Главные вкладки

    Экологический проект "Мы в ответе за тех, кого приручили" для детей старшего дошкольного возраста
    проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Медведева Виктория Викторовна

     Экологический проект "Мы в ответе за тех, кого приручили" поможет детям уточнить и расширить знания о деревенских домашних животных, понять отличие декоративных домашних животных, как ухаживать за домашними питомцами, задуматься о значении слов, что значит  "быть готовым завести питомца".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл medvedeva_v.v._proekt_my_v_otvete_za_teh_kogo_priruchili.docx33.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Медведева Виктория Викторовна,

     воспитатель,  МАДОУ № 3,

    г. Березники, Пермский край

    Экологический проект  

    «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Участники проекта: воспитанники старшей группы № 6, педагоги группы, родители воспитанников.

    Продолжительность: краткосрочный

    Основание для разработки:

         Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

          Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. «Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни», - Л.П. Молодова. Я полностью согласна с этим утверждением.  

          Без контакта с животными этого трудно добиться. Это осложняется ещё и тем, что в детских садах в группах нет живых уголков, а организовать их в отдельной комнате не всем удаётся по разным причинам. Огорчают и результаты начального мониторинга,  где видно, что родители мало уделяют времени детям.

    Постановка проблемы

       Дети сталкиваются с домашними животными с малых лет, узнают о них, учатся заботиться о них. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может повредить не только развитию ребёнка, но и животному. Дети не знают, что можно делать, что нельзя. Поэтому, я предложила детям поразмышлять над словами «Мы в ответе за тех, кого приручили» В ходе обсуждение возникли следующие вопросы:

    Зачем человек приручил домашних животных?

    Каких животных можно держать дома?

    Как ухаживать за домашними животными?

    Что будет, если домашнее животное выпустить в природу

    Цель.  Формирование вдумчивого и бережного отношения к домашним животным.

    Задачи

    • Расширить и обогатить знания  детей о домашних животных,  об условиях необходимых для их жизни и обитания.
    • Развивать речь, мышление, познавательный интерес, любознательность, воображение, творческие способности,  обогащать словарный запас.
    • Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

    План реализации проекта

    Предварительный этап

    Анализ методической литературы по теме проекта;

    Анализ предметной развивающей среды;

    Знакомство родителей с проектом и их помощь в его реализации;

    Изучение интернет-ресурсов;

    Подготовка альбомов, дидактических материалов и игр, детской литературы.

    Основной этап

    Совместная деятельность детей и педагогов

    Основные цели и задачи

    Основное образовательное направление

       Рассматривание и чтение альбомов «Коза», «Корова», «Свинья», «Овца», «Конь»

     Уточнить и расширить знания детей о домашних животных, о приносимой ими пользе человеку. Обсудить вопросы «Зачем человек приручал животных?», «Что будет, если домашнее животное выпустить в природу?»

    Познавательное

      НОД «Братья наши меньшие»

    (Приложение 1)

      Расширить знания  детей о собаке, историей их появления, породами. Рассказать, как правильно ухаживать за животными, как кормить и содержать. Воспитывать в детях ответственное и доброе отношение к домашним животным.

    Познавательное

    Лепка «Котёнок»

    (Приложение 2)

       Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котёнка.

    Художественно-эстетическое

    Чтение художественной литературы: С.Г. Рогачев «Котенок»,
    Н. Носов «Живая шляпа»

    Формировать осознанное отношение к нормам морали, социально-нравственную сферу, воспитывать гуманные чувства и чувство юмора.

    Речевое

    Сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Любимые питомцы», «Ветеринар»

    Развивать социальные навыки детей. Умение договариваться, сговариваться на игру, распределять роли, искать адекватные выходы из конфликтных ситуаций. Развивать умение создавать и изменять игровую среду в зависимости от замысла игры.  

    Социально-коммуникативное

    Экскурсия в «живой уголок» (СЮН)

    Познакомить детей с животными, которые обитают в «живом уголке»,  дать возможность понаблюдать за их повадками и увидеть, чем они питаются.

    Познавательное

    Разработка алгоритмов ухода за домашними питомцами (собака, кошка, хомяки, попугайчики)

    Учить элементарным правилам ухода за животными, развивать мышление и связную речь, воспитывать правильное отношение к животным, которые живут рядом с нами.

    Социально- коммуникативное

      Рассказы детей о своих любимцах.

    Развивать связную речь детей.

    Речевое

       Акция «В гости к нам»  

       Дать детям возможность испытать чувство успеха и гордости за своего питомца и показать и рассказать о нём другим детям.

    Социально-коммуникативное

    Оригами «Котик» и «Пёсик»

    Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали, учить детей делать фигурки из одной заготовки, развивать мышление и внимание.

    Художественно-эстетическое

    Строительная игра «Построим домик в деревне»

    Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, умение ориентироваться в пространстве, воображение.

    Социально-коммуникативное

    Вечер подвижных игр «Кто сказал мяу?»

    Учить чётко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; повышать двигательную активность.

    Физическое

    Заключительный этап

    • Совместная деятельность детей и родителей: лепка из глины домашних животных  (приложение 3)
    • Выставка глиняных поделок «Котёнок», «Домашние животные»
    • Выставка «Домашние любимцы» (фото и рассказ)
    • Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили»   Как вы  поняли эти слова? (приложение 4)

    Ожидаемые результаты

    От детей:

    • Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.
    • Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
    • Обогащение знаний детей о домашних животных

    От родителей:

    • Развитие навыков взаимодействия с ребенком.
    • Желание родителей завести домашнего питомца.

    Пополнение ППРС:

          Игрушки и альбомы «Домашние животные», алгоритмы ухода за знакомыми домашними питомцами, альбомы «Породы собак», «Породы кошек», мнемотаблица рассказа о домашнем животном, дидактическая игра «Большие и маленькие», детская энциклопедия «Домашние питомцы», набор картинок «Домашние животные»

    Вывод

       В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес, получили ответы на возникшие вопросы. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием рассказывали о своих питомцах, делились информацией со сверстниками.

        Полученные знания способствовали развитию у детей ответственности за того кого приручили. А тем, у кого не было домашних питомцев – ответственно отнестись к выбору.

    Литература

    1. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996.
    2. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.:  Просвещение, 1999. – 207 с
    3. http://nsportal.ru/

    Приложение 1

    НОД «Братья наши меньшие»

    Цель. Расширить знания  детей о собаке, историей их появления, породами. Рассказать, как правильно ухаживать за животными, как кормить и содержать. Воспитывать в детях ответственное и доброе отношение к домашним животным.

    Оборудование:  картинки волка и собак разных пород, предметы ухода за животным, картинки с едой для щенка, мультфильм «Верните Рекса»

    Сценарий образовательной деятельности

    1 часть. Загадка

    Воспитатель:  Чтобы узнать оком мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку     У меня отличный слух,
                   
    Умный взгляд и тонкий нюх.
                   
    Сразу лезу с кошкой в драку,
                   
    Потому что я ... 

    Воспитатель: Правильно,  а что вы знаете о собаках? (Ответы детей)

    Воспитатель:  Собаки самые древние друзья человека. Много тысяч лет назад человек приручил волка (показ картинки волка). А что значит приручил? (Предположения детей) Наверное, однажды человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним, помогать на охоте, охранять жилище. А потом и вовсе перестали уходить в лес.

    2 часть. Основная

    Воспитатель:  Постепенно появились разные породы собак (педагог вывешивает на стенд иллюстрации пород собак: овчарка, пудель, такса, дог, эрдельтерьер, спаниель, колли, дворняга) Какие породы вы узнали?

    Игра с мячом «Выбираем здорового щенка»

    Воспитатель:  Представьте, что вы пошли на рынок выбирать щенка. Как выглядит здоровый щенок?  (Я кидаю детям мяч, а дети отвечают на вопрос, называя признаки здорового щенка, и кидают мяч обратно педагогу)

    Варианты ответов детей:

    • Глаза малыша должны быть ясными и не слезиться;
    • Носик –  влажный, не шершавый;
    • В ушках не должно быть выделений;
    • Шерсть здорового щенка без проплешин и катышков;
    • Не должно быть блох и клещей.

    Аукцион «Меню для щенка»

    Воспитатель:  Мы принесли домой щенка, чем же его можно кормить? Выберите только те картинки, чем можно кормить щенков и собак

      На столе лежат картинки с различной едой. Дети выбирают подходящие картинки и объясняют свой выбор.

    Воспитатель:  Кроме еды, что ещё понадобится щенку?

         На столе лежат предметы: когтеточка, миска, мягкая игрушка, косточка, расческа, шампунь, книжка, кукла, тетрадка, ручка, маленький матрасик, ошейник с поводком.

    Дети выбирают только те предметы, которые понадобятся щенку и объясняют, почему.

    З часть. Заключительная

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько всего надо знать и уметь, чтобы у вас жила собака.  Не всё зависит от вашего желания. Надо быть готовым иметь домашнее животное. Что это значит? (Предположения детей)

    Воспитатель:  Вашему домашнему животному должно быть хорошо у вас дома и с вами, мало купить предметы ухода, надо действительно ухаживать за питомцем: кормить, гулять, играть, лечить, если понадобится. В заключении я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Верните Рекса»

    Приложение 2

    Лепка «Котёнок»

    Цель.  Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путём прижимания и сглаживания мест соединения. Учить передавать в лепке позу котёнка.

    Оборудование: глина, стеки, баночки с водой, салфетки, схема лепки котёнка.

    Сценарий образовательной деятельности

    Организационный момент

    Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, отгадайте, кто у меня в ладонях. Мягкий, маленький, ласковый, игривый, кусачий…. (Педагог продолжает перечислять особенности кошек, пока дети не отгадают, что это котёнок)

    «Игра с воображаемым предметом»

        Дети стоят в кругу.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

        Педагог передает ребятам воображаемого котенка. (Педагог наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.)

    Воспитатель: У кого дома живёт кот или кошка? (Дети называют, как зовут их питомцев)  А сейчас я вам покажу, как можно слепить котенка, чтобы он «жил» у всех детей.

    Инструктаж

    Воспитатель:   Вот у меня большой кусок глины. Я отрываю кусочек поменьше - это будет голова нашего котенка. Теперь я отрываю от большего куска кусочек еще меньше – это будет хвостик нашего котенка. А из этого оставшегося куска глины я буду лепить туловище нашего котенка. Я скатаю из этого куска глины колбаску. Затем я беру стек и с двух сторон этой колбаски делаю продольные надрезы. Это будут лапки нашего котенка. Теперь берем кусочек, из которого я скатаю шарик - это будет голова нашего котенка. Шарик можно скатать между прямыми ладонями или между ладонью и столом. Вот так.

      С двух сторон шарика сплющим глину двумя пальчиками (большим и указательным) и у нас получатся ушки. Возьмем зернышки гречки и сделаем глазки, берем очень маленький кусочек глины, скатываем между пальчиками маленький шарик – это будет нос котёнка. Затем возьмем стеку и с двух сторон рисуем усы нашему котенку. Теперь голову придавливаем к туловищу. Если глина подсохла, смачиваем водой (по необходимости) Остался маленький кусочек глины, из которого мы раскатаем небольшую колбаску – это будет хвостик котенка. Крепим его к туловищу. Посмотрите,  какой чудесный котенок у меня получился. (Одновременно педагог показывает на схеме соответствующий этап работы)

    Самостоятельная деятельность детей

    Практическая работа детей. Индивидуальная помощь.

    Заключительная часть.

      По окончании лепки дети составляют коллективную композицию, помещая свои работы на подставку.

    - Посмотрите, ребята, какие получились котята. Когда глина высохнет, вы их раскрасите в любимые цвета и возьмёте домой.

    -  Ребята, если у вас будет настоящий котёнок, как вы будете ухаживать за ним?

    - Берегите своих питомцев, без вас им будет плохо.

    Приложение  3

    Совместная деятельность детей и родителей

    Лепка из глины «Домашние животные»

    Цель.

    1. Привлечь к участию в творческой гостиной детей вместе с родителями.
    2.   Способствовать сближению детей и родителей, детей и педагогов, семей и образовательного учреждения.

    Оборудование: стеки, глина, салфетки, баночки с водой, схемы лепки разных домашних животных.

    Идея и творческое задание

      Каждой семье предстоит создать поделки из глины по теме «Домашние животные» Семья вместе выбирает домашнее животное, которое будут лепить и договариваются, кто лепит взрослое животное, а кто – детёныша.

           Но учить родителей лепке из глины по схеме будут сами дети, которые заранее познакомились со схемой на занятии «Котёнок». В результате каждая семья предоставит на выставку поделок  семейку домашнего животного.

    Итог

    Игра «Закончи предложение «Мне понравилось, потому что…»

    Никита: «Мне понравилось, потому что с папой  получается хорошо лепить, дома буду учить братика и маму лепить из глины, мы её купим, раньше не было»

    Маша: «Мне понравилось, потому что так здорово получилось, я научила папу лепить козочку, он не умел»

    Карина:  «Мне понравилось, потому что я дома так не лепила, а в садике вместе с мамой лепили, я попрошу маму купить глину, чтоб лепить дома»

    Ярослав: «Мне понравилось, потому что дома я леплю один из пластилина, а в группе я лепил с мамой и дядей Серёжей. Я научил их лепить собачку, сначала делаем колбаску, разрезаем стекой  с двух сторон лапки, голову отдельно делаем и склеиваем водичкой. Только её немножко надо»

    Соня: «Мне понравилось, потому что мне нравится лепить с бабушкой»


    Приложение 4

    Рассуждения детей на тему
    «Мы в ответе за тех, кого приручили»

    Карина: «У меня дома живут кот и хомяк. Я их кормлю, пою, ухаживаю, потому что они живут со мной. Я за них в ответе. Я их никогда не брошу»

    Никита: «У моей бабушки есть собака Рада. Без хозяйки собака может погибнуть, поэтому бабушка её не выгонит, она её любит»

    Кирилл: «Я хочу завести хомяка. Чтобы ему было хорошо жить у меня, ему нужна клетка, домик, корм, вода. Я буду каждый день ухаживать за ним, потому что без меня он погибнет»

    Даша: «Когда я шла в садик, я видела маленького котёнка в коробке в подъезде. Его кто-то оставил, а он мяукал, плакал. Котят бросать нельзя, они не смогут найти поесть. Люди должны ухаживать за животными, а не бросать»

    София: «Мне жалко собак, которые живут на улице. У дома я двоих собачек кормлю. Но взять домой мама не разрешает. Собачек, наверное, хозяин бросил. Сначала приручил, а потом бросил. Так делать нельзя»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект для старшего дошкольного возраста "Мы в ответе за тех ,кого приручили"

    Основная задача проекта - это дать  детям представление  о домашних питомцах,как о беззащитных,зависящих от людей живых существах.Подвести к пониманию,что домашнее животное требует внимания,...

    Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....

    Экологическая акция "Мы в ответе за тех, кого приручили"

    В рамках проекта "Природа - наш дом, но не одни мы в нем живем" в ДОУ прошла экологическая акция "Мы в ответе за тех, кого приручили"...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе "”Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”.

    Воспитание и развитие  у детей нравственного отношения к домашним животным, забота о них....

    Конспект НОД в старшей логопедической группе «Колокольчик» Тема: ««Мы в ответе за тех, кого приручили»»

    НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеОбласть:  «Познание»Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили».Цель: обобщить и расширить знания детей о домашних животных – кошках, их пова...

    Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  НА ТЕМУ: «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»...