Развитие исследовательской активности детей
статья по окружающему миру по теме

Туманова Наталья Викторовна

В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст - время, когда в ребенке закладываются базовые  способности познания, общения и деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._razvitie_issledovatelskoy_aktivnosti.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  исследовательской активности детей.

                 В мировой  практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского  поведения и познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

В настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно нового уровня, направленная на развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно – исследовательской деятельности.

Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая, представляет ему возможность, самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?».  В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходства и различия, обогащают опыт познания.

  Данный вид исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Структура поисковой деятельности:

  • Принятие от взрослого познавательной задачи.
  • Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи.
  • Непосредственно проверка выбранных способов решении и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности.
  • Анализ полученных фактов и формирование выводов.

Исследовательская деятельность дошкольников требует взаимодействия со взрослыми. Взрослый может выдвинуть проблему, наметить путь и средства ее решения, а ребенок самостоятельно его осуществляет, получая необходимую поддержку и помощь.

        

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

        Психолог П.П.Блонский писал: « Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Эксперименты надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперимент позволяет объединить все виды детской деятельности и все стороны воспитания.

        Достижением первых семи лет является становление самосознания ребенка – он выделяет себя из предметного мира. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит понять его.

Наука – это увлекательно, она не обязательно подразумевает запоминание сухих фактов и формул: для того что бы заложить фундамент для своего обучения, необходимы личные наблюдения.

 Эксперименты должны проводиться под надзором и с помощью взрослого.   Перед началом проведения самих опытов необходимо убедиться, что ребенок понял правильные методы работы и изучил все предупреждения. В первый раз это займет у вас некоторое время, но это необходимая жертва, т.к. правильное использование материалов и оборудования является важной частью  процесса обучения.

При всей кажущейся простоте вы увидите совершенно необычные явления, и это поможет в будущем понимать гораздо более сложные процессы. Ощутив своими руками и увидев собственными глазами, как подчас необычно ведут себя самые обычные  предметы, вы станете более внимательно относиться к окружающему миру. Это поможет разгадать еще немало загадок, которые преподнесет вам жизнь.

Основные правила:

  • Все действия должны быть осмысленными: остановитесь – подумайте – сделайте;
  • Сначала прочитайте описание опыта, внимательно рассмотрите рисунки и только потом делайте.
  • Старайтесь обращать внимание на любую мелочь – она может оказаться решающей.
  • Фиксируйте (записывайте, зарисовывайте, фотографируйте) результаты опытов!  При этом общая рекомендация взрослым : больше слушать, чем говорить, больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять.

Открытия, которые совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской активности детей

Статья "Развитие исследовательской активности детей" Исследовательская активность детей Маленький ребенок сегодня не такой как был вчера. Но все дети по-прежнему любят все исследовать. Они ...

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал  личности ребёнка. Учить  выделять проблему.Развивать мышление, творчес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская ситуация на тему "Впитываемость различных материалов"....

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...