Проект "Откуда берутся бабочки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рыбина Наталья Владимировна

Лето – это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! В один из летних дней, гуляя на прогулке с детьми, мы увидели порхающих над цветами бабочек. Мы стали рассматривать их и дети стали задавать вопросы: «Как появляются бабочки?», «Бабочка – это насекомое?». И именно поэтому у нас возникла идея написания проекта.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkuda_berutsya_babochki.docx55.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Откуда берутся бабочки?»

Проект подготовила воспитатель

1квалификационной категории

МАДОУ №17 г. Екатеринбурга

Рыбина Наталья Владимировна

Паспорт

Вид проекта: Исследовательский, познавательно-творческий

Возраст: 4-5 лет.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Срок исполнения: 16.07.2019 – 31.07.2019

Цель проекта: познакомить детей с этапами зарождения бабочки;

Задачи

  1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
  2. Развивать наблюдательность, умение устанавливать взаимосвязи на примере цикла развития бабочки.
  3. Обобщить представления детей о бабочках, их строении, приспособляемости к окружающей среде, образе жизни.
  4. Воспитывать желание любоваться красотой бабочек, умение выразить это желание в художественном и речевом творчестве.

Актуальность.

Лето – это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! В один из летних дней, гуляя на прогулке с детьми, мы увидели порхающих над цветами бабочек. Мы стали рассматривать их и дети стали задавать вопросы: «Как появляются бабочки?», «Бабочка – это насекомое?». И именно поэтому у нас возникла идея написания проекта.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

Организация проектной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть живую гусеницу в банке и послушать интересную историю. Рассказав историю, обсуждает ее с детьми. Педагог задает вопросы, как произошло чудесное превращение гусеницы в бабочку. Предлагает детям доказать, сказка это или реальная история и почему.

Воспитатель предлагает детям узнать, какие бывают бабочки, какие легенды о них существуют, почему у бабочек разноцветные крылья, чем питаются бабочки и тд. Все вместе решаем собрать большой альбом с иллюстрациями бабочек и интересными рассказами о них. В этом смогут помочь мамы и папы, бабушки и дедушки.

Проблема.

В процессе наблюдения и опроса о жизни и развитии бабочек мы выяснили, что дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний, трудно воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Следовательно, считаем  данную проблему актуальной.

Этапы реализации проекта

(познавательно – исследовательская деятельность)

I этап – подготовительный, включает в себя:

- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

- формулирование целей и задач проекта;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, мини музея    «Чудесные превращения»;

- рассматривание иллюстраций, художественных картин;

- создание символов и моделей.

II этап – основной, включает в себя:

- совместная деятельность в соответствии с тематическим планированием;

III этап – итоговый, включает в себя:

- игра-викторина «Бабочки»;

- Макет (коллаж) «Удивительный мир бабочек».

Коммуникативная деятельность.

В беседах с педагогом дети обсуждают, какими разными бывают бабочки. В ходе игр и бесед дети выясняют, почему у бабочек «разноцветные платья», кто такие чешуекрылые и как рождаются бабочки.

Чтение художественной литературы.

С. Михалков «Гусеница и бабочка», А. Фет «Бабочка», К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Сутеев «Бабочка», С.Георгиев «Умный ежик. Бабочка на носу», Н.Грахов «Про бабочку», Ю.Коваль «Бабочка», загадки.

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»

Театрализованные: ролевые игры, диалоги, просмотры мультфильмов

Речевая игра «Бабочка и цветок»

Продуктивная деятельность.

 Оформление макета (коллаж) «Разноцветная поляна», оформление альбома «Такие разные бабочки». Поделки и аппликации из природного материала, бумаги и пластилина.

Двигательная деятельность.

Подвижные игры «Бабочки», «Ловля бабочек».

Динамические паузы, физминутки, релаксация «Бабочка», этюд «Гусеница» (немое кино)

Музыкально-художественная деятельность.

«Песня-танец бабочек» (сл и муз М.Картушиной), «Пляска бабочек» (муз Е.Теличеевой). Слушание музыки: Р.Шуман «Бабочки». Игровое упражнение «Бабочки». «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

Презентация проекта. Макет (коллаж) «Разноцветная поляна» (совместная работа детей и воспитателей).

Методическое сопровождение проекта «Откуда берутся бабочки?»

  1. Беседа «Такие разные бабочки»
  2. Игровые обучающие ситуации «Клуб ученых-исследователей»
  3. Тематические беседы по теме «Жизненный путь бабочки»,

«Враги бабочек», «Почему у бабочек разноцветные платья?», «Кто такие чешуекрылые?», «Как рождаются бабочки?»

  1. Кроссворды и ребусы
  2. Рассказы, загадки, стихи
  3. Художественное творчество детей
  4. Экологические игры
  5. Речевое творчество детей
  6. Информация для родителей.

Тема

Совместная деятельность

«Превращение гусеницы в бабочку»

- рассказ воспитателя;

-обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

«Такие разные бабочки»

- беседа;

- рассматривание картины цветущего луга (можно из книги О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»);

- прослушивание аудиозаписи «Вальс цветов» П.И.Чайковский.

«Кто такие чешуекрылые?»

- игровая обучающая ситуация «Клуб ученых-исследователей» (выкладывается на панно изображение бабочки и модели строения насекомых). (Из альбома О.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»)

«Почему у бабочек разноцветные платья»

Цель: сформировать представление у детей о способах защиты бабочек от врагов.

- игровая обучающая ситуация «Клуб ученых-исследователей» (на панно выложены разнообразные изображения и фотографии бабочек);

- рассматривание иллюстраций;

- эксперимент.

«Как рождаются бабочки»

Цель: сформировать элементарные представления о стадиях развития бабочки.

- игровая обучающая ситуация «Клуб ученых-исследователей»

- эксперимент;

- просмотр видео мультфильма «Почемучки. Как гусеница превращается в бабочку?»;

- дидактическая игра «Что сначала, что потом».

«Враги бабочек»

Цель: познакомить детей с хищниками бабочек.

- рассказ педагога о врагах бабочек

«Чем питается бабочка»

Цель: сформировать у детей представления о питании бабочки на протяжении всей жизни.

- беседа «Чем питается бабочка?»;

- рассматривание иллюстраций

«Какую пользу приносят бабочки?»

Цель: сформировать элементарные представления о пользе бабочек.

- беседа о пользе бабочек;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения в природе

«Приносят ли бабочки вред?»

Цель: формирование представлений о вреде бабочек

- беседа о вреде бабочек;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения в природе

«Разновидности бабочек»

Цель: сформировать элементарные представления о разновидностях бабочек

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций и беседа по ним;

- заучивание стихотворений о бабочках;

- продуктивная деятельность;

- просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Бабочки»

Игра-викторина «Бабочки»

Цель: закрепить знания о бабочках.

Предполагаемый результат:

Дети узнают больше об удивительном и красивом мире бабочек, об их образе жизни, вреде и пользе, познакомятся со стадиями развития бабочек, возникнет желание беречь этих удивительных созданий.

           Используемая литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты.
  2. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».
  3. Интернет-ресурсы

Приложение

«Превращение гусеницы в бабочку»

Невзрачная гусеница проснулась от теплого лучика солнца, упавшего на нее, потянулась и вдруг увидела чудесную маленькую девочку, которая бегала по лугу за бабочками, радостно хлопала в ладоши, смеялась и восхищалась их красотой.

«Какая прелестная девочка! Я хочу познакомиться с нею, пусть она похвалит и мой наряд», - подумала гусеница. Она влезла на самый высокий цветок и стала ждать, когда девочка ее увидит. Девочка подбежала к красивому цветку, увидела на нем гусеницу, брезгливо фыркнула и сказала:

- Какая отвратительная, противная гусеница.

Отвернулась и убежала.

У гусеницы от обиды и горя закружилась голова, она горько заплакала и спряталась под большой лист.

- Если я такая некрасивая и гадкая, то больше не буду выходить на свет божий, - плакала гусеничка, а ее слезинки медленно стекали по тельцу, застывали тонкими паутинками и укутывали гусеничку все плотнее и плотнее. Вскоре вся гусеница оказалась внутри кокона из паутинок, как в колыбельке. Она успокоилась, перестала плакать и уснула крепким сном. Проснулась гусеничка от того, что у нее сильно зачесалась спинка. Гусеница стала тихонько тереться спинкой о кокон, и он порвался. Гусеница увидела свет и вырвалась из рваного кокона. Ей очень захотелось погреть свою спинку на солнышке. Гусеница подставила свою спинку солнышку и потянулась. Что-то слабо зашуршало и расправилось у нее на спине. Гусеница глубоко вздохнула и вдруг увидела рядом маленькую прелестную девочку. Девочка улыбнулась ей. Гусеница задрожала от страха, боясь услышать о себе неприятные слова. Что-то затрепетало у нее на спинке, и вдруг она полетела! А девочка бежала за нею и восхищенно говорила:

- Красавица, милая, чудесная, не бойся, я тебя не обижу! Остановись, дай полюбоваться тобой!

Гусеничка села на цветок и подумала: «Вот и пойми этих девочек: то ругают, то хвалят». И вдруг в росинке на лепестке гусеница увидела свое отражение и радостно воскликнула:

- Неужели это я? Я не гусеница, я – прекрасная бабочка!

И она от счастья закружилась в воздухе.

Беседа «Такие разные бабочки»

- Ребята, посмотрите, какой веселый пестрый лужок. Летом здесь цветет множество полевых и луговых цветов. Я хочу предложить вам послушать очень красивую музыку. Она называется «Вальс цветов», написал ее композитор П.И.Чайковский. Каждый из вас послушает и расскажет, что можно представить, слушая эту мелодию, что вы при этом чувствуете.

- Отгадайте загадку.

Живет, собою землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток,

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

И.Ефремов

- Как вы думаете, почему бабочек называют самыми красивыми насекомыми? Какие чувства вызывают у вас эти нежные насекомые?

- Бабочки бывают очень разные по размеру, по окраске крыльев. Самые нарядные яркие бабочки живут в тропических теплых странах. А в нашей стране самая большая бабочка – большой ночной павлиний глаз. Размах крыльев у этой бабочки – 15 см. Давайте рассмотрим ее. (Выставляется картинка.)

- Мы с вами договоримся, что вы дома вместе с родителями найдете фотографии или картинки разных бабочек и придумаете о них рассказ, а в саду сделаем альбом. (Бабочки – махаон, адмирал, лимонница, аполлон, капустница, павлиний глаз, голубянка, бражник.)

Игровая обучающая ситуация «Клуб ученых-исследователей»

«Кто такие чешуекрылые?»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Представьте, что вы ученые-исследователи, которые изучают жизни бабочек. Как вы думаете, какое отношение эти картинки имеют к бабочкам? Докажите, что бабочки – это насекомые. (Грудка бабочки состоит из трех частей, на каждой части – по паре ног, всего их шесть. У бабочки есть тонкие крылышки, на голове – крупные глаза и два длинных усика. Бабочка пьет цветочный нектар с помощью хоботка, он заменяет ей рот.)

- Уважаемые ученые, объясните мне, почему бабочек называют чешуекрылыми? (Дети высказывают свое мнение.)

- Тело и крылья бабочек  покрыты мелкими чешуйками. В них находятся красящие вещества. Из чешуек на крыльях бабочек складываются причудливые сложные рисунки, которые природа создала как произведение искусства. Но бывают чешуйки и бесцветные. Когда на них попадает солнечный свет, то чешуйки переливаются всеми цветами радуги, это очень красиво.

Игровая обучающая ситуация «Клуб ученых-исследователей»

«Почему у бабочек разноцветные платья»

- Уважаемые ученые! В прошлый раз мы с вами выяснили, от чего зависит яркая окраска крыльев бабочки. А как вы думаете, зачем бабочкам нужны такие разноцветные «платья»?

- Действительно, некоторым бабочкам окраска помогает стать «невидимками» для врагов. Так, бабочки-пяденицы совершенно незаметны на стволах и ветвях деревьев, так как узоры на их крыльях повторяют точь-в-точь неровности и трещины коры, из-за чего крылья по цвету и рисунку сливаются с ней. Так бабочки маскируются, чтобы спрятаться от врагов. Бабочка-лимонница – желтого цвета. Когда такая бабочка садится на цветок, например на одуванчик, ее почти невозможно заметить. (выставляются картинки бабочек)

-Для того чтобы проверить наши предположения, предлагаю провести эксперимент. Так всегда делают настоящие ученые. Давайте обсудим, что нам понадобиться для эксперимента.

Цель эксперимента. Выяснить, как бабочки маскируются от врагов.

Материал. Динамические модели бабочек лимонницы и пяденицы.

Ход эксперимента.

Во время прогулки дети выносят с собой динамические модели бабочек лимонницы и пяденицы. Воспитатель предлагает сделать бабочек «невидимыми». Одна подгруппа детей располагает бабочек на растениях так, чтобы они были незаметны, другая подгруппа детей пытается их найти.

- Уважаемые ученые, но ведь у некоторых бабочек очень яркая окраска, и их прекрасно видно в зеленой траве. Почему же они не боятся и не прячутся от врагов?

- Оказывается, у некоторых бабочек яркая окраска предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Например, у бабочки- пестрянки красный и оранжевый цвета на крыльях сочетаются с черным. Это предупреждает об их несъедобности, ядовитости. Попробовав такую бабочку на вкус, птица не станет больше на нее охотиться.

- Уважаемые ученые, а у какой бабочки на крыльях рисунок похож на глаз птицы?

-Верно, это бабочка павлиний глаз. Попробуйте догадаться, зачем этой бабочке такая окраска?

- При приближении птицы скромная бабочка раскрывает свои крылья и демонстрирует «глазчатые» пятна. Птица-охотница, увидев чужие глаза, точнее, их рисунок на крыльях бабочки, пугается и в страхе улетает. Дело в том, что рисунок на крыльях бабочки напоминает насекомоядным птицам глаза их врагов – птиц-хищников.

- Итак, уважаемые ученые, мы с вами можем ответить на вопрос, почему у бабочек разноцветные «платья». Это их искусство выживания в природе.

Игровая обучающая ситуация «Клуб ученых-исследователей»

«Как рождаются бабочки»

На панно выложены схемы-рисунки циклов развития бабочки.

- У нас новая встреча ученых-исследователей жизни бабочек. Помните историю о девочке и гусенице? О чем шла речь в этой истории?

- Уважаемые ученые, как вы думаете, почему же гусеница превратилась в красивую бабочку?

- Давайте выясним, как же происходит этот таинственный процесс. Для того чтобы появилась молодая бабочка, происходит много превращений. Что происходит сначала?

- Сначала бабочка откладывает яйца, причем она делает это на конкретных растениях. Бабочка-адмирал – на крапиве, капустница – на капусте. Это необходимо для того, чтобы вылупившаяся гусеница не голодала. Что же происходит дальше?

- Вылупившаяся гусеница начинает есть растения и быстро растет день ото дня. Чем больше она ест, тем быстрее растет. Затем гусеница перестает питаться и ползать, устраивается в каком-нибудь укромном месте на листе или ветке и окутывает себя липкими нитями. Кто может подсказать, что происходит  с ней дальше?

- Гусеница превращается в куколку, которая спрятана в коконе. Куколка может спать несколько недель и даже месяцев. И вот однажды она вылупится из кокона и превратится в новую бабочку. Некоторое время она сидит неподвижно, слегка помахивая крыльями, как бы сушит их, а потом начинает порхать над цветами, пить цветочный нектар и ищет место, где отложить яйца, чтобы на свет появились новые красивые бабочки.

- А теперь давайте попробуем провести эксперимент.

Цель эксперимента. Выяснить, как гусеница превращается в бабочку.

Материал. Пластиковая емкость, земля, трава и листья, живая гусеница.

Ход эксперимента.

Насыпьте на дно емкости землю, увлажните ее водой, укройте травой и листьями. Помести в емкость несколько живых гусениц. Наблюдайте вместе с детьми за поведением гусениц, подкармливайте их свежими листьями. Если гусеницам будут созданы условия, то, возможно, через несколько недель наблюдений дети увидят, как образуется кокон и из него вылетит бабочка.

- Обратите внимание детей на то, что гусеницы покрыты мелкими волосками. Объясните, что волоски ядовиты, поэтому обращаться с гусеницами надо аккуратно.

 «Кто у бабочек враги?»

Птицы. Пауки с их паутиной.

Некоторые осы

Летучие мыши, которые охотятся на ночных бабочек.

«Как бабочки защищаются?»

Одни замирают, сливаясь с фоном.

Другие пугают врагов «глазами» на крыльях или угрожающими позами, если еще находятся на стадии гусениц.

Третьи отвратительны на вкус и предупреждают об этом ярким узором. Самые хитрые подражают «невкусным» бабочкам расцветкой, хотя сами съедобны.

«Что ест бабочка за свою жизнь?»

Сначала личинка съедает остатки своего яйца.

Потом ест листья, плоды, древесину, реже – шерсть, перо.

Куколка не питается.

Взрослая бабочка обычно сосет хоботком нектар или фруктовый сок – это полезная стадия: бабочка опыляет цветки, перелетая с одного на другой, то есть помогает растениям размножаться.

«Чем питаются мотыльки?»

Обыкновенная моль – тоже мотылек. Все мы знаем, что моль доставляет немало хлопот человеку. Личинки поедают одежду, сделанную из шерсти, меха. Но, к сожалению, не одна только моль уничтожает вещи и предметы домашнего обихода.

Стеклянница ест древесину. На земле живут персиковые, смородиновые и тыквенные стеклянницы. Не трудно догадаться, чем они питаются. Существуют мотыльки, которые любят полакомиться картофелем и семенами злаков. На земле живут мотыльки, которые охотно питаются горохом, клубничными листьями, цветочными бутонами.

Личинки мотылька, предпочитающего пчелиный воск, часто заползают в ульи и наносят пчелам страшный вред. Огневка амбарная южная поедает в огромных количествах семена злаков, муку, орехи, сухофрукты.

Бабочки-медведицы уничтожают посевы и фруктовые сады. Некоторые бражники пожирают табачные листья, листья томатов, винограда и яблонь. А плодожорка яблонная – самый страшный вредитель в яблоневых садах.

Необходимо помнить, что взрослые мотыльки питаются только цветочным нектаром. А вот наибольший вред приносят их гусеницы или личинки.

Какую пользу приносят бабочки?

Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок.

Гусеницы бабочки тутового шелкопряда  дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

А еще бабочки опыляют цветковые растения.

Приносят ли бабочки вред?

Иногда бабочки приносят и вред. Например, гусеница поедает листья растений. Некоторые личинки такие прожорливые, что могут съесть весь лист.

Художественное творчество

Пластилиновые бабочки.

Цель.  Работать над мелкой моторикой пальцев рук; совершенствовать умение подбирать сочетания цветов, размазывать пластилин в пределах контура.

Материалы. Пластилин, готовые контуры бабочек, ножницы, дощечки для лепки, картинки с изображением бабочек для рассматривания.

Ход работы. Рассмотреть с детьми картинки, отметить окраску крыльев, симметрию в расположении рисунка. Обратить внимание на бесцветные изображения бабочек.

Предложить, «превратившись в волшебников», совершить чудо и при помощи пластилина раскрасить бесцветные контуры бабочек, предварительно вырезав их.

«Разноцветная поляна»

(коллективная работа)

Цели. Совершенствовать умение вырезать по контуру, развивать эстетический вкус, умение выполнять совместную работу.

Материалы. Лист ватмана, тонированный в бежевый цвет; засушенные луговые растения, открытки с изображением бабочек, ножницы, клей, кисти для клея, иллюстрации с изображением разнообразных бабочек, жизни луга, стихи про бабочек.

Предварительная работа. Вместе с детьми собрать и засушить луговые растения, побеседовать с родителями о предстоящей творческой работе с детьми, предложить поучаствовать в засушивании растений, обратиться к родителям с просьбой принести открытки, картинки с изображением бабочек, а также предложить выучить с детьми любые стихотворения про бабочек.

Ход выполнения работы. 

Рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек, жизни луга, отметить многообразие, яркость. Предложить детям наклеить на лист ватмана в хаотичном порядке засушенные заранее луговые растения, затем вырезать бабочек и, расположив их по всей поверхности листа, наклеить. Порадоваться яркости, необычности получившейся работы, послушать выученные детьми стихи.

«Веселые бабочки»

(обрывная аппликация)

Цели. Развить чувство цвета, эстетический вкус, совершенствовать мелкую моторику.

Материалы. Готовые бесцветные изображения бабочек, разноцветные бумажные салфетки или гофрированная бумага, клей ПВА,кисти для клея.

Предварительная работа. Отрывая кусочки бумаги, пальцами скатываем их на маленькие кусочки и располагаем их, намазывая клеем, на поверхность изображения бабочки, в соответствии с рисунком-узором.

Подвижной игры

«Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На слова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

«Бабочки»

Цели. Учить двигаться в коллективе не толкаясь; воспитание удовольствия от обучения друг с другом; развитие воображения.

Ход игры. Дети встают на корточки, упираясь в бока и перегоняя друг друга, стараются прыжками, «перелетая с цветка на цветок», добраться до противоположного конца площадки, поляны. Кто из детей первым придет таким способом передвижения к назначенному месту, тот победитель. Если ребенок столкнулся по дороге, то игру начинают сначала. Повторить 2-3 раза.

Физминутки

Над ромашками бабочка кружит.

Ее крылышки мелко дрожат.

Вот присядет она, крылья сложит –

И уже не цветок, два цветка.

И качаются эти цветочки

Под дыханием ветра волной,

Только усики легкие ходят,

Замечая, что пахнет весной.

«Бабочка»

Словно бант у нашей Ани,             Дети бегут по кругу, изображая

Эта бабочка-краса.                          Полет бабочки.

Кружит, вьется над цветами,         Кружатся на месте, взмахивая руками,

Где как мед блестит роса.              Словно крыльями.

Этюд «Гусеница» (немое кино)

Этот страшный дом без окон              (Дети лежат на спинах ногами в центр круга)

У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом,                       (Поворачиваются на левый бок, положив

Дремлет гусеница в нем.                       руки по щеку)

Спит без просыпа все зиму.                 (Переворачиваются на другой бок)

Но зима промчалась мимо –                 (Ложатся на спину, потягиваются)

Март, апрель, капель, весна…             (Медленно садятся)

Просыпайся, соня-сонюшка!                (Потягиваются сидя)

Под весенним ясным солнышком        (Встают, потягиваются стоя)

Гусенице не до сна,                                (Бегут по кругу, машут руками, как

Стала бабочкой она!                                 крылышками)

Релаксация «Бабочка»

Дети лежат на ковре, звучит музыка. Ведущий говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Медленно вдохните и выдохните… Представьте прекрасный летний день. Вы находитесь на лугу… Вы видите великолепную бабочку, порхающую над цветами… Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и свободны… Бабочка кажется невесомой… Вам тоже хочется летать. Каждый из вас «превращается» в прекрасную легкую бабочку… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз… Наслаждайтесь ощущением полета… подул ветерок, легко приподнял вас. Вы над лугом… Взгляните на пестрый луг, над которым вы летите… Посмотрите сколько на нем ярких цветов… Выберите самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему…  Теперь вы чувствуете аромат своего цветка… Медленно и плавно садитесь на мягкие лепестки цветка… Вдохните еще раз аромат его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Дети обмениваются впечатлениями.

Речевая игра «Бабочка и цветок»

Ведущий выкладывает на игровое поле цветы, а бабочек раздает детям. Они должны помочь бабочкам спрятаться от птичек: бабочка должна «сесть» на тот цветок, на котором ее не будет видно.

Красная бабочка села на красный цветок.

Желтая бабочка села на желтый цветок.

Конспект занятия

«Бабочки»

Цель:

Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек.

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.

Загадка про бабочку

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

В нашей стране много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

- Сначала бабочка откладывает яички.
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях. - Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.

- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.

Пришло время немного поиграть.

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

Каких только бабочек нет в природе.

Это бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.

А вот еще бабочка – Павлиний глаз. (Показ картинки). Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы детей).

Это бабочка дневная и очень приметная благодаря своей яркой окраске. Питается эта бабочка на цветах.

Есть еще много разных бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили:

Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.

Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою страдают – ловят их и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Вот потому и попали многие бабочки в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите. Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет. Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.

Конспект итогового события

Игра-викторина «Бабочки»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Дети выбирают капитанов команды и придумывают своей команде название.

Воспитатель:

- Я рада приветствовать наши команды: «Адмиралы» и «Махаоны».

Сегодня мы с вами немножко поиграем и заодно проверим чему вы научились и что нового узнали.

- И так начнем!

  1. Блиц-опрос.

Воспитатель задает каждой команде по очереди вопросы, за каждый правильный ответ капитан команды получает фишку.

Примерные вопросы:

- Назовите жизненный путь бабочки

- Кто у бабочки враги?

- Как бабочки защищаются от врагов?

- Что ест личинка? Гусеница? Куколка? Бабочка?

- Каких бабочек вы знаете?

- Почему бабочку называют «Капустница»?

- Какую пользу приносят бабочки?

- Какой вред наносят бабочки?

  1. Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать стихи про бабочек. (условие: стихи не должны повторяться).
  2. Воспитатель предлагает задание для капитанов команд.

По сигналу воспитателя капитаны должны выложить карточки по-порядку (от «яйца» до «бабочки»). За правильное выполнение задания капитаны получают фишки.

  1. Воспитатель показывает каждой команде по-очереди картинки с изображением бабочек, а дети должны их назвать (махаон, адмирал, павлиний глаз, аврора, полидарий, аполлон и т.д.)

После этого воспитатель предлагает капитанам команды посчитать количество фишек и подводит итог игры-викторины.

Загадки для детей        


•Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.
(Бабочка)

•В поле я над белой кашкой 
Вдруг заметила ромашку. 
Я сорвать её хотела, 
А ромашка улетела. 
(Бабочка)

•На цветок пахучий
Сел цветок летучий. 
(Бабочка)

•Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а летает.
Яркая, нарядная
Над цветами порхает. 
(Бабочка)

•Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю. 
(Бабочка)

•Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. 
(Бабочка)

•над цветком 
порхает, пляшет,
Веерком узорным машет
(Бабочка)

•Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
(Бабочка)

•На цветке цветок,
Пьёт цветочный сок.
(Бабочка)

•На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... 
(Бабочка)

•Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка).

На большой цветной ковер        
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет 
Расписные крылья.
(Бабочки)

•Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. 
(Бабочка)

•Над цветком порхает, пляшет, 
Веерком узорным машет. 
(Бабочка)

•В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает. 
(Бабочка)

•У маленькой Катюши 
Уселся на макушке 
Не мотылек, не птичка - 
Над цветком порхает, пляшет 
Веерком узорным машет.
(Бабочка)

•Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проэкт "Откуда берутся бабочки"

Экологический проект«Откуда берутся бабочки»(Подготовительная группа)Автор: Казанцева Ирина ВикторовнаУчастники: Воспитатель, Дети, родители.Вид: Срок реализации: 1 неделя.Цель: Создание условий для и...

Проект "Откуда берутся бабочки"

Познакомить детей с этапами зарождения бабочки.              1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.2....

Информационно-познавательный проект «Откуда берутся бабочки?» средняя разновозрастная группа

Информационно-познавательный проект                                              ...

Проект "Откуда берутся Бабочки"

Мини-проект по экологческому воспитанию детей дошкольного возраста...

Откуда берутся бабочки

Бабочка- это удивительный и уникальный насекомые, разнообразие групп поражает и восхищает...