"Воздух – невидимка".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пушилина Людмила Викторовна

Данный материал способствует развитию познавательной активности в процессе экспериментирования; оно затрагивает области : «социально – коммуникативного развития»,  «познания»,  «речевого развития», «физического развитие\я», «художественно – эстетического развития». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9»

г. Боготола Красноярского края

Конспект НООД

Тема: «Воздух – невидимка».

Старшая группа (5-6 лет).

Выполнила: воспитатель

первой квалификационной категории

Пушилина Л.В.

г. Боготол 2016 г.

Конспект НООД

Тема: Воздух – невидимка.

Цель: 
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие»,  «познание»,  «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие».

Обучающие задачи:

  • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
  • Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
  • Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
  • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты ( по количеству детей ), стаканчики с водой, трубочки коктейльные, столик для экспериментирования, бумага для рисования, салфетки.

Предлагаю детям взяться за руки и вместе сказать: «доброе утро» – шепотом, обычным голосом, и громко.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Только это путешествие будет необычным. Вместе с нами путешествовать отправится  добрый друг. Без него не может существовать ни одно живое существо (люди, животные, растения) .
(загадка)

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, наш добрый друг – это воздух. Он нас окружает всегда и везде. Без воздуха мы могли бы дышать?  Проверим, сколько можно продержаться без воздуха? Делаем вдох и не дышим!

(задерживаем дыхание)

Воспитатель: Ребята, представляете,  у воздуха есть свои секреты. Хотите их узнать?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда нам предстоит отправиться в  лабораторию. Лаборатория – это место, где ученные проводят разные эксперименты. Можно, я буду главным ученым, а вы моими помощниками?  Согласны? Для работы в лаборатории есть специальная одежда, и нам с вами нужно ее надеть.
(надеваем одежду)

Воспитатель: Мы знаем, что воздух везде, вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз. Вы видите его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздуха не видно. Раз мы его не видим, значит, какой он по виду?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай невидимку» ( опыт с полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Что в них?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял свое место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет станет тоненьким.

Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?

Дети: Воздух бесцветный и прозрачный.

Воспитатель: Интересно, а внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Появляются пузыри. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, чем мы вдыхаем воздух? Подышим носиком. Также мы можем дышать и ртом. Попробуйте.

(предлагаю детям пройти присесть на ковер)

Воспитатель: Ребята, а воздух пахнет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А закройте – ка глаза. И не подсматривайте.

( вношу тарелочку с чесноком)

Воспитатель: А теперь воздух пахнет?

Дети: Да.

Вывод: запах воздуха можно изменить с помощью каких – либо пахнущих предметов.

Дидактическая игра «Тонет – не тонет».

Опускаем в емкость с водой воздушный шар и камень. Шар не тонет. А камень утонул. Вывод: не тонут предметы, в которых находится воздух.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут находиться на воде и не тонуть. Я вижу, что вы устали , и мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! (фонарики)

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас за столы.

Опыт 3. «Радуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски ( акварель, гуашь) и берем трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, вы отличные искатели воздуха! В результате наших поисков мы обнаружили, что… (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

  • Что воздух постоянно нас окружает.
  • Что способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух.
  • Что воздух есть внутри предметов.
  • Что воздух есть внутри людей.

Рефлексия: Дети, если вам понравилось наше путешествие, на доску вывешиваем солнышки. Ну а если вдруг вам что-то не понравилось, то вывешиваем мрачную осеннюю тучку. А я вам всем хочу подарить воздушные шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...