Главные вкладки

    наблюдение за неживой природой в средней группе весной
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    формировать представления детей о неживой природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nezhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_vesna.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    МартВесна

    Карточка №1.

    Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на погоду. Какое время года сейчас? Какой месяц? Какой праздник в этом месяце, какого числа? А знаете ли вы что первый месяц весны раньше называлсяМартусом, в честь мифологического бога война Марса, который был призван также защищать мирный труд, был богом земледелия и скотоводства, защитником полей и стад. Март еще называли ветроносом и свистуном, за вой холодного ветра и потому что везде сует свой нос. В русском народном календарном фольклоре марту отводилась роль зазывателя весны. Он первенец весны – вестник теплых дней.

    Художественное слово:  как в марте зима на злиться, а весне покориться.  Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?

    Д/и «Дерево живое» - изменения в различные времена года.

    П/игра: «День и ночь»  - упражнять детей в ловкости, беге.

    И/р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий

    Труд.поручения: почистить крыльцо

    Карточка №2.

    Наблюдение за снегом. Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой? Как еще можно назвать снежный покров? (настом) Наст – это осевший покрытый коркой снег. Как образуется наст? Когда потянет оттепелью, сырыми ветрами, снег станет осаживаться, плотнеть. Если начнутся морозы, то снежный покров затягивается настом – твердой ледяной горкой. Таким снегом – настом можно легко порезать руки.

    Художественное слово:  пришла, улыбнулась – утихли метели, позванивать стал колокольчик капели (март). Март сухой, да мокрый, май будет каша да каравай.  Весна красна цветами, осень плодами, а зима снегами.

    Д/и «Когда это бывает?» - закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.

    П/игра: «Ловишки парами»  - упражнять детей в ловкости, беге.

    И/р по ФИЗО: бег в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой.

    Труд.поручения: собрать мусор, ветки на участке.

    Карточка №3.

    Наблюдение за сосульками. Обратить внимание детей на погоду, наличие солнца и ветра. Какой сегодня день? (теплый, солнечный, весенний). Посмотрите,   какое голубое небо. Светит ли солнце? Какое оно? Как мы можем определить время года? Вспомните приметы весны? (солнце высоко, светит ярко, все кругом тает, грачи прилетели, появились проталины, капает с крыши, сосульки). Где появились сосульки? Правильно, там, где солнце пригревает больше, где  крыши не закрыты, другими зданиями – открыты солнцу яркому и теплому.

    Художественное слово:  солнце в марте ходит выше, горячей его лучи. Скоро капать будет с крыши, закричать в саду грачи. Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной (сосулька).

    Д/и «Угадай кто и где кричит?» - ориентация в пространстве.

    П/игра: «Хитрая лиса»  - упражнять детей в ловкости, беге.

    И/р по ФИЗО: упражнения на равновесия: стать на санки и сойти с них так чтобы они не сдвинулись с места.

    Труд.поручения: взрыхлить сугробы, очистить веранду от мусора

    Карточка №4.

     Наблюдение за весенним пейзажем.  Обратить внимание детей на сугробы, на снег, облитый  солнечным светом. В снегах отражается небо и от этого, сугробы кажутся голубыми. Что мы еще видим вокруг? Радует нас это или огорчает?  Снег днем тает на крышах и проводах, проявляются проталины. Птицы весело щебечут, все оживает в природе. И это нас радует. Мы двигаемся быстрее, появилась дополнительная энергия.

    Художественное слово:  Весна, весна! Как высокого на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам летают облака. (Е.А. Баратынский). Рано затаят  -   долго не растает.

    Д/и «Назови одним словом» - активизация вы речи обобщенных понятий.

    П/игра: «Хитрая лиса»  - упражнять детей в ловкости, беге.

    И/р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий.

    Труд.поручения: взрыхлить снег лопатами.

    Карточка №5.

    Наблюдение за изменениями в природе. Посмотрите внимательно, что мы видим кругом, какие изменения бросаются в глаза? Быстро она вступает свои права. Солнце светит все ярче, появились оттепели, почернели дороги, снег стал черным, сугробы осели. Весенний месяц март открывает весну, оживает все кругом, природа пробуждается от зимнего покоя. Возвращаются к родным краям перелетные птицы.

    Художественное слово:  март в народе называют  протальником. Длинные сосульки к долгой весне, коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне. Одна ласточка весны не делает.

    Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

    П/игра: «Горелки»  - упражнять детей в прыжках.

    И/р по ФИЗО: метание в даль камешков.

    Труд.поручения: расчистить веранду от снега, собрать сухие листья.

    Карточка №6.

    Наблюдение за проталинами. Обратить внимание детей на то, что с одной стороны здания снег ложиться глубокими сугробами, а с другой стороны – уже растаял и появились черные проталины. Почему так получается? Где солнышко пригревает большую часть дня, там появились проталины. Там раньше появиться зеленая травка, навстречу солнцу. Солнце сильнее нагревает черную землю.  От белоснежного снега солнце отсвечивает и снег тает медленнее, и долго лежит большими сугробами. Дворник рыхлеет снег и разбрасывает на темные участки асфальта, чтобы он быстрее таял.

    Художественное слово:  черные проталины, на полях виды, верно очень теплые ноги у весны (Токмакова). Зимой греет, весной тлеет, летом пропадает, осенью оживает (снег).

    Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

    П/игра: «Найди свой домик»  - упражнять детей в беге.

    И/р по ФИЗО: метание в даль камешков.

    Труд.поручения: расчистить дорожки от снега, собрать сухие ветки.

    Карточка №7.

    Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на состояние погоды. Какой сегодня день? (теплый, солнечный) Есть ли ветер? (наблюдения за деревьями) Какой ветер? (легкий, теплый, колючий, резкий, сильный) Как мы с вами одеты? Кто мне скажет, что нас греет, шуба или мы греем шубу? (шуба не греет, а лишь сохраняет тепло нашего тела) Попробуйте, как тепло у нас под шубой и шапкой. Какие теплые руки в варежках.

    Художественное слово:  дели братья теплый дом, чтобы жили впятером, брат большой не согласился, и отдельно поселился (варежки).  Весеннее солнышко землю воскрешает. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.  Не работы бойся, пусть она тебя боится.

    Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

    П/игра: «Найди свой домик»  - упражнять детей в беге.

    И/р по ФИЗО: прыжки с сохранением равновесием.

    Труд.поручения: взрыхлить снег на участке.

    Карточка №8

    Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Почему март называют наследником февраля? Младшим братом февраля и перезимником? Потому что, хоть в марте и капает с крыш, но за нос мороз еще крепко цапает, от капели до мороза ровно полшага. Март является изломом зимы – он с зимой борется, за сердце ее теплом хватает. Однако март – марток велит порой натягивать все вокруг, коварен для садоводов.

    Художественное слово:  Старый дед, ему сто лет, мост намостил,   а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна).  Синее облака – к теплу или дождю.  Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.

    Д/и «Угадай, что лишнее» - закрепить приметы и особенности зимних и весенних месяцев.

    П/игра: «Найди свой домик»  - упражнять детей в беге.

    И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.

    Труд.поручения: убрать снег с веранды.

    Апрель

    Карточка №9.

     Наблюдение за солнцем и небом. Отметить тень от столба (стала короче). Какие изменения  заметили в небе. Солнце стало светить ослепительно ярко, даже больно смотреть. Но греет еще не очень сильно, бывают даже дни холодные. Особенно  холодно по утрам и вечером. Какие изменения связаны с тем, что солнце греет ярче, чем зимой. Снег начинает таять, чернеет, бегут ручьи, с крыши капает капель, небо светлое, голубое.

     Художественное слово:  Сияет солнце, воду блещут,   на всем улыбка, жизни – на всем,   деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом.  Мокрый апрель – хорошая  палена.

    Д/и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию.

    П/игра: «Ловля бабочек»  - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

    И/р по ФИЗО: пробежки с чередованием с ходьбой.

    Труд.поручения: предложить разбросать кучи снега на участке, чтобы он быстрее растаял и стало сухо и чисто.

    Карточка №10.

    Наблюдение за капелью. Обратить внимание детей на капель, таянием снега. Уточнить представления о том, что в апреле (разгаре весны) вся земля  освобождается от снега. Почему? (солнце греет сильнее и теплее). Какой стал снег? (потемнел, побурел, осел). А где снег тает быстрее? (возле стволов деревьев, на косогорах, там где нет тени днем). Рассмотреть  снег поближе, вспомнить, какой он был зимой (сверкал, искрился, белый, мягкий). Учить детей сравнивать. Рассмотреть проталину, освободившуюся от снега. Что там можно увидите?  (старые, прошлогодние травинки).

     Художественное слово:  Мокрый апрель – хорошая палена. Вода  на лугу – сено в стогу. Не ломай печи – еще апрель на дворе.  Апрель! Апрель, на дворе звенит капелью По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.

    Д/и «Угадай, что лишнее» - закрепить приметы и особенности зимних и весенних месяцев.

    П/игра: «Красочки»  - упражнять детей в беге, коллективизме.

    И/р по ФИЗО: упражнять детей в лазании.  

    Труд.поручения: набросать снег к стволам деревьев и кустарников.

    Карточка №11.

    Наблюдение за погодой. Отметить, какая погода в этот день. Солнечная или пасмурная, есть ли на небе тучи, облака, ярко ли светит солнце, какого цвета небо. Есть ли ветер, отметить, что весной ветры теплые, чаще всего южные, а когда тепло, то часто появляются кучевые облака. Почему? (испарение влаги с почвы, тает снег). Посмотрите, как одеты люди? (одежду зимнюю, сменили на более легкую). Рассказать детям, что в апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи (вырывает луковицы и корни растений, ищет личинок насекомых). А волчихи в это время появляются слепые маленькие волчата. Все взрослые звери меняют зимнюю шерсть на летнюю.

    Художественное слово: Мокрый апрель – хорошая палена. Вода на лугу – сено в стогу. Не ломай печи – еще апрель на дворе. Апрель! Апрель, на дворе звенит капелью По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи.

    Д/и «Кто где живет?» — закрепить знания о месте жительства различных животных.

    П/игра: «Горелки» — упражнять детей в беге.

    И/р по ФИЗО: упражнять детей в точности прыжков.

    Труд.поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки.

    Карточка №14.

    Наблюдение за ветром.  Предложить детям посмотреть на вертушку, изготовленную вместе с воспитателем. Что вы можете сказать, посмотрев на нее?  (дует ветер) Как можно назвать погоду в такой день? (ветреная)  А как вы определить в какую сторону дует ветер? (поворачивая вертушку) А если у вас  под рукой не оказалось вертушки, как вы сможете определить, ветреная ли погода? (по ветвям деревьев, по облакам на небе). А что вы можете сказать о силе ветра? (если вертушка крутиться сильно – ветер сильный,   если медленно – ветер слабый). Подставьте лицо ветру и скажите какой он (теплый, холодный, ласковый, резкий, пронизывающий).

    Художественное слово:  Без рук, без ног, а калитку открывает.  

    Ветер, ветер, ты могуч

    Ты гоняешь стаи туч

    Ты волнуешь синее море

    Гордо реешь на просторе (А.С. Пушкин).

    Д/и «Измени слово» - закрепить умение изменять слова (ветер, ветерок, ветрище, ветрина

    П/игра: «Ловля обезьян»  - упражнять детей в ловкости, смелости, в лазании.

    И/р по ФИЗО: упражнять детей в прыжках в высоту.  

    Труд.поручения: очистить участок от веток.

    Карточка №15.

    Наблюдение за ручейками. Предложить детям вставать около ручейка, понаблюдать, куда бежит вода. Какая она? (прозрачная, чистая, сверкает на солнце) Почему она бежит в одном направлении? Откуда? (с горки) Где мы еще наблюдаем это явление? (в речку стекают ручейки с берегов) Для чего люди продалбливают в снегу дорожки, проводят ручьи? (чтобы быстрее растаял снег и убежал ручьем). Предложить детям опустить в ручейки бумажные лодочки.

    Художественное слово:

    Солнце ласково смеется

    Светит ярче, горячей,

    И с пригорка звонко льется

    Разговорчивый ручей.

    Он лучистый, серебристый,

    Он сверкает и дрожит

    А другой, такой же чистый,

    Рядом весело бежит (Я. Колас)

    Д/и «Узнай по описанию» — закрепить умение узнавать растения и цветы по описанию.

    П/игра: «Паук и мухи» — развивать бег, учить соблюдать правила игры.

    И/р по ФИЗО: ходьба в колонне змейкой.

    Труд.поручения: предложить детям с помощью лопат и палочек провести еще ручеек от того места, где много снега.

    МАЙ

    Карточка №16.

