Экологическая викторина "Здравствуй, матушка природа!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белокудренко Светлана Сергеевна

Познавательное развлечение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-развлекательное мероприятие для детей на прогулке

Форма: Викторина для дошкольников.

Тема: «Здравствуй, матушка-природа!»

Цель: Сформировать у воспитанников ДОУ правила поведения на природе и бережное отношение к ней.

Задачи: 1.Вызвать у детей положительный отклик на природное содержание.  2. Стимулировать дошкольников в приобретении и демонстрации экологических знаний.

3. Расширять знания детей о лесе и его обитателях.

4. Формировать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь и заботиться о ней.

Участники: Дошкольники старших и подготовительных групп

Информационно-техническое оснащение: магнитофон, диски с детскими песнями.

Оборудование и материалы: картинки с изображением правил поведения в лесу, картинки с изображением птиц, животных и цветов, согласно тексту загадок, маски животных, птиц, муляж большого ореха и шишки для игры, детские книги советских писателей – рассказы о животных.

Логика изложения:

1.Вступление

Лесовичок: Здравствуйте ребятки! Вот и встретились мы с вами на нашей цветочной полянке. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, а кругом – полевые цветы. Ах, как хорошо дышится! А знаете, зачем мы здесь собрались? Чтобы поговорить о том, как надо относиться к природе. Ведь  лес – это большой и настоящий друг.  Дом птиц и зверей. Слышите, как поют птицы? Вы уже совсем большие и должны знать правила поведения в лесу, чтобы не причинить вред его обитателям. Какие правила вы знаете, ребятки? (Дети перечисляют правила поведения в лесу) Молодцы! Я тоже  знаю правила поведения в лесу, а вы слышали про такие правила?

- Деревья, цветы и кусты не губить!

- Птиц охранять, из рогаток не стрелять!

- Гнезда, муравейники не разрушать!

- Насекомых и зверей не обижать!

- Мусор за собой всегда убирать!

- Природу любить и оберегать!

Лесовичок: Молодцы, все знаете! Да, мы должны беречь и охранять лес. Поэтому его надо хорошо знать. Хочется проверить вас,  знакомы ли вы с лесом и его обитателями? Поэтому я для вас, детишки, девчонки и мальчишки приготовил викторину. Не сидите, не скучайте – на вопросы отвечайте! Знаете, что такое викторина? Да! Викторина — это игра в ответы на вопросы. А вознаграждением для вас за правильные ответы будут интересные детские книги о природе.

2. Викторина

       Разминка

- Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

(В дуплах старых деревьев живут летучие мыши, гнездятся птицы, которые поедают опасных для леса насекомых).                                              

- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели — нет?              

(Потому что сосна — светолюбивое дерево).                                        

- У каких растений семена снабжены "парашютами"?                      

(У одуванчика, тополя, ивы, чертополоха).                                        

- Какие животные помогают распространять семена?                        

(Птицы, мышки, муравьи, бурундуки).                                                

- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).                                                                                                            - Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенные костры, молния).

- Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум и запах дыма пугают лесных обитателей). 

Лесовичок: Здорово! Молодцы, ребята! Порадовали вы меня своими познаниями. А загадки вы умеете отгадывать? Сейчас проверим!

        Загадки о птицах

- Кто подражает человеческой речи? (попугай, скворец)

- Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (пингвин)

- Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (кукушка)

- Какая птица весь день клювом стучит по дереву? (дятел)

- Какая птица селится на  крышах домов и по преданию приносит счастье? (аист)

- У какой птицы очень длинная шея и очень длинные ноги? (журавль)

Лесовичок: Вижу, знаете вы птиц! А знакомы ли вы, детки, с лесными животными? Отгадайте-ка мои хитрые загадки!

         Загадки о животных

- Кто в малине знает толк: косолапый, бурый (медведь)

- Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая (белка)

- Ночью, голову задрав, воет серый злой (волк)

- Все преграды одолев, бьет копытом верный (конь).

Лесовичок: Вижу, и животных вы тоже знаете хорошо! А сейчас я приглашаю вас всех поиграть в мою любимую игру: «Отгадай животное».

Игра: «Отгадай животное»

Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди надевает маски зверей и показывает движения, не соответствующие маске. Команда без маски отгадывает загаданное животное по движениям. Побеждает команда, которая назовет больше правильных ответов.

Лесовичок: Ух, и потешили вы меня своей удалью! Здорово играли!  Посмотрите, какие красивые цветы кругом. А знаете, как они называются? (Ответы детей). А теперь отгадайте мои загадки про цветы.

