Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Головные уборы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с историей происхождения головных уборов и с головными уборами 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру на тему

«Головные уборы»

Цель: познакомить детей с головными уборами 19 века.

Задачи:

  1. Расширять представления о головных уборах.
  2. Учить детей описывать головные узоры, строить предположения
  3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, любознательность и интерес к старинным головным уборам.
  4. Воспитывать умени

Предварительная работа:

Рассматривание головных уборов, выделение особенностей конструкции, формы, материала, назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание альбомов. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Где шьют шляпы», «О чём может «рассказать» шляпа?».

 Материал: картинки с изображением современных головных уборов, картины с изображением женщин, живших в 19 веке.

Ход занятия.

Воспитатель задает детям загадки о головных уборах, отгадку вывешивает на фланелеграф.

Вязаным корытом

Горка накрыта,

Круглая горка

Спяталась в норке,

Лес на горке стих

Да к земле приник.

Горка под корытом

От холода укрыта.

Ты эту тайну разгадай,

Да корыто опознай!

(Шапка)

Бывает из шелка, бывает из ситца,  

и очень девчонкам идет круглолицым.

Цветами украшена или в горошек.

Похожи девчонки в ней на матрешек.

(Платок)

Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

Круглый, в моде уже много лет? –

Изящный вязаный...

(Берет)

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты... (шапку)

Я любой девчонке

Прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке

Стрижки — коротышки.

От солнца я защита —

Для этого и сшита.

(Панамка)

Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды надевают,

Разноцветную футболку, а  на голову?

(Бейсболку)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет -

Что за головной убор знает,

Любит с давних пор.

Даст материи кусочек –

Повяжи себе...                        (Платок)

- Ребята, а как все эти предметы назвать одним словом?

- Головные уборы.

- А какие головные уборы вы ещё знаете? (Ответы детей)

- Ребята, первые головные уборы появились очень давно еще в Древней Греции и менялись с каждым веком. Как вы думаете из чего делали головные уборы в старину и как они выглядели? А откуда мы можем узнать о старинных головных уборах, и где можем их увидеть? (Предположения детей). А вы бы хотели узнать, какие головные уборы носили в России в 19 веке? (Да). Тогда отправляемся в художественную галерею.

(Воспитатель вместе с детьми переходят в другую часть групповой комнате, где на постаментах стоят картины с изображениями людей в головных уборах прошлого века разных сословий)

- Сегодня мы познакомимся с женскими головными уборами.

(Дети вместе с педагогом рассматривают картины)

- В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Традиционно форма русского народного головного убора сочеталась с причёской. Девушки заплетали косу, а их головной убор чаще всего выглядел как перевязка или обруч с открытой макушкой. Замужние крестьянки заплетали две косы и свёртывали их спереди в пучок. Головной убор должен был полностью скрывать волосы замужней женщины.

 Особое внимание уделялось головным уборам.

- Посмотрите, на картину, опишите головной убор. Как выдумаете из чего он изготовлен?

Одним из самых древних женских головных уборов является платок – убрус. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Зимой поверх убруса надевали шапку. 

- Ребята, опишите головной убор на этой картие. Изчего он может быть изготовлен? Какие материалы использовались для его украшения?

Повойник-головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки,полностью закрывающей волосы,заплетённые в две косы и уложенные на голове. Повойник изготавливался из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху или убрусом (полотенце богато украшенное вышивкой) или волосником (круглая шапочка из ситца,кумача,парчи или бархота,затягивавшуюся навздержку). В одном повойнике ходить по дому,а тем более по улице не полагалось.
        - Посмотрите на следующий головной убор. Что он вам напоминает, на что он похож?

Кичка – часть кичкообразного головного убора на твёрдой основе. Кички отличались разнообразием фасонов. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала – фантазийность решений были безгранична. 

Каптур - старинный женский головной убор для холодной погоды, носили на Руси; меховая или стеганая шапка с круглым верхом и с меховым очельем и опушкой, покрывавшей не только голову, но и уши и шею. Шили каптур из дорогих материалов, носили царицы и боярыни.

 Сорока – так называлась верхняя украшенная головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку. 
        - Ребята, посмотрите на головной убор следующей картин. Как вы думаете, как он называется? Почему? Из чего он состоит?

 Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом.         

- Ребята, на этих картинах изображены женщины в кокошниках. Рассмотрите их. Чем они отличаются? Как вы думаете, что можно сказать про этих женщин, кто они? (варианты детей).

- Глядя на головной убор можно было определить, из какой местности его владелица, сколько ей лет, её семейное положение и