Главные вкладки

    наблюдение за неживой природой в средней группе зимой
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    формировать представления детей о неживой природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nezhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_zima.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Декабрь  Зима

    Карточка №1.

    Наблюдение за погодой

    Цели: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность.

    Ход наблюдения

    На ладонь упала робко

    Первая снежинка.

    Ей, наверно, очень плохо

    На лесной тропинке?

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    На заборах, на крылечке

    Все блестит и все бело.

    Нет свободного местечка —

    Всюду снега намело.

    С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.

    Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега. Цель: воспитывать трудолюбие.

    Подвижные игры «Кто выше?», «Найди меня». Цель: учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.

    Индивидуальная работа «Белые снежинки». Цель: учить плавно двигаться.

    Карточка №2.

    Наблюдение за погодой

    Цель: учить самостоятельно выделять и называть нения в природе зимой.

    Ход наблюдения

    Он к бровям моим прирос, Он залез мне в валенки. Говорят, он — Дед Мороз, А шалит, как маленький. Воспитатель задает детям вопросы. На улице тепло или холодно?  Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по  улице? Как были одеты люди летом? Сравните.

    Морозы стали крепче, и и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не

    Трудовая деятельность Расчистка от снега горки  и дорожки, ведущей к кормушке. Цель: учить правильно пользоваться метлой  дело до конца.

    Подвижные игры «Мороз — красный нос», «Мы — веселые ребята».  Цели: учить четко говорить текст в игре;

    соблюдать правила игры.

    Индивидуальная работа;  Попрыгунчики около санок».  Цель: : учить прыгать с продвижением вперед

    Карточка №3.

    Наблюдение за ветром   Цель: учить определять наличие и направление ветра.

    Ход наблюдения   Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.

    Воспитатель задает детям вопросы.  Есть ли ветер?  Откуда дует ветер? Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?

    Трудовая деятельность Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой.

    Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного •груда и его результата.

    Подвижные игры «Кони», «Лягушки». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание;

    следить за правильностью выполнения заданий.

    Индивидуальная работа «Не наскочи».

    Цель: учить спускаться с горки на лыжах, не задевая положен¬ную на склоне шишку.

    Наблюдение за погодой. Наблюдение за снегопадом.  В декабре часто бывают снегопада, появляются низкие тучи, все вокруг темнеет и начинает падать снег: кажется, что с неба сплошным потоком летит пух. Все вокруг наполнено движениями и удивительной тишиной. Рассказать детям о снегопаде,   узнать их отношение к нему. Обратить детей на красоту природы, когда снег только-только ложиться. Провести эксперимент с падающими снежинками на ладонь.

    Карточка №4.

    . Наблюдение за солнцем.  Какова высота солнца в полдень в декабре? Солнце редко показывается, декабрь самый темный месяц в году. Отметить погоду на календаре группы и сравнить ее с погодой завтра, замечать изменения в погоде, приучать детей планировать, чем они будут заниматься в зависимости от погоды.

    Художественное слово: Я рисую желтый круг, мало палочек вокруг.  Солнышко лучистое, улыбнулось весело.  Большой подсолнух в небе, цветет он  много лет. Цвете зимой и летом, а семечек все нет (подсолнух).

    Д/и «Времена года» - что бывает зимой (снег, ветер, метель, вьюга, снегопад, мороз).

    П/игра: «Мы веселые ребята»  - учить детей бегать, увертываться, не попадаться ловишки.

    И/р по ФИЗО: ходьба широким шагом.

    Труд.поручения: лопатами огребать снег  в штабеля, чтобы он уплотнился и из него можно было строить постройки – воспитание трудолюбия.

     Январь

    Карточка №5.

    Наблюдение за ветром

    Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

    Ход наблюдения

    С бугорка на бугорок

    Ловко прыгал ветерок.

    По дорожке он бежал,

     В сугроб весело упал.

    Только вовсе не намок

    Этот ловкий ветерок.

    Нарисую ветер тихий, нежный,    

     Нарисую грозовой и снежный,

    И такой, что с травами играет,

     И такой, что волны поднимает.

    Воспитатель задает детям вопросы. Дует ли ветер? Холодный он или теплый? Как можно узнать, что дует ветер?

    В какую сторону он дует?

    Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место для построек. Цели: учить выполнять задание хорошо; воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры «Ловишки», «Вороны и гнезда». Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя. Индивидуальная работа «Гонки на санках». Цель: учить, сидя на санках, передвигаться до флажка, отталкиваясь ногами.

    Карточка №6.

    Наблюдение за солнцем

    Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

    Ход наблюдения  Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы. Где спит солнышко? Откуда оно поднимается? Греет ли солнышко зимой?

    Трудовая деятельность Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.

    Цели: учить доводить начатое дело до конца; воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры «Зайцы», «Птички и кошки».

    Цели: учить играть, соблюдая правила; развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

    Индивидуальная работа «Подбрось повыше».

    Цели: учить бросать мяч вверх и ловить его; развивать внимание.        

    Карточка №7.

    Наблюдение за снегом

    Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

    Ход наблюдения

    Тихо-тихо снег идет,

    Белый снег, мохнатый.

    Мы расчистим снег и лед

    Во дворе лопатой.            М. Познанская

    Белым снегом все покрыло:

    И деревья и дома.

    Свищет ветер легкокрылый:

    «Здравствуй, зимушка-зима!»    Г. Ладонщиков

    Воспитатель задает детям вопросы. Какого цвета снег? Какой на ощупь? Что из него можно сделать?

    Почему снег тает на ладошке?

    Трудовая деятельность Уборка снега на участке.  Цели: собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений  водой; поручить расчистить дорожки.

    Подвижные игры «Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?».

     Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение — включить преодоление препятствий).

    Индивидуальная работа «Кто выше прыгнет?». Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

    Февраль

    Карточка №8.

    Наблюдение за снегопадом Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

    Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. Какого цвета снежинка?

    У кого шубка такого же цвета? Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?

    Села снежинка на рукав и растаяла.

    Была и вот ее нет!

     Вот какая звездочка-малютка.

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

    Собралися мы в кружок,

    Завертелись, как снежок.

    Трудовая деятельность

    Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки к крыльцу (коллективный труд).

    Цели: формировать ответственное отношение к труду; учить выполнять коллективные поручения.

    Подвижные игры «Дед Мороз», «Снег кружится».  Цели: прививать умение выполнять характерные движения;

    продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

    Индивидуальная работа «Попади в цель». Цель: развивать меткость, глазомер.

    Карточка №9.

    Наблюдение за погодой

    Цель: учить замечать изменения в природе.

    Ход наблюдения

    Ой ты, зимушка-краса!

    Побелила все леса,

    Горы снега намела,

    Нас кататься позвала.

    Повела зима над нами

     Снеговыми рукавами

    И рассыпала снежинки

    На поля и на леса.

    Мы с горы кататься будем,

    И поэтому нам очень-очень

    Нравится зима.

    Воспитатель задает детям вопросы. Что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой?

    Трудовая деятельность Расчистка кормушек от снега, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры «Снежная карусель», «Ловишки»  Цели: учить быстро действовать по сигналу воспитателя;

    развивать внимание, быстроту бега.

    Индивидуальная работа «Самым ловким окажись!». Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость.

    Карточка №10.

    Наблюдение за снежинками

    Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.

    Ход наблюдения

    Белая, узорная

    Звездочка-малютка,

    Ты слети мне на руку,

    Посиди минутку.

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке.

    О. Рождественская

    Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

    Подвижные игры «Метелица», «Скок-подскок». Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами, снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

    Индивидуальная работа «Кто дальше?».  Цели: учить прыгать в длину с места и с разбега;иразвивать силу прыжка.

    Карточка №11.

    Наблюдение за изменениями на участке детского сада

    Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

    Ход наблюдения

    Улицей гуляет Дед Мороз,

    Иней рассыпает по ветвям берез.

    Ходит, бородою белою трясет,

    Топает ногою, только треск идет.

    Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.

    Трудовая деятельность Коллективный труд по уборке снега с дорожек.  Цель: закреплять умение работать сообща.

    Подвижная игра «Бездомный заяц». Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

    Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: закреплять умение бегать на скорость; развивать меткость и силу броска.

    Карточка №12

    Наблюдение за снежинками

    Цель: Продолжать рассматривать снежинки. Одинаковые ли снежинки в разную погоду, в оттепель и в холодный, морозный день? Форма снежинок изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно; они крупные, блестящие, похожи на цветы или звездочки. Во время оттепели снежинки образуют хлопья. Предложить детям внимательно рассматривать их. Соотнести форму снежинок с состоянием погоды.

    Художественное слово: Скатерть бела, все поле одела (снег). Что за звездочки сквозные, на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмешь воду в руке (снежинки).

    Д/и «Угадай по голосу» - развивать умения слушать других.

    П/игра: «Два мороза»  - упражнять детей в беге с увертыванием, учить согласовывать движения со словами.

    И/р по ФИЗО: ходьба по снежному длинному валу со снежном в руках и спрыгивание  с него.

    Труд.поручения: дать детям метлы, подмести веранду, дорожки – приучать детей трудиться, беречь свой труд и труд взрослых.

    Карточка №13.

    Рассказывать о свойствах снега. Снег согревает почву от промерзания. Как вы думаете, рыхлый или уплотненный снег лучше сохранит тепло? Рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев  не надо уплотнять. Снежный покров является источником влаги для растений в весенний период, поэтому в колхозах на полях проводят снегозадержание, делая валы из снега.  В ведро насыпать снег и отнести его в группу, так как в нем много кислорода и поэтому полезно поливать комнатные растения растаявшим снегом.

    Художественное слово:

    Чудная картина

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна,

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег,

    И саней далеких

    Одинокий бег (А.А. Фет).

    Д/и «Назови по описанию» - закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.

    П/игра: «Не оставайся на снегу»  - упражнять детей в ловкости, прыжках.

