Брошюра "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в процессе изучения природы. Эксперименты и опыты"
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Киселева Ирина Петровна

В брошуре собраны и описаны опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

     Детская исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.        

     В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении  детском саду общеразвивающего вида  №8 «Василек» Бугульминского муниципального района республики Татарстан этой проблеме уделяется  особое внимание. Мы используем  технологию  А.И. Савенкова «Маленький исследователь».

     Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным  и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс мы стараемся строить на наглядных и практических методах, и используем разнообразные формы работы такие как: исследовательские занятия, эксперименты и опыты, наблюдения, игры, экскурсии, труд.

     Наблюдения и эксперименты проводим уже не первый год. Для того чтобы проводить опыты с водой, песком, камнем, воздухом и т.д., у нас в группе есть «Мини-лаборатория», «Мини-музей воздуха», «Мини – музей камня», где дети с большим удовольствием и интересом проводят опыты.

     Такие занятия проводить сложно, в том плане, что требуется большая подготовка для воспитателя. Но, как приятно, когда в процессе экспериментов у детей горят глаза, когда они открывают для себя что-то новое. Таким образом: занятия становятся интересными, увлекательными, происходит активизация мыслительной деятельности, дети сами делают выводы, умозаключения, они легко запоминают.

    Мы предлагаем вашему вниманию авторскую брошюру «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста  в процессе изучения природы», где дети во время экспериментов и опытов получают новые знания.

                     

     В брошюре собраны эксперименты и опыты для детей дошкольного возраста, позволяющие получить новые знания, лучше познакомить детей с природой.

Составители:  Киселева Ирина Петровна

                         Богатрива Альбина Вениаминовна

воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №8 «Василек» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Экспериментированию отводится большая роль при ознакомлении ребенка с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями. Так, разработаны циклы опытов с природным материалом (водой, песком, глиной, камнями, почвой) и т. п. Каждый цикл построен таким образом, что по мере выполнения заданий перед дошкольниками ставятся все более сложные задачи, что создает благоприятную почву для развития мышления ребенка.

                         

Тема: «Такой бывает вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к среде обитания и необходимость сохранения чистоты водоемов.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой и с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой или кипятильник, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Опыт 1 «Вода прозрачная»

     Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет?

Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком

нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 2  «У воды нет вкуса»

     Предложите детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Очень часто дошкольники убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко, компот или сок. Если они все же не могут сделать вывод, еще раз вернитесь к воде. Дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, с точки зрения свойств воды представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое чувство, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.

Опыт 3 «У воды нет запаха»

     Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся,

что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт 4 «Лед — твердая вода»

     Если опыт проводится зимой, предложите детям во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме.

     Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Проследите, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

     Таким же образом проследите за таянием снега.

     Вывод: лед, снег это тоже вода.

Опыт 5 «Пар — это тоже вода»

     Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Теперь нужно доказать, что пар это тоже вода. Поместите над паром стекло (зеркальце). Через некоторое время на нем выступят капельки воды, покажите их детям, дайте потрогать. Дошкольники с большим интересом относятся к этому исследованию.

     Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду. Обращая внимание на то, что по мере закипания воды количество пара увеличивается. Можно взять и прозрачный чайник с горячей водой (помните о безопасности; этот опыт проводит сам педагог, дети только наблюдают).

     Вывод: пар это тоже вода.

         

 

 

Опыт 6 «Вода — жидкая, может течь»

  Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой пустой — и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

     Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. «Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, в мы говорим, что он ... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой».

     Вывод: вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 7 «В воде одни вещества растворяются,

другие — нет»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой, Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем. Что произошло теперь? В каком из стаканчиков песок растворился?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите все цвета радуги. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

     Вывод: одни вещества (сахар, соль) в воде растворяются, другие нет.

Опыт 8. «Лед легче воды»

Пусть дети выскажут свои предположения, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте ответы дошкольников, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдет.

     Вывод: лед плавает в воде, потому что он легче нее.

Опыт 9  «Вода бывает теплой, холодной,

горячей»

     Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком самая теплая (естественно, не забывайте о правилах безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.

Можно продолжить предыдущий опыт, сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

     Вывод: вода бывает теплой, горячей, холодной; в водоемах она также может иметь разную температуру, а значит, в них живу разные растения и животные.

Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что воздух прозрачный, «невидимый».

Оборудование и материалы: емкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором на каждого ребенка (можно использовать и готовые наборы для получения мыльных пузырей), воздушные шарики, игрушечные или самодельные веера, миска с водой, мяч (любые надувные полиэтиленовый пакет (резиновые перчатки).

Опыт 1

     Воспитатель показывает детям пустой стакан и спрашивает, есть ли в нем что - нибудъ. Затем дошкольники внимательно изучают свои стаканчики и отвечают на тот же вопрос. Воспитатель предлагает проверить, действительно ли стаканчики пустые.

     Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в емкость с водой. При этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Воспитатель обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Все вместе делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2

     Еще раз погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? (дети отвечают). Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3

     Дети дуют в стаканчики через трубочки для коктейля и наблюдают, что при этом происходит (предупредите ребят, чтобы они дули не очень сильно).

Опыт 4

     Поставьте перед детьми стаканчики с мыльным раствором и предложите выдуть через соломинку (например, через ту же трубочку для коктейля) мыльные пузыри. Обсудите, почему они называются «мыльными», что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.

Опыт 5 «Воздух легче воды»

     Предложите детям «утопить» мячи и другие надувные игрушки, и обсудите, почему они не тонут.

Опыт 6 «Как поймать воздух»

     Попробуйте вместе с детьми «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет (не забывайте о безопасности), резиновую перчатку, тонкую ткань и т. п. Как мы определяем, что воздух «пойман»?

Опыт 7 «Можно ли  взвесить воздух?»

     Возьмите палку длиной около шестидесяти сантиметров. На ее середине закрепите веревочку. К обоим концам палки привяжите два одинаковых воздушных шарика и подвесьте ее за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. Проводить этот опыт можно и на больших пластмассовых игрушечных весах.

Опыт 8

    Для того чтобы убедиться, что пламя загрязняет воздух, проделайте следующий опыт. Зажгите свечу (конечно, соблюдая осторожность). Что видят ребята? Горит пламя, Может ли оно загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени. Затем подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1—2 сантиметров) стекло или фарфоровую (но не пластмассовую!) чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится, и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу потемнел, покрылся слоем копоти.

Тема: «Знакомство с ветром»

     Цель: познакомить детей с тем, что ветер это движение воздуха, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

     Оборудование и материалы: Небольшие емкости для каждого ребенка (можно использовать упаковочные материалы) с водой. для привлекательности можно создать Белое, Черное, Красное, Желтое моря, подкрасив воду. Заранее сделайте с детьми устойчивые парусные кораблики (они не должны был слишком маленькими, в противном случае, как показывает опыт, они сразу переворачиваются в воде). Красиво смотрятся кораблики с разноцветными парусами. Подготовьте заранее веера (лучше сделать их вместе с детьми). Понадобятся так же небольшие емкости с песком (или банки) и трубочки для коктейля, иллюстрация песчаной пустыни.

     Примечание: На занятиях дети становятся «ветрами».

Опыт 1

     Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт 2

     Дети «отпускают» парусные кораблики в большое плавание (помешают в мисочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

Экспериментируем: что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Опыт 3

     Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера, которые вы, например, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А как ребята уже знают, ветер это движение воздуха (старайтесь, чтобы во время опытов дети делали как можно больше самостоятельных выводов).

Опыт 4

     А теперь помашем веером перед лицом, Что мы чувствуем? для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер сегодня? (вентилятором). Хорошо показать картинки с изображением женщин в костюмах прошлого века, с веерами.

Опыт 5

     Поставьте перед каждым ребенком емкость с довольно высокими краями и с небольшим количеством песка, для повышения безопасности исследований можно использовать стеклянную банку с сухим песком, закрытую крышкой с дырочкой, в которую вставляется резиновый шланг. Песок в емкости (банке) имитация пустыни. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем на песок. На песок в емкости нужно дуть через соломинку для коктейля, в банке — через резиновую трубку, тогда он не будет разлетаться в стороны. Что происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой, но только песчаные. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик.

Опыт 6

     Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, что—то им тут не нравится. А что именно, вы сейчас выясните с детьми. «Посадите (воткните) в песок палочку или сухую травинку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет все растение». Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети при помощи соломинки осторожно выдувают песок из—под в палочки). В конце концов, песка возле «растения» почти не останется, оно упадет. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Тема: «Какими бывают песок и глина»

     Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках).

     Материалы и оборудование: стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из—под йогурта, сметаны или плоские емкости—упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Во время прогулок предложите ребятам отыскать на земле палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный). Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам. Где найти глину? В ближайшем кирпичном карьере, в строительном котловане, в траншее, в яме для погреба. Как определить, что у вас в руках именно глина, а не суглинок? Возьмите немного земли и попытайтесь скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, глина настоящая. Это важно, так как в природе глина и песок часто бывают перемешаны в разных пропорциях, и их смесь не даст желаемых результатов во время опытов.

Опыт 1

     Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать

песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок рыхлый.

Опыт 2

     С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек - песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, Полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и отличаются? Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине?

     В песке каждое зернышко лежит отдельно, не прилипает к своим «соседям». А в глине слипшиеся очень мелкие частички. Чем - то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли одна к другой.

Опыт 3

     Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положите банку на бок! насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос.

     Создайте в банке сильный поток воздуха «игрушечный ветер». Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажненным песком и глиной.

Опыт 4

     Возьмем палочку и попробуем «посадить ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок рыхлый.

Опыт 5

     Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро ила медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 6

     Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску—червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все—таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи.

Тема: «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

Оборудование и материалы:

 для каждого ребенка набор небольших камешков для экспериментирования, разных по цвету, качеству поверхности (гладкие и шероховатые), твердости, форме, один камешек - морской или речной (округлый), два небольших кремня. Мисочки с водой, в которые ребенок может опустить камешки. Кусочки пластилина и пенопласта, крупа.

Опыт 1

     В одну руку взять камешек, в другую пластилин. Сжать их в ладошках. Сравнить, что произошло с камешком, а что — с пластилином? Почему? Камешек твердый, тверже пластилина.

Опыт 2

     Попробуем что—нибудь нацарапать на камешке. Что получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «Твердый, как камень», «Стоит, как каменный»? Можно постучать камешками друг о друга. Что происходит?

Опыт 3

     Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет или будет плавать? Бросить камешек в воду, наблюдая, что происходит с водой (образуются круги). Может ли камешек плавать? А кусочек пенопласта? Опускаем пенопласт, сравниваем. Почему пенопласт плавает, а камешек нет?

Опыт 4

     Предложите детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог может сказать:

«Проходило время... миллионы лет... каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один».

Опыт 5

     Предложите детям побывать в роли матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Пусть дети возьмут 2—3 кусочка пластилина разного цвета, смешают их. Можно скатывать из пластилина колбаску и снова превращать ее в шарик, сворачивать колбаску по спирали и опять делать из нее комочек (главное, не перестараться, иначе можно смешать пластилин до однородного цвета). Как и в предыдущем опыте, дети стекой разрезают комочек пополам. На срезах получаются удивительные узоры.

Опыт 6

     Предложите детям определить, что тверже крупа или кусочки пластилина. В природе одни камни бывают потверже, другие помягче. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и... заварилась вот такая «каша». Дети смешивают кусочки пластилина с крупой.

Тема: «Почва – живая земля»

Опыт 1

     Цель: показать детям, что в почве есть воздух.

     Оборудование и материалы: образцы почвы (следует взять рыхлую почву), банки с водой (на каждого ребенка) и большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Пусть ребята вспомнят, что в подземном царстве - почве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, — воздухом.

     Предложите детям проверить, есть ли в почве воздух. Опустите в банку с водой образец почвы и предложите ребятам понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый из дошкольников повторит опыт самостоятельно и сделает соответствующие выводы.

Опыт 2

   

     Цель: показать детям, что в результате вытаптывания (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия для жизни подземных обитателей, а значит, со временем их становится все меньше.

     Оборудование и материалы: два образца почвы: первый с участка, который редко посещается людьми (рыхлая почва), второй с тропинки, по которой постоянно ходят люди, с плотно утрамбованной землей.

     Для каждого образца приготовьте банку с водой. для наглядности на каждую из емкостей можно наклеить этикетки. Например, на банку, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, наклейте вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другую рисунок растения.

     Проведение опыта. Объясните ребятам, откуда взяты образцы почвы (лучше всего предварительно отобрать эти образцы вместе с детьми с участков, которые хорошо им знакомы) Предложите дошкольникам высказать свои предположения: где воздуха в почве должно быть больше в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека? Пусть они обоснуют свое мнение. Выслушайте все высказывания, обобщите их, но не оценивайте. В верности (или неверности) своих предположений ребята должны убедиться в процессе проведения опыта.

     Одновременно опускайте почвенные образцы в банки с водой (каждый — в отдельную емкость) и наблюдайте, в какой из них будет больше воздушных пузырьков. В образце с тропинки пузырьков должно быть меньше. Спросите ребят, где легче подземным животным дышать на тропинке или на участке, который редко посещают люди? А почему воздуха «под тропинкой» меньше? (возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать).

     

Опыт 3

     Цель: показать ребятам, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух.

     Оборудование и материалы: образцы почвы (комочки рыхлой, влажной земли).

     Проведение опыта. Раздайте ребятам комочки земли. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» там как раз и прячется воздух. Затем предложите детям сжать комочек земли в руке что с ним произошло? Он увеличился или уменьшился в размерах? Комочек стал меньше, и «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они как бы прижались друг к другу, а воздух «ушел», для него не осталось места. Точно так же под тяжёстью наших ног, нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух — «уходит».

Опыт 4

     Цель: показать детям, как происходит загрязнение почвы.

     Материалы и оборудование: две стеклянных банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой (например, пластиковые бутылки). В одной емкости чистая вода, в другой - грязная. В качестве грязной воды можно взять раствор стирального порошка или мыла.

     Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть емкости с водой чем они отличаются? Скажите, что в одной из них обычная дождевая вода, чистая. Эта вода поит растения. В другой емкости грязная вода, которая осталась после стирки белья. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а во время отдыха за городом часто просто выплескиваем на землю.

     Польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой. Такая почва теперь может напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной появились мыльные пузыри, потеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".

обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ

laquo;Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению созданием гениев». (Л. С. Выготский)...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»

Консультация для родителей:«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»«Игра – это искра, зажигающая ого...

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира"

laquo;Развитие математических способностейу детей дошкольного возрастав процессе изучения окружающего мира»...