Главные вкладки

    наблюдение за неживой природой в средней группе летом
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, а  так же за изменениями в природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nezhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_leto.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Июнь Лето

    Карточка №1.

    Наблюдение за сезонными изменениями

    Цели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды;

    —    учить выделять изменения в жизни растений и живот¬ных в летнее время;

    —    формировать представление о летних месяцах.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦    Какое сейчас время года?

    ♦    Как вы догадались, что лето?

    ♦    Перечислите характерные признаки лета.

    ♦    Почему летом стало теплее?

    ♦    Что делает человек летом?

    Стихотворение Л.Некрасовой «Лето»:

    Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками, Лютиками, кашками.Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть подольше будетлето! Летом солнце яркое, греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, чистое небо, дует теплый ветер жара, теплые дожди, грозы.

    Дидактическая игра

    «Составь предложение» -  дети составляют предложение с предложенным словом. Цель - научить составлять предложения с заданным словом.

    Трудовая деятельность Сбор природного материала

    Цель: формировать трудовые умения.

    Подвижные игры «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт». Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту дви¬жений;

    тренировать слаженность коллективных действий, бы¬строту реакции и смекалки.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать тех-нику прыжка в длину с места.    

    Карточка №2.

    Наблюдение за солнцем

    Цель: дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.

    Ход наблюдения. Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? Отметить, что солнце стоит днем высоко -  на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые.

    Хорошо, что снова лето, Снова солнце высоко! Г. Ладонщиков

    Загадка Горячая яичница Висит над головой. Но снять ее, Но съесть ее Не можем мы с тобой. (Солнце) В.Лунин

    Дидактическая игра «Составь предложение». Цель - научить составлять предложения с заданным словом.

    Трудовая деятельность. Сбор природного материала. Цель:  формировать трудовые умения.

    Подвижная игра «Вышибало». Цель - тренироваться в бросании и ловле мяча.

    Индивидуальная работа Развитие движений.

    Подбросить и поймать мяч. Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений

    Карточка №3.

    Наблюдение за летним дождем

    Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.

    Ход наблюдения. Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. У детей спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.

    Загадка: С неба пришел, В землю ушел.  (Дождь)

    Закличка:  Дождик, лей, лей, лей, Никого не жалей – Ни берез, ни тополей! Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей, Вырастут цветочки И зеленые листочки!

    Дидактическая игра «Хорошо – плохо». Цель - развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.

    Трудовая деятельность Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.

    Подвижная игра «Солнечные зайчики». Цель - уточнить с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Научить выполнять Разнообразные движения.

    Индивидуальная работа Развитие прыжков. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.

    Карточка №4.

    Наблюдение дождя и появления радуги на небе

    Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга».

    Ход наблюдения. Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.

    Загадка: Что за чудо – красота! Расписные ворота Появились на пути!.. В них ни въехать, ни войти.  (Радуга)  

    Стихотворение М.Лермонтова Там разноцветною дугой, Развеселясь, нарядно дивы На тучах строят мост красивый, Чтоб от одной скалы к другой Пройти воздушною тропой.

    Дидактическая игра «Радуга» Цель - закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.

    Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

    Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве.  «Волк во рву». Цель: учить прыжкам.

    Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений.    

    Карточка №5.

    Наблюдение за сверканием молнии во время грозы

    Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза». Ход наблюдения. Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна. Молния – это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.

    Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:

    •    Нельзя подходить близко к окнам.

    •    Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.

    •    На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает и воспламеняет их.

    Загадки: Раскаленная стрела  Дуб свалила и ушла. (Молния) Трах-тарарах! Бредет баба на горах, Кочергой бренчит, На весь мир ворчит. (Гроза) Громко стучит, Звонко кричит, А что говорит, никому не понять И мудрецам не узнать. (Гром)

    Дидактическая игра «Слоги» -  дети составляют различные слоги. Цель - развивать быстроту реакции.

    Трудовая деятельность. Очистка участка от веток и камней.

    Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллек¬тивно.

    Подвижные игры «Мы — шоферы», «Послушные листья».

    Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание.

    Индивидуальная работа

    Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги. Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

    Июль

    Карточка №6

    Наблюдение за тенью

    Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

    Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

    Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»: Хорошо в жаркий день  Встретить тетушку Тень!  Под зеленой листвой Повстречались с тобой. Мы плясали в тени, Мы смеялись в тени.

    Хорошо в жаркий день Встретить тетушку Тень!

    Дидактическая игра

    «Скажи ласково».

    Цель - научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Трудовая деятельность

    Сбор крупного мусора на участке.

    Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

    Подвижные игры

    «Совушка»  Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении;

     «Попади в круг». Цель - развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

    Индивидуальная  работа

    Развитие движений.

    Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания

    Карточка №7.

    Наблюдение за продолжительностью дня.

    Цель: дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом.

    Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

    Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)

    Трудовая деятельность

    Уборка скошенной травы.

    Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

    Подвижные игры

    «Горелки», «Волк во рву».

    Цели:

    —    учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

    —    развивать ловкость.

    Индивидуальная работа:  Развитие движений.

    Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

    Карточка №8.

    Наблюдение за ветром.Цель: повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.Ход наблюдения. Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый. С детьми вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)

    Загадка: Неизвестно, где живет.

    Налетит – деревья гнет.

                   Засвистит – по речке дрожь.

                   Озорник, а не уймешь!  (Ветер)

    Дидактическая игра «Подуй как ветер». Цель - отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у.

    Трудовая деятельность.

    Сделать примитивный флюгер, самолет. Цель: вызвать интерес к созиданию.

    Подвижные игры

    «Выше земли». Цель - развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. «Жмурки». Цель - упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений: «Обгони ветер» - бег на ускорение.

    Цель: вырабатывать и регулировать скорость бега.    

    Август

    Карточка №9

    Наблюдение за небом и облаками

    Цель:  разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

    Ход наблюдения. В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

    Загадки Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет. (Туча) Белые лошадки на синем поле. (Облака на небе)

    Дидактическая игра

    «Скажи ласково. Цель - научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Трудовая деятельность. Сбор крупного мусора на участке. Цель: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

    Подвижная игра

    «Попади в круг». Цель - развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

    Индивидуальная работа. Спрыгивание с крыльца на двух ногах.

    Цель: развивать прыгучесть.

    Карточка №10

    Наблюдение за почвой.

    Цель:  выявить свойства почвы.

    Ход наблюдения. Вспомнить загадки, пословицы, которые отражают связь растений и плодородие почвы. Например:

        «В долг зерном берет, караваем отдает»;

        «Никого не родила, а все матушкой зовут».

        Почему землю называют «чудесной кладовой»?

    Сделать небольшую ямку на территории детского сада и постараться посчитать, сколько корешков вы там обнаружите: много или мало? С помощью таких корешков земля поит и кормит деревья, травы, кусты. Она для них – настоящая столовая.

    Э. Мошковская. «Давайте оставим немного земли» Улице надо в костюм нарядиться. Жить без костюма? Нет! Не годится!  Будет в асфальте она щеголять, Выйдут машины, будут гулять, Мы нарисуем цветы на асфальте! Только знаете что, давайте… Давайте оставим немного земли, Чтоб забыть ее мы не смогли!

    Дидактическая игра «Что где растет» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.

    Трудовая деятельность.

    Рыхлить почву. Цель: воспитывать трудолюбие.

    Подвижная игра

    «Не оставайся на земле». Цель - развить ловкость, быстроту реакции на сигнал. Ход игры: выбирается один ребенок - ловишка.

    Индивидуальная работа.

    Развитие движений. Пройти по бордюру песочницы.

    Цель: вырабатывать координацию движений.

    Карточка №11.

    Наблюдение за песком

    Цель:  выявить свойства песка, определить сходства и отличия между песком и почвой.

    Ход наблюдения. Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы. Загадка: Он рассыпчатый такой, А на солнце золотой. Как намочишь ты его, Так построишь хоть чего. (Песок)

    Дидактическая игра

    «Что я построю из песка».

    Цель - научить составлять предложения на заданную тему.

    Трудовая деятельность.

    Копать песок. Цель: воспитывать трудолюбие и усердие.

    Подвижная игра

    «Не оставайся на земле». Цель - развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

    Индивидуальная работа.

    Развитие движений. Пройти по бордюру песочницы.

    Цель: вырабатывать координацию движений.

    Карточка №12.

    Наблюдение за водой

    Цель: научить детей аккуратно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; в воде одни предметы тонут, другие плавают.

    Ход наблюдения. Обратить внимание детей на свойства воды: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана - холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтомулетом люди с удовольствием купаются. Понаблюдать, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Определить, какие предметы тонут в воде, какие плавают. Предложить установить, почему они плавают или тонут. Загадка: Мною можно умываться, Я умею поливаться, В кранах я живу всегда. Ну конечно, я... (вода).

    Дидактические игры «Тонут – плавают». Цель: закрепить знания о свойствах предметов, их весе. Активизировать словарь. «Какая вода?». Цель: научить подбирать относительные прилагательные. «Песенка воды» -  дети протяжно произносят звук с, правильно артикулируя.

    Цель: закрепить произношение звука с.

    Труд деятельность.

    Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.

    Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

    Подвижная игра

    «Море волнуется». Цель - развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

    Индивидуальная работа. Пройтись босыми ножками по влажной траве и теплому песку. Цель: определить разницу ощущений при прикосновении к траве и песку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наблюдение за черепашкой" для средней группы.

    Цель:Познакомить детей с новым для них животным-черепашкой, особенности внешнего вида: панцирь, короткий хвост, отсутствие ушей, маленькие чёрные глаза. Уточнить, что черепаха ест овощи -морковку, кап...

    Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе

    Картотека. Наблюдение на прогулках в средней группе...

    НОД по образовательной области "Познание"(познавательно-исследовательской деятельности в природе) на тему «Наблюдение за рыбкой» в средней группе.

    Конспект НОД по образовательной области "Познание"(познавательно-исследовательской деятельности в природе) по теме "Наблюдение за рыбкой" в средней группе....

    Открытое занятие в средней группе "Лето, ах лето"

    Использовать предметную среду и жизненное пространство в целях обеспечения свободной творческой деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями: чтение стихов, танцевально-музык...

    наблюдение за живой природой в средней группе летом

    закреплять представление о характерных особенностях живой природы летом...

    краткосрочный проект в средней группе "Лето- яркая пора, любит лето детвора"

    Детям предоставляется возможность, в доброжелательной непринуждённой обстановке, вступить в сотрудничество друг с другом и с воспитателем, а так же помогать, поддерживать и сопереживать....

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЛЕТОМ

    Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе ЛЕТОМ...