Развитие исследовательской активности детей
статья (средняя группа) по теме

Клепач Лариса Ивановна

 

Статья "Развитие исследовательской активности детей" 

Исследовательская активность детей

Маленький ребенок сегодня не такой как был вчера. Но все дети по-прежнему любят все исследовать. Они с огромным удовольствием будут вести раскопки, будут пытаться что-то разобрать, раскрутить…. Задача взрослого понять мотивы поведения малыша, поддержать его стремления. Дать возможность самостоятельно действовать и когда необходимо совместно обсуждать и делать выводы. Такая позиция позволит ребенку без страха на ошибку познавать окружающий мир и получать удовольствие и от процесса познания и от полученного результата.

Предлагаю вашем вниманию маленький очерк о том, как мы с ребятами занимались исследовательской работой на основе художественного произведения. Очень интересную деятельность можно осуществить знакомя детей с рассказом Л.Н. Толстого "Галка хотела пить."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no2.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской
активности детей в процессе
решения проблемных задач и
экспериментальной деятельности.

Введение.

Маленький ребенок сегодня не такой как был вчера. Но все дети по-прежнему любят все исследовать. Они с огромным удовольствием будут вести раскопки, будут пытаться что-то разобрать, раскрутить…. Задача взрослого понять мотивы поведения малыша, поддержать его стремления. Дать возможность самостоятельно действовать и когда необходимо совместно обсуждать и делать выводы. Такая позиция позволит ребенку без страха на ошибку познавать окружающий мир и получать удовольствие и от процесса познания и от полученного результата.

Практическая часть.

Исследовательская деятельность на художественно-словесном материале.

Цель:

Развитие у детей любознательности и творческого мышления.

Формирование мотивации для развития исследовательского поведения.

Освоение детьми простейших зависимостей и закономерностей.

Задачи:

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с литературой, которая отражает  проявление познавательной деятельности.

Развитие творческого мышления и креативности.

Развитие детской любознательности.

Материал:

Рассказ Л.Н. Толстого «Галка хотела пить», кувшин с водой, стаканы одноразовые среднего размера по количеству детей, камешки, веточки, трубочки, фломастеры красного и синего цвета.

Ход занятия:

Дети привыкли к тому что, на занятиях мы играем, что-то интересное делаем. Поэтому когда я пригласила их к столу, накрытому большим платком, все с любопытством устремились туда.

 Самые непоседливые и нетерпеливые стали заглядывать под ткань. Глаза горели у всех. Я открыла таинственный стол и ребята смогли рассмотреть и потрогать все, что я приготовила: камешки, стаканчики, трубочки,  жидкость в кувшине, и сразу стали обсуждать: «О, это вода!», «Конечно вода», «Можно ее попить?», «Я тоже хочу пить». « Лариса Ивановна налейте нам в стаканчики воду» - попросил Ян.

«Я конечно могла бы напоить вас этой водой, но после вашего обследования это невозможно» - сказала я. Все на мгновение задумались, и Даша все расставила на свои места: «Мы же руки в ней мочили». Многие продолжили, что руки не мытые и вода уже тоже не мытая,т.е. стала грязная.

- А зачем нам тогда вода?

-Мы будем мыть камешки или ветки.

- А трубочками можно что-нибудь размешать в воде.

Некоторые не просто высказывали разные предположения, но и действительно уже болтали в кувшине ветками и трубочками. И только, когда интерес и активность пошли на спад, и дети стали настойчиво спрашивать, что мы будем делать, я предложила взять стульчики и сесть поближе к столу. Ребята в одну секунду уже сидели затаив дыхание.

И я начала. Однажды известный писатель Лев Николаевич Толстой подсмотрел этот сюжет возле дома и написал интересный рассказ «Галка хотела пить». Я хочу познакомить вас с этой историей. Дети были заинтригованы.



Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она…(на этом месте я остановилась)


- А сейчас я предлагаю вам подумать, что стала делать галка.

- Галка стала стучать клювом и сделала дырочку и попила воду.

- Точно!

- А кувшин может и разбиться. Да? Лариса Ивановна.- как бы прося поддержки сказал Августин.- Тогда совсем не попьешь.

(Все опять оживились, и разобрать, что-либо было тяжело)

- Ребята давайте говорить по очереди. Августин сказал, что если кувшин разобьется, то галка так и не сможет напиться.

- Но немножко может и попьет главное, что бы не порезалась об осколки.

- А может она через трубочку попьет, как мы?

- А как?

- Возьмет трубочку в клюв и вставит в кувшин.

Идея Даши понравилась всем. Кое-кто все-таки сомневался, умеет ли галка пить из трубочки. Я предложила послушать, что было дальше в рассказе.

_______________________________

…Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

________________________________

- А как это? – спросил Толя.

Я предложила ребятам самим побыть галкой и проделать все ее действия. Дети взяли по стаканчику, я налила в него воду. Уровень воды мы отметили на стакане синим фломастером. Ребята стали бросать камешки и вода постепенно поднималась. У самых быстрых вода уже проливалась на стол. Детской радости не было конца. Мы отметили на стаканчиках уровень воды на последнем этапе. Это было настоящее открытие.

- Ну, и умная галка!

- Я дома так сделаю.

- А можно я стаканчик домой возьму?

- И я!

- И я!

- Конечно! – сказала я. – Но скажите, что произошло с водой?

- Она поднялась.

- Её стало больше.

- Но разве мы добавляли воду?

- Нет.

- Значит можно сказать, что её осталось столько же?

- Нет не столько. Намного больше. Галка же может сейчас пить воду.

- Ааа! Я понял! Камешек в стакане толкает воду наверх.

- Действительно. Камешек, попадая в воду, вытесняет её и она поднимается.

Возможно, не все ребята поняли сразу суть эксперимента. Но каждый для себя сделал открытие, которое ещё будет удивлять его не один раз. После этого эксперимента ребята рисовали галку, кувшин, камешки - то есть то, что их затронуло. Потом мы обсуждали с ребятами, какая из птиц смогла бы выпить воду из кувшина, не кидая туда камешки. Дети называли журавля, цаплю, гуся. Некоторые дети из рассказов родителей дома проводили такой же эксперимент. А в группе, на память, остались их пересказы рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал  личности ребёнка. Учить  выделять проблему.Развивать мышление, творчес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская ситуация на тему "Впитываемость различных материалов"....

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...