Конспект ООД по познанию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ТЕМА: «Во саду ли, в огороде выросла картошка»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Во саду ли, в огороде выросла картошка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познанию в подготовительной группе

ТЕМА: «Во саду ли, в огороде выросла картошка»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Во саду ли, в огороде выросла картошка».

 Задачи:

  1. создать условия для закрепления у детей  исторических сведений о картофеле (дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания).
  2. создать условия для уточнения и пополнения знаний детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
  3. создать условия для обогащения и систематизирования знаний детей о картофеле.
  4. создать условия для развития способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
  5. создать условия для воспитания гуманного отношения ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания, интереса и уважения к народным традициям.

Методы и приемы: Вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, опытов, использование стихотворных форм, загадок,  физминутка – игра, релаксация, игровая ситуация.

 

Этапы

Оборудование материалы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

  1. Организационный

  1. Основная часть

  1. Заключительная часть

Изображение клубней картофеля разных сортов

Мяч

Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады

Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. А чтобы много узнать,  надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.

Друзья, мы пригласили вас,

Чтобы рассказать сейчас

О чуде-пище не простой,

Которая, так вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?  

Правильно о картошке.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы будем говорить о картофеле.

Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик.  Как он помогает?

Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Пётр I)  Как его использовали, в качестве чего?  (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты).

Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.

Игра с мячом «Отгадай загадку»

Пришло время отгадывать загадки.

Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину …….. (картошка)

Что копали  из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвалили?

 

И зелен и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом картошка

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Это чудо плод

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует картошка.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А когда копать пошли,

Сразу десять вдруг нашли.

А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?

А теперь физминутка:

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились, разогнулись,

Вдох и выдох - улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Воспитатель и дети переходят к столику,   где находиться фотоотчёт с огорода.

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).

А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.

Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы.

Какого он цвета? А какой он формы, Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

Картофель, какой на ощупь, Что есть у картофеля? Правильно есть выемки.

Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!

А теперь пройдём в нашу лабораторию, занимайте свои места за столом, только тихо. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения. Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель -очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие - нибудь блюда из картофеля? Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.

Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы,  из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле? А как вы думаете, для чего нужен крахмал? Правильно крахмал,  а для чего нужен крахмал, для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»

Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём.

Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.

Опытно - экспериментальная деятельность:

Натёртую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной;

Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.

Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.

Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.

Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Посмотрите,  накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит.

Что можете сказать? Отличаются или нет?

Итак, мы с вами сделали открытие,  и узнали из чего состоит картофель – из крахмала.

Итог занятия.

Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том, как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. . Спасибо вам за активную работу.

А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка. Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,  Будешь сытым целый год!

 Дети дарят друг другу улыбки и хорошее настроение.

Ответы детей.  (о картошке)

Дети рассказывают   потешку о дождике.

Дождик, лей, лей, лей,

Крупных капель не жалей!

Помоги немножко

Вырастить картошку!

Дети отгадывают загадки, заучивают.

Дети говорят пословицы и поговорки:

•Картошка да каша – еда наша.

•Картошку копать, не руками махать.

•Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

•Без труда картошка не родится никогда.

•Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Дети вместе с воспитателем проводят физминутку.

дети рассматривают фото и вспоминают, как сажали её, окучивали, пололи, и выкапывали клубни картофеля. Дети рассказывают о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады с опорой на схематические рисунки.

Ответы детей.

Ответы.

Выполняет воспитатель и дети, по желанию.

Сравнивают на ощупь две салфетки.

Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол.  Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит:  «Я».  Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.

условия для эмоционального комфорта и рабочего настроя.

условия для закрепления у детей  исторических сведений о картофеле. (Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания).

условия для уточнения и пополнения знаний детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

условия для обогащения и систематизирования знаний детей о картофеле.

условия для развития способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

условия для воспитания гуманного отношения ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания, интереса и уважения к народным традициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО "Познание" в подготовительной группе по теме "Площадь. Измерение площади"

Цель: Сформировать представление о площади фигур и сравнении фигур по площади....

Конспект НОД по познанию в подготовительной группе «Комнатные растения».

Конспект НОД по познавательному развитию (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Комнатные растения»....

Конспект досуга ОО «Познание», в подготовительной группе, с детьми и родителями. Тема: «Петушки на палочке».

Цель:• Познакомить детей с историей появления русской народной сласти –   петушка на палочке.• воспитывать любовь к родине;• формировать познавательную активность; • создавать у детей радост...

Конспект занятия ОО «Познание», в подготовительной группе. Тема: «Котята – озорные ребята».

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о семействе кошачьих;закрепить знания детей о кошке, как о домашнем животном; конкретное место обитания; назначение жизненно важных органов чувств...

Конспект НОД по познанию для подготовительной группы " Сравнение бурого и белого медведя."

Расширить представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним, с применением методов  и приёмов, направленных на формирование абстрактног...

Конспект НОД по познанию в подготовительной группе на тему "Откуда пришёл Новый Год".

Расширять представления детей об истории возникновении праздника,воспитывать уважение к традициям русского народа....