Развитие исследовательской активности детей
статья по окружающему миру по теме
В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст - время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательской активности детей.
В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.
В настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно нового уровня, направленная на развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно – исследовательской деятельности.
Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая, представляет ему возможность, самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходства и различия, обогащают опыт познания.
Данный вид исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Структура поисковой деятельности:
- Принятие от взрослого познавательной задачи.
- Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи.
- Непосредственно проверка выбранных способов решении и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности.
- Анализ полученных фактов и формирование выводов.
Исследовательская деятельность дошкольников требует взаимодействия со взрослыми. Взрослый может выдвинуть проблему, наметить путь и средства ее решения, а ребенок самостоятельно его осуществляет, получая необходимую поддержку и помощь.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.
Психолог П.П.Блонский писал: « Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Эксперименты надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперимент позволяет объединить все виды детской деятельности и все стороны воспитания.
Достижением первых семи лет является становление самосознания ребенка – он выделяет себя из предметного мира. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит понять его.
Наука – это увлекательно, она не обязательно подразумевает запоминание сухих фактов и формул: для того что бы заложить фундамент для своего обучения, необходимы личные наблюдения.
Эксперименты должны проводиться под надзором и с помощью взрослого. Перед началом проведения самих опытов необходимо убедиться, что ребенок понял правильные методы работы и изучил все предупреждения. В первый раз это займет у вас некоторое время, но это необходимая жертва, т.к. правильное использование материалов и оборудования является важной частью процесса обучения.
При всей кажущейся простоте вы увидите совершенно необычные явления, и это поможет в будущем понимать гораздо более сложные процессы. Ощутив своими руками и увидев собственными глазами, как подчас необычно ведут себя самые обычные предметы, вы станете более внимательно относиться к окружающему миру. Это поможет разгадать еще немало загадок, которые преподнесет вам жизнь.
Основные правила:
- Все действия должны быть осмысленными: остановитесь – подумайте – сделайте;
- Сначала прочитайте описание опыта, внимательно рассмотрите рисунки и только потом делайте.
- Старайтесь обращать внимание на любую мелочь – она может оказаться решающей.
- Фиксируйте (записывайте, зарисовывайте, фотографируйте) результаты опытов! При этом общая рекомендация взрослым : больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять.
Открытия, которые совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской активности детей
Статья "Развитие исследовательской активности детей" Исследовательская активность детей Маленький ребенок сегодня не такой как был вчера. Но все дети по-прежнему любят все исследовать. Они ...

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить выделять проблему.Развивать мышление, творчес...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская ситуация на тему "Впитываемость различных материалов"....

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...
Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...

