Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Земля – живая планета».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Чистякова Ирина Ивановна

Уточнить представление детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли,пояснить, какие растения и животные обитают в разных уголках нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Земля - живая планета"23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников:

На тему: « Земля – живая планета».

Для педагогических работников.

Старшая группа ( 5-6 лет).

16.05.2012г.

Программное содержание:

Уточнить представление детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли;

На ней есть жизнь, растения, животные, человек, потому что на планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам. Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать , содержать в чистоте.

На Земле – разные условия, но везде есть жизнь. В Арктике и Антарктике ( территории, прилегающие к Северному и Южному полюсу) очень холодно – растения не растут, из животных приспособились жить белые медведи, тюлени, пингвины. Люди постоянно здесь не живут, приезжают только исследователи для изучения погоды и природы.

На Земле есть пустыни – там очень жарко, засушливо; растений мало, все они колючие, из животных там живут верблюды, черепахи, ящерицы.

На Земле много водного пространства ( морей и океанов), там обитают киты, акулы, разные рыбы.

На суше много пространств, покрытых лесами, там среди деревьев живут разные животные.

Люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная, питьевая вода.

Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.

Материалы к занятию:

  1. Карта Солнечной системы, глобус, иллюстрации с изображением Севера, пустыни, моря и леса.
  2. Картинки на ленточках с изображением животных: слон, бурый медведь, белый медведь, волк, белка, черепаха, верблюд, пингвин, кит, кукла марсианин.

Ход занятия:

Раздаётся звон колокольчика.

Воспитатель: « Ребята, колокольчик вас всех зовёт. Подойдите все ко мне, я загадаю вам загадки; а вы попробуете их отгадать. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печёт. ( солнце).

По небу гуляет маляр без кистей,

Краской коричневой красит людей. ( солнце).

В дверь, в окно стучать не будет,

А войдёт и всех разбудит! ( солнце).

Воспитатель: « О чём эти загадки? Как вы догадались, что это солнце? А что такое солнце?

Это звезда, огромный шар, очень горячий, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света). Воспитатель показывает карту Солнечной системы. Это солнце. А что расположено вокруг него (вращаются планеты – твёрдые холодные шары). Какие планеты вы знаете? ( Меркурий, Сатурн, Венера и т.д.).

Какая из планет получает больше всего тепла? Которая ближе всего к солнцу-Меркурий.

Чем ближе планеты к солнцу, тем больше тепла к ним попадает. Поэтому на Меркурии и Венере очень жарко, там нет жизни, всё сгорит.

А на какой планете мы живём? Почему на Земле есть жизнь? (Там есть воздух, вода и тепло).

Только на Земле есть условия для жизни и животных, и растений, и человека. Наша планета круглая и имеет форму шара. Наш первый лётчик-космонавт Юрий Гагарин, наблюдая за Землёй из космоса, сказал, что она кажется голубым, сверкающим шаром, поэтому её называют: «голубая планета Земля».

Воспитатель показывает глобус. Что такое глобус? Это модель Земли.

-Посмотрите, дети, и скажите, чем занята большая часть Земли? (водой).

Почему суша на глобусе изображается разными цветами: здесь видны и жёлтая, и зелёная и коричневая краска, на Земле есть равнины, горы, реки. леса и пески. Наша Земля очень красива. Все могут жить на планете Земля, т.к., здесь есть подходящие условия: не так жарко, и не так холодно, есть воздух, им можно дышать, есть чем питаться.

А знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах? ( Киты, акулы. Дельфины, разные рыбы).

Какие животные живут в лесах России? ( Лиса, волк, заяц, медведь).

Кто живёт в тропических лесах? ( обезьяны, слоны, тигры).

А кто живёт на Северном полюсе? ( Белые медведи, тюлени, моржи).

А кто обитает на Южном полюсе? В Антарктиде? ( Пингвины).

Воспитатель: « Послушайте стихотворение В.Орловой «Дом под крышей голубой»;

Словно крыша над Землёй – голубые небеса,

А под крышей голубой: реки, горы и леса;

Океаны, пароходы, и поляны, и цветы.

Страны все и все народы; и, конечно, я и ты!

Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жильё,

Потому что на планете всё твоё и всё моё.

И пушистые снежинки, и река, и облака;

И травинки, и тропинки, и вода из родника

Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете, не ругаясь, не грозя;

Как хорошие соседи или добрые друзья.

Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом;

Под одной голубой общей крышей мы живём!

Стук в дверь: Воспитатель вносит куклу- инопланетянина и конверт.

«Ребята, вот тут письмо: К нам на планету прилетело Неизвестное существо».

Он пришелец из космоса. Он хочет переселиться на планету с хорошими условиями жизни, помогите ему, пожалуйста!» Дети рассматривают куклу – инопланетянина.

«Давайте , ребята расскажем марсианину о нашей планете Земле. Но прежде немного отдохнём, сделаем разминку.

Физкультминутка «Лягушка»:

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям: « физкультпривет!»

Воспитатель: «Какую я покажу иллюстрацию, тот ребёнок, у кого такая карточка с изображением этого животного и выходит. Расскажет о себе.

Выходит ребёнок с изображением Белого медведя . Ребята, куда мы попали? На северный полюс.»

Белый медведь: « я Белый медведь, живу на Севере, в снегах северного Ледовитого океана.

Здесь холодно, но у меня густая, тёплая шерсть, даже подошвы покрыты шерстью.

Питаюсь рыбой, это моё любимое лакомство.»

Воспитатель: Спасибо тебе, медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живёшь.

На земле много водного пространства (океанов и морей) – там обитают разные животные: киты, акулы, разные рыбы. Вот плывёт кит, давайте его послушаем.

Кит: « Я синий кит – самое большое животное на планете. Живу в просторах океана.

Здесь рождаются мои дети, которых вскармливаю молоком. Плаваю я легко и быстро, как рыба, у меня гладкое тело. Питаюсь рачками и мелкой рыбой.»

Воспитатель: «Спасибо тебе, кит! Но нам пора, мы отправляемся дальше. До свидания!» Воспитатель показывает картинку с изображением леса. «Куда мы попали? ( В лес). Здесь нас ждут лесные обитатели.»

Бурый медведь: « Я – Бурый медведь,живу в густом лесу; питаюсь ягодами, муравьями, корешками, мёдом, ловлю рыбу. Но это весной и летом, а зимой я сплю в берлоге, которую устраиваю под поваленным деревом. Живите со мной в лесу, я вас не обижу».

Воспитатель: «А вот и волк, послушаем его».

Волк: «Я – волк, живу в густом лесу. У меня густая, тёплая шерсть, она позволяет нам спать на открытом месте. Охочусь на оленей, кабанов, лосей. Я хищник, не побрезгую даже мышкой. Зимой мы живём в стае, летом – каждый в своём логове: воспитываем детёнышей. Охочусь в любую погоду, чтобы прокормить своих волчат. Оставайтесь жить с нами».

Воспитатель: « А вот там белка живёт, она прыгает с ветки на ветку, послушаем её рассказ».

Белка: « Я – белка, живу в лесу; у меня цепкие лапы, пушистый хвост, на ушах кисточки. Зимой я серая, а летом рыжая. Питаюсь грибами и орехами, ягодами и шишками; на зиму делаю запасы, не сплю, а веду активный образ жизни. Гнездо строю в дупле, либо плету из веток. Оставайтесь жить у меня».

Воспитатель: « Спасибо лесным жителям за интересные рассказы. Лес кончился, началась пустыня; там очень жарко и сухо, жить очень трудно (иллюстрация). Дети, кого мы там можем увидеть? ( Верблюда, черепаху, змей, ящерицу). А вот и верблюд.»

Верблюд:  Я – верблюд, живу в пустыне; на ногах у меня мозолистые уплотнения, чтобы не обжечь ноги о горячий песок. У меня густые ресницы, которые защищают глаза от песка и пыли. Есть горб, там запасы жира, которые мне помогают обходиться долгое время без воды и пищи. Я перевожу грузы по пустыне. Питаюсь колючками, горькой полынью, очень вынослив. Оставайтесь жить у меня».

Воспитатель: « Спасибо, тебе, верблюд. А теперь послушаем черепаху. Вон она ползёт».

Черепаха: Мы – черепахи, самые древние обитатели Земли. Мы очень выносливы, можем несколько дней обходиться без пищи. Наше тело покрыто панцирем, при опасности мы в него прячемся. Обитаем в пустынях, степях. Питаемся растительностью».

Воспитатель: « Спасибо, вам, обитатели пустыни. А мы поспешим в тропический лес. ( Показ иллюстраций). Кто здесь живёт? ( Слоны и обезьяны). А вот и слон, давайте послушаем его».

Слон: « Я – слон, живу в тропическом лесу. У меня нет шерсти, она мешала бы нам передвигаться в чаще. На ногах у нас маленькие копытца. У меня есть хобот – удлинённый нос. Хобот может вытягиваться, сжиматься, извиваться. С помощью хобота поднимаю крупные и тяжёлые предметы, и самые мелкие. Хобот помогает мне во время купания. Я набираю им воду и обливаюсь».

Воспитатель, показывая на глобус и на иллюстрацию, говорит: « А это – Антарктида, южный полюс нашей Земли. Здесь работают учёные, они изучают погоду, природу. А кто это так интересно ходит? Это же пингвин»!

Пингвин: « Я – пингвин, живу в Антарктиде; питаюсь рыбой, морскими моллюсками, хорошо плаваю. Мне помогают в этом мои крылья. Но я не умею летать по воздуху. Я могу жить только возле моря, т. к. добываю себе пищу. На суше мы откладываем яйца и выводим птенцов. Ноги нам помогают при нырянии и плавании. На суше мы вынуждены держать туловище вертикально, чтобы сохранить равновесие. Поэтому мы и кажемся неуклюжими».

Воспитатель: «Спасибо за рассказ, милый пингвин. Ребята, мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: и в пустыне, и в лесу, и на Северном полюсе, и на Южном, в тропическом лесу и океане.

Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только там, где есть пресная питьевая вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.

-Дети, наш гость-марсианин так  внимательно слушал рассказы животных, что я думаю, ему понравилась наша планета. И он с удовольствием хочет остаться жить с нами на планете Земля.    А вам, ребята, я предлагаю дома вместе с родителями нарисовать рисунки для нашего гостя марсианина на тему: « Земля – живая планета», где вы изобразите наиболее полюбившиеся уголки нашей необъятной Земли». Наше занятие окончено».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников.Тема:"Дикие животные леса"

Программное содержание.Задачи:-закрепить представления детей о лесе, как месте обитания диких животных;-закрепить понятие "дикие животные",умение различать и называть их жилища;-развивать наблюда...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"

познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»...