Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами ТРИЗ в подготовительной логопедической группе «Лесная школа тётушки Совы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Это интересное интегрированное занятие можно использовать в работе с детьми подготовительных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами ТРИЗ в подготовительной логопедической группе «Лесная школа тётушки Совы».

Подготовила: воспитатель подготовительной

логопедической группы Беленькая И.С.

г.Клинцы

2017г.

   Программные задачи: закрепить и систематизировать знания детей о деревьях, лесе. Продолжать учить выявлять противоречия и решать проблемные ситуации, рассуждать и грамматически правильно отвечать на вопросы. Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь. Формировать основы экологической культуры. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

   Оборудование: конверт с письмом от Совы; восемь конвертов с заданиями; иллюстрация совы, разрезанная на 8 частей; ребус («Сова»); полоски цветного картона с цифрами (от 1 до 8) и буквами (экология) – по одной на каждой из полосок; картинка с частями дерева; д/и «С какого дерева семена?», «Какое дерево лишнее?»; запись «Звуки воды, ветра и леса», звуковое письмо от Совы; корзиночка с орешками.

Ход:

Сюрпризный момент.

- Ребята, за окошком кто-то промелькнул.

  Кто-то бросил к нам в оконце, посмотрите, письмецо.

  Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

  Может это воробей, пролетая, уронил?

  Может кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

- На нём написано: детям подготовительной логопедической группы д/с №17 «Светлячок». И ещё приписано: расшифруйте ребус и узнаете от кого письмо.

Ребус «Сова».

- Кто же написал письмо? Хотите узнать, что написала Сова?

Чтение письма.

- Дорогие ребята! Вы скоро пойдёте в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас в свою лесную школу. И, если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе! Задания вы найдёте в конвертах под номерами от 1 до 8, выполнять которые нужно по порядку. За каждый правильный ответ вы будете получать по одному фрагменту разрезной картинки. Когда фрагментов будет 8, выложите из них моё изображение. Сова.

- Хотите отправиться в лесную школу? А как мы туда попадём?

Слышится шум ветра.

- Ребята, что мы слышим? Я думаю, что ветер нам поможет добраться до лесной школы. Я предлагаю взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Раз, два, три – в лесную школу нас перенеси!»

Дети произносят слова, затем слышат шум реки.

- Вы слышите что-нибудь? На что похожи эти звуки?

- Да, путь в лес преградила река. Что же нам делать?

Предположения детей. (перебросить через реку сухое дерево, переплыть, перебраться на лодке, построить мост)

- Ребята, а может нам Сова что-то подскажет? Помните, она писала про конверты с заданиями? Давайте отыщем конверт под №1.

Находят конверт с заданием.  «Постройте мост из дощечек – а для этого нужно догадаться, как их расположить». (дети высказывают предположения и строят мост).

- Что вы заметили на мостике?

- Какое слово получилось? (экология)

- Что такое «экология»? (наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой).

Звучат голоса леса.

- Где мы с вами оказались? (в лесной школе).

- Под каким номером будем искать конверт?

Находят конверт под №2.

- А вот и следующее задание от Совы. Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

- О чём загадка? (о дереве). Докажите, что это правильный ответ. (Весной появляются первые листочки, дерево цветёт – этим оно веселит нас. Летом в его тени мы прячемся от солнца, осенью созревают плоды, а зимой можно сжечь сухие ветки и согреться).

- Вы доказали, что отгадали правильно. Ищите следующее задание.

Находят конверт под №3.  «Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо».

- Выросло высокое дерево. Это хорошо? Почему? (тень, кислород, плоды, потом – дрова, доски, мебель, бумага).

- А что плохо? (опасно – может упасть от сильного ветра, разрушить дом, повредить машину, покалечить человека, оборвать провода).

- Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасны для людей. Что вы предлагаете? (деревья надо обрезать, гнилые и опасные вырубать, высаживать молодые деревца).

- В конверте ещё какие-то картинки. Что это? (части дерева). Назовите их и объясните важность каждой части для всего дерева в целом. Какие части особенно важны?

- Давайте найдём следующий конверт. Под каким номером?

Ребята приносят конверт под №4.

- Сова предлагает назвать, с какого дерева семена, и какое дерево лишнее.

Дети выполняют задания и ищут конверт под №5.

- Справитесь ли вы с игрой «Наоборот»?

- Для начала – «Скажи наоборот». Я называю слово, относящееся к деревьям, а вы говорите мне слово с противоположным значением.

Высокое – низкое

Широкое – узкое

Толстое – тонкое

Светлое – тёмное

Здоровое – больное

Гладкое – шероховатое

Прямое -кривое

Молодое – старое

- Молодцы! Правильно назвали слова с противоположным значением! А сейчас – «Сделай наоборот».

Руки вниз!

Руки вверх!

Повернуться ко мне лицом!

Ноги вместе!

Хлопнуть в ладоши!

Руки вытянуть вперёд!

Стоим!

Повернуться ко мне спиной!

- Молодцы, ребята! Справились с пятым заданием. Получите ещё один фрагмент картинки.

- Давайте отыщем следующий конверт. Под каким номером? (№6)

Конверт №6. Игра «Было-есть-будет».

- Сова приготовила для вас новое испытание – игру «Было-есть-будет». Поиграем? Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (дерево)

- Опишите его, какое оно? (большое, красивое, высокое, раскидистое, взрослое)

- Дерево всегда было таким?

- Каким оно было до этого? (молодым, невысоким, тонким)

- А ещё раньше? (росточком)

- А до росточка? (семенем)

- А каким дерево будет потом? (старым, спиленным)

- А потом? (дровами, досками, опилками, мебелью, бумагой)

- Как вы думаете, мы справились с игрой? И подтверждение этому ещё один фрагмент картинки.

- Под каким номером следующее задание?

Ребята находят конверт под №7.

- Сова хочет, чтобы вы придумали коллективный рассказ «Ожившие деревья». Вам нужно представить, будто каждый из вас дерево. Подумайте, каким деревом вы будете, и о чём могут разговаривать деревья в лесу, когда там нет людей. Давайте я начну, а вы продолжите. В одном лесу росло много разных деревьев: берёзы, клёны, осины, ели, дубы. Когда поблизости не было людей, деревья начинали разговаривать. (Дети сочиняют рассказ).

- Молодцы, интересный рассказ придумали о деревьях. Возьмите ещё один фрагмент картинки. Сколько ещё заданий нам осталось выполнить? Правильно, последнее, восьмое. Открываем конверт с заданием. Здесь написано: «Отгадайте загадку и ответьте на вопросы».

Загадка:      - Дом со всех сторон открыт,

                       Он резною крышей крыт,

                       Заходи в зелёный дом,

                        Чудеса увидишь в нём!

- Что это за дом такой? Лес – это хорошо? Почему? (Можно отдыхать в лесу, собирать грибы, ягоды, орехи, дышать свежим воздухом, хорошо для птиц и животных). А что плохо? (Можно заблудиться, съесть незнакомые ягоды, грибы, встретиться с дикими животными, змеями).

- Так надо ли ходить в лес? (надо, но со взрослыми).

- Что ещё нужно соблюдать детям? (не убегать от взрослых, быть внимательными и осторожными; потерявшись, остановиться на месте и звать на помощь).

- Давайте вспомним правила поведения в лесу (не кричать, не включать громкую музыку; не собирать незнакомые грибы и ягоды; не разжигать костры; не трогать птенцов и яйца птиц).

- Я думаю, что мы справились с последним заданием. А вот и подтверждение этому – восьмой фрагмент картинки. Давайте соберём из отдельных фрагментов целую картинку. (Дети выкладывают изображение совы). Кого вы видите на ней?

Звучит голос совы (в записи):  - Дорогие ребята! Сегодня вы побывали в моей лесной школе и успешно прошли все испытания, правильно выполнили мои задания. Молодцы! Примите подарок от меня – орешки в корзиночке. Нашли угощение? А чтобы вернуться в детский сад, возьмитесь за руки, закройте глаза, представьте себя листочками и попросите ветер, произнеся волшебные слова: «Раз, два, три – в детский сад нас перенеси!» До свидания! До новых встреч!

Дети произносят волшебные слова, закрыв глаза и взявшись за руки.

- Ну вот мы и в детском саду! Вам понравилось путешествие в лесную школу? Что больше всего понравилось?

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами рисования в средней группе «Лесная фея»

Цель данного занятия - пробудить познавательный интерес к лесу, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувства удивления и восхищения....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»

Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:·        Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии  с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на игровой основе "Путешествие капельки" в подготовительной логопедической группе.

Непосредственно-образовательная деятельность на игровой основе по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» Т.И. Бабаевой,по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Соц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе «Математический КВН- Хочу всё знать!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности   по формированию элементарных математических представлений «Математический КВН- Хочу всё  знать!» предназначен  ...