наблюдение за живой природой в средней группе весной
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Агапова Валентина Ивановна

закреплять представление о характерных особенностях живой природы весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_vesna.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Март Весна

Карточка №1.

Наблюдение за кроликомЦели: расширять представления о кролике: внешний вид, окраска, где живет, чем питается, какую пользу приносит.воспитывать любовь и заботу о них.

Ход:  Кто это? Опиши внешний вид? Чем покрыто тело кролика? Какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги? Отметить различия в длине передних и задних ног, наблюдать за движениями зверька, как он прыгает, отметить повадки.

Художественное слово:   его обожают и звери и птицы.  Он каждого кустика в поле боится. Зимою под елкой он так замерзает, что летом шубейку свою он снимает.

Д/и «Назови одним словом» - активизировать обобщающие слова в речи детей.

П/игра: «Охотники и зайцы»  - упражнять детей в прыжках.

И/р по ФИЗО: прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Труд.поручения: подмести участок, веранду.

Карточка №3.

Наблюдение за птицами.  Обратить внимание детей на изменения в природе. Как вся природа ожила, солнце ярко светит. После зимнего затишья радует нас шумные песни пернатых друзей.  Грая – миролюбивая птица и общительная. Много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу. Увидал грача – встречай весну. Ранний прилет грачей -  к тепло весне.  А воробьи, зимовавшие внами радуются приходу весны, греются на солнышке, купаются в лужах.

Художественное слово:   с крыши -  капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.

Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

П/игра: «Хитрая лиса»  - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

И/р по ФИЗО: прыжки в длину с места.

Труд.поручения: кормить птиц, почистить кормушки, собрать мусор на участке.

Карточка №4

Наблюдение за деревьями. Выяснить, чем они отличаются от цветов, травы. Обратить внимание, что у дерева один ствол и много веток.

Художественное слово:  дели братья теплый дом, чтобы жили впятером, брат большой не согласился, и отдельно поселился (варежки).  Весеннее солнышко землю воскрешает. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.  Не работы бойся, пусть она тебя боится.

Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

П/игра: «Найди свой домик»  - упражнять детей в беге.

И/р по ФИЗО: прыжки с сохранением равновесием.

Труд.поручения: взрыхлить снег на участке.

Карточка №5

Наблюдение за горшечными растениями в группе и на улице.Формировать представление о том как чувствуют себя растения на улице (плохо: им холодно, нужно тепло и полив) .

Трудовая деятельность

Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать ра¬дость от общения друг с другом.

Подвижные игры «Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

Индивидуальная работа Улучшение техники ходьбы по бревну.

Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Карточка №6

Наблюдение за прошлогодней травой.Цель: Рассмотреть прошлогоднюю траву; учить делать выводы о взаимосвязи растений и времени года.

Какая она (сухая, пожухлая?) На солнечном месте найти первую травку.

Д/и «Угадай, что лишнее» - закрепить приметы и особенности зимних и весенних месяцев.

П/игра: «Найди свой домик»  - упражнять детей в беге.

И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.

Труд.поручения: убрать снег с веранды.

Карточка №7

Наблюдение за молодой травкой. Цель: Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Ее можно найти возле труб отопления, стен домов. Разгрести прошлогоднюю листву и посмотреть, пробивается ли молодая травка

 Художественное слово:  Старый дед, ему сто лет, мост намостил,   а пришла, молода, весь мост размела (мороз и весна).  Синее облака – к теплу или дождю.  Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Д/и «Угадай по описанию» - умение находить то или иное дерево по описанию.

П/игра: «Ловишки»  - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: пробежки со средней скоростью с чередованием с ходьбой.

Труд.поручения: убрать снег с веранды.

Карточка №8

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: -  учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память;

воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадки.

•        Какие птицы прилетают к нам на участок?

•        Какого они размера?

•        Какая у них окраска?

•        Чем питаются?

•        Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

•        Как птицы заботятся о своем потомстве?

•        Как вы помогаете птицам?

•        Какую пользу приносят птицы?

•        Каких еще птиц вы знаете?

В серой шубке меховой,  И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица. (Воробей.)

Окраской — сероватая,

Повадка — вороватая,  Крикунья хрипловатая –

Известная персона. (Ворона.)

Не сидит она на месте —

На хвосте разносит вести. (Сорока.)

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду; ответственность при выполнении  поручений.

Подвижные игры:  «Цветные автомобили». Цели:- учить соблюдать правила игры; по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга; различать цвета. «Салки в кругу». Цели: учить быстро действовать по сигналу воспитателя;  - закреплять навыки движения приставными шагами в разные стороны;

воспитывать уважение друг к другу.

Индивидуальная работа: Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.

Карточка №9

Наблюдение за голубями Цели:расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц.

Ход наблюдения

Известно с давних нам времен, Что эта птица — почтальон.

Воспитатель организует беседу с детьми, задает вопросы.

•        Как называют эту птицу?

•        Какого окраса она может быть?

•        Какого размера?

•        Голубь — перелетная птица?

•        Какую пользу приносят голуби?

•        Где они вьют свои гнезда?

•        Почему голубя называют почтальоном?

Про сороку говорят, что она стрекочет, про воробья — чирикает, про голубя, что он воркует.

Трудовая деятельность Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора.  Цель: приучать к чистоте и порядку на участке.

Подвижные игры «Догони голубя». Цель: совершенствовать ловкость, быстроту (бежать по сигналу, не оглядываясь назад). «Совушка». Цель: учить начинать движение по сигналу, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичные движения рук.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

Карточка №10

Наблюдение за почками тополя Цели:продолжать знакомство с деревьями на участке;формировать представления о том, что почка — домик для  листочка.

Ход наблюдения

На ветках плоские комочки.

В них дремлют плоские листочки.

•        Что это за комочки?

•        Где почки находятся?

•        А как называется это дерево?

•        Какие части тополя вы знаете?

•        Какие еще деревья вам знакомы?

•        Что общего у тополя и березы?

•        Чем они отличаются?

Предложить детям рассмотреть почки на тополе и сравнить с теми, которые они наблюдали зимой.

•        Что произошло с почками?

•        Какого цвета почка?

•        Что появляется из почек?

•        Какого цвета листочки?

Воспитатель загадывает детям загадку.

Эти маленькие бочки  Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна. (Почки.)

Трудовая деятельность Наведение порядка на участке, сбор веток и старых листьев.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать ра¬дость от общения друг с другом.

Подвижные игры «Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

Индивидуальная работа Улучшение техники ходьбы по бревну. Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Карточка №11

Наблюдение за грачами. Цели: расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;

формировать реальные представления о жизни птиц

Посмотрите, что это за большие черные птицы на деревьях, на почерневших дрогах? (грачи) Весны открывают грачи, они прилетают еще при снеге, неуклюже шагают в поисках пищи. Что первым делом делают грачи? (вьют гнездо) Грачи сразу же принимаются за постройку новых и ремонт старых гнезд. Из чего строят свои гнезда грачи? Из веток, сучьев. Чем питаются грачи? Грач – птица всеядная, он с большим аппетитом уничтожает животную и растительную пищу.

Художественное слово:   как-то раннею весной, на опушке лесной, появилась стая птиц: не скворцы и не синицы, а большущие … (грачи). Ранний прилет грачей к теплой весне.

Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

П/игра: «Пустое место»  - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

И/р по ФИЗО: упражнять детей в прыжках в высоту.

Труд.поручения: покормить птиц.

Карточка №12

. Наблюдение за проталинами. Цель: Обратить внимание детей на то, что с одной стороны здания снег ложиться глубокими сугробами, а с другой стороны – уже растаял и появились черные проталины. Почему так получается? Где солнышко пригревает большую часть дня, там появились проталины. Там раньше появиться зеленая травка, навстречу солнцу. Солнце сильнее нагревает черную землю.  От белоснежного снега солнце отсвечивает и снег тает медленнее, и долго лежит большими сугробами. Дворник рыхлеет снег и разбрасывает на темные участки асфальта, чтобы он быстрее таял.

Художественное слово:  черные проталины, на полях виды, верно очень теплые ноги у весны (Токмакова). Зимой греет, весной тлеет, летом пропадает, осенью оживает (снег).

Д/и «Сосчитай» - упражнять детей в согласовании существительных с числительными и прилагательными.

П/игра: «Найди свой домик»  - упражнять детей в беге.

И/р по ФИЗО: метание в даль камешков.

Труд.поручения: расчистить дорожки от снега, собрать сухие ветки

.Апрель

Карточка №13

Наблюдение за почками на деревьях.Цели:продолжать знакомство с деревьями на участке;формировать представления о том, что почка — домик для  листочка

На разных деревьях почки набухли в разной степени. Значит и листики появятся не одновременно

Подвижные игры «По ровненькой дорожке». Цель: учить ходить по невысокому буму, спрыгивать, сгибая ноги в коленях. «Бегите ко мне». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа Бросание мяча вверх (свободно, ненапряженными мягкими движениями кисти).

Цель: развивать ловкость, выносливость

Карточка №14

Наблюдение за травой. Цель: Обратить внимание, что зеленой травки стало больше, она вытянулась. Можно увидеть возле домов одуванчики.

Д/и «Сосчитай» - закрепить умение детей в порядковом счете.  

П/игра: «Скворечник»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: ходьба приставным шагом по узкой дорожке.  

Труд.поручения: помочь малышам на их участке разбить клумбы для цветов, протоптать дорожки.

Карточка №15

Наблюдение за всходами на клумбе. Цель: Обратить внимание, что какие-то цветы взошли хорошо, а какие-то только показались.

Трудовая деятельность: Посев семян в землю. Взрыхлить почву не повреждая побеги многолетних растений.

Цель: способствовать желанию трудиться сообща, испытывать ра¬дость от общения друг с другом.

Подвижные игры «Добеги и прыгни», «Кто скорее добежит по дорожке».

Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

Индивидуальная работа Улучшение техники ходьбы по бревну. Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.

Карточка №16

Наблюдение за птицами

Цель: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц и части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.

Ход наблюдения Воспитатель обращает внимание на то, как много птиц прилетело в столовую. Предлагает посмотреть на больших птиц. Какое у них оперенье, какой большой клюв, как важно и чинно они ходят по земле, не спеша, никого не боятся. А теперь взглянуть на сороку. Она много меньше по размеру, чем ворона, какое красивое и необычное у нее оперение. Длинный хвост, и она не ходит по земле, а подпрыгивает с места на место.

Назвать сходство и отличие во внешнем виде и поведении птиц.

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от мусора.  Цели: учить работать лопаткой;воспитывать любовь к труду. Подвижные игры «Ворона и воробей». Цели:продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга; вслушиваться в команду воспитателя; воспитывать дружеские взаимоотношения. «Мыши водят хоровод».

 Цели: упражнять в выполнении движений; воспитывать интерес к игре.

Индивидуальная работа  «Добеги до флажка». Цель: развивать быстроту бега.

Карточка №17

Наблюдение за кошкой, охотившейся на птиц.Цель: Посмотреть, как она пригибается и ползет по земле к добыче. Спросить, кто еще так охотиться.

Трудовая деятельность Сбор мусора на участке. Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры «Воробушки и кот». Цель: упражнять в  беге.

 «Раздувайся, мой шар!» Цели: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять детей в произношении звука [ш].

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять умение быстро бегать по сигналу воспитателя в разные стороны.

Карточка №18

Наблюдение за муравьями. Цель: Рассмотреть их строение, как они ползут друг за другом, несут веточки, останки насекомых в свои домики.Д/и «Угадай по описанию» - умение находить насекомые по описанию.

П/игра: «Ловля бабочек»  - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: попади в цель, развивать меткость.

Труд.поручения: вынести корм и подкормить зимующих птиц, воспитывать заботливое отношении и любовь к природе.  

Карточка №19

Наблюдение за вороной.Цели: расширять представления о весне и поведении птиц в это время года;

обогащать знания новыми словами, понятиями.

Вспомнить потешку: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу… »рассмотреть окраску. Рассказать, как они строят гнезда.Д/и «Кто как кричит?» - учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

П/игра: «Пустое место»  - упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.

И/р по ФИЗО: упражнять детей в прыжках в высоту.

Труд.поручения: покормить птиц

Карточка №20

Наблюдение за сорокой

Цели: расширять представления о весне и поведении птиц в это время года; обогащать знания новыми словами, понятиями.

Ход наблюдения  Солнышко греет все сильнее, снег тает, кругом ручьи поют свою песенку. Дети прислушиваются к журчанию воды, произносят «ж-ж-ж!». Пускают по ручейкам щепки, ветки, бумажные кораблики.

В птичьей столовой собралось много птиц. Перечислите, каких вы птиц видите? Как вы думаете, почему они радуются? Обратите внимание на сороку, как она тоже радуется весне, весело поет свою песенку. Какие особенности вы заметили в поведении птиц? Пред¬ложит насыпать корм в кормушку, объясняя, что птицам трудно добывать корм.

Трудовая деятельность Сбор мусора на участке. Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Подвижные игры «Птички раз! Птички два!».

Цель: упражнять в умении согласовывать движения с текстом. «Раздувайся, мой шар!»

Цели: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять детей в произношении звука [ш].

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цель: закреплять умение быстро бегать по сигналу воспитателя в разные стороны.

Карточка №21

Наблюдение за ивой

Цели: познакомить с характерными особенностями ивы; научить отличать иву от других деревьев и кустарников.

Ход наблюденияРассмотреть куст ивы на участке и ответить на вопросы воспитателя.

По каким признакам можно узнать березу, рябину, вербу? Какие характерные особенности у ивы вы заметили?

Ива — это куст или дерево? Почему? В народе говорят про иву так:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

 А о чем она грустит,

 Никому не говорит.

Что еще имеется на ветках ивы? (Белые пушистые комочки.)

Трудовая деятельностьУборка участка от мусора.Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «По ровненькой дорожке». Цель: учить ходить по невысокому буму, спрыгивать, сгибая ноги в коленях. «Бегите ко мне». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа Бросание мяча вверх (свободно, ненапряженными мягкими движениями кисти).

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Карточка №22

Наблюдение за птицами.  Цель: Понаблюдать на участке детского сада за птицами: какие это птицы. Почему мы не видим свиристелей и снегирей, которые часто прилетали на рябины? ( в марте эти птицы улетают гнездоваться в теплые леса, ближе к северу). Подойти к скворечнику, понаблюдать за ним, послушать какие звуки раздаются оттуда. А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? (грачи) А какие еще к нам прилетают птицы? (скворцы, жаворонки, зяблики) Послушать звонкие голоса птиц. Полюбоваться их красивым и веселым щебетанием (воробей, синица).

Художественное слово:  На небе  - дворец, во дворе певец. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач). Д/и «Угадай по описанию» - умение находить птиц по описанию.

П/игра: «Ловля бабочек»  - упражнять детей в беге, ловкости, смекалке.

И/р по ФИЗО: попади в цель, развивать меткость.

Труд.поручения: вынести корм и подкормить зимующих птиц, воспитывать заботливое отношении и любовь к природе.  

Карточка №23

Наблюдение за птицами на участке. Цель: Отметить и найти скворцов, прилетевших на участок детского сада – поселились в скворечники. Рассмотреть их (блестящий, черный с сине-зеленым отливом). Послушать, как красиво поет скворец, приятно слушать его песню «трель». Но это не все – скворцы приносят большую пользу людям. Когда скворцы  выведут скворчат – родители птицы будут кормить их жуками и червяками, защищая тем самым урожай, защищая тем самым урожай на полях и в садах от вредителей. Посчитать сколько раз взрослые скворцы прилетят с кормом за 30 минут. Люди должны  заботиться о том, чтобы птицам было у нас хорошо (изготовить правильно скворечник, поместить его в безопасное место – от кошек и не мешать птицам во время выпаривания птенцов).  Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

 Художественное слово:

В полях трактора загудели,

По рекам пошли корабли,

Ребята, ребята, скворцы прилетели

На крыльях весну принесли

Д/и «Сосчитай» - закрепить умение детей в порядковом счете.  

П/игра: «Скворечник»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: ходьба приставным шагом по узкой дорожке.  

Труд.поручения: помочь малышам на их участке разбить клумбы для цветов, протоптать дорожки.

Карточка №24

Наблюдение за насекомыми на участке. Предложить поискать насекомых, сразу увидят клопов-солдатиков. Рассмотреть внешний вид, чем они отличаются от других насекомых (форма тела, окраска ярко-красная с черными пятнами на крыльях), рассмотреть в лупу хоботок и челюсти клопа и рассказать, что клоп челюстями прокалывает растения и высасывает из них хоботком сок. Вспомните, у какого жука такая же яркая окраска (у семитоточечнойкоровки). А для чего она нужна? (чтобы отпугивать птиц) Как вы считаете заслуживает ли клоп-солдатик доброго отношения к себе? (да, всех насекомых нужно беречь, это часть природы, как и мы с вами). Почему клопы-солдатики так называются? (бегают стайками в  колонну друг за другом).

 Художественное слово:

Черен, да не ворон

Рога, да не бык

Шесть ног без копыт (жук)

Д/и «Сосчитай» - закрепить умение детей в порядковом счете.

П/игра: «Скворечник»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: ходьба в колонне, со сменой направления.    

Труд.поручения: предложить собрать обрезанные ветки кустарников и деревьев.

Карточка №25

Наблюдение за «мать и мачехой». Найти с детьми на клумбе ростки мать и мачехи,  рассмотреть их, вспомнить какие они были летом (листочки большие.Почти круглой формы, ярко-зеленые) Почему так называют это растение? (с одной стороны лист гладкий и холодный, а с другой – теплый и мягкий). Предложить детям пересадить один цветок в группу из клумбы и понаблюдать, где быстрее зацветает растение (в группе теплее, поэтому там растение быстрее зацветает).   Предложить послушать стих и назвать, о каких весенних растениях в нем говориться.   Поинтересоваться у детей, знают ли они о лекарственных качествах мать и мачехи? Рассказать, что запаривают и корни, и листья при лечении кашля и простуды. Но можно ли рвать и использовать растения с нашей клумбы? (нет, рядом дорога, едут машины и растения впитывают угарные газы). А где можно собирать лекарственные травы?  (в лесу, на полянах)

Художественное слово:

Хорошо в лесу в апреле:

Пахнет лиственную трелью,

Птицы разную поют,

На деревьях гнезда вьют,

На полянках медуница

Выйти к солнышку стремиться,

Между травами  сморчка

Поднимает колпачки,

Набухают веток почки,

Пробиваются листочки

Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои (Т. Ладонщиков).

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения и цветы по описанию.

П/игра: «Жмурки»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: ходьба приставным шагом по узкой дорожке.  

Труд.поручения: помочь малышам на их участке разбить клумбы для цветов, протоптать дорожки.

Карточка №26

Наблюдение за бабочками: лимонница, капустница, крапивница. Рассмотреть бабочек, внешний вид, дать описание каждой бабочки, сравнивать с другими. Учить составлять рассказ – описание, используя красочные эпитеты.  Рассказать, что они вывелись из куколок прошлым летом и перезимовали. Как вы думаете где? (в щелях домов, сараев, гаражей, расщелинах коряг). Воспитывать чувства любви к природе, полюбоваться красотой бабочки, вызвать удивление. Почему нельзя брать руками бабочку? (потому что пыльца с крыльев стереться и бабочка не сможет летать, крыло очень хрупкое).

Художественное слово:

На северных склонах

Проталин узор

На ножках зеленых травинок узор.

Блистающий, тающий

Снег уплывает

И вспашут поля

И листа оживет

Д/и «Подбери слово» - закрепить умение подбирать родственные слова.

П/игра: «Ключи»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: упражнять детей в метании в цель.  

Труд.поручения: предложить детям подмести дорожки, веранду.

Карточка №27

Наблюдение за одуванчиками. Продолжать обогащать знания детей о признаках весны. Появились первые весенние цветы (одуванчики). Почему их так называют? С чем можно сравнить? На что похожи? Следует ли их рвать? Почему? Полюбоваться ярко-желтыми  коврами, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Какие еще весенние цветы знаю дети? (подснежники, первоцвет). Рассмотреть поляну из одуванчиков в солнечную погоду утром и вечером когда солнце заходит (цветы закрываются).

Художественное слово:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице

Легкое, воздушное

Ветерку послушное

Д/и «Подбери слово» - закрепить умение подбирать родственные слова.

П/игра: «Пустое место»  - упражнять детей в ловкости, смелости, беге.

И/р по ФИЗО: упражнять детей правильно бросать биту.  

Труд.поручения: помочь взрослым очистить клумбу, для цветов и взрыхлить.

Карточка №28

Наблюдение за Крапивой. Рассказать детям о крапиве: злая как волчица, жжется как горчица. Где вы встречаете крапиву?  Где она у нас растет в детском саду? Знать, что крапива любит влажные места, что она очень нежное растение, но дотронуться до себя не дает.  Крапива жжется своими волосинками – иголочками, ими усеяна вся поверхность листьев сверху - донизу, иголочки ломаются и обжигают едким соком, крапива очень долго цветет, ее пыльцу очень любят пчелы. Она лечебная: много витамин, настой используют для остановки кровотечения, очень вкусные щи из крапивы и салаты.

Художественное слово: Ах, не трогайте меня, обожгу  и без огня

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения по описанию или самому описывать нужное растение.

П/игра: «Жмурки»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку.  

Труд.поручения: подмести участок от мусора

Карточка №29

Наблюдение за садовыми кустарниками. Цель: Дать представление о садовых кустарниках: малина, смородина, вишня. Где растут кустарники? Почему они называются кустарниками? Почему садовыми? Какие ветки, листья, ягоды у этих кустарников? Для чего их выращивают? Почему малину называют лесной?

Художественное слово: Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят эти бусы, дети, птицы и медведи (малина).  Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет (смородина).

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать кустарники по описанию или самому описывать нужное растение.  «С какого кустарника ягоды»

П/игра: «У медведя во бору»  - развивать бег, внимание, ловкость, смекалку.

И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку.  

Труд.поручения: дать лопаты, помочь садовнику перекопать участок, где растут кустарники.

Карточка №30

 Рассмотреть с детьми одуванчик. Это растение – первоцвет,  это лекарственное растение, по нему можно определить время суток, в сухую погоду одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, закрываются в 2-3 часа дня, они могут предсказывать погоду, перед дождем закрываются. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность.

Художественное слово: золотой и молодой, за неделю стал седой, а денечка через два, облысела голова. Спрячу в кармашке бывший одуванчик.   Такого модника, как этот, еще не видела земля. Он очень любит среди лета в пуховой шапке щеголять.

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать цветы по описанию или самому описывать нужное растение.

П/игра: «Ловишки»  - развивать бег.

И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью.  

Труд.поручения: подмести участок от мусора

Карточка №31

 Рассматривание березы.  Как называется это дерево? Как вы догадались? Где береза у нас растет? Как называется лес, если он состоит из состоит из одних берез? Как называется сок, который мы пьем? Береза в любой время красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах. Ее всходы не боятся солнца, морозов. Издавна люди садили березу около своих жилищ, и она была украшением его, давала прохладу в знойный день. Давным-давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти.  Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит.

Художественное слово: стоит Алена платок зеленый.

 Май

Карточка №32

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель: знакомство с третьей победой весны над зимой — весной лесной.

Ход наблюдения  Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрывая почки,   В зеленые листочки

Деревья одеваю,        Посевы поливаю,

Движения полна,         Зовут меня... (весна).

О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны. Какой сейчас месяц?

Обратить внимание детей, что весна скоро одержит третью победу — самую решительную над зимой.

Что это за дерево?  Что произошло с почками? Они маленькие или большие? Предложить понюхать почки. Как они пахнут? Предложить осторожно потрогать почки. Какие они? А какого цвета появляются листочки?

Весна! Денек прекрасный!

В саду стреляют почки,  

 И протирают глазки

 Зеленые листочки.

Во что скоро оденется лес? А какие птицы прилетят?  Какая птица в лесу кукует?

Обратить внимание детей, что это растительная победа солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная.

А еще какие вы знаете весны? (Полевая, речная.) Какое время года наступит после лесной весны? (Лето.)

Трудовая деятельность: Уборка огорода и грядок.

Цель: вызвать желание подготовить грядки к посадке семян.

Подвижные игры:  «Добеги и прыгни». Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

«Кто скорее добежит по дорожке?». Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа:  Бросание предметов в цель-закреплять навыки бросания предметов в цель одной ру¬кой

Карточка №33

Рассматривание рябины.  Это рябина, ветвистое дерево, растет почти повсюду, растет она и у нас в детском саду, она любит свет, растет деревцом, обильно плодоносит, это одно из любимых деревьев в народе и про него есть много песен и стихов. Что есть у дерева? Какой ствол? (прямой, ствол может быть стволов может быть много, кора коричневая, гладкая, на ветках растут мелкие овальные листья, по краям листа – зубчики, листики располагаются парами). Красива она весной, в белом весеннем наряде, ее мелкие цветы издают душевный запах, летом ягоды медленно созревают под лучами солнца, они не вкусные их не клюют птицы. Поздней осенью листья рябины желтеют, краснеют и опадают, оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях всю зиму.

Художественное слово: Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глаза у ребят. Красную ягоду дала мне рябина. Думала что сладкая, а она горчит. То ли это ягода, просто не дозрела, то ли рябина хитрая, подшутить хотела.

Д/и «Узнай дерево по именам» - найти целое по частям, закрепить название деревьев.

П/игра: «Хитрая лиса»  - развивать бег, внимание, смекалку.

И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу.  

Труд.поручения: навести порядок на веранде.

Карточка №34

Рассматривание тополя.  Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол серо-зеленый, у него сильные, крепкие ветки, с острыми, клейкими листочками, почками). Когда распускаются листочки, то кажется что тополь надел зеленую шапку, летом летит с тополя пух, а весной у тополя появляются сережки. Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева). Тополь хорошо очищает воздух, корни дерева достают влагу из земли, он дает много тепла. Древесина тополя мягкая,   легкая, из нее изготовляют бумагу, спички, игрушки, делают фанеру: строительный материал.

Художественное слово: мальчик топал, топал, топал и увидел тополь, тополь.  

Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие называет время года, дети изображают дерево в разное время года.  

П/игра: «Еще вейся плетень»  - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами.

И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью.  

Труд.поручения: наносить песок  в песочницу.

Карточка №35

Наблюдение за жукомПро какого жучка мы с вами сегодня будем  говорить? Почему этот жучок получил такое название? Да, люди считают, что божья коровка приносит удачу, уничтожает вредных насекомых, тлю. Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку? (мухомором)  Почему божью коровку называют доктором Айболитом? Божья коровка поедат вредных насекомых.

Художественное слово: Спинка в веснушках, ах как неловко и покраснела божья коровка. Божья коровка улети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого.  

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое.  

П/игра: «Божья коровка»  - развивать прыжки, ловкость.

И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание колонные по сигналу.  

Труд.поручения: подмести участок от мусора

Карточка №36

. Рассматривание: цветы незабудкиКак называются эти цветы? Расскажите друг другу, какие цветы незабудки? Незабудки однолетние или многолетние? Эти цветы маленькие, имеют чашечку и венчик из 5 сросших лепестков, бутоны розовые, а распутавшиеся цветы ярко-голубые с желтой серединкой, любят влагу и свет.

Художественное слово: Их невидимо, невидимо, не сосчитаешь их. Кто их только выдумал, веселых, голубых.  Должно быть оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.

Д/и «Дерево» - игровые действия, ведущие называет время года, дети изображают дерево в разное время года.  

П/игра: «Цвет и пчелы»  - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами

И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью.  

Труд.поручения: наносить песок  в песочницу.

Карточка №37

Наблюдение за комарами.  Комар маленький, слабый, с тонким телом и 6 ножками, длинным хоботком,   с помощью которого он питается.  Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком цветут из них нектар – это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц, водоплавающих рыб).

Художественное слово: Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит сядет и укусит.

Д/и «Назови насекомое» по картинкам.  

П/игра: «Хитрая лиса»  - развивать бег, ловкость.

И/р по ФИЗО: перестраивание колонные по сигналу.  

Труд.поручения: убрать мусор с участка.

Карточка №38

Наблюдение за стрекозами. Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лету. Они также, как и комары откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле рек. Обратить внимание на интересные особенности ее тела: тонкое, длинное туловище, круглая голова, 4 вытянутых крыла. Устрекозу очень большие  глаза, которыми она прекрасно видит, большой рот на концах челюсти. Черные пятна на концах крыльев – это  не украшения, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать.  Стрекоза очень хорошо летает, ее трудно поймать, она сама ловит других.

Художественное слово: Голубой аэропланчик, сел на большой одуванчик.

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое.  

П/игра: «Жуки и птицы»  - развивать прыжки, ловкость.

И/р по ФИЗО: отбивание мяча от земли, перестраивание в колонны по сигналу.  

Труд.поручения: привести в порядок песочницу, наполнить ее песком

Карточка №39

Сравнение ели с сосной

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и разли-чии (сосна, как и ель, зеленая всегда, у нее тоже

есть иголки, только длиннее, веточки только наверху).

Ход наблюдения

Сосны до неба хотят дорасти,

 Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель загадывает детям загадку.

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна.)

Сосна — дерево высокое. У нее ствол прямой, веточки только на макушке, ветки покрыты длинными зелеными иголками. Сосна зеленая и зимой и летом. А еще у сосны, как у елочки, бывают шишки.

Трудовая деятельность Уборка территории.  Цели: воспитывать трудолюбие;  учить помогать друг другу.

Подвижные игры «Воробушки», «Поезд».

Цель: упражнять детей в ходьбе по скамейке, в беге врассыпную.

Индивидуальная работа «Кто быстрее добежит?», «По камушкам».

Цель: упражнять в беге, равновесии в ходьбе по «камушкам» (кир-пичики), умении быстро действовать по сигналу.

Карточка №40

Наблюдение за цветником Цели:закреплять знания о цветнике;воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее кпосадке рассады цветов.

Ход  наблюдения

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок — терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Воспитатель задает детям вопросы. Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады?

(Убрать сухие стебли, листья.) Чем будем убирать стебли? (Граблями.) Чем вскопаем землю? (Лопатами.)

Трудовая деятельность Коллективный труд по уборке территории после зимы.

Цели: учить трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры «Спящая лиса», «Покажи мяч».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

Индивидуальная работа «Перелет птиц». Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении.

Карточка №41

Наблюдение за листьями черемухи..

Цели: закреплять знания о строении дерева; формировать представление об изменении природы в мае.

Ход  наблюденияВспомнить, что несколько недель назад на деревьях были только набухшие почки. Найти еще деревья с набухшими почками, сережками или листочкамиПотихоньку набухают почки, с каждым днем они становятся все больше и больше. Черемуха снова оживает, просыпается после зимней спячки. Наконец-то появляются маленькие, красивые, резные зеленые листочки.

Трудовая деятельность Коллективный труд. Уборка с участка старых листьев, травы, подметание дорожек.ель: формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.

Подвижные игры «Кролики», «Наседка и цыплята».

Цель: учить прыгать на двух ногах по всей площадке, приседать по сигналу, находить свое место.

Индивидуальная работаПробежать «змейкой» между кеглями, расставленными в ряд; пробежать по бревну, неся на голове мешочек с песком.  Цели: учить не задевать кегли, пробегая между ними; развивать быстроту, ловкость, равновесие.

Карточка №42

Наблюдение за цветником

Цели: уточнять названия цветов, их строение, особенности размера,

окраски, формы лепестков; побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов.

Ход наблюдения

Я цветок сорвать хотела,

 Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Стоит в саду кудряшка —

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка.)

•        Какие цветы растут в цветнике?

•        Как они называются?

•        Какие из них многолетние?

•        Какие однолетние?


Трудовая деятельность  Коллективный труд на участке по уборке территории.  Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры «Живая клумба цветов», «Покажи мяч». Цели: закреплять названия цветов с помощью игры;

учить двигаться хороводом; упражнять в бросании и ловле мяча.

Индивидуальная работаРазвитие движений.Цель: упражнять в ходьбе по линии, сохраняя равновесие.

Карточка №43

Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть цветы, их расцветку, форму. Рассказать, почему они так называются. Обратить внимание, что пока листья не видны, они появятся позже.

Д/и «Узнай по описанию» - закрепить умение узнавать растения и цветы по описанию.

П/игра: «Паук и мухи»  - развивать бег, учить соблюдать правила игры.

И/р по ФИЗО: ходьба в колонне змейкой.  

Труд.поручения: предложить детям с помощью лопат и палочек провести еще ручеек от того места, где много снега.

Карточка №44

Наблюдение за всходами нарциссов на клумбе.Цели: закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать, видеть различие между ними; воспитывать чувство красоты.

 Обратить внимание, как они выросли рассмотреть семена календулы и бархоток, посеять их на клумбе. Спросить, какие садовые цветы знают дети.

Трудовая деятельность Приведение в порядок цветников, взрыхление земли, посадка рассады. Цель: учить трудиться сообща.

Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Самолеты».

Цель: упражнять в подлезании, беге, не сталкиваясь друг с другом, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа «Кто попадет?», «Обезьянки».

Цели: упражнять в метании левой и правой рукой;  учить лазанию по гимнастической стенке.

Карточка №45

Наблюдение за дождевыми червями. Они живут под землей, выползают на поверхность во время дождя. Они одинаковы с двух сторон.

Дидактическая игра. «Опиши цветок»

Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.

Трудовая деятельность Сбор природного материала

Цель: формировать трудовые умения.

Подвижные игры «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт». Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, бы¬строту реакции и смекалки.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Карточка №46

 Наблюдение за насекомыми: мухами, комарами.Цель : Выяснить Нравится ли ребятам, что появились мухи и комары, почему? Какую пользу они могут принести?

П/игра: «Цвет и пчелы»  - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами

И/р по ФИЗО: бег парами с разной скоростью.  

Труд.поручения: наносить песок  в песочницу.

Карточка №47

Наблюдение за пауком, его паутиной. Для чего он плетет паутину, чем питается, сколько у паука лап? Вспомнить сказку Чуковского «Муха – Цокоту»

Трудовая деятельность: Уборка огорода и грядок.

Цель: вызвать желание подготовить грядки к посадке семян.

Подвижные игры:  «Добеги и прыгни». Цель: добиваться хорошей техники прыжка при отталкивании.

«Кто скорее добежит по дорожке?». Цель: продолжать развивать пространственную ориентировку.

Индивидуальная работа:  Бросание предметов в цель-закреплять навыки бросания предметов в цель одной ру¬кой

        

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Весна. Признаки весны"

Итоговое занятие по аппликации в средней группе пе теме "Весна. Признаки весны"...

Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна).

Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна)....

Наблюдения на прогулке в младшей группе Весной

Наблюдения на прогулке в младшей группе весной!1 Рассмотреть одежду детей во время сборов на прогулку " Стало тепло , пригрело солнышко, все одеты в легкие курточки,сняли шубы , польто , шапки, зимние...

Конспект занятия в средней группе «Весна пришла, весне дорогу».

Занятие направлено на ознакомления воспитанников с перелётными птицами, приметами весны, первоцветами....

наблюдение за неживой природой в средней группе весной

формировать представления детей о неживой природе...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ВЕСНОЙ...