Главные вкладки

    наблюдение за живой природой в средней группе летом
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    закреплять представление о характерных особенностях живой природы летом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_leto.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛЕТО.

    Карточка №1

    Наблюдение за одуванчиком

    Цель: познакомить с одуванчиком. Разобрать его строение, обратить внимание на то какие перемены с ним происходят после окончания цветения.

    Ход наблюдения. Сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет она и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не даст семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой - парашютиком, растение еще больше следит за погодой. В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края. Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашюты плохо летают, вот и спрятал их до хорошей поры. Загадка: Рос шар бел, Ветер дунул — Шар улетел. (Одуванчик) Дидактическая игра. «Опиши цветок» Цель - научить подбирать прилагательные к существительному. Подвижная игра «Садовник и цветы». Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции. Трудовая деятельность. Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве. Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений. Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.    

    Карточка №2

    Наблюдение за цветением черемухи

    Цель: познакомить с черемухой (строение, польза, изменения, происходящие после окончания цветения).

    Ход наблюдения. Обсудить аромат черёмухи. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых. Стихотворение

    В.Жуковского «Черемуха»

         И вся благоуханная,

         Роняя лепестки,

         Цветет, цветет черемуха

         В овраге у реки.

         С утра до поздних сумерек

         Со всех концов земли

         К цветам её торопятся

         Тяжелые шмели.

    Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…» - развивать  память, помочь вспомнить особенности жизни дерева. Ведущий говорит: «Я видел на нашем дереве листок». Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит: «Я видел на нашем дереве лист и цветок»,  третий: «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т.д.

    Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток. Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

    Подвижные игры «Спящая лиса». Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. «Перелет птиц». Цель: учить выполнять действия по сигналу.

    Индивидуальная работа Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

    Карточка №3

    Наблюдение за насекомыми (бабочка)

    Цель: познакомить с бабочками, их образом жизни, условиями для жизни.

    Ход наблюдения. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница, ). У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки. Приговорка: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке. Загадка: Спал цветок  И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

    Дидактическая игра. «Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

    Трудовая деятельность. Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве. Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

    Подвижные игры. «Бабочки». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка». Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия. Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.    

    Карточка №4

    Наблюдение что цветет летом?

    Цель: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.

    Ход наблюдения: рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.

    Загадка. Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы)

    Дидактическая игра. «Опиши цветок». Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.

    Трудовая деятельность  Расчистка огорода от мусора. Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.  Подвижные игра. «Садовник и цветы». Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

    Индивидуальная работа развитие движений.  Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе.

    Карточка №5

    Наблюдение за дождевым червем.

    Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания.

    Ход наблюдения. Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?

    Стихотворение О.Г.Зыковой «Дождевой червяк»: Очень он трудолюбивый, Без работы не сидит, Землю всю послушным телом Он без устали рыхлит. Это нужно нам самим, Эту землю мы едим. – Оторвавшись от работы, Дождевой сказал червяк. – Я земле родной не враг. Загадка: Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

    Дидактическая игра. «Кто больше назовет действий» - дети подбирают глаголы, характеризующие действия дождевого червя. Цель — активизировать словарный запас глаголами.

    Трудовая деятельность. Выкопать норку для червяка.

    Цель: воспитывать положительное отношение к труду, чувство сострадания и готовность прийти на помощь.

    Подвижные игры. «Попрыгунчики». Цель: научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. «Догони свою пару». Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядыва¬ясь назад.

    Индивидуальная работа. Развитие движений.

    Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.    

    Карточка №6

    Наблюдение  за полынью.

    Цель: познакомить с полынью. Разобрать ее строение, поговорить о пользе.

    Ход наблюдения. Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами.

    Боpька вместо молочка Съел полыни гоpькой. Закpичала Таня: "Кинь! Выплюнь гоpькyю полынь!”

    Дидактическая игра. «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.

    Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток. Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

    Подвижные игры «Спящая лиса». Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча. «Перелет птиц».

    Цель: учить выполнять действия по сигналу.

