Главные вкладки

    Конспект занятия «Волшебная вода» с использованием методовТРИЗ
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Конспект  образовательной деятельности с применением метода ТРИЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_voda_triz.docx20.34 КБ
    Файл моделирование ММЧ1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  образовательной деятельности (с методами ТРИЗ)

    Тема: «Волшебная вода».

    Конспект  образовательной деятельности (с методами ТРИЗ) в старшей группе.

    Тема: «Волшебная вода».

    Образовательные: продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная) через моделирование. Закрепить представления о круговороте воды в природе. Формировать умение  самостоятельно составлять «модель маленьких человечков».

     Развивающие: развивать умение работать в группе с карточками - моделями, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.   Развивать умение составлять модель  различных состояний воды с помощью ММЧ.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.

    Словарная работа: Твердые, жидкие, газообразные вещества, веселые человечки, иней, радуга, туманы, воздух, пар, модели.

    Материал: Модели «веселых человечков», разные стеклянные сосуды, полиэтиленовый пакет, банка с чесноком, электрический чайник, фланелеграф, шапочки – капелек.

     Ход занятия:

    Загадка.

    В морях и реках обитает

    Но часто по небу летает

    А как наскучит ей летать

    На землю падает опять! (вода)

    — Давайте вспомним, вода чем может быть? (иней, снег, лед, дождик, туман, радуга, узоры на окне)

    — Ребята, у нас сегодня снова работает наша лаборатория (одеть халатики), мы все - ученые.

    — Вода имеет три состояния:

    твердое — лед, снег;

    жидкое — дождь;

    газообразное — туман.

    Я открою вам секрет. Все предметы, вода, и даже мы с вами состоим из маленьких человечков. Они не видны, но они есть, и очень похожи на детей. Твердые предметы, а так же лед состоят из маленьких человечков. И они крепко держаться за руки.

    — Найдите твердые предметы у нас в группе (стол, шкаф, кубики, пол и т. д.)

    — Почему маленькие человечки крепко держаться за руки? (действия с твердыми предметами- попробовать разорвать, постучать)

    Вывод: маленькие человечки в твердых предметах крепко держаться за руки, их не разорвать.

    — Жидкое состояние воды - дождик. Назвать жидкие вещества, которые текут - вода, чай, компот, сок, кисель.

    Эксперименты с водой:

    1. в воду положить мелкие предметы, их видно, через воду посмотреть на игрушки - их тоже видно.

    Вывод: вода не имеет цвета.

    2. воду налить в стаканчики разной формы, из этих стаканчиков перелить в другие стаканчики, (дети начали переливать).

    Вывод: вода принимает ту форму, в которую ее наливают, т. е. не имеет формы.

    Вспомнить, как весной разливаю лужи, а если мы случайно выплеснем воды на пол, она растечется по полу лужицей.

    — как ведут себя маленькие человечки в жидких предметах?

    — Как они держат ручки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы?

    — Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.

    Когда мы плаваем в бассейне, мы раздвигаем своими руками человечка.

    Встать детям, как маленькие человечки, руки на поясе и немного покачаемся.

    — вода имеет газообразное состояние- туман.

    Предложить подуть на свою ладонь. Вокруг нас есть воздух, дым, газ, запахи.

    — дым, какой он? (твердый или жидкий)

    — нет он не твердый и не жидкий - он газообразный.

    Опыт 1

    Посмотреть, как из чайника выходит пар. Во время проведения этого опыта предупредить. чтобы дети оставались на своих местах.

    Опыт 2

    Взять поэтиленовый пакет, наполнить его воздухом.

    — Что есть в мешочке? (воздух) сделать в мешочке дырочку, чтоб дети убедились, что из мешочка выбегают воздушные человечки.

    Опыт 3

    Раскрыть банку с натертым чесноком.

    — Что есть в банке? (газообразные человечки вылетают из чеснока и летают по группе, они все время бегут вот так)

    ИГРА- ТРИЗ. Предложить детям съимитировать состояния воды:

    Твердое — дети плотно подходят друг к другу и берутся за руки.

    Жидкое — руки на поясе, плавно покачиваются.

    Газообразное — осторожно, не прикасаясь друг к другу перемешаются по группе .

    После игры дети составляют модели:

    Твердых — лед, камни, дерево, стол.

    Жидких — вода, чай, сок.

    Газообразных — воздух, пар, туман.

    Предложить построить модели более сложные: 

    Стакан с соком —

    Чай в стакане —

    Апельсин —

    А теперь я вам расскажу и покажу сказку про «Маленьких веселых человечков».

    — В одной лужице жили маленькие человечки. Пригрело солнышко, и человечки побежали к солнышку, и собрались в маленькой тучке. Их было очень много, они были веселые, непоседливые, легкие.

    — Однажды, разыгравшись, они не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не хотелось расставаться друг с другом. И те же капельки - человечки, что упали на землю, побежали к своим друзьям, а когда собрались все вместе- получился ручеек. Обрадовались они, закружились, зажурчали, зашептались и побежали дальше. Но постепенно человечки устали и успокоились, решили отдохнуть.

    И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть. Но пока водные человечки прыгали, морозные человечки не смогли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли водных человечков.

    Водные человечки почувствовали, что замерзают, стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, они так тесно прижались к друг другу, что превратились в лед. Но человечки не расстались. Они знали, что пройдет время, пригреет солнышко, им опять станет тепло, и можно будет бегать и кувыркаться, играя в любые игры. И даже навестить бабушку — тучку.

    Игра «Ходит капелька по кругу»

    Дети одевают шапочки, с капельками. Воспитатель шапочку тучи или шляпу.

    Воспитатель — тучка, а дети — ее детки — капельки. Дети окружают ее маму Тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод.

    Затем Туча отпускает их погулять на землю, просит вести себя хорошо, не баловаться, полить растения, умыть землю, и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становится друг за другом, образуя ручейки ( двойные ряды), образуя реки. Река впадает в океан- дети делают широкий круг. Мама Тучка напоминает им, что они- капельки, зовет их домой.

    Появляется «солнышко», дети кружатся, по одному возвращаются к маме Туче.

    Она просит их рассказать о том, что каждый из них делал на земле (поливал цветы, деревья, умыл землю). На протяжении всей игры музыкальное сопровождение.

    На следующем занятии мы снова много интересного узнаем о воде:

    Вы слыхали о воде?

    говорят она везде.

    В луже, море, океане.

    И в водопроводном кране

    Как сосулька замерзает

    В дом туманом к нам вползает.

    Ледником в горах зовется

    Лентой серебристой вьется.

    Средь высоких, стройных елей,

    Рушится потоком селей.

    На плите у нас кипит.

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае

    Мы ее не замечаем

    Мы привыкли, что вода

    Наша спутница всегда!!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Волшебная водичка""

    Вода - главная ценность, которую имеет человек. Так давайте научим своих детей бережно к най относиться....

    Конспект занятия: "Волшебная вода" для детей старшей группы.

    Цель: Показать детям разнообразие состояний воды, а также значение воды для растений, человека и всего живого на земле, изучение свойств воды. Создать для детей радостное настроение.Материал представл...

    Конспект занятия «Волшебные свойства воды»

    Конспект занятия  «Волшебные  свойства воды»...

    Конспект занятия "Волшебниа вода".

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»Цель: Развитие познавательной активности реб...

    конспект занятия " Волшебная вода"

    Привычное не удивляет и то, что мы постоянно используем, лишено налета таинственности и воспринимается обыденно. Но все же есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. О...

    Конспект занятия "Волшебная вода"

    Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека....

    Конспект занятия "Волшебная вода" для детей с ОВЗ

    Изобразительная деятельность для детей с ОВЗ как вид художественной деятельности носит эмоциональный и творческий характер, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадицион...