«Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду».
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лебедева Л.И.

Экологическое воспитание в детском саду-это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyst_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст  является сензитивным этапом в развитии экологической культуры человека. В данном этапе развития ребенка закладываются основы  позитивного отношения к природе, к окружающему миру. Выше сказанное ведет к формированию  экологических знаний у дошкольников, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.. 
Дошкольная ступень образования – это начальное звено в системе непрерывного экологического образования, которая ведет к формированию культуры рационального природопользования. Предлагаю вспомнить             
задачи экологического образования в детском саду:

1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе

3. Развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.

4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

 В нашем детском саду экологическое воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду- уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Знакомство детей с природой происходит и на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, в ходе экспериментирования, моделирования, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, в процессе игр – драматизаций.

   
      Система нашей работы с детьми включает:
-годовое тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности с учетом сезонных явлений;
- оснащение экологической развивающей среды (уголка природы, уголок экспериментирования, метеоплощадка, экологическая тропа);
-организация совместной развлекательной деятельности (праздники, развлечения, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
-совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Мир вокруг нас», «Волшебный мир природы», кружок «Природа и мы», акции по озеленению территории ДОУ «Посади дерево», изготовлению скворечников и кормушек для птиц «Помоги птицам» и др.);
- организация огорода на окне , выращивание зелени рассады на подоконнике;            
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
-создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
        Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов:

Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д. Здесь проводтм экологические занятия, работу в рамках проектной деятельности, занимаемся  исследованиями, экспериментированием. К сожалению по новому СанПину не разрешается содержать живые организмы в детском саду. В рамках кружковой деятельности проводим интегрированные  занятия,  занимаемся изготовлением  поделок из природного и бросового материала, изготовлением  костюмов, декораций для праздников, иллюстрированием художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваем тематические выставки детских работ.

  1. Еженедельно мы проводим экологические развлечения и праздники, музыкальные занятия с природной тематикой, экологические инсценировки с участием детей, кукольные театры экологического содержания и др. Во всех возрастных группах и в методическом кабинете ДОУ сформированы  библиотечки по экологическому воспитанию и образованию дошкольников.  Большое внимание уделяем чтению экологической художественной литературы, рассматриванию иллюстрации в книгах о природе, проведению беседы, обсуждению прочитанного, организовываем конкурсы и викторины экологического содержания.
  2. На территория детского сада организовали экологическую тропу, включающая метеоплощадка. рябина , скворечник, альпийская горка,   кустарники,  водоем, береза. хозяин тропы, гнездо аиста, клен                        огород,  дуб, лиственница, лекарственные травы, пень, сирень ,                уголок леса, липа, муравейник, цветник, луг.

 Развивая ребенка, закладывая в него любовь к природе, мы надеемся изменить будущее человечества, научив его ценить свой дом-природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»

«Мир окружающий ребенка – это преждевсего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В.А. Сухомлинский....

Система экологического образования в детском саду

Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему...

«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов)....