Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федорова Екатерина Витальевна

 В данном занятии используются активные методы обучения, что достаточно актуально для развивающего обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Следует отметить, что в связи с наибольшим развитием в дошкольном возрасте наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, особо значимыми являются практические методы обучения: игры, упражнения, развивающие задания, элементарные опыты, экспериментирование и моделирование,  некоторые из которых мы и применили.

Далее мы приводим более полное содержание используемых методов:

1.                  Развивающее задание «Фонарик» (автор В.А. Петровский).

В этом задании для ребенка создается ситуация аналогичная той, которая возникает для человека, попавшего в совершенно темное большое помещение и для того, чтобы что – то в нем увидеть, у него есть только фонарик. Поначалу с помощью фонарика человек видит только отдельные фрагменты, по которым он догадывается об остальных и у него складывается целостная картина этого места

Цель задания: создать условия для проявления устремленности ребенка к пониманию как «схватывании» целого – догадываться о целом по части, по детали.

Развивающая ситуация: Рисунок на листе бумаги, закрытый другим, большим листом, в котором есть «окошечко» (диаметр 1см)

Задание (инструкция): Видишь, в окошечке что – то есть. Окошечко можно двигать. Пусть там всегда что – то будет.

Запрещается говорить ребенку: Угадай, что там спрятано? (нарисовано). Как ты думаешь, что это?

После окончания действий ребенка (игры), взрослый может спросить: «Хочешь еще поиграть? Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком?

Возможные варианты рисунков: реальный сюжетный предмет, схематичный, абстрактный, геометрический; простой для понимания или сложный; контур сплошной или прерывистый; линии прямые или ветвящиеся. На листе может быть несколько отверстий, но уже меньшего диаметра.

2.                  Развивающее задание «Замаскированные фигуры» (автор В.А. Петровский).

Каждый из нас не раз выполнял такое задание, заполняя свой досуг. Подобные задании печатаются на страницах журналов. Там читателю дается прямая установка обнаружить в рисунке  «невидимые объекты». В данном случае задание предлагается иначе, потому что оно используется с несколько иной целью.

Цель задания – создать условия для развития у ребенка наблюдательности через стремление обнаружить новое в известном.

Развивающая ситуация: рисунок «Парк» или «Лес» с «невидимыми объектами»

Задание: обвести карандашом контуры фигур, которые видит, и называть их

вслух (Посмотри, обведи, назови).

Здесь запрещается  говорить ребенку: «Посмотри, кто здесь спрятался. Кто есть еще?» Эти высказывания нарушают самостоятельность действий ребенка, их использование, противоречит критерию самоценности его действий. Педагог должен обращать основное внимание на эмоциональную реакцию ребенка в момент обнаружения им самим «скрытых» фигур и на характер его действий после этого.

3.                  Ящик ощущений (автор Рыжова Н.А).

Цель задания: развивать тактильные ощущения ребенка, ассоциативное мышление.

Задание (инструкция ):

Опусти в ящик руки, нащупай что- нибудь, потрогай, но не вытаскивай наружу.

Вопрос: Как ты думаешь что – это? На что это похоже?

4.                  Метод растрепывания знаний (автор Запорожец А.В.)

Детям предлагается представить хорошо знакомое им животное в непривычном для него месте, в неожиданных условиях (верблюд в горах, медведь в пустыне, обезьяна на льдине и др.). Сначала дети теряются а потом это их увлекает, они начинают фантазировать, развивать способность актуализации – переноса знаний, диалектичность мышления.

Диалектичность мышления – это свободный полет мысли, воображения, это смелость идей. Диалектичность мышления необходимо развивать. История свидетельствует, что самыми верными, гениальными часто оказываются идеи, которые воспринимаются сначала как невороятные, фантастические. Поэтому не страшно, если предложение ребенка о способе решения задачи неверно. Не следует сразу его отвергать. Отбирая средства для реализации своего замысла, продумывая способ осуществления, ребенок со временем сам обнаружит ошибку и исправит ее. Но процесс обнаружения, осознания ошибки, если он проходит достаточно самостоятельно, не меньше, а часто и значительно больше развивает мышление малыша. Поэтому в обучении очень важно создавать атмосферу, в которой ребенок не боится ошибиться. Право ребенка на ошибку надо уважать. В момент обнаружения ребенком своей ошибки следует особенно его поддержать, восхититься им, показать свое уважение и выразить уверенность, что теперь- то он обязательно справится с задачей, потому что обнаружить и признать ошибку очень трудно.

5.                  Приемы активного слушания.

            «Пара – фраз» -  прием активного слушания, где повторяется не все высказывание (предложение) ребенка, а только последнее или наиболее важные два – три слова. Педагог может  использовать и поддерживающие высказывания, типа «Да?»  «Да!!  «Неужели?»  «Интересно!»  «Хорошо!»  «Здорово!»  «Вот как?» «Так – так» и т.п.

Исследования показывают, что активное слушание часто дает более развивающий эффект чем традиционные методики. Когда взрослый, выслушивая ребенка, не оценивает, а просто принимает его мнение, создается ситуация общения на равных: Взрослый – Взрослый. В этом случае ребенок ощущает себя интересным, значимым для взрослого, принятым. Такое отношение расковывает ребенка, стимулирует его активность, самостоятельность и смелость.

6.      Эколого - психологический тренинг «Лесной карнавал» (автор Зебзеева В)

Смотреть журнал Дошкольное воспитание № 10  1999 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lesnye_obitateli.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лесные обитатели»

Задачи:

Развивающие задачи: развивать навыки поисковой деятельности: анализ ситуации, выдвижение предложений, вариантов решения; развивать умение оценивать свою деятельность и ее результаты;

Обучающие задачи: формировать умение выделять существенные признаки, лежащие в основе понятия «Дикие животные»:

- живут в лесу;

- сами добывают пищу;

- сами устраивают жилище.

Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к объектам живой природы. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в мимике, движениях и жестах.

Речевые задачи: закреплять интерес к самостоятельному речевому творчеству, желание придумывать новые названия животным. Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Предварительная работа:

- чтение произведений В. Бианки «Голубой зверек», Пришвина М. «Лисичкин хлеб», Чарушина Е. «Медвежонок», Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу»;

- рассматривание и чтение энциклопедии «Животные»;

- дидактические игры «Дикие животные»,  «Лапы, уши и хвосты», «Кто чем питается». «Кто где живет»;

- словесные игры «Что будет, если…», «Птицы, рыбы, звери»;

- игра на развитие выразительности  мимики и жестов «Мое настроение»;

- наблюдения за белкой в парке;

- коллективный коллаж на тему «Кто живет в лесу»

Материалы и оборудование:

коробочки с ключами, доска с наклеенным «замком Злой волшебницы» с окошечками, в которых изображены  животные;

маски – шапочки  с изображением животным;

карточки с изображением диких животных;

картон формата А 4 с «окошечком» по середине на каждого ребенка;

мешочки с различным материалом на каждого ребенка (кусочки материала песцовой шкурки, искусственного меха и коврового покрытия для офисов с жесткой щетиной);

карточки с загадками;

карточки для игры «Создай сказочного животного»;

иллюстрации к игре «Замаскированные фигуры»;

фломастеры;

магнитофон с записью мелодии без слов.

Использованные методы и приемы:

  • Развивающее задание «Фонарик»
  • «Чудесные мешочки»
  • Развивающее задание «Замаскированные фигуры»
  • Метод «растрепывания знаний»
  • Прием активного слушания «Пара – фраз»
  • «Ящик ощущений»
  • Эколого – психологический тренинг «Лесной карнавал»

Ход занятия:

Игровая мотивация: педагог появляется в группе в образе сказочного персонажа – «Белоснежки». Просит детей помочь ей освободить её друзей – лесных зверей, которых заколдовала Злая волшебница и заперла в своем замке. Педагог сообщает детям, что их путешествие   будет непростое: будут встречаться препятствия – задания, которые приготовила для них Злая волшебница и нужно всем вместе с ними справиться и получить ключи за каждое выполненное задание, чтобы освободить зверей.

Воспитатель: - Прежде чем отправиться  в путь, я хочу спросить у вас, ребята, каких лесных зверей вы знаете? Назовите, пожалуйста.  Дети перечисляют.

-А как их можно назвать по-другому?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А почему они так называются?  Ответы детей.

  1. Развивающее задание «Фонарик»

 Воспитатель: Меня очень порадовали ваши ответы. Но нам пора отправляться в путь.

- Ребята, посмотрите, кто – то оставил нам фонарики. Наверное, это гномы. Они нам помогут в решении первого задания Злой волшебницы. Нам нужно с ним справиться, чтобы получить первый  ключ. Посмотрите в окошечко, там что – то есть. Фонарик можно двигать. Пусть там, в окошечке всегда что – то будет видно. Дети обследуют рисунок (карточки с изображением животных). По окончании действий ребенка педагог спрашивает:

- Как ты думаешь, что там было нарисовано? Хочешь увидеть целиком? Аналогично воспитатель спрашивает  и у других детей.

Воспитатель: Замечательно, ребята! Мы вместе справились, увидели, кого спрятала от нас Злая волшебница, и мы получаем первый ключ.

II.          «Чудесные мешочки»

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь еще какие – то мешочки лежат. Еще что – то придумала для нас Злая волшебница. Хотите узнать, что там? Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне не говорите, а найдите в этих мешочках.  Слушайте сначала загадку, а потом ищите отгадку в мешочке. Нужно нащупать такой материал, который вы считаете похожим на отгадку.

Он хозяин леса строгий,

Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь,

Кто, скажите, он? (Медведь)

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Рыжая плутовка,

 С пушистым хвостом,

Живет под кустом. (Лиса)

Дети на ощупь определяют материал, который ассоциируют с тем или иным животным. Рассказывают, почему они так решили, почему выбрали именно этот материал.  Педагог индивидуально хвалит детей. Дети получают очередной ключ.

III.        Метод «растрепывания знаний»

Воспитатель: А сейчас нам с вами предстоит ответить на каверзные вопросы Злой волшебницы, чтобы получит следующий ключ.

Что будет, если…

- у ежа не будет иголок;

- медведь окажется в пустыне;

- у зайца зимой будет серая шубка;

- волк будет добрым и веселым;

- у зайца будет длинный и пушистый хвост.

Ответы детей. Педагог восхищается интересными вариантами, предлагаемыми детьми, поддерживает их. Справившись с вопросами, дети получают ключ.

IV.           Игра «Создай сказочного животного»

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Посмотрите, какие- то картинки… Ничего не понимаю… А я поняла! Нам нужно с вами придумать сказочного животного, которого нет на нашей земле. Сказочного животного вы создаете в парах, придумайте ему название и расскажите что – нибудь о нем: где оно живет, что любит делать, чем питается.

Дети составляют сказочного животного из разрезных картинок и рассказывают о нем. Педагог отмечает интересные рассказы детей.

Воспитатель: Какие вы  у меня молодцы, просто фантазеры.

Достают очередной ключ.

V.             Развивающее задание «Замаскированные фигуры»

Воспитатель: Ребята, чтобы получить последний ключ, мы должны справиться еще с одним заданием Злой волшебницы. Посмотрите на этот лес  внимательно. Кто здесь есть? Посмотрите, найдите, обведите фломастером и назовите.

Дети находят на изображении замаскированных животных, обводят фломастером и называют.  

Воспитатель: Здорово вы справились с этим заданием! Нашли всех замаскированных животных. И вот достаем последний ключ и отправляемся освобождать наших лесных друзей.

Дети вместе с педагогом подходят к изображению замка, «отпирают замки» и освобождают зверей (снимают листочки с картинок, где изображены животные; картинки животных наклеены в окошечках замка)

VI.          Эколого – психологический тренинг «Лесной карнавал»

Воспитатель: А теперь на радостях мы устроим «Лесной карнавал». Выбирайте маски, ребята. Лесные животные как и мы, живые. У них есть свой характер, бывает разное настроение. А кто находится под маской  и какое у него настроение, мы узнаем по движениям и повадкам, которые вы сейчас нам покажите (включается музыкальное сопровождение)

- Узнайте, кто под маской у Нади?  У Илюши?  у Димы?

Вопросы к детям: А почему вы так решили, что это волк? Лиса? и т.д.

- А теперь вы все придумайте себе животного, который будет у вас под маской, а я попробую отгадать. Педагог отгадывает, называет настроение животного, спрашивает у каждого, правильно ли он отгадал.

Воспитатель: Карнавал закончен, и я хочу поблагодарить, ребята, за вашу помощь, без вас я бы ни за что не справилась и хочу спросить:

- Что вам понравилось в нашем непростом путешествии?

- Что у вас получилось лучше? А чему еще можно научиться?

- Кто поделится своим мнением, своими мыслями?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Мне очень понравились ваши ответы. Я рада вашим успехам. Но если где-то что-то у вас не получилось – это не беда. Всему можно научиться. Я надеюсь, нет, я просто уверена, что у вас все получится, ведь вы у меня самые замечательные и любознательные.  Спасибо вам еще раз за помощь. Мне пора прощаться с вами, пора возвращаться в сказку. До свидания, мои друзья, до следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"

Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...