    Индивидуальная работа Прыжки вверх с места.Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

    Июль

    Карточка №7

    Наблюдение за тенью

    Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

    Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

    Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»: Хорошо в жаркий день  Встретить тетушку Тень!  Под зеленой листвой Повстречались с тобой. Мы плясали в тени, Мы смеялись в тени.

    Хорошо в жаркий день Встретить тетушку Тень!

    Дидактическая игра «Скажи ласково». Цель - научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Трудовая деятельность  Сбор крупного мусора на участке.

    Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

    Подвижные игры «Совушка»  Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении;  «Попади в круг». Цель - развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

    Индивидуальная  работа Развитие движений.  Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).  

    Карточка №8

    Наблюдение за подорожником

    Цель: познакомить с подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе. Ход наблюдения. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат,  почти нет стебля.Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет).  Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение?  Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»: Вот листок растет какой – Весь в прожилках, небольшой, Будто нитками прошит, Подорожник – Айболит! Хоть и топчут его ноги – Не уходит он с дороги! По нему бегут, шагают И совсем не замечают! А напрасно! Лист полезный – Лечит многие болезни!

    Дидактическая игра. «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.

    Подвижные игры. «Раз, два, три - беги».

     Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка». Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

    Трудовая деятельность Сбор природного материала

    Цель: формировать трудовые умения.

    Индивидуальная работа Прыжки вверх с места. Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

    Карточка №9

    Продолжить наблюдение за подорожником

    Цель: продолжить знакомство с подорожником. Разобрать почему индейцы назвали подорожник «следом белого человека».

    Ход наблюдения. Сегодня мы с вами рассмотрим  растение, которое индейцы назвали следом белого человека. Это подорожник. Рассмотрите султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались (белые люди на обуви с грязью принесли семена)?

    В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали это растение следом белого человека.

    Загадка:   Лег пластом у дороги, Разметал руки-ноги. Его бьют сапогом, Его бьют колесом, Ему всё нипочём.

    Дидактическая игра. «Опиши растение». Цель - научить подбирать прилагательные к существительному.

    Трудовая деятельность Сбор палок, сломанных веток.

     Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

     Подвижные игры «Совушка», «Веревочка».  Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.

    Индивидуальная работа Катание на велосипедах: ехать по прямой,  по извилистой дорожке,  с разной скоростью.

    Цель: развивать двигательную активность.

    Карточка №10

    Изучаем деревья и кустарники

    Цель: вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета). Ход наблюдения. Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух. Рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливаютлекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья - круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.

    Загадки Стоит Федосья, Распустила волосья. (Береза) Хоть зима, хоть весна, Вся в зеленом... (сосна). Дидактические игры «Найди дерево». Цель - распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

    Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток.

    Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

    Подвижная игра «Палочка-выручалочка». Цель - развить быстроту, ловкость, внимание.

    Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):  «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений.    

    Карточка №11

    Наблюдение за пижмой.

    Цель: познакомить с пижмой. Разобрать ее строение, поговорить о пользе.

    Ход наблюдения. Рассмотреть растение. В народе оно известно как дикая рябинка. Чем они похожи? (листья такие же). А какого цвета их листья сверху и снизу? (сверху темно-зеленые, снизу у пижмы – сероватые). Опишите цветки пижмы (они похожи на ярко- желтые пуговки, собранные вместе). А теперь понюхайте пижму. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой? (у неё листья похожи на листья рябины, и цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика).  Т. Голикова: Пусть пижма  - скромна,  да  лечебная  все же, Не зря же  цветки  

    на  таблетки похожи, Еще - на цыплят,  ярко- желтых пока,

    На ощупь - на замшевый носик щенка.

    Дидактическая игра. «Угадай по описанию» - воспитатель описывает растение, дети определяют. Цель -научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

    Трудовая деятельность. Уборка экологической тропы. Цели: учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.

    Подвижная игра «Лесные тропинки». Цель: разнообразить движения в зависимости от.

    Индивидуальная работа. Развитие движений.

    Цели: воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать умение в беге и прыжках.

    Карточка №12

    Наблюдение за птицами

    Цель: продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.

