"Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия с детьми 6 -7 лет по познавательно - исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель

Морозова Л.А.

МАДОУ "Центр развития ребенка -

детский сад № 5 "Рябинка"

ЯНАО г. Салехард

  Конспект ООД

по познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебная соль»

для детей 6-7 лет

Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, проведение опыта «выращенные кристаллы соли», создание заготовок для рисования по соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».

Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли.  Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.Палеозойская эра.

Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, слайды, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), две емкости со льдом, стаканы с насыщенным раствором соли и веточками с кристаллами, заготовки для рисования (листы картона с нанесенным слоем соли), краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.

Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью.

Ход ООД:

В-ль: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль).

Ответы детей.

В-ль: Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.

В-ль: Хорошо. Теперь, моя очередь поделиться с вами знаниями. Но перед этим, давайте проведем опыт: возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и выставим за окно на мороз. Через некоторое время мы посмотрим, что произойдет (дети проводят опыт самостоятельно под присмотром вос-ля).

И так – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание?

Ответы детей.

В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная(каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли). Напомнить детям о безопасности: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.

На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г.Салехард - добыча  пушнины, поэтому изображена чернобурка - слайд).

А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль (слайды).

Каменную соль добывают в глубоких рудниках (слайды). Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан.  В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?

Ответы детей.

В-ль: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.

Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта.

Беседа с детьми о Морской соли.

В-ль: А вот это ребята что за соль? (воспитатель показывает детям баночку с морской солью). Морская соль.

Каким путем соль добывается из моря? - Путем испарения воды под воздействием Солнца (слайды).

Как вы думаете, в морской соли есть полезные минеральные вещества?  - (ответы детей).

Правильно, есть. Это йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.

Для кого? – (ответы детей). И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.

За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении   различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты), (вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик).

 В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего?  Конечно же,  для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, (вывод: свойства соли - убивает микробы,  не дает портится продуктам).

На кухне   соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

А теперь, давайте вернемся к нашим емкостям со льдом. В-ль достает емкости, дети рассматривают и делают вывод – лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет).

В-ль: Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.

Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины.  И мы сейчас попробуем это сделать. На днях вы делали заготовки для рисования, расскажите как.

Ответы детей.

В-ль: Правильно. А теперь на этих соляных листах вы будете рисовать, используя прием «примакивания». И посмотрим, что у вас получится.

Дети рассаживаются за столы, начинают рисовать. В-ль обращает их внимание, на то, как кристаллы соли передают друг другу цвет, передают информацию.

Почему получается рисунок? Что делает соль? (передает информацию от кристалла к кристаллу).

           Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга, в-ль хвалит их за интересные рисунки.

Рефлексия: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной необычной» солью. Что нового вы узнали о соли?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Волшебная соль

В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но  возможно её можно ещё сократить или у...