Проект "Откуда берутся бабочки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хлыстова Елена Николаевна

Познакомить детей с этапами зарождения бабочки.

              1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

2.     Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.

3.     Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни.

4.     Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.

В процессе наблюдения и опроса о жизни и развитии бабочек мы выяснили, что дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний, трудно воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Следовательно, считаем  данную проблему актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochki.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Мини-проект

«Откуда берутся бабочки?»

Проект разработали и реализовали

Воспитатели: Хлыстова Е.Н.

Федорова  Е.Л.

Сентябрьский, 2017

Вид проекта. Исследовательский.

Цель проекта: познакомить детей с этапами зарождения бабочки;

Задачи

  1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
  2. Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.
  3. Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни.
  4. Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.

Срок исполнения: 13.06.2017 – 12.07.2017

Организация проектной деятельности

Актуальность.  Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Бабочка легка и прекрасна, но в тоже время очень значима для природы и всего мира. Ее роль настолько велика, а ее жизнь настолько коротка в сравнении с человеческой жизнью, что начинаешь ценить это маленькое создание с особой силой, стоит только задуматься об этом.

Однажды летом во время прогулки, мы с детьми увидели порхающих над цветами бабочек. Дети и раньше видели этих насекомых, но не в таком количестве. Это было так красиво! Мы стали рассматривать их и детям захотелось узнать о бабочках больше. И именно поэтому у нас возникла идея написания проекта «Откуда берутся бабочки?».

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

                                                        Проблема.

В процессе наблюдения и опроса о жизни и развитии бабочек мы выяснили, что дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний, трудно воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Следовательно, считаем  данную проблему актуальной.

Этапы реализации проекта

(познавательно – исследовательская деятельность)

I этап – подготовительный, включает в себя:

- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- формулирование целей и задач проекта;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, мини музея «Чудесные превращения»;

- рассматривание иллюстраций, художественных картин;

- создание символов и моделей.

II этап – основной, включает в себя:

- совместная деятельность в соответствии с тематическим планированием;

III этап – итоговый, включает в себя:

- игра-викторина «Бабочки»;

- Макет (коллаж) «Удивительный мир бабочек».

Коммуникативная деятельность.

В беседах с педагогом дети обсуждают, какими разными бывают бабочки. В ходе игр и бесед дети выясняют, почему у бабочек «разноцветные платья», кто такие чешуекрылые и как рождаются бабочки.

Чтение художественной литературы.

С. Михалков «Гусеница и бабочка», А. Фет «Бабочка», К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Сутеев «Бабочка», С.Георгиев «Умный ежик»

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»

Театрализованные: ролевые игры, диалоги, просмотры мультфильмов

Продуктивная деятельность.

          Оформление макета (коллаж) «Удивительный мир бабочек». Аппликации и лепка по теме.

Двигательная деятельность.

Подвижные игры «Бабочки», «Ловля бабочек».

Динамические паузы, физминутки.

Презентация проекта. Макет (коллаж) «Бабочки» (совместная работа детей и воспитателей).

Методическое сопровождение проекта «Откуда берутся бабочки?»

  1. Тематические беседы по теме «Жизненный путь бабочки»,

«Враги бабочек»

  1. Кроссворды и ребусы
  2. Рассказы, загадки, стихи
  3. Художественное творчество детей
  4. Экологические игры
  5. Речевое творчество детей
  6. Информация для родителей.

Тема

Совместная деятельность

«Жизненный путь бабочки»

Цель: сформировать элементарные представления о стадиях развития бабочки.

- рассказ педагога о стадиях развития бабочки;

- просмотр видео мультфильма «Почемучки. Как гусеница превращается в бабочку?»;

- дидактическая игра «Что сначала, что потом»

«Враги бабочек»

Цель: познакомить детей с хищниками бабочек.

- рассказ педагога о врагах бабочек

«Как бабочки защищаются?»

Цель: сформировать представление у детей о способах защиты бабочек от врагов.

- рассказ педагога;

- рассматривание иллюстраций

«Чем питается бабочка»

Цель: сформировать у детей представления о питании бабочки на протяжении всей жизни.

- беседа «Чем питается бабочка?»;

- рассматривание иллюстраций

«Какую пользу приносят бабочки?»

Цель: сформировать элементарные представления о пользе бабочек.

- беседа о пользе бабочек;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения в природе

«Приносят ли бабочки вред?»

Цель: формирование представлений о вреде бабочек

- беседа о вреде бабочек;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения в природе

«Разновидности бабочек»

Цель: сформировать элементарные представления о разновидностях бабочек

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций и беседа по ним;

- заучивание стихотворений о бабочках;

- продуктивная деятельность

Игра-викторина «Бабочки»

Цель: закрепить знания о бабочках.

Приложение

«Жизненный путь бабочки»

Самка бабочки откладывает на растении яйца.

Из этих яиц вылупляются личинки-гусеницы.

Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке и висит вниз головой. Из своего рта она выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на себя и получается куколка.

Куколкой называется домик. В куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать из своего домика, который ей становится уже не нужен. Потом она может летать.

«Кто у бабочек враги?»

Птицы. Пауки с их паутиной.

Некоторые осы

Летучие мыши, которые охотятся на ночных бабочек.

«Как бабочки защищаются?»

Одни замирают, сливаясь с фоном.

Другие пугают врагов «глазами» на крыльях или угрожающими позами, если еще находятся на стадии гусениц.

Третьи отвратительны на вкус и предупреждают об этом ярким узором. Самые хитрые подражают «невкусным» бабочкам расцветкой, хотя сами съедобны.

«Что ест бабочка за свою жизнь?»

Сначала личинка съедает остатки своего яйца.

Потом ест листья, плоды, древесину, реже – шерсть, перо.

Куколка не питается.

Взрослая бабочка обычно сосет хоботком нектар или фруктовый сок – это полезная стадия: бабочка опыляет цветки, перелетая с одного на другой, то есть помогает растениям размножаться.

Конспект подвижной игры

«Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Конспект занятия

«Бабочки»

Цель:

Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек.

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.

Загадка про бабочку

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

В нашей стране много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

- Сначала бабочка откладывает яички.
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях. - Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.

- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.

Пришло время немного поиграть.

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

Каких только бабочек нет в природе.

Это бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.

А вот еще бабочка – Павлиний глаз. (Показ картинки). Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей).

Это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта бабочка на цветах.

Есть еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили:

Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.

Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою страдают – ловят их и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Вот потому и попали многие бабочки в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите. Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет. Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.

Конспект итогового события

Игра-викторина «Бабочки»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Дети выбирают капитанов команды и придумывают своей команде название.

Воспитатель:

- Я рада приветствовать наши команды: «Адмиралы» и «Махаоны».

Сегодня мы с вами немножко поиграем и заодно проверим чему вы научились и что нового узнали.

- И так начнем!

  1. Блиц-опрос.

Воспитатель задает каждой команде по-очереди вопросы, за каждый правильный ответ капитан команды получает фишку.

Примерные вопросы:

- Назовите жизненный путь бабочки

- Кто у бабочки враги?

- Как бабочки защищаются от врагов?

- Что ест личинка? Гусеница? Куколка? Бабочка?

- Каких бабочек вы знаете?

- Почему бабочку называют «Капустница»?

- Какую пользу приносят бабочки?

- Какой вред наносят бабочки?

  1. Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихи про бабочек. (условие: стихи не должны повторяться).
  2. Воспитатель предлагает задание для капитанов команд.

По сигналу воспитателя капитаны должны выложить карточки по-порядку (от «яйца» до «бабочки»). За правильное выполнение задания капитаны получают фишки.

  1. Воспитатель показывает каждой команде по-очереди картинки с изображением бабочек, а дети должны их назвать (махаон, адмирал, павлиний глаз, аврора, полидарий, аполлон и т.д.)

После этого воспитатель предлагает капитанам команды посчитать количество фишек и подводит итог игры-викторины.

Какую пользу приносят бабочки?

Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок.

Гусеницы бабочки тутового шелкопряда  дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

А еще бабочки опыляют цветковые растения.

Приносят ли бабочки вред?

Иногда бабочки приносят и вред. Например, гусеница поедает листья растений. Некоторые личинки такие прожорливые, что могут съесть весь лист.

Предполагаемый результат:

Дети узнают больше об удивительном и красивом мире бабочек, об их образе жизни, вреде и пользе, познакомятся со стадиями развития бабочек, возникнет желание беречь этих удивительных созданий.

Загадки для детей        


•Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.
(Бабочка)

•В поле я над белой кашкой 
Вдруг заметила ромашку. 
Я сорвать её хотела, 
А ромашка улетела. 
(Бабочка)

•На цветок пахучий
Сел цветок летучий. 
(Бабочка)

•Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает. 
(Бабочка)

•Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю. 
(Бабочка)

•Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. 
(Бабочка)

•над цветком 
порхает, пляшет,
Веерком узорным машет
(Бабочка)

•Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
(Бабочка)

•На цветке цветок,
Пьёт цветочный сок.
(Бабочка)

•На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... 
(Бабочка)

•Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка).

На большой цветной ковер        
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет 
Расписные крылья.
(Бабочки)

•Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. 
(Бабочка)

•Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет. 
(Бабочка)

•В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. 
(Бабочка)

•У маленькой Катюши 
Уселся на макушке 
Не мотылек, не птичка - 
Над цветком порхает, пляшет 
Веерком узорным машет.
(Бабочка)

•Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проэкт "Откуда берутся бабочки"

Экологический проект«Откуда берутся бабочки»(Подготовительная группа)Автор: Казанцева Ирина ВикторовнаУчастники: Воспитатель, Дети, родители.Вид: Срок реализации: 1 неделя.Цель: Создание условий для и...

Проект "Откуда берутся бабочки"

Лето – это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! В один из летних дней, гуляя на прогулке с детьми, мы увидели порхающих над цветами бабочек. Мы стали рассматр...

Информационно-познавательный проект «Откуда берутся бабочки?» средняя разновозрастная группа

Информационно-познавательный проект                                              ...

Проект "Откуда берутся Бабочки"

Мини-проект по экологческому воспитанию детей дошкольного возраста...

Откуда берутся бабочки

Бабочка- это удивительный и уникальный насекомые, разнообразие групп поражает и восхищает...