    «Наблюдение за неживой природой (почва и песок)»

    Цель: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

    Ход наблюдения  Рассмотрите землю, потрогайте руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце) , сухая (рассыпается в руках) , цвет (светло – коричневая) . Полейте землю из лейки (как будто прошел дождь) . Потрогайте ее, опять рассмотрите. Земля потемнела, она стала мокрой. (Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность) . Она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Пока почва не прогрелась, в нее нельзя сажать семена, иначе они могут не взойти.

    Приметы:ранняя весна – летом много непогожих дней; лес без ветра шумит – к дождю.

    Поговорки и пословицы: майский мороз не выдавит слез; пришел май – под кустом рай.

    Стихотворения.

    Май

    Зеленеет даль полей, запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.

    Гром грохочет. Угадай! Что за месяц? Это май!

    Загадка.

    Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей.

    Если хочешь, можешь брать и с друзьями поиграть. (Песок) .

    Опыт «Свойства мокрого песка». Цель: продемонстрировать свойства песка.

    Ход опыта: вместе с детьми засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Посыпать струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции. Сделать вывод.

    Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой на ладонь, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются друг с другом.

    Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

    Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

    Ход игры: дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

    Подвижная игра «Дети и волк». Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения. Дети говорят:

    Дети по лесу гуляли, землянику собирали.

    Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

    Но вот сучья затрещали …

    Дети, дети, не зевайте,

    Волк за елью – убегайте!


    Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

    Карточка №17.

    Грозы.Цель: Вспомнить что такое гроза Гремит первая гроза. За зиму дети уже отвыкли от дождя, и первый весенний гром их очень радует. Они прислушиваются к его раскатам, к шороху дождевых капель. Вокруг все темнеет, небо прорезывают зигзаги молнии. Малыши знают, что после дождя растения будут лучше развиваться. Смотря в окна, они все вместе просят:

    Солнышко, солнышко,

    Выгляни в окошко:

    Твои детки плачут,

    По лавочке скачут.

    И яркое солнце освещает напоенную дождем землю. Светлыми каплями унизаны ветки, листья. Гроза ушла, пахнет душистыми травами, мокрой листвой.

    Карточка №18.

    Наблюдение за ветром

    Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.

    Ход наблюдения

    Как славно жить на свете: Иду, а теплый ветер, Как пес, бежит за мной!

    Теплый воздух легче холодного, вот и поднимается он вверх, а холодный стелется внизу. Но воздух не везде одинаковый, над песком он сильнее согревается, и поэтому ветер в пустынях бывает теплым. Над рекой воздух всегда прохладный, поэтому от реки всегда веет прохладным ветерком. Где воздух прогревается, там незаметно поднимается вверх, а на его место прохладный спешит, да так торопится, что все это чувствуют. Все время воздух двигается над широкими морями, снежными полями, дремучими лесами и жаркими пустынями.

    Трудовая деятельность Подметание дорожек. Цель: воспитывать желание трудиться.

    Подвижные игры «Быстрее ветра», «Кто выше?».  Цели: развивать быстроту бега; учить прыгать легко.

    Индивидуальная работа «Прыгни дальше». Цели: учить прыгать в длину с разбега.

    Карточка №19.

    Наблюдение за облаками

    Цели: побуждать к высказыванию собственных догадок, пред­положений о причинах тех или иных явлений;

    закреплять знания о неживой природе.

    Ход наблюдения

    Могу я бесконечно

    Смотреть на небеса,

    Но шлепнул дождик в речку,

    И скрылись чудеса.          А. Сиголаев

    По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.

    Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

    Чем вата ниже,

    Тем дождик ближе. (Облака.)

    Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду?

    Трудовая деятельность Работа граблями и метлой. Цель: учить видеть результат своего труда.

    Подвижные игры«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.

    Индивидуальная работа развитие движений. Цели:  воспитывать с помощью движений бережное отноше­ние к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в средней группе "Весна. Признаки весны"

    Итоговое занятие по аппликации в средней группе пе теме "Весна. Признаки весны"...

    Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна).

    Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна)....

    Наблюдения на прогулке в младшей группе Весной

    Наблюдения на прогулке в младшей группе весной!1 Рассмотреть одежду детей во время сборов на прогулку " Стало тепло , пригрело солнышко, все одеты в легкие курточки,сняли шубы , польто , шапки, зимние...

    Конспект занятия в средней группе «Весна пришла, весне дорогу».

    Занятие направлено на ознакомления воспитанников с перелётными птицами, приметами весны, первоцветами....

    наблюдение за живой природой в средней группе весной

    закреплять представление о характерных особенностях живой природы весной...

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ...