Совместная интерактивная игра взрослых и детей «В поисках Башмачка»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тимофеева Е.Л.

Дети дошкольного возраста хорошо знают Дашу- путешественницу – героиню мультсериала. Эта девочка со своим другом – обезьянкой Башмачком ищут и находят приключения, помогают всем, кому нужна помощь и познают мир.

Интерактивная игра «В поисках Башмачка» рассчитана на детей 4-5 лет, проводится совместно с родителями.  Игра начинается на площади перед Конюшенным корпусом. Это место встречи Даши-путешественницы с группой детей и взрослых. Здесь Даша просит помощи в поисках на острове ее лучшего друга –обезьянки Башмачка. Конечно же детям в процессе игры придут на помощь и говорящая Карта острова, и Рюкзак с играми и заданиями для участников. Перед началом поиска воспитатель дает краткую историческую информацию об острове, рассказывает об основных правилах поведения на природе.

Идея игры проста – дети с родителями, перемещаясь по точкам и выполняя различные задания, узнают о разнообразном растительном и животном мире острова, о следах удивительных зверей, послушают голос острова, найдут эхо и узнают, чем отличается гусь от лебедя, лиственница от сосны и ели. Во время игры дети встретятся с самыми известными жителями острова – белками, покормят уток, гусей, лебедей. В конце игры ребята вместе с Дашей находят Башмачка у вольера с водоплавающими птицами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

на городской конкурс методических разработок

«Образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

в номинации

«Экологические маршруты ООПТ»

Совместная интерактивная игра взрослых и детей

«В поисках Башмачка»

Составили и провели:

 Тимофеева Е.Л., воспитатель Филимонова С.С., воспитатель

Санкт-Петербург

2017г.


Совместная интерактивная игра взрослых и детей «В поисках Башмачка».

Цель: Познакомить с памятником природы регионального значения «Елагин остров», способствовать формированию у детей экологической культуры, бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о правилах поведения в ООПТ;
  • формировать у детей навык пользования моделями поведения на ООПТ;
  • познакомить детей с растительностью и животным миром острова;
  • совершенствовать навыки исследовательских действий;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве и по карте;
  • развивать навыки сотрудничества в совместной деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы детей, устойчивое внимание, наблюдательность, мышление, память, воображение;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать умение сравнивать и анализировать, высказывать свои выводы;  
  • активизировать мыслительную деятельность за счет решения проблемных ситуаций

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе;
  • воспитывать в детях любознательность, способность переживания чувства радости, удовольствия от открытий, полученных из наблюдений;
  • воспитывать любовь к родному краю

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Технологии: игровая технология, технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии.  

Материал и оборудование: Модели поведения на ООПТ, карта острова, рюкзак с заданиями, музыкальная колонка, восковые мелки, альбомные листы по количеству взрослых, мягкая игрушка – обезьянка, иллюстрации птиц (к игре «1,2,3- птицу назови!»), картинки деревьев и листьев (к игре «С какого дерева листок»), картинки животных и их следов (к игре «Чей след?»), изображения животных (белка, мышь, кутора, ласка, горностай, ондатра, бурозубка), веточки сосны, ели и лиственницы, лупы (по количеству детей).

Предварительная работа: Беседы о ООПТ; рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, деревьев, птиц; чтение стихотворений о заповедной природе; загадывание загадок о птицах, животных, деревьях; наблюдения, экскурсии в природу, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты экологического содержания.

Содержание:

(Родители и дети находятся на площади перед Конюшенным корпусом.)

Воспитатель: Собрались все детки в круг.

Я – твой друг и ты- мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, оказывается, самые настоящие заповедные территории существуют не только где-то далеко-далеко, а прямо у нас «под носом», на территории Санкт-Петербурга. Сегодня у нас необычный день, мы приехали на Елагин остров. Этот остров является памятником природы, природа этого острова охраняется государством. Давайте вспомним правила поведения на охраняемом природном объекте. (Показ моделей. Дети говорят правила, ориентируясь на модели). А еще, пожалуйста, запомните три главных правила поведения на природе. Они вам сегодня пригодятся. (Показ картинок)

- Не губить!

- Не шуметь!

- Не сорить!

-Все запомнили? Повторите.

А теперь давайте пройдем по дорожкам острова и побольше узнаем о нем. Будьте внимательны! Во время прогулки нас повсюду будут сопровождать маленькие обитатели острова - белки. Постарайтесь не напугать их. Они практически не бояться людей, доверяют людям и принимают еду прямо с рук. В конце прогулки мы обязательно их покормим.  Ну как, готовы? (Да). Итак, начнем.

(Подходим к масляному лугу)

     - Этот остров несколько раз менял свое название. После основания Санкт-Петербурга он одно время назывался "Лисий нос" из-за своей вытянутой формы. (Показать карту острова) Существует легенда, что в начале 18 века остров "Лисий нос", ставший впоследствии Елагиным островом, также назывался "Мишин" или "Мишкин". Это произошло после того, как группа солдат, случайно оказавшаяся на острове, неожиданно встретила там огромного медведя. Зверь повел себя как полноправный хозяин острова, и незваным гостям пришлось в спешном порядке его покинуть.  Впоследствии остров носил имена своих владельцев. Много названий было у острова. Последнее дошедшее до наших дней -  Елагин остров.

- Мы с вами стоим у Масляного луга. Раньше на этом лугу устраивались масленичные гуляния во время праздника, отсюда и появилось название луга. Гулять по Масляному лугу не разрешается, но в дни праздников здесь проводятся мероприятия, концерты.

- Ребята, кто это к нам идет?

  (Под музыкальную заставку из мультфильма Даша – следопыт появляется Даша)

Воспитатель: - Здравствуй, Даша. Что случилось, почему ты такая грустная?

Даша-путешественница: Здравствуйте, ребята, вы знаете моего друга, которого зовут Башмачок? Так вот мы гуляли с Башмачком по острову, кормили лебедей, уток, гусей, и он потерялся. Я не могу его найти.

Воспитатель: Что же делать, ребята? (ответы детей). Вы, действительно, хотите помочь? Как мы сможем помочь Даше? (ответы детей).                                              Дети: - Мы отправимся на поиски Башмачка.

Воспитатель: -А вы готовы преодолевать трудности, выполнять все задания, которые будут у нас на пути? Если будет тяжело справиться с заданием, нам помогут ваши родители? (Да.) Тогда запомните самое главное правило: Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать!

Даша: - А что нам поможет не заблудится в пути?  

Дети: Карта.

(Под песню Карты из мультфильма достается карта. Дети разглядывают ее, обсуждают маршрут и решают, что сначала мы идем к роще, затем к саду, потом к дубам, далее к флагу и доходим до пруда.)

(Подсказка для воспитателей: Лиственничная роща – Собственный сад Марии Федоровны – Дубы Шафирова – Павильон под флагом –Лебединый пруд)

Даша: - Ребята, нам карта подсказала путь, по которому мы должны пройти, чтобы найти Башмачка. Повторяйте за мной: РОЩА – САД – ДУБЫ – ФЛАГ – ПРУД. (повторяют 2-3 раза).

-  Куда мы пойдем сначала? (в рощу.)

По дорожкам мы пойдем

Весь мы остров обойдем.

Будем Башмачка искать

И друг другу помогать.  

1,2,3 – смелей иди,

Вокруг смотри,

 Ничего не пропусти.

Взрослые с группой детей и Дашей-путешественницей подходят к лиственничной роще.

Воспитатель:

По дорожке в лес пойдем,

Все преграды обойдем.

Дружно весело шагаем,

Из следа в след мы наступаем.

Кустики мы не ломаем,

Змейкой мы их оббегаем.

Вот и роща впереди.

Не робей, а подходи.

Воспитатель: - Мы пришли с вами в лиственничную рощу. Если роща называется лиственничная, то какое главное дерево здесь растет? (Лиственница (возможна помощь родителей)). Это хвойное дерево, как сосна и ель. (Показать изображение лиственницы) Только в отличии от сосны и ели на зиму у лиственницы иголочки – хвоинки желтеют и   опадают.

Парк на Елагином острове - это не только уникальный объект культуры, но и исключительный природный объект: Здесь насчитывается 518 видов растений, в том числе завезённых из разных мест Земного шара. Парк сочетает в себе фрагменты естественной лесной растительности и искусственно созданные насаждения. Лиственничная роща – пример такого насаждения.  Обратите внимание, как посажены лиственницы? (по кругу). Очень похоже на букет. Такая посадка называется букетная.

- Обратите внимание, как хорошо дышится здесь. (Дети делают глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот). Воздух намного чище того, которым мы с вами обычно дышим. А еще такой чистый воздух успокаивает и снимает усталость.

(короткая заставка песни про Рюкзак).

Даша: - Мой Рюкзак подготовил вам задание.

- Отгадайте загадку:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.  (ель)

- Есть у елочки подружка, отгадайте кто она?

Хоть колюча, а не елка:

Подлинней ее иголки.

А кора тонка, красна

Та красавица …. (сосна)

- Что бы никогда не путать сосну, ель и новое дерево, которое мы узнали – лиственницу, давайте рассмотрим их веточки (достает из рюкзака заранее заготовленные веточки сосны, ели, лиственницы). Что мы используем, когда рассматриваем очень мелкие предметы, которые глазами можно не увидеть? (Лупу). А что такое лупа? (ответы детей). Я думаю, что в моем рюкзачке найдутся лупы.

 (Достает из рюкзака лупы, дети разбирают их).

- Возьмите веточки: вот сосновые, вот еловые, а вот и веточки лиственницы. (Даша и воспитатель раздают веточки). 

Воспитатель: С помощью лупы рассмотрите иголочки на ветках. Что вы заметили? (Дети совместно с родителями рассматривают их, делают выводы.)

Дети: У сосны иголки длинные, колючие и растут по 2-е; у ели-короткие, колючие и растут по- одной; у лиственницы иголочки мягкие и растут пучками.

Воспитатель:

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали;

Раз торчат иголки,

Значит, это елки.

Но когда на ветку ели

Мы получше поглядели

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

- И не такая как лиственница. Теперь вы никогда не перепутаете эти 3 дерева. (Показ и повторение названий деревьев с проговариванием: ель, сос-на, лист-вен-ни-ца)

 Воспитатель: Молодцы, ребята, все запомнили? А нам пора идти дальше. Куда мы отправимся дальше (К саду.) Давайте сверимся с Картой.

 Песня карты. Ребята сверяют наш маршрут по карте.

Воспитатель:                   Зашагали ножки

  По большой дорожке.

Ну-ка веселее.

Вот мы как умеем.

К саду мы, конечно, вышли.

Поднимайте ноги выше,

Дружно к саду подойдем

И посмотрим, что же в нем.

Воспитатель: - Вот мы и добрались до Собственного сада императрицы Марии Федоровны. Посмотрите ребята, как тут красиво: посажены разные виды деревьев, кустарников, на клумбах – цветы. Сад предназначался для прогулок императорской семьи и ее приближенных.

- Какие красивые цветы растут. А можно я сорву цветок? (варианты ответов детей)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

- Цветы долго не стоят в воде, они вянут. А тот, кто их рвет- губит красоту, убивает природу.

Воспитатель:

- Ребята, прислушаемся к звукам острова, чьи это голоса мы слышим? (Это птицы). А знаете ли вы, что благодаря разнообразию деревьев и кустарников, а еще отличным условиям для гнездования, на территории Елагина острова зарегистрировано 144 вида птиц (включая залетных).  Давайте послушаем их пение и постараемся узнать, какой птице принадлежит голос.                    Поочередно звучат голоса соловья, кукушки, вороны, воробья, дятла, утки, совы. (Ответы детей)

(короткая заставка песни про Рюкзак).

Даша: У моего Рюкзака есть еще задание для вас. (Проводится игра «1,2,3- птицу назови!» вместе с родителями)

- А как вы думаете, какую пользу приносят птицы? (ответы детей)

- Мы были в роще, саду. Куда мы отправимся дальше?  Посмотрим, что скажет Карта.  

  Песня карты. Ребята сверяют наш маршрут с картой. 

Дети: - Мы отправимся к дубам.

Все направляются к Дубам Шафирова.

Воспитатель: В парке сохранилось большое количество старовозрастных деревьев. Особой охраны заслуживают два дуба возрастом более 300лет и диаметром стволов до 2 м, растущие рядом с Елагиным дворцом.

Ты мой друг и я твой друг

Здравствуй, наш могучий дуб!

Воспитатель: Деревья – наши помощники. Как они помогают людям? (Ответы детей)

- Возьмитесь за руки, попробуйте обнять это мощное дерево.  Эти дубы были посажены еще при первом владельце острова Шафирове. Несмотря на то, что это самые старые деревья на острове, они находятся в хорошем состоянии и восхищают своим величием благодаря сотрудникам парка.

- А сейчас мы с вами узнаем, как люди помогают деревьям. (Показ дуба с искусственной корой). Иногда коре дерева вредят насекомые – короеды, или птицы делают дупла, животные повреждают кору. Люди замазывают или заделывают трещины в коре, чтобы дерево продолжало расти. Таким образом люди лечат деревья.

(короткая заставка песни про Рюкзак).

Даша: -Рюкзак опять дает нам задание.

(Проводится игра с детьми и родителями «С какого дерева листок» У родителей – картинки деревьев, у детей – картинки с листочками. Нужно быстро найти пару.)

- Как вы думаете, какие животные могли раньше жить на этом острове? (Проводится игра «Чей след?»)

- Сейчас на Елагином острове насчитывается около 10 видов животных. В основном это представители отряда грызуны – белка, мышь полевка и домовая мышь, ондатра. Также есть насекомоядные – кутора обыкновенная и бурозубка обыкновенная, из хищных – горностай и ласка (Показ изображений этих животных).

Воспитатель: 

- Нам пора идти дальше.  Куда же мы пойдем? Нам нужна наша Карта.

 Песня карты. Ребята сверяют наш маршрут с картой.

Дети: Мы пойдем к флагу.

Все идут к павильону под флагом.

Воспитатель:

Вот и пристань впереди

С павильоном на пути.

Павильон под флагом.

Поиграем рядом.

 - На восточном мысе Елагина острова, в месте разлива Невы на два рукава - Среднюю и Малую Невки - расположен так называемый «Павильон под флагом». Когда-то давным-давно к пристани, ребята, причаливал корабль с императорской семьей. Поднимался над павильоном флаг, приветствуя высочайших особ. В самом павильоне располагался оркестр. Музыку было очень хорошо слышно. Как вы думаете, почему? Родители, помогайте детям ответить. (ЭХО). Попробуйте хлопнуть в ладоши. Звук, отражаясь от колонн, усиливается. Слышим эхо. (Дети хлопают и слушают эхо)

(короткая заставка песни про Рюкзак).

Даша: - А сейчас задание для родителей: За 3-5 мин. нарисовать предупредительные знаки для посетителей Елагина острова. (Раздаются восковые мелки и бумага, родители с детьми рисуют)

- Молодцы, у вас получились отличные знаки. Их мы подарим Администрации острова.

Воспитатель: - А нам пора отправляться дальше. Кто же подскажет куда нам идти?

  Песня карты. Ребята сверяют наш маршрут.

Воспитатель: - Мы идем к Лебединому пруду (Первый северный пруд)

В 2005 году на этот пруд выпустили лебедей. Сейчас на пруду живут лебеди, серые гуси и утки-бегунки, а также белые домашние гуси.

Впереди мы видим пруд.

Гуси, лебеди плывут.

Шеи плавно выгибают,

Словно всем они кивают.

Нам они хотят сказать:

Вы должны, ребята, знать,

Загляните под кусток,

Там сидит ваш Башмачок.

Дети находят обезьянку.

Даша: - Спасибо вам ребята. Вы помогли мне найти моего друга.

Башмачок: - Пока я здесь находился, узнал много интересного. Вот, например, что эти большие белые птицы называются лебеди-шипуны. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей). Чем лебеди отличаются от гусей? (Ответы детей).

- Лебеди, гуси, утки – это перелетные птицы, но в парке эти птицы остаются на зимовку под присмотром ветеринара. Для них построены специальные домики, люди подкармливают птиц. Давайте же и мы покормим птиц. Запомните, что всех этих птиц можно кормить только белым хлебом. (Дети кормят птиц с рук)

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Даше найти Башмачка. Вам понравилось на острове? Что больше всего понравилось?  Где мы с вами побывали? Что делали?

 Дети: -Масляный луг (говорили об острове)

 - Лиственничная роща (сравнивали сосну, ель и лиственницу, отгадывали загадки, играли)

– Сад (играли, говорили о птицах)

 – Дубы (говорили о деревьях, животных, играли)

 – Павильон под флагом (рисовали знаки)

 – Лебединый пруд (нашли Башмачка и кормили птиц)

Воспитатель: - Ну вот и подошло к концу наше путешествие, которое состоялось благодаря людям, которые исследуют природу охраняемых территорий, восстанавливают численность редких видов животных, растений и грибов, убирают бытовой мусор, ликвидируют свалки, кострища и прочие следы небрежного отношения к природе, размещают информационные стенды, шлагбаумы и ограждения, мусоросборники, скамейки. Охрану природных объектов обеспечивают патрули: они предупреждают, выявляют и пресекают нарушения режима охраны, а также проводят разъяснительную работу. Экскурсоводы водят посетителей по заповедным тропинкам, учёные читают лекции, готовят к изданию книги и альбомы. Вся эта важнейшая работа направлена на то, чтобы уникальные островки такой хрупкой первозданной природы бережно сохранялись в условиях растущего города. Огромное им за это спасибо!

Воспитатель: - Товарищи родители, с 2010 года на острове стартовала программа развития мини-зоопарка «Зоосфера». В рамках этой программы были обновлены старые и построены новые вольеры для животных. Вы сможете сегодня посетить этот зоопарк.

Обитатели зоопарка – северные олени, карликовые камерунские козы, овца, лисы, ослица Камилла, декоративные куры и фазаны, индюки и цесарки – будут интересны вашим детям. Приятного вам просмотра. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная Интерактивная игра с детьми и родителями

- Описание родителей глазами детей- Определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми-Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества...

совместная деятельность взрослого и детей "В поисках Весны"

Данный материал в полной мере способствует созданию благоприятных условий для развития умственных способностей через сюжетно ролевую направленность совместной деятельности, раскрытию творческого потен...

Конспект интегрированнного занятия совместной образовательной деятельности взрослого и детей (Области : познавательная , художественно-эстетическая ,речевая ) для детей младшего возраста( 3-4 года).

Тема: «В гости к ежику»           Ход занятия Воспитатель -Ребята, что это за звуки ? Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу (зву...

Методическая разработка совместной интерактивной игры- путешествия взрослых и детей «Путешествие в библиотеку».

. Интерактивная игра – путешествие проводится совместно с родителями. Идея игры - путешествия проста – дети с родителями, перемещаясь по точкам и выполняя различные задания, закрепляю...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

семинар-практикум по КП «Совместная игра взрослых и детей»

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть социоигровыми и коммуникативными навыками....

Интерактивная игра для дошкольников "Развиваем внимание: поиск предмета по образцу "

Дошкольный возраст – важнейший период для развития произвольного внимания у детей. Рано или поздно любой ребенок пойдет в школу, в учебной деятельности ему понадобится концентрироваться на текст...