    Ход наблюдения. Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Стихотворение С.Д.Дрожжина «Птичка»: Весело на воле Пташечке летать, Над цветами в поле Песни распевать; А на гибкой ветке, В сумраке лесном,  Ждут певунью детки В гнездышке родном.

    Дидактическая игра

    «Звукоподражание» -  воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание. Цель: закрепить произношение отдельных звуков.

    Трудовая деятельность. Подмести участок. Цель: воспитание трудолюбия, ответственности доводить начатое до конца.

    Подвижная игра «Веселый воробей». Цель: научить выполнять движения по тексту игры.

    Индивидуальная работа.

    Прыжки через скакалку, резинку.

    Цель: совершенствовать прыжки на одной и обеих ногах через препятствие.

        Август

    Карточка №13

    Наблюдение за муравьями.

    Цель: познакомить с муравьями, их образом жизни, условиями для жизни, их пользой для других животных.

    Ход наблюдения: вспомнить с детьми, что у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь (он запускает в муравейник свой язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом), нападают на муравейники и дятлы (он разгребает верхушку муравейника и склевывает муравьев), некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

    Он очень сильный, переносит тяжести. В 10 раз превосходящие его собственный вес. Предложить рассмотреть муравья (у него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек.У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания).

    На вид, конечно, мелковаты, Но все, что можно, тащат в дом.  Ребята наши - муравьята, Вся жизнь их связана с трудом. Л. Гулыга

    Поговорка: Муравей невелик, а горы копает.

    Дидактическая игра. «Угадай по описанию» Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

    Трудовая деятельность

    Подметание дорожек на участке, сбор мусора.

    Цель: воспитывать желание трудиться.

    Подвижная игра «Шалтай-Болтай».

    Цели: выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.  

    Индивидуальная работа Развитие движений.

    Цель: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

    Карточка №14

    Наблюдение за насекомыми (комар).

    Цель: познакомить с комаром, его образом жизни, условиями для жизни.

    Ход наблюдения: на вид комарик небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Кусают комарихи. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.

    Приговорка: Ванька, Ванька-комарок,  Улети на свой дворок! Там твой дедушка – Кушает репушку, Там твоя бабушка – Кушает оладушки. Тебя ожидают, Кусочки доедают!

    Загадка: Самого не видно, А песню слышно.(комар)

    Дидактическая игра. «Звукоподражание» - воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель: закрепить произношение отдельных звуков.

    Трудовая деятельность. Уборка участка от сухих веток. Цель:  воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

    Подвижные игры. «Не сбивай и поймай», «Поймай комара».

    Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.

    Индивидуальная работа развитие движений.

    Цели: воспитывать с помощью движений бережное отноше¬ние к природе;

    упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

    развивать силовые качества.  

    Карточка №15

    Наблюдение за тополем

    Цель: познакомить с тополем (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).

    Ход наблюдения. Сравнить тополь и осину: чем они похожи и чем отличаются. Подчеркнуть, что эти деревья – близкие родственники. Понаблюдать за распространением семян тополя, за летящим белым пухом. Попробовать подуть на сережки и семена тополя: насколько должен быть сильным ветер, который их переносит? На что похожи сережки? (на мохнатых гусениц). Проверить, остается ли на листьях тополя пыль (листья этого дерева очень гладкие, поэтому вся грязь легко смывается с них во время дождя.)

    Стихотворение Н.Головиной «Метель в жару»: Среди лета – белый снег! Кружится метелица! Средилета – белый снег! По дорогам стелется. Тридцать градусов жара, Чудеса, и только.

    танцует Снег у двора То кадриль, то польку. Снег играет с детворой Да смеется над жарой! Тополь хлопает листвой, Пух летит над головой.

    Дидактическая игра «Дерево – это…».

    Цель: развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

    Трудовая деятельность Посадка елочек на экологической тропе.

    Цели:  вызывать интерес к посадке деревьев; воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.

    Подвижные игры «Круговорот», «Холодно — горячо».

    Цель: добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

     Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

    Карточка №16

    Наблюдение за жуками.

    Цель: познакомить с жуком, его образом жизни, условиями для жизни.

    Ход наблюдения: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Помочь детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

    Загадка: Черен, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит – воет, А сядет – землю роет.  (Жук)

     Стихотворение В.Л. Гаазова «Жуки»: Есть огромный жук-олень, Носить рога ему не лень. Ими он врагов пугает, Съесть себя не позволяет. Жук с названьем «носорог»: Видишь крепкий сильный рог? Для врагов он устрашенье, Для жука же – украшенье.

    Дидактическая игра. «Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.

    Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

    Трудовая деятельность. Посадка семян лекарственных трав. Цель: учить правильному посеву семян.

    Подвижные игры. «Жуки». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка».

     Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

    Индивидуальная работа «Веселые прыжки». Цель: закреплять прыжки через два предмета.  

    Карточка №17

    Наблюдение «Лесные дары — грибы и ягоды»

    Цель: закрепить знания детей о лесных растениях, познакомить с названиями грибов - съедобных и ядовитых. Ход наблюдения. Показать детям спелую землянику и объяснить: она красная, душистая - ее можно есть, а зеленую есть нельзя -  она невкусная. Объяснить, как надо срывать ягоды, чтобы не портить весь куст. Обратить внимание на красивые формы грибов, на их цвет. Показать съедобные грибы, подчеркнуть их особенности. Обязательно показать ядовитый гриб - мухомор. Объяснить, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. Рассмотреть цветные сыроежки, объяснить, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Очень красивы подосиновики, стройные, крепкие, будто бы вырезанные из дерева. Лисички видны далеко: они как желтые цветы в изумрудной траве. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички редко бывают червивыми, они всегда чистые, крепкие. Белые грибы чаще встречаются под молодыми елями. Ближе к осени появляются, опята. Собирать их легко: они видны всюду. Съедобный опенок окрашен скромно: светло-коричневого цвета, сероватая шапка с чешуйками, на ножке кольцо, похожее на манжетку. Ложный опенок окрашен ярко: его шляпка зелено-желтая, посередине красноватая, чешуек и манжеток на ножке нет. Объяснить, из каких частей состоит гриб. Показать шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а ни поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.

    А. Жаров.  На пригорке у пеньков

     Много тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелек

     Держит алый огонек.

    Разгибаем стебельки,

    Собираем огоньки.

    (Земляника)

    Загадка: И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы)

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: научить детей узнавать предметы по характерным признакам, развивать тактильную чувствительность.

    Труд деятельность. Собираем ягоды и грибы.  Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры «Ягодка-малинка».  Цель: развить координацию речи с движением.

    «За грибами». Цель: развить координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, закрепить в речи глаголы «искать», «срывать», «собирать».

     Индивидуальная работа. Ходьба с наклонами. Цель: развитие способности выполнять движения по заданию воспитателя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наблюдение за черепашкой" для средней группы.

    Цель:Познакомить детей с новым для них животным-черепашкой, особенности внешнего вида: панцирь, короткий хвост, отсутствие ушей, маленькие чёрные глаза. Уточнить, что черепаха ест овощи -морковку, кап...

    Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе

    Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе...

    НОД по образовательной области "Познание"(познавательно-исследовательской деятельности в природе) на тему «Наблюдение за рыбкой» в средней группе.

    Конспект НОД по образовательной области "Познание"(познавательно-исследовательской деятельности в природе) по теме "Наблюдение за рыбкой" в средней группе....

    Открытое занятие в средней группе "Лето, ах лето"

    Использовать предметную среду и жизненное пространство в целях обеспечения свободной творческой деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями: чтение стихов, танцевально-музык...

    наблюдение за неживой природой в средней группе летом

    закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, а  так же за изменениями в природе...

    краткосрочный проект в средней группе "Лето- яркая пора, любит лето детвора"

    Детям предоставляется возможность, в доброжелательной непринуждённой обстановке, вступить в сотрудничество друг с другом и с воспитателем, а так же помогать, поддерживать и сопереживать....

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЛЕТОМ

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЛЕТОМ...