НОД "Тайны птичьего царства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Итоговая интегрированая НОД по теме "Птицы" для детей подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Тайны птичьего царства»

в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки,  условия проживания,

- систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в их классификации    

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к

 ним;

     - с помощью дидактических игр развивать внимание, память, логическое мышление,  

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область «Коммуникативное развитие»:

- развивать умение правильно составлять предложения, подбирать определения,

называть действия, использовать игру на преодоление трудностей в общении 

(учить перевоплощаться);

   - развивать умение выразительно декламировать стихи, запоминать и загадывать загадки

Образовательная область «Художественное - эстетическое творчество»:

            Закреплять умение работать с бумагой в технике оригами;

Здоровьесбережание:

Развивать мелкую мускулатуру рук в пальчиковой игре «Скворечник» и снимать напряжение с помощью физкультминутки.

Методические приёмы:

- игровой сюжет,

- обращение к личному опыту детей,

 - использование яркой наглядности,

 - вопросы к детям,

- экспериментирование,

- смена статического положения,

 - использование динамической паузы,

 - звуковое оформление,

-  использование ИКТ,

- рефлексия.

                       

Индивидуальная работа:

Активизировать Василису С, Кирилла Б. и Серёжу В. помочь им преодолеть неуверенность при ответах в дидактических играх, учить составлять полные предложения.

Предварительная работа:

             Беседа о птицах, чтение художественных произведений о диких и домашних птицах, рассматривание альбомов, иллюстраций и презентаций.

Материал:

Макеты деревьев, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц; книги, энциклопедии, конверты с заданиями (по количеству детей), кормушка, кусочек сала, семечки, зёрнышки, ягоды рябины, хлебные крошки, листочки бумаги, шприцы, кусочек жира, вода,  ноутбук.

             Ход непосредственно – образовательной деятельности:

  1. Вступительная часть                                                    

Воспитатель

Ребята, давайте поприветствуем сначала друг друга, а затем наших гостей.
- Здравствуйте, девочки!    (воспитатель приветственно машет рукой).
- Здравствуйте!    (девочки приседают в приветствии).
- Здравствуйте, мальчики!  (воспитатель  также приветствует мальчиков).
- Здравствуйте!  (мальчики кивают головой).
- Здравствуйте, уважаемые  гости!  (все вместе).

 Воспитатель:  Сегодня мы попадём в одно удивительное царство, угадайте о ком идёт речь

Они летать умеют,

Их пух и перья греют?

Дети:

   Это птицы.

Воспитатель:

Правильно, нас ждёт увлекательное путешествие в царство птиц.  Вы знаете, что на нашей планете есть много всяких птиц: красивых, забавных, а иногда и опасных. Но вы отважные ребята, к тому же  вам поможет волшебная книга, которая называется «Тайны птичьего царства».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН «ПЕНИЕ ПТИЦ»

  1.     Основная  часть                                                    

Воспитатель:

Игра «Закончи предложение»

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …


Воспитатель:

Вокруг себя повернитесь, в птичьем царстве окажитесь.

(раздать задание№ 1 «Кто, где живёт?»)

Поведите карандашом дорожку от птички до её домика.

Какие птицы здесь нарисованы?

Дети:

Здесь изображены домашние и дикие птицы.

Воспитатель:

Правильно, молодцы

СЛАЙД «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ».

Упражнения для жевательно -артикуляционных мышц.

               Цыплята клюют  зёрнышки.  ( Вытянуть губы вперёд узкой «трубочкой» смыкать и размыкать губы.)

Вопросы:

У петушка красная борода, значит он какой?      Петушок краснобородый.

У курочки жёлтые лапки, значит она какая?        Курочка желтолапая.

У цыплёнка короткий хвостик, значит он?          Цыплёнок короткохвостый.

У утка белая голова, значит она какая?                Утка белоголовая.

У гуся длинная шея, значит он какой?                 Гусь длинношеий.

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!  ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ С ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ! Нам открылась первая страница книги «Домашние птицы»  

Посмотрите, ребята, кажется, здесь  не хватает  картинок, изображающих домашних птиц. На столах лежат картинки с изображение птиц, выберите из них домашних.  Егор, расставь, пожалуйста, картинки по местам.

Волшебная музыка

Егор расставляет картинки, и читает стихотворение  о петушке.

(раздать задание№ 2 «Зимующие и перелётные птицы»)

Посмотрите, внимательно, какие птицы изображены?  

Дети:

Здесь изображены зимующие и перелётные птицы.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Рядом с зимующими птицами нарисуйте снежинку, а рядом с перелётными - солнышко.

СЛАЙД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, почему птицы улетают на юг?

Дети:

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель:

Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети:

Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

                                            Птичьи голоса (запись)

                            МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН «ЖУРАВЛИ - »

Логическая задача.

А сейчас я вам загадаю задачу, чтобы ее решить надо очень внимательно слушать.

«Положили ребята в птичью кормушку, крошки хлеба, кусочки сала, насыпали пшеницу и горох. Прилетела стайка маленьких, сереньких птичек, сразу начали клевать крошки хлеба. К ним прилетели желтогрудые птицы - поклевать сала. Сели на кормушку трещотки, склевали пшеницу и горох. Какие это были птицы? Как догадались?

( Маленькие серенькие птички -  это воробьи.  Они прилетели поклевать крошки хлеба)

( Желтогрудые птицы -  это синицы.   Они прилетели поклевать кусочки сала.)

(Трещетки -  это сороки.  Они прилетели поклевать пшеницу и горох).

Посадите и этих птиц в кормушку.

 Воспитатель:

                                      Как можно назвать всех этих птиц?

                                      ( Этих птиц можно назвать зимующими)

Лиза и Света, расставьте выбранные картинки в книге.                                                 (волшебная музыка)

Девочки читают стихотворение «Кормушка»

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!  ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ!

Воспитатель:

Недавно в лесу произошла такая история.    ( пригласить  Таню, Лизу, Юлю, Кирилла и Никиту)

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, глупая, оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, так чудеса!

— Так-то, Сорока! — говорит куропатка. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

СЛАЙД «КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель:

Птицы севера, которые прилетают зимовать в наши леса, называются      кочующими.

Выберите всех кочующих птиц.  Василиса, расставь выбранные картинки в книге.                           (волшебная музыка)

Василиса, читает стихотворение  про снегиря.

Воспитатель:

Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети:

Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель:

Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко. 

(раздать задание№ 2 «Где живёт скворец?»)

Скворец со своей семьей живет в самом удобном домике. Его домик имеет больше одного этажа, не желтую крышу и без круглых окон. В каком домике живет семья скворцов?  

Ответы детей.

Пальчиковая игра «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской).

Мы построили скворечник- дом весёлого скворца.  Дети стучат кулачками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих  рук, раздвигая ладони «домиком»).

Мы повесили скворечник возле самого крыльца Упражнение «Крыльцо» (ладони правой руки положить на кулак левой).

Всё семейство вчетвером проживает в доме том.  Показывают четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».

Мать, отец и скворушка – чёрненькие пёрышки. Загибают  поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы).

Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат. Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; имитируют движения – «кормит», затем меняют руки.

«Мы хотим добавку – муху и козявку»  Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося и закрывающегося клюва ).

-Потянитесь вверх, развесьте скворечники на деревья. Надо ещё повесить, скворцов много прилетело. (выше, выше, устраивайте гнёзда).

Воспитатель:

Как мы называем птиц, которые на время зимы улетают в тёплые страны?  (развёрнутый ответ)

Дети:

Птицы, улетающие на зиму на юг, называются перелётными.

СЛАЙД «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель:

Выберите всех перелётных птиц.  Катя, расставь выбранные картинки в книге.                           (волшебная музыка)

Катя читает стихотворение про жаворонка.

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!  

Воспитатель:

В теплых странах живёт много разнообразных, экзотических птиц. Они различаются и размерами (большой страус и крошка колибри), и повадками (хищные орланы и безобидные  фламинго ), и оперением (яркие павлины и попугаи и незаметные киви).

Воспитатель:

Ребята, подойдите, пожалуйста, в нашу творческую мастерскую, где мы сделаем оригами маленькой колибри.

ОРИГАМИ «КОЛИБРИ»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН «ЗВУКИ ПИРОДЫ»

Воспитатель:

Вы замечательно справились! Какие яркие  красивые птички у вас получились!

СЛАЙД «ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель:

Выберите всех экзотических птиц.  Юля, расставь выбранные картинки в книге.                           (волшебная музыка)

Юля читает стихотворение  про страусёнка

Воспитатель:    

ФИЗМИНУТКА

Совушка-сова,                       (машем руками «крылья)

Большая голова                     ( «нарисовали» руками круг)

На пеньке сидит,                    (присели)

Головой вертит,

В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками)
Совушка - сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.

СЛАЙД «НОЧНЫЕ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель:

Выберите всех ночных хищных птиц.  Таня, расставь выбранные картинки в книге.                           (волшебная музыка)

Таня читает стихотворение  про совят.

СЛАЙД «ДНЕВНЫЕ ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ».

Воспитатель:     Эти птицы имеют большой размер, крючковатый клюв, сильные крылья и острые когти. Охотятся в основном днем. Их добычей могут стать: мышки, зайчики, рыба, мелкие птички.

  Давайте поможем маме аисту спасти от хищников её маленьких аистят.

(раздать задание№ 4 «Помоги аисту спасти птенцов»)

Воспитатель:

Вы замечательно справились!

Выберите всех дневных хищных птиц.  Кирилл, расставь выбранные картинки в книге.                           (волшебная музыка)

Кирилл читает стихотворение  про орла.

СЛАЙД «ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ».

А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте, так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети:

Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель:

Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».  

Выберите всех водоплавающих птиц.  Данила, расставь выбранные картинки в книге.                           (волшебная музыка)

Данила и Серёжа читают стихотворение про пингвинят

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Мы расставили всех птиц по своим домикам, местам их обитания. Посмотрели сценку про жизнь птиц Севера. Сделали маленьких птичек невеличек- колибри. Накормили зимующих птиц. Узнали почему гуси выходят сухими из воды.

 Скажете, что вам больше всего запомнилось, понравилось в нашем сегодняшнем приключении.  Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Тайны птичьего мира"

НОД "Тайны птичьего мира" I 1. Организационный момент. 2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками» 3. Логическая задачка. 4. Задание 2 «Зимующие птицы» 5. Беседа с детьми о перелетных птицах. 6. Д...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...

Тематическое занятие "В птичьем царстве-государстве"

Музыкальное тематическое занятие с использованием презентации...

ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО ЦАРСТВА презентация к занятию

Данная презентация поможет детям старшей и подготовительных групп систематизировать и закрепить знания о пернатых обитателях нашей планеты....

«Птичье царство»

Общение с животным облагораживает ребенка, развивает моторику и его психику, и в целом улучшает его эмоциональный фон. Поездка оказалась очень интересной и плодотворной....

Развлечение «Письмо Хозяйки птичьего царства» в старшей группе на тему «Зимующие птицы».

Систематизация и дополнение знаний детей о зимующих и перелетных птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений решать проблемную ситуацию.Развитие познавательного интереса дошкольнико...