          Загадки о цветах

- Белые горошки на зелёной ножке я весною встретила на лесной дорожке.    (Ландыш)

- Белая корзинка, золотое донце, в  ней лежит росинка и сверкает солнце.  (Ромашка)

- В посевах ржи, пшеницы и овса стоит цветок - синяя краса. Хоть сорняком его и называют, цветок тот нашу землю украшает.  (Василёк)

- Над лугом парашютики качаются на прутике.   (Одуванчик)

- Эй, звоночка, синий цвет, с язычком, а звону нет.  (Колокольчик)

- Лик пахучий, а хвост колючий.  (Роза)

- Стоят в лугах сестрички, золотой у них глазок, белые реснички. (Ромашка)

- Голова на ножке, в голове горошки. Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак)

- Все знакомы с нами, яркие, как пламя, полюбуйтесь дикими алыми…(Гвоздиками)

Лесовичок:  Предлагаю еще одну интересную игру. «Орех – шишка».

Игра: «Орех – шишка»

Дети идут в колонну по одному, первый ребенок – орех, последний – шишка. На сигнал «Орех» все идут за орехом, на сигнал «Шишка» - быстро поворачиваются и идут в другую сторону – «за шишкой», каждый раз увеличивая темп. Дети должны очень быстро выполнять повороты по сигналу.

Лесовичок: Отдохнули, продолжим! А книги вы читать любите? Тогда попробуйте отгадать название сказки, отрывок из которой я вам прочитаю. Назовите автора.

"Спасибо!" — сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей, пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг и него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. "Какой славный бутон!" — сказала женщина и поцеловала пестрые, красивые лепестки. Вдруг  там  что-то  щелкнуло,   и  цветок  распустился  совсем.   Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке сидела крошечная девочка". (Г.-Х. Андерсен, сказка "Дюймовочка")

Да ведь их видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под пнями, и под деревьями! Никогда я столько подснежников не видела. Да какие крупные, стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные. Спасибо вам, хозяева, за доброту вашу. Если бы не вы, не видать бы мне больше ни солнышка, ни подснежников весенних". (С.Я. Маршак, сказка "Двенадцать месяцев")

"Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки у него глаза разбежались, не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени — неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он: на пригорочке далеком цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что не в сказке сказать, ни пером описать. У честного купца дух занимается; подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись у купца руки..." (Аксаков, сказка "Аленький цветочек")

"Путники бодро шли по лугу, усеянному великолепными белыми и голубыми цветами. Часто попадались красные маки невиданной величины, с очень сильным ароматом... Чем дальше шли путники, тем больше становилось поле маков. Все другие цветы исчезли, заглушённые зарослями мака. И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но девочка не знала этого и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый, усыпляющий аромат и любуясь красными цветами" (А.П. Волков, "Волшебник Изумрудного города")

3. Заключение

Лесная физкультминутка

Дети делают движения согласно тексту.

Ветер лесные деревья качает, яркие бабочки всюду порхают.

Скачут по веткам белка с бельчонком.

Ходят по лесу медведь с медвежонком.

Ест землянику в лесу детвора. Вот и закончилась наша игра.

4. Рефлексия

Лесовичок: Молодцы, ребятки, играть вы тоже мастера! Вот и подошла к концу наша викторина. Вам понравилось? Думаю, что проигравших сегодня нет, победила дружба! Я надеюсь, что теперь вы станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. А на память я дарю вам замечательные книги о животных. Читайте их и помните, что мы в природе не одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"

Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...

НООД по экологическому воспитанию "Золотые правила Матушки-Природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Проблема по экологическому воспитанию дошкольников , которая стоит п...

Сборник экологических сказок. " В гостях у Матушки природы"

Данный сборник предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В нем представлены экологические сказки собственного сочинения, направленные на расширение знаний детей об окружающем мире и воспит...

Экологический проект «Берегите Природу – Матушку»

1.  Наименование проекта: «Берегите Природу-Матушку»·       Вид проекта: информационно-исследовательский·...

Экологический праздник «В гостях у матушки – природы!»

Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.Задачи:- способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;- способствовать развитию интереса к ...

Экологическое пособие "Матушка-Природа"

ФИО педагога: Орлова Сауле ГаллиновнаМДОУ «Детский сад № 168»Номинация конкурса: Методическое пособиеНазвание «Матушка -Природа»Цель: формирование умения правильно вести себя в...