«Путешествие по удивительному миру природы» с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чекалина Людмила Николаевна
Занятие по ОБЖ «Путешествие по удивительному миру природы» с детьми подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Занятие по ОБЖ

«Путешествие по удивительному миру природы»

с детьми подготовительной группы

Воспитатель Людмила Николаевна Чекалина

г.Куса, 2017 г.

Цель: учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Задачи:

1.  Познакомить детей с  обморожением и правилами поведения со змеями и ядовитыми растениями в лесу.

2. Развивать внимание, память и активность в работе.

3. Воспитывать усидчивость и уметь слушать воспитателя.

Демонстрационный материал:

 экран для показа слайдов.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие», «Развитие речи».

Методы и приёмы: словесный (рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация);

- практический (игра).

Предварительная работа с детьми: чтение книг и рассматривание картин и иллюстраций о змеях, ядовитых растениях, обморожениях.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по удивительному миру природы.

В природе не существует ничего вредного и ненужного. Люди всегда любили деревья, травы, цветы. А вот возьмем, к примеру, животных. Все ли животные любимы человеком? Всех ли любите и бережете вы? Почему?

Назовите своих любимых животных.

Нелюбимых. (Ответы детей).

Многие люди не любят мышей, комаров,  пауков,  мух, червей, лягушек, змей. А за, что их не любите вы? (Ответы детей).

- Мух не любят за то, что они, садясь на пищу, разносят болезни, за то, что они надоедливы и кусаются. А вот послушайте, какой случай произошел в далекой Америке.

В одном живописном уголке возле красивого озера люди уничтожили надоедливую мошкару, которая мешала им отдыхать на природе. Это была серьезная операция – вертолеты опрыскивали эту мошкару с неба, было потрачено много денег. И вот успех – мошкара полностью исчезла. А потом исчезла рыба в озере, и птицы кругом…

Попробуйте сами разобраться, почему так произошло. (Ответы детей).

- В природе все связано друг с другом. Эта мошкара была кормом для рыб и птиц. Не стало мошкары – не стало корма. Погибла рыба, улетели птицы.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним таким нелюбимым человеком животным. С каким именно, попробуйте отгадать.

                                     Загадка про змею.

- Лежит веревка, Шипит, плутовка. Брать ее опасно – Укусит. Кто это?

     (ответы детей: змея).                          

Многие люди не любят змей. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится. А взрослая змея лежит себе где-нибудь под пеньком, и не видно ее. Если на нее наступить, она, конечно, будет защищаться. Но перед броском она зашипит – первое предупреждение, затем изогнется – второе предупреждение, и только после этого бросится на обидчика. Но если человек ведет себя осторожно, змея первая услышит шелест травы под его ногами и уползет поскорее в укромное местечко. Ни одна змея, если ее не потревожить, не нападает на человека. Змеи всегда уступают людям дорогу, уползая в сторону.

- Поэтому для летнего отдыха надо выбирать места, где ядовитые насекомые и змеи встречаются редко. Не следует гулять в сырых, низких и особенно болотистых местах, заходить в высокую траву, густой кустарник, нельзя играть и валяться на сене и соломе.
- А ведь змей смело можно назвать полезными животными. Ведь поедая насекомых и мышей, они помогают людям сохранить урожай на полях и огородах. И кроме этого, с давних - предавних времен змеи лечат людей. Именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые помогают больным излечиться от серьезных болезней.

                                   Физ.мин.

Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат. Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы высокой траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она, предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!». Умный человек при встрече со змеей скорее в сторонку отойдет и будет топать и кричать, а сама змея с большим удовольствие спрячется в укромное местечко, чем будет атаковать неприятеля.

 

Уважаемые гости представьте, что кого-то из вас или ваших знакомых вдруг укусила змея ваши действия? Какую помощь вы окажите пострадавшему?

- Таким образом, первая помощь при укусе ядовитых змей складывается из следующих неотложных действий:

  • полную неподвижность укушенной конечности;
  • наложение шин на нее;
  • лежачее положение пострадавшего;
  • обильное теплое питье (чай, кофе, вода);
  • срочно отвезти пострадавшего в  ближайшую больницу, где ему будет введена противозмеиная сыворотка.

                                                  Укусы змей.
- Помощь пострадавшему. Сразу после укуса человека нужно уложить и обеспечить ему полный покой, т.к. чем больше он будет шевелиться, тем быстрее яд распространится по организму.

- В первые минуты после укуса из ранки можно выдавить часть змеиного яда, если сдавить кожную складку так, что из ранки появится капля жидкости, которую сразу удаляют.
- В течение следующих 15-20 минут нужно отсасывать из ранки яд.

Старайтесь как можно чаще сплевывать. Человек, оказывающий таким образом помощь, рискует также заразиться всеми заболеваниями, передающимися через кровь.
- Закончив отсасывать яд, обработайте ранку антисептиком и наложите чистую повязку. Чтобы уменьшить интоксикацию, яд нужно как можно сильнее развести.

- Обязательно обеспечьте пострадавшему обильное теплое питье (чай, кофе). Транспортировка осуществляется в положении лежа, конечность, в которую укусила змея, нужно зафиксировать. Чем раньше вы доставите пострадавшего в медучреждение, тем лучше будет эффект от сыворотки, которую ему там введут.

- Наше путешествие продолжается, сейчас мы с вами поговорим о ядовитых растениях.

-Почему растения называют ядовитыми? (наносят вред здоровью человеку) 

-Какой вред они могут нанести человеку и чем? (пыльца - вызвать аллергию, сок растения - вызвать раздражение и ожог кожи, взяв в рот - отравление).

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления животных и человека.

                   Игра - Собери пазлы.

У вас на столе лежат пазлы от картинки. Работаете в паре, сообща. Ваша задача собрать пазл и узнать какое ядовитое растение вы знаете.

Ландыш - очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды – красно-оранжевые горошины – очень ядовиты. Всё растение ядовито, все его части -листья, цветы, плоды. Отравление проявляется тошнотой, рвотой, головной болью, поносом. Может наступить смерть от остановки сердца.

Борщевик - растет на лугах и вдоль дорог, капля сока вызывает сильнейший ожог на коже, сопровождающий сильной болью, волдырями.

Чистотел - содержащий млечный сок, попадая на кожу или слизистые оболочки, вызывает покраснение кожи, и даже ожог.

Вороний глаз - это очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видели. На высоком стебле прикреплены близко друг к другу крест-накрест четыре широких листика, а из середины выступает один зеленовато-жёлтый цветок, превращающийся затем в чёрную ягоду, очень похожую на чёрный, блестящий глаз вороны. Это растение поэтому так и называется: «вороний глаз». У него ядовиты и ягода, и стебель, и листья, и корневище. Признаки отравления: головная боль, головокружение,  тошнота,  рвота, боли в животе, понос, сильно расширяются зрачки.

Бузина –у бузины ядовиты листья, цветки, незрелые плоды.  
Основные симптомы отравления - головокружение, головная боль,

 слабость, першение в горле, боли в животе, тошнота, рвота.

Болиголов- через несколько минут после попадания в организм  начинается рвота, длительная и неукротимая. При болиголове - рвота редкая и непродолжительная. слюнотечение, колики в животе. Затем появляется головокружение, шаткая походка, пена изо рта. Зрачки расширены, судороги сменяются параличом и смертью.

Чемерица - смертельно ядовитое растение!

Тошнота, рвота и замедление пульса - первые признаки отравления. В этом случае необходимо как можно скорее вывести яд из организма.

Физкульминутка.       Игра - растение ядовитое, не ядовитое.

Называю названия растений. На ядовитые - стоим, на лекарственные или обычные растения - приседаем и нюхаем цветы (имитируем) .

Мать-и-мачеха, Одуванчик,  Крапива,  Белена черная, Ромашка, Лютик едкий, Фиалка, Вороний глаз, Подорожник, Чистотел, Роза, Нарциссы, Ландыш, Гвоздика, Чистотел, Болиголов.

-Как вы думаете, как можно уберечься от ядовитых растений?

(Ядовитые растения нельзя брать в рот, трогать руками и вдыхать их аромат).

-Что мы должны сделать, если контакт с ядовитым растением состоялся? (вымыть руки, прополоскать рот, прочистить желудок, вызвать скорую помощь или самим обратиться к врачу).

- Ребята скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Правильно осень, а совсем скоро будет холодная зима. Вы все любите кататься: на санках, коньках, лыжах.

- Скажите, пожалуйста, чтобы вы не замёрзли на улице, какие меры предосторожности вы должны соблюдать?  

(одевать тёплые вещи: штанишки, шапку, шарф, варежки, обувь должна быть свободной).

 - Уважаемые гости, скажите, пожалуйста, по каким признакам  можно узнать, что ребёнок или взрослый получил обморожение?

Обморожение – это повреждение тканей тела, вызванное воздействием низкой температуры. Чаще всего оно появляется на недостаточно защищенных от холода участках: пальцах рук и ног, ушах, носу или щеках.

Симптомы обморожения – жжение и зуд, а также изменение цвета кожи на пораженном участке – неприятны, но их развитие можно предотвратить.

-Скажите, пожалуйста, какую первую помощь нужно оказать при обморожении?

- При подозрении на обморожение пострадавшего необходимо доставить в теплое отапливаемое помещение. При этом важно не допустить быстрого согревания поврежденных участков тела. Переохлажденные участки, чаще руки или ноги, нужно оградить от воздействия тепла, наложив на них теплоизоляционные повязки из ваты, марли и клеенки (примерно семь слоев).

 ребёнку или взрослому необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

 Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20º и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию, тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

            Первая помощь в случае примерзания языка к металлу.

Если ребенок сам не может отделить примерзший язык от предмета, то сначала его нужно успокоить, а затем, поливая язык теплой водой, разморозить слипшиеся поверхности.

Резкое отрывание языка от металла приводит к повреждению его нежной слизистой оболочки, или, проще говоря, слизистая оболочка так и остается примерзшей к предмету. На языке образуется рана, сильно кровоточащая и долго заживающая.

При возникновении небольшого кровотечения надо прополоскать рот прохладной водой, если же кровотечение серьезное, то необходимо прижать язык бинтом и вызвать бригаду скорой помощи.

Питание в течение дня должно быть щадящим, следует избегать употребления горячей и грубой пищи.

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного      образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2 –е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2006.

3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2006.

4. Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании

дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. No3.

5. Шорыгина Т.А. Насекомые, какие они?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в осенний лес "Удивительный мир природы" с детьми логопедической группы (старший дошкольный возраст).

Конспект экскурсии в осенний лес "Удивительный мир природы" будет полезен  воспитателям детских садов....

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы с детьми подготовительной группы «Пропавшие сказки»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка»            общеразвивающего вида с приоритетным осущ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Путешествие в мир природы» с детьми подготовительной группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:«Путешествие в мир природы»с детьми  подготовительной группы...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Перелетные птицы" (подготовительная группа)

Цель: формирование у детей знаний о перелетных птицах. Задачи:-учить детей по характерным особенностям отличать перелетных птиц от зимующих, узнавать их;-развивать интерес к жизни птиц (где ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...