    И/р по ФИЗО: метание снежков в движущуюся цель.

    Труд.поручения: предложить детям накидать снега на клумбы, около стволов деревьев и кустарников.

    Карточка №14.

    Наблюдение за метелью. Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег?  Предложить детям пройти на крытую веранды или постоять  у стенки детского сада, дома, пусть понаблюдают за метелью. Предложить им прислушиваться к завыванию ветра. Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы.

    Художественное слово:  Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа, то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (А.С. Пушкин). Не зверь, а воет (вьюга).

    Д/и «Придумай слово» - научить детей подбирать однокоренные слова к предложенным словам.

    П/игра: «Мы веселые ребята»  - упражнять детей в ловкости, прыжках.

    И/р по ФИЗО: скольжение по ледяной дорожке с выполнением дополнительных заданий: присесть и снова встать.

    Труд.поручения: после метели предложить расчистить дорожки, окапать снегом деревья и кусты.

    Карточка №15.

    Наблюдение за зимним пейзажем. После нового года начались сильные морозы и снегопады. Очень красив зимний пейзаж. Обратить внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при фонаре вечером. Что можно сказать про снег, какой он? (подбор прилагательных: пушистый, пухлый, мохнатый; глаголов:  переливается, искрится на солнце). Давайте присмотримся к снегу, ведь он не только белый. Зимой он часто меняет цвет в зависимости от освещения. Какие оттенки вы видите? (голубой, синеватый, желтый).

    Художественное слово:

    Белый снег, пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тиха

    Падает, ложится.

    И под утро снегом

    Поле забелело,

    Точно пеленою

    Все его одело.

    Темный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно... И.З. Суриков

    Д/и «назови одним словом» - активизировать  в речи обобщенные слова

    П/игра: «Снежная карусель»  - упражнять детей в ловкости, прыжках.

    И/р по ФИЗО: ходьба по узкой снежной дорожке с перешагиванием через различные предметы.

    Труд.поручения: отчистить одежу друг друга от снега.

    Карточка №16.

     Рассматривание снежинок. Взять на прогулку кусок картона, фанеры, на котором лежит темная материя. Предложить детям через увеличительное стекло (лупу) рассмотреть строение отдельных снежинок. Одинаковые ли снежинки? Найдите отличия? Какой они формы? Сколько у них лучиков? Правильно, самая простая форма 6 лучей в виде иголочек, встречается форма звездочек и т.д. Что вы можете сказать о размере снежинок?

    Художественное слово:  И. Тургенев приветствовал  снег таким словами: «Здравствуйте,   легки звезды пушистого

    снега».  

    Светло-пушистая,

    Снежинка белая,

    Какая чистая,

    Какая смелая!

    Дорогой бурною

    Легко проносится,

    Не в высь лазурную,

    На землю просится… (К. Бальмонт)

    Д/и «назови одним словом» - активизировать  в речи обобщенные слова

    П/игра: «Сделай фигуру»  - упражнять детей в ловкости, беге.

    И/р по ФИЗО: скольжение по ледяной дорожке с выполнением дополнительных заданий: скольжение после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно.

    Труд.поручения: предложить подгруппе детей очистить от снега участок.

    Карточка №17.

    Наблюдение за свойствами снега. Предложить детям провести опыт: налить в банки воды и в морозный день одну закопать глубоко в снег, а другу оставить на воздухе. Понаблюдать в какой банке вода замерзнет быстрее. Итак, в банк, оставленной на морозном воздухе, вода замерзнет быстрее. Вывод: снег защищает почву, не давая ей охладиться и поэтому растения под снегом остаются зелеными.

    Художественное слово:

    Снег кружится,

    Снег ложится -

    Снег! Снег! Снег!

    Рады снегу зверь и птица

    И, конечно, человек!

    Рады серые синички:

    На морозе мерзнут птички,

    Выпал снег - упал мороз!

    Кошка снегом моет нос.

    У щенка на черной спинке

    Тают белые снежинки.

    Тротуары замело,

    Все вокруг белым-бело:

    Снего-снего-снегопад! (С. Маршак)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наблюдение за черепашкой" для средней группы.

    Цель:Познакомить детей с новым для них животным-черепашкой, особенности внешнего вида: панцирь, короткий хвост, отсутствие ушей, маленькие чёрные глаза. Уточнить, что черепаха ест овощи -морковку, кап...

    Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе

    Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе...

    НОД по образовательной области "Познание"(познавательно-исследовательской деятельности в природе) на тему «Наблюдение за рыбкой» в средней группе.

    Конспект НОД по образовательной области "Познание"(познавательно-исследовательской деятельности в природе) по теме "Наблюдение за рыбкой" в средней группе....

    Конспект наблюдения на прогулке в средней группе

    наблюдение на прогулке. Тема: Наблюдение за следами птиц на снегу...

    наблюдение за живой природой в средней группе зимой

    закреплять представление о характерных особенностях живой природы зимой...

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЗИМОЙ

    Картотека  наблюдений на прогулке в старшей  группе ЗИМОЙ...