« Планируемое формирование у дошкольников обобщенных представлений о временах года»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологическое состояние нашей планеты и постоянное его ухудшение  требует от современного поколения людей понимания своей роли в сложившейся ситуации и ответственного к ней отношения. Проблемы экологического характера распространены по всему миру, на всех материках, во всех странах  и городах.

Все чаще люди сталкиваются с проблемой прогрессирующего ухудшения состояния здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

 - все связано со всем;

 - все    куда-нибудь        девается;

 - все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

 - природа знает лучше.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_ekologiya_2017.docx77.76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра педагогики и педагогического образования

Контрольная работа по курсу: «Теория и технология экологического образования»

Тема: « Планируемое формирование у дошкольников обобщенных представлений о временах года»

Направление подготовки                Педагогическое образование

Профиль                                        Дошкольное образование

Выполнил студент группы 4345__________________Н.А.Кашкина

Проверила                               ____________________  О. Л. Егорова

   

Рязань  2017

План

1.Введение……………………………………………………………………..3

2.Экологическое воспитание дошкольников, его цели и задачи…………..5

3.Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях……………………8

4.Методы ознакомления детей с сезонными изменениями………………..12

5.Диагности уровня развития сформированности обобщенных знаний о временах года у детей старшего дошкольного возраста……………………14

6.Планируемое формирование обобщенных представлений о временах года у детей 5-6 лет …………………………………………………………………...19

7.Заключение……………………………………………………………………21

8. Список использованных источников……………………………………….23

9.Приложения

Введение

Экологическое состояние нашей планеты и постоянное его ухудшение  требует от современного поколения людей понимания своей роли в сложившейся ситуации и ответственного к ней отношения. Проблемы экологического характера распространены по всему миру, на всех материках, во всех странах  и городах.

Все чаще люди сталкиваются с проблемой прогрессирующего ухудшения состояния здоровья взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать.

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

 - все связано со всем;

 - все    куда-нибудь        девается;

 - все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

 - природа знает лучше.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

 

 


Экологическое воспитание дошкольников, его цели и задачи

В педагогической литературе содержание понятия «экологическое воспитание» трактуется по-разному.

Так, А.А.Вербицкий утверждает, что под экологическим воспитанием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим воспитанием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни [4, с.35].

В.А.Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения [6, с.112].

Б.Т.Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы [3, с.203].

Рассматривая понятие «Экологическое воспитание», можно выделить два аспекта: экологическое сознание, экологическое поведение. Экологическое сознание формируется в основном в детском возрасте, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется на протяжении всей жизни, и не на занятиях, а в нерегламентированной деятельности экологической направленности.

В системе экологического образования большое значение имеет первое звено – детский сад. Дети очень восприимчивы, с трепетом воспринимают всю преподносимую им информацию,  легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Экологическое воспитание считается сравнительно недавним направлением в дошкольной педагогике, оно появилось в середине 90-х гг. ХХ в. и в настоящий момент проходит этап становления.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе [2, с.21].

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

- экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;

- обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

В своих работах И.Д.Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии следующих элементов:

- система знаний о взаимодействии общества и природы;

- ценностные экологические ориентации;

- система норм и правил отношения к природе;

-умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры [2, с.33].

Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи экологического образования в дошкольном учреждении – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. По мнению С.А.Суркиной, они сводятся к следующему:

 - создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

- систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;

- выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя [2, с.49].

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Задачи и содержание знаний о сезонных изменениях

Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое и познается новое и еще более интересное. Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. К ним относятся и изменения времен года.

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и во второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее.

Педагог учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).[4, 56 c]

В средней группе представления детей о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.[4,58 c]

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.[4,63 c]

Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

         В умеренных широтах выражены закономерная повторяемость и последовательность времен года. Смена времен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.

Поэтому изменяются высота Солнца над горизонтом, угол падения солнечных лучей на Землю, количество поступающей солнечной радиации. Положение Земли на орбите определяет наступление астрономических времен года. Однако астрономические сроки времен года не совпадают со сроками периодических изменений погоды и живой природы.

Например, лето начинается у нас не 22 июня, с началом астрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньше этого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять во внимание, кроме астрономических, другие показатели времен года.

Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений. [7,5 c]

Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада.

Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам - защитить сады от губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить сроки борьбы с вредителями культурных растений.

Очень большое внимание уделяется вопросу изменения времен года в дошкольном возрасте, ведь при наличии знаний о закономерностях того или иного времени года,  ребенок научится видеть красоту и пользу в каждом из них.

Методы ознакомления  детей с сезонными изменениями в природе

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (групповая форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально для наибольшей концентрации внимания детей за объектом наблюдения. Так же методы и приемы обучения детей могут быть совершенно разными.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются самые разнообразые методы. [2,38 c]

К наглядным методам, используемым при ознакомлении детей с природой, относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. [2, 41 c]

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. [2,42 c]

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их.[2, 43 c] Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. 

Диагностика уровня развития сформированности обобщенных знаний о временах года у детей старшего дошкольного возраста

Изучение проходило в рамках констатирующего эксперимента с марта по апрель 2017 года на базе МБДОУ «Детский сад № 48» по адресу: пос. Мехзавода., д. 35А. Для эксперимента была взята старшая группа (дети 5-6 лет) состоящая из 13 человек( список см. в приложении 1). Цель эксперимента: выявление уровня сформированности представлений о временах года .

Обследование проводилось по методике разработаной на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, и адаптированной нами согласно целям работы.[5,39 c] За основу взяты требования программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Инструкция: Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам.

Вопросы:

1.Какое это время года? 

2. Какое время года тебе больше нравится? 

3.  Назови время года которое наступит после твоего любимого времени года ?

4.Почему деревья так выглядят?

5. Когда это бывает ?

Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

Деревья покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

6. Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Уровни сформированности знаний о временах года оцениваются по следующим критериям:

- знание названий времен года(зима, весна, лето, осень);

- умение идентифицировать время года по иллюстрации/описанию;

- знание последовательности времен года(зима, весна, лето, осень);

- знание одежды людей по сезонам.

По каждому из названных признаков выполнение задания ребенком может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Критерии по которым оценивается выполнение задания

1 признак: знание названий времен года(зима, весна, лето, осень);

2 балла – ребенок называет все времена года правильно.

1 балл – ребенок называет правильно не менее двух времен года.

0 баллов – ребенок называет правильно менее двух времен года(1-0).

2 признак : умение идентифицировать время года по иллюстрации/описанию;

2 балла- Ребенок может идентифицировать все времена года по иллюстрации/описанию.

1 балл- Ребенок идентифицирует 2-1 время года.

0 баллов- не выполняет задание.

3 признак: знание последовательности времен года(зима, весна, лето, осень);

2 балла- Знает и может рассказать отличия  всех времен года друг от друга.

1 балл- Ребенок затрудняется, говорит частично неверно.

0 баллов- ребенок не может выполнить задание.

4 признак: знание одежды людей по сезонам.

2 балла- Ребенок может рассказать об одежде людей в различные сезоны.

1 балл- Ребенок частично ошибается.

0 баллов- не выполняет задание.

Характеристика уровней сформированности понятий о форме у детей среднего дошкольного возраста.

  1. Высокий уровень (10 – 12 баллов). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравиться больше и почему. Называет правильную последовательность времен года. Ребенок правильно узнает время года по иллюстрации с одеждой.
  2. Средний уровень (8-9 баллов). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему ?» отвечает односложно. Не всегда правильно узнает время года по иллюстрации с одеждой.
  3. Низкий уровень (1 - 7балл). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. Не узнает время года по иллюстрации с одеждой.

Результаты диагностики по методике разработаной на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, и адаптированной нами согласно целям работы можно увидеть в таблице в Приложении 2.

        В ходе обследования детей выяснили, что многие дети имеют недостаточный уровень сформированности обобщенных знаний о временах года. Некоторые дети не смогли узнать времена года по описанию, так же многие не справились с заданием узнать время года по иллюстрации с одеждой, путая в основном весну и осень.

     Многие дети, отвечая на вопросы, не проявляли никакого творчества, отвечали односложно.

Высокий уровень сформированности представлений о временах года показали 31% детей(4 ребенка)-Глеб П., Миша Л., Даша Т., Ангелина Ш. Такие дети отвечали на вопросы полно, имели хорошее представление об особенностях времен года, о труде людей в разные времена года, с легкостью угадывали одежду, соответствующую каждому времени года. Так же дети очень красочно описывали любимое время года, и обосновывали свой ответ.

Средний уровень сформированности представлений о временах года показали 38% детей(5 детей) – Соня Ш., Паша З., Даша Ф., Тимофей Д., Ольга П. Дети отвечали на вопросы с некоторыми ошибками, не давали полных красочных ответов. Однако, большая часть ответов на вопросы была правильной.

Низкий уровень сформированности представлений о временах года показали 31% детей(4 ребенка)- Маша А., Эльдар М., Илья Г., Ульяна Д. Дети не смогли правильно ответить на большинство вопросов, отвечали неохотно и односложно. На вопрос о любимом времени года называли только название времени года, не сопровождая свой рассказ описанием и обоснованием своего выбора. Плохо знают последовательность времен года, особенности каждого.

Уровни сформированости обобщенных представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста.                             Табл.1.

                            Группа

Уровни

Количество детей

%

1

4

31

2

5

38

3

4

31

Таким образом было выявлено что у детей недостаточно сформированно обобщенных знаний о временах года , вследствии чего недостаточна скорость выполнения заданий, что диктует необходимость проведения специальной работы по формированию этого навыка.

Планируемое формирование обобщенных представлений о временах года у детей 5-6 лет.

Цель формирующего этапа: формирование и закрепление обобщенных представлений о временах года в процессе экологического воспитания.

          Работа с детьми осуществлялась по программе  "От рождения до школы"под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В основу работы по формированию представлений о временах года  в процессе экологического воспитания были взяты методики С. Н. Николаевой[5,13 c], Л.В Кокуевой[8,89 c].  

Формы работы:

1.Занятия:

- Экологическое воспитание ( частота проведения – 2 раза в месяц; место проведения – помещение группы, участок на территории ДОУ).

2.Беседы:

- на занятиях по экологическому воспитанию, после прочтения художественной литературы о природе и окружающем мире. (частота проведения – 2 раза в месяц; место проведения – помещение группы)

- в начале занятий по экологическому воспитанию, об экологии, многообразии живого и неживого на Земле, о свойствах природы и природных явлений и т.д. (частота проведения – 2 раза в месяц; место проведения – помещение группы, участок  на территории ДОУ)

3.Экскурсии (частота проведения – 1 раз в месяц; место проведения – территория ДОУ)

В работе по формированию обобщенных представлений о временах года использовались такие методы и приемы:

- Наглядные: рассматривание иллюстраций, объектов живой и неживой природы, просмотр презентаций, мультфильмов на экологические темы.

- Словесные: чтение художественной литературы о временах года, беседа, вопросы к детям, подсказ, поощрение, обобщение воспитателем, обьяснение.

- Практические: дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, словесные игры, изготовление поделок и простых предметов с экологической тематикой (кормушки для птиц и т.д.)

Работа по формированию обобщенных представлений о временах года   проходила в три этапа:

1 этап – подготовительный: отобраны литературные произведения, разработан перспективный план (Приложение ), создана предметно развивающая среда, проведены пробные занятия и беседы.

2 этап – реализация разработанного перспективного плана формированию обобщенных представлений о временах года у детей 5-6  лет в процессе экологического воспитания.

3 этап – обобщающий: проведение итогового мероприятия с детьми, разработка рекомендаций для родителей.

Заключение

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Экологическое образование дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы .

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Список использованных источников

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973, 256 с.
  2. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
  3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях : информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры/Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с
  4. Каменева Л.А, Кондратьева Н.Н. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: М54 Учебн. пособие для пед.училищ по специальности «Дошкольное воспитание»; Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.
  7. Суркина С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в деятельности дошкольного образовательного учреждения:Учебно-методическое пособие. – М., 2005. – 68 с.
  8. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.:АРКТИ, 2005. – 248с.

                                                                                          Приложение 1

Сведения о детях старшей группы

Имя и Фамилия

Возраст

Пол

1.

Соня Ш.

5л. 6м

ж

2.

Маша А.

5л. 2м

ж

3.

Глеб П.

5л. 3м

м

4.

Паша З.

5л.8м

м

5.

Даша Ф.

5л.4м

ж

6.

Миша Л.

5л.6м

м

7.

Эльдар М.

5л.3м

м

8.

Тимофей Д.

5л.11м

м

9.

Даша Т.

5л 8м

ж

10.

          Ангелина Ш.

5л 5м

ж

11.

Илья Г.

5л 11м

м

12.

Ульяна Д.

5л 7 м

ж

13.

Ольга П.

5л 10м

ж

                                                                                      Приложение 2

Сводная таблица ответов детей по заданиям методики разработаной на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, и адаптированной нами согласно целям работы.

№№

Ф.И. ребенка

Критерии

И

Т

О

Г

Т

О

Г

О

У

Р

О

В

Е

Н

Ь

В

Е

Н

Ь

- знание названий времен года(зима, весна, лето, осень);

- знание последовательности времен года(зима, весна, лето, осень;)

- умение идентифицировать время года по иллюстрации/описанию

- знание одежды людей по сезонам

задания

1

2

3

4

5

6

11

Соня Ш.

1

2

1

1

2

2

89

III

22

Маша А.

1

0

0

1

0

0

12

IIII

33

Глеб П.

2

2

2

1

2

2

111

II

44

Паша З.

2

2

1

1

1

1

18

III

55

Даша Ф.

2

2

2

1

1

1

99

III

66

Миша Л.

2

2

2

2

2

2

112

II

77

Эльдар М.

1

0

0

1

1

1

14

IIII

88

Тимофей Д.

2

2

1

1

1

2

19

III

99

Даша Т

2

2

2

1

2

2

111

II

110

Ангелина Ш

2

2

2

2

2

2

112

II

111

 Илья Г.

1

1

0

0

0

2

44

IIII

112

Ульяна Д.

1

0

1

1

0

0

63

IIII

113

Ольга П.

2

1

2

1

1

2

99

III

                                                                             Приложение 3

План – сетка занятий с 01.04.2017г по 31. 05.2017г.

Тема занятий

Дата

Часы

1

Апрель. Весна Идет.

3.04

25 м

2

Апрельские затеи

10. 04.

25 м.

3

Весенняя лужа

 17.04

25 м.

4

В дни зеленой весны

24. 04.

25 м.

5

Путешествие по весеннему лесу

8. 05.

25 м.

6

В саду и на огороде

15. 05.

25 м.

7

Предлетье

22.05

25 м.

8

Итоговое занятие «Весна»

29.05.

25 м.

Приложение 4

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой «Апрель.Весна идет»

в старшей группе

Вид деятельности: Ознакомление с природой

 Тема: «Весна идёт»

 Программные задачи:

Образовательная область «Познание»:

Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы и т.д.)

 Образовательная область «Коммуникация»

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира;

развитие лексико-грамматического строя речи - подбор глаголов - действий к заданному слову по теме «Весна»

Воспитывать отзывчивость, любовь и уважение к природе,

на основе слушания музыкальных произведений через восприятие классической музыки.

 Физическая культура: развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом.

 Оборудование:

Демонстрационный материал: телевизор, ноутбук,  фотографии, письмо от «сороки», магнитофон.

Раздаточный материал: счетные палочки.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций,  беседы на темы: «Времена года», «Птицы», «признаки весны», д/и: «Когда это бывает?», «Зимующая или перелетная?», «Назови птицу», «Чей детеныш?»

наблюдения в природе, чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Четыре художника», «Еж», И. Соколов-Микитов «У старой сосны», «Медвежья семья», Д. Зуев «Лесной тропой»; загадки о природе.

 Словарная работа:  проталины, первоцветы, скворечник

 Ход  НОД

Воспитатель:     Дети, сегодня утром почтальон принёс мне письмо. Оно адресовано вам. Давайте прочтём, что здесь написано:

Здравствуйте. Я давно уже здесь. Но в городе, где много домов, дорог и машин, вы меня почти не видите. Я предлагаю вам, отправиться в лес на прогулку и познакомиться со мной поближе, чтобы лучше меня узнать.

                                                                                                              Весна

 Дети вы хотите узнать о весне ещё больше и прогуляться по весеннему лесу?

Тогда становитесь друг за другом.

Речь с движением:

«По тропинке в лес пойдем…»

 

По тропинке в лес пойдем,                      (Дети шагают)

 

         Лужу мимо обойдем,   (Обходят воображаемую лужу)

 

         Перепрыгнем ручеек,  (Перепрыгивают через «ручеек»)

 

И присядем на пенек                                (Дети приседают)

 

Мы налево поглядим,                              (Смотрят налево)

 

И на направо поглядим,                          (Смотрят направо)

 

К солнцу руки поднимаем                      (Поднимают руки вверх)

 

Чистый воздух мы вдыхаем                    (Дышим носом)

 

Ах, какая красота!!!                                 (Удивляются, разводят руки в  сторону)        

Мы веселые друзья!!!

Воспитатель:  Вот мы с вами и попали на лесную опушку.

Ой, сколько здесь пенёчков! Садитесь, пожалуйста, давайте отдохнём. Слайд

Воспитатель: Скажите, дети, а какое сейчас время года?  (Весна).

В лесу лежит снег.  Я думаю это зима. Слайд

А здесь я вижу цветы. Может быть это лето? Докажите мне, что сейчас весна. Назовите весенние признаки.

(Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки).

Воспитатель:

А какой весенний месяц сейчас идёт? (Апрель).

Правильно, апрель – это середина весны, второй весенний месяц. А перед ним был месяц март. Слайд.

На какое время года он похож? ( На зиму).

Почему? ( Снега ещё много, солнышко пригревает, но не так сильно).

А после апреля наступает май. Слайд

Посмотрите, а на какое время года похож май? (На лето).

Почему? ( Уже зазеленела травка, расцвели цветы, появились листочки, выползли насекомые).

Молодцы. Действительно, март наступает сразу после зимы, поэтому и сохраняет ещё зимние признаки, а после мая наступает настоящее жаркое лето.

А вот апрель сочетает в себе признаки и зимы и лета сразу, Слайд  потому-то мы и видим здесь и снег, и первые цветочки.

Но солнышко уже сильнее греет и птички начинают радостно петь.

Ребята, отгадайте загадку, про одну такую птичку – пивичку. Слайд

Маленькая птичка –

Просто невеличка.

Синенькое горлышко,

А сама, как солнышко.

(Синичка)

А синичка улетала от нас на зиму? (Нет)

Но зимой она пела не так звонко и радостно.

Давайте послушаем весеннюю песню синички. Запись

На какие слова похожа её песенка? (Приди, приди. Скорей, скорей.)

Как вы думаете, что синичка торопит? (Весну, тепло, солнышко)

Так синичка поёт только весной.

Ребята, а отгадайте ещё загадку. Слайд

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Почему в народе говорят: «Грач весну открывает?» Какие птицы еще возвращаются из теплых стран вслед за грачами? (ответы детей)

А почему птички улетают от нас (ответы детей)

Правильно, это понятно. Но зачем птички прилетают обратно? Ведь в тех краях, куда они улетели и сейчас тоже лето. Слайд

Зачем же они преодолевают такой сложный путь, летя через горы, через моря, над полями и городами многие дни. (Ответы детей)

 Да, ребята, а вот Полина знает об этом очень интересное стихотворение и сейчас нам расскажет. Слайд

Вот, так, даже птичкам дорога своя Родина. Только здесь они выводят птенцов, а значит…. (строят для них гнёзда)

А вот есть такая птичка, домик которой помогают строить люди.

Отгадайте загадку Слайд

На шесте – дворец,

Во дворе -  певец,

А зовут его -… (Скворец).

Как называется домик у скворца? Слайд 

Давайте и мы построим уютный домик для скворцов.

(делают скворечник из счётных палочек)

Молодцы ребята, теперь вы знаете, как делают скворечники, и дома попросите папу и маму сделать скворечник настоящий.

Воспитатель:

А сейчас мы с вами выйдем на солнечную полянку. Раз она солнечная, то и снег на ней как тает? (Быстро.) Значит, на земле появляются проталинки, а на проталинах какого весеннего гостя  вы видите? (Подснежник.) Слайд 

Дети, а может, мы с вами наберём букет подснежников здесь на поляне? (Да.)

Нет. Подснежники в лесу срывать нельзя. Они занесены в « Красную книгу».

Пусть растут и радуют нас. А я для вас приготовила вот такие подснежники (искусственные цветы). Они тоже красивые и природу губить не надо.

Воспитатель: Весна вызывает у нас сильные, светлые чувства. Вот композитор Фредерик Шопен отразил свои впечатления в музыке под названием «Весенний вальс». Сейчас мы его послушаем. Раз это вальс, что под него можно делать? (Танцевать).

Воспитатель: Что вы услышали в этой музыке? (Дети коротко делятся впечатлениями).

А теперь давайте поиграем в игру.

Игра. Отвечай бистро.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

Я буду бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.

-после зимы наступает …

-весной ручьи ….

- весной травка…

- весной солнце …

-весной птицы…

--перелетные птицы…(ответы нескольких детей)

--весенние месяцы…(ответы нескольких детей)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Речь с движением.

Ну что ребята, вам понравилась наша прогулка в лес.

Мы много узнали о весне, познакомились с ней поближе.

Ребята, а какое у вас настроение после нашей прогулки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в весенний лес".

Цель: обобщить знания детей об особенностях природы;

Задачи:

Образовательная:

 -Закреплять знания о сезонных изменениях в природе весной;

-называть приметы весны

Развивающая:

-развивать словарный запас  у воспитанников;

-развивать любознательность, познавательную мотивацию

-развитие воображения и творческой активности;

Воспитательная:

-воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе;

-воспитывать дружеские взаимоотношения  детей в совместной деятельности;

 Материалы и оборудование: презентация «Весна пришла» д/и « Собери подснежник»  аудиозаписи голосов птиц и капели, проектор, снег, салфетки (на каждого ребенка), скворечник.

Колокольчики, цветные карандаши, бумага, магнитная доска.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические

Форма организации:

Занятие познавательно-исследовательской деятельностью

Длительность: 25минут

Ход занятия:

В начале на экране появляется видеоролик  «Пробуждение весны»

Дети становятся  в круг и проговаривают слова:

Утро начинается

Природа пробуждается,

Друг на друга поглядим,

О весне поговорим,

что весна нам принесла,

Как идут ее дела?

Входит воспитатель в костюме весны.

Весна: Я пришла весна-красна, радость, солнце принесла. 
Позову я птиц назад, каждый зверь мне будет рад!                                                                                     

Ребята,скажите, а чем пахнет весна? (ручейками, листочками, подснежниками, весенней капелью)

А вы знаете приметы весны? Давайте поиграем в игру:

 Д/игра «Подбери словечко».

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Это… (подснежники, ландыши).

Правильно ребята, это всё приметы весны, а вы хотели бы  понаблюдать  за приметами весны в лесу.(да)

-Тогда закрывайте глаза и отправимся в лес. (дети закрывают глаза, весна звенит колокольчиком) Ну вот , открывайте глаза, мы уже в лесу.

А как вы думаете, здесь уже наступила весна? А как вы это определили?(ответы детей)

Посмотрите, тут видны проталины, а на ней какие – то цветы, что это за цветы? (подснежники)

Ребята,  я весна – волшебница приготовила для вас сюрприз. Подходите, подходите и подснежник соберите. (дети собирают подснежники из частей) -на экране иллюстрация подснежников.

Воспитатель обращает внимание детей на экран:

А давайте нарвем в лесу большую охапку цветов и увезем их в детский сад.  (ответы детей)

-Ребята, а что случиться если все будут рвать цветы?

 (цветы подснежники занесены в красную книгу, можете только любоваться их красотой). 

Ребята, что- то холодно стало в лесу, погреться бы, давайте наломаем веток, разведем костер и будем греться.

А почему нельзя разводить костер? Мне так хочется погреться.

 Тогда сыграем в игру: «огонь, вода, воздух, земля»

Ну, вот и согрелись.

- А вдруг другие дети не знают, что нельзя рвать цветы, разводить костры. Давайте нарисуем запрещающие знаки, а потом разместим их в лесу.(дети рисуют запрещающие знаки в команде по 5 человек и размещают на магнитной доске)

(во время рисования звучит весенняя мелодия)

Ребята, мы с вами уже знаем, что весной день прибавляется, солнце светит дольше  и греет с каждым днем сильней.  А что происходит со снегом?

Давайте попробуем это узнать: (взять в ладонь снег и показать, как он тает от  тепла руки, дать детям на ладонь, так тает и от весеннего солнца)

Снег тает, превращаясь в воду, а вода стекает в  реки и озера.

Ребята взгляните, видите здесь скворечник. Оказывается здесь хранятся приметы старика – лесника. (достаю приметы)

- в марте облака плывут быстро и высоко.

- если в марте вода не течет, в апреле трава не растет.

- в марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Молодцы, А я для вас приготовила игру посложнее. Называется она: «четвертый лишний».

- март, апрель, январь, май. Что лишнее? (январь)

- медвежонок, лисенок, теленок, зайчонок. (теленок)

- снегопад, капель, дождик, ветер. (снегопад)

Игра «Узнай шум». - Ну а теперь если мы так хорошо знаем весну и её приметы, то может быть отгадаем на слух какие звуки, шумы сейчас прозвучат? Демонстрация шумов ручья, пения птиц..

Ребята, а что вы хотели бы подарить весеннему лесу? Песню: «солнечная капель».

(звучит музыка, в руках колокольчики)

Ну вот  прозвучали наши колокольчики и мы вернулись домой. А что же мы узнали о весне?

Ребенок:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит ручей сверкая,

Значит, к нам пришла весна.

Если солнце разрумянит

Наши щеки до красна,

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна!

. подведение итогов– рефлексии(с использованием солнышко и тучки),

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вам запомнилось?

А что вас порадовало?

Что было интересного?

А меня порадовало то, что вы можете беречь природу и научите этому других.

Конспект НОД «Весна» в старшей группе.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
- Повторить с детьми названия весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха);
- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
- Упражнять умение работать коллективно в нетрадиционной технике, используя аппликацию;
- Вызвать у детей положительные впечатления от проделанной деятельности.
Материалы и оборудование:
- Стенгазета «Весна»;
- Иллюстрации весенних цветов (ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик, нарцисс, мать – и - мачеха);
-Разрезные картинки весенние цветы;
-Кубики «Сложи узор» Никитина;
-Бумажные салфетки зеленого и желтого цвета, клей, кисти, салфетки на каждого ребенка, ватман.
Предварительная работа:
- наблюдения в природе;
- чтение стихотворений о весне;
- рассматривание картин и иллюстраций о весне;
- заучивание пословиц о весне;
- отгадывание загадок.

Ход НОД:

Дети рассаживаются на стульчики полукругом, воспитатель читает стихотворение:
«Весна».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны. (И. Токмакова)
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о весне).
Воспитатель: Правильно, о весне.
- Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц?
Дети: Апрель.
Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?
Дети рассказывают стихотворения о весне.
Ласточка
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
(Борис Заходер)
Пришла весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!»
(Мария Пожарова)
Весна
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!
(Иван Муравейко)
Весна
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
(Екатерина Карганова)
Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мячика с песком.
Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?
- солнце светит ярко и греет;
- на солнце снег начинает таять, капель;
- появились первые проталинки на земле;
- дни длиннее, а ночи короче;
- побежали весенние ручейки;
- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах набухают почки;
-птицы прилетают с теплых стран.
Воспитатель: Молодцы!
Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего мячика – ежика.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Солнце – солнышко;
Лист – листочек;
Лужа – лужица;
Сосулька – сосулечка;
Дерево – деревце;
Капля – капелька;
Туча – тучка;
Ручей – ручеёк.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку (указывает на стенгазету «Весна»).
Сейчас я загадаю вам загадки, вы их отгадаете, и найдете здесь.


Цветик жёлто-золотистый,
Как цыплёночек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка … (мимоза)

Только за окошком
Попустил мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь -
Под моим окошком
Что звенит? (капель)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)

Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит ...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает пословицы о весне?
Дети называют пословицы:
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Потрудись весной – сытым будешь зимой.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Больше землю удобряй, будет выше урожай.
Воспитатель: Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!
Подвижная игра «Весна».
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли.
(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)
Воспитатель: Какие цветы здесь растут?
Дети по очереди показывают и называют цветы.
Воспитатель: Молодцы, все цветы вы знаете.
Делимся на две подгруппы.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Первая подгруппа. Воспитатель дает детям конверт, в нем разрезные картинки цветов.
Затем воспитатель спрашивает, какой цветок у кого получился.
Вторая подгруппа. Собирают по схеме цветы из кубиков «Собери узор» (тюльпан, мать-и-мачеха).
Воспитатель: Какие вы молодцы, теперь поменяемся заданием.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.
Пальчиковая гимнастика «Весенний цветок»
Вырос Высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.
Воспитатель: Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе изобразим «Поляну мать-и-мачехи».
Дети выполняют коллективную работу «Поляна мать-и-мачехи» в нетрадиционной технике. Каждый вырезает один цветочек из желтых салфеток и листок из зеленых салфеток. Наклеивает на «полянку» ватман.
Сюрпризный момент.
Воспитатель, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось и предлагает угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о временах года через наблюдения как основной метод ознакомления детей с природой.

Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и...

Формирование представлений о временах года

Формирование представлений о временах года с помощью метода наглядного моделирования.В данном пособии мы представляем способы формирования представления о временах года их последовательности и основны...

Формирование представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития

В данной статье представлена система работы по формированию представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития....

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы

Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста  на формирование  у детей наглядных представлений о временах года,о характеристиках и сезонных особенностях природы....