет)                       Голубь …(варкует)

Ласточка …(щебечет)                Воробей …(чирикает)

Журавль …(курлычет)

Ворона …(каркает)

Кукушка …(кукует)

Утка …(крякает)

Курица …(квохчет)

6.Практическая работа. Аппликация «Весенняя песня скворца».

Ребята, а сейчас мы с вами с помощью аппликации выполним картину, которая называется «Весенняя песня скворца». Для этого старшие дети способом обрывания создадут изображение скворца. С младшими детьми мы выполним  скворечники. (Уточнить с ними его форму, расположение и форму входного отверстия.)

Работа детей. (Музыкальное сопровождение – пение птиц).

Младшие наклеивают скворечники. Давайте  вспомнить, из каких геометрических фигур состоит скворечник. Сначала мы с вами приклеим шест, затем прямоугольник – это наш домик, крыша и отверстие. Вот наш скворечник готов. (Дети уходят с помвоспитателя).

Старшие обрывают изображение скворца.

 - Милый скворушка – скворец! Прилетай же, наконец! Для тебя мы дом построили – не скворечня, а дворец!

Птиц  наклеиваем на общий лист, на котором нарисовано дерево.

Выставить работы детей на стенде.

Ох, как трудно будет выбрать лучший вариант! Все работы получились такими красивыми! Постройте дома с помощью взрослых много разных и красивых скворечников. Птицы будут вам благодарны!

7.Итог занятия.

О ком мы сегодня беседовали?

Как называются эти птички?

Когда они к нам прилетают?

Вам понравилось зянятие?

Вы сегодня все очень хорошо работали.

(Включить пение птиц.)

Птички благодарят вас и просятся с вами на улицу.

Возьмем их с собой?

Тогда пойдемте все одеваться на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

КОНСПЕКТ коррекционного занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Цель занятия: Уточнять и расширять знания детей о признаках весны и перелётных птицах....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по теме: "Перелетные птицы"

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя речи....

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Перелетные птицы"

Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов....