Педагогический проект "Мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Юсовских Светлана Ивановна

Исследовательско-творческий проект с детьми средней группы детского сада "Мир насекомых". проект краткосрочный, расчитан на 1 месяц работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_nasekomyh.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 пгт Даровской Кировской области

ПРОЕКТ  «МИР  НАСЕКОМЫХ»

                         

Автор проекта:                                                                                    Юсовских Светлана Ивановна                                                               воспитатель  МКДОУ Д/С № 2                                                                   пгт Даровской Кировской области

2017 год

Вид проекта: краткосрочный,  групповой,  исследовательско - творческий.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Образовательная область: познавательная (экологическое воспитание).

Проблема:  

Часто на прогулке  наблюдала неординарное поведение детей по отношению к насекомым. Одни дети садили жуков в коробочку. Другие просто топтали муравьёв ногами. Третьи, увидев паука, пугались и старались быстро его уничтожить. В беседе с детьми выяснилось, что знания о значении насекомых в природе скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят?»                                Используемые  формы работы: родители - дети, воспитатель - дети, воспитатель - родители   позволят сформировать представления у детей о насекомых, их пользе или вреде; любовь и бережное отношение к ним; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность проблемы

Актуальность темы обусловлена тем, что экологическая культура, как результат экологического воспитания является компонентом общей воспитанности личности. При этом данная проблема имеет несколько аспектов своего рассмотрения: содержание экологических представлений, их систематизация и возможность усвоения детьми дошкольного возраста. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – насекомые. Поэтому ознакомление дошкольника с насекомыми неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Мир насекомых».

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
  • формировать у дошкольников бережное отношение к природе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности во время прогулки;
  •  развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

  Краткое содержание проекта

В рамках биологической экологии:

  • накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
  • изучение назначения насекомых в окружающем мире, взаимосвязи в экосистеме, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений и игр;
  • исследование строения насекомых и значение этого строения в жизни насекомых.

В рамках социальной экологии:

  • анализ поведения насекомых в природе;
  • изучение влияния деятельности человека на жизнь насекомых.

В рамках прикладной экологии:

  • отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • природоохранная деятельность (посильный труд по сохранению экологического равновесия для жизни насекомых на участке группы);
  • организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания;
  • совершенствование экологической среды ДОУ.

Сроки проведения: июнь 2017 год.

Этапы:

  • ознакомительный (первая неделя месяца),
  • исследовательско – трудовой (вторая и третья недели месяца),
  •  продуктивно-практический (четвертая неделя месяца).

Возраст детей: 4-5 лет

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня экологической культуры воспитанников и родителей.
  •  формирование разных видов отношения детей к насекомым (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного);

  • развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — насекомым;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
  • освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды ДОУ;
  • пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Михалков «Академия наук»,                        К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича», «Сказка про козявочку», И.Копылова «Лунтик находит друзей», В.Д.Берестов «Честное гусеничное», Р.Хуснутдинова «Бабочка», Х.Доскочилова «Кротик и бабочки», Р.Баумволь «Голый комар», «Паучок-фокусник», «Под одной крышей», «Ведро с водой»;
  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок;
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,         А. Чайковского «Вальс цветов»;
  • просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Сотрудничество с семьёй:

  • Памятки для родителей «Учите детей беречь насекомых», «Осторожно, насекомые!».
  •  Консультативные беседы по привитию интереса и бережного отношения к насекомым, заучивания стихов и чтение рассказов о насекомых дома.
  • Создание папки с фотографиями насекомых.
  • Изготовление макета«Полянка».

  Продукт проектной деятельности:

  • изготовление папки о насекомых
  • картотека дидактических игр
  • презентация
  • поделки из пластилина, бумаги

Ресурсы обеспечения проекта:

  • Кадровые: воспитатель.
  • Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
  • Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, цифровой фотоаппарат.

  Виды детской деятельности:

  • - непосредственно - образовательная;
  • - экспериментально - исследовательская;
  • - игровая;
  • - художественное творчество.

  Формы и методы работы:

  • - беседы;
  • - художественная мастерская;
  • - прогулки, наблюдения в природе;
  • - опыты, исследования;
  • - подвижные игры
  • - просмотр мультфильмов, презентаций;

План реализации проекта

Этап

Срок

Цель

Задачи

Формы работы

Ознакоми-тельный

1 неделя июня

Уточнить и расширить представление детей о насекомых.

1. Воспитывать интерес к насекомым.             2. Обобщать и активизировать словарь

1. Чтение художественной литературы: А.Бианки «Как муравьишка домой спешил», С.Михалков «Академия наук», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича», «Сказка про козявочку», И.Копылова «Лунтик находит друзей», В.Д.Берестов «Честное гусеничное», Р.Хуснутдинова «Бабочка», Х.Доскочилова «Кротик и бабочки», Р.Баумволь «Голый комар», «Паучок-фокусник», «Под одной крышей», «Ведро с водой»; 2. Разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку»; пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»; загадывание загадок.             3. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»,                   А. Чайковского «Вальс цветов»;                                    4. Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Исследо-вательско-трудовой

2-3 неделя июня

Формировать понятие о насекомых, как неотъемлемой части в экосистеме.

1. Развивать представление детей о насекомых, как части нашей жизни, о влиянии насекомых на жизнь различных растений.

2. Учить различать насекомых, закрепить их названия.

3. Воспитывать умение вести себя в природе, не вредя ее обитателям.

1. Экскурсии на луг.

2. Около детского сада посадка цветов и уход за ними. Уход и бережное отношение к деревьям и кустарникам. Создание благоприятных условий для жизни насекомых.

3. Непосредственно образовательная деятельность: «Мы идем на луг» - познавательное развитие; «Скоро лето», «Серая звездочка» - речевое развитие; «Бабочки летают», «Цветут сады» - художественно – эстетическое развитие. Экспериментально – исследовательская деятельность, наблюдения в природе: «Встреча с пчелой Майей»; «Встреча с бабочкой Лили»; «Встреча с муравьем Кузей»; «Встреча с комаром Пискуном». Игровая деятельность: подвижные игры:«Медведь и пчелы», «День и ночь»,«Поймай комара», "Найди свой домик" и др. Дидактические игры: «Подбери рифму»,«Доскажи словечко»,«Что сначала, что потом»,«Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?». Игры – драматизации: «Муха – цокотуха» К. Чуковский;  «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.

Продуктивно-практический

4 неделя июня

Уточнить и систематизиро-вать знания детей о взаимосвязях луга и насекомых

1. Закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека.

2. Знакомство с понятиями: пространство, количество, размер

3. Учить сравнивать, рассуждать.

1. Рисование «Цветочная поляна»;                                2. Лепка «Стрекоза», «Жучки»;                              3. Аппликация «Божья коровка», «Бабочка-красавица», «Пчелка»;                    4. Создание макета  «Полянка»

Оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло усвоение детьми новых знаний по данной теме.

Используемая литература:

1. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

2. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.

3. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет, прогулочные карты. – О.Р. Меремьянина, Волгоград: Учитель, 2013 г.

4. «Тематические дни в детском саду», планирование и конспекты. – Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.

5. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

6. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

7. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

8. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"

Цель:  формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....

Педагогический проект "Насекомые и цветы"

Педагогический проект "Насекомые и цветы" подготовили и провели воспитатели МАДОУ детский сад № 64 Посявина О.М. и Алешина Т.А.Цель:1.     Задачи на развитие познавательных способн...

Педагогический проект " Насекомые"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ  В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА " НАСЕКОМЫЕ"...

Педагогический проект "В мире насекомых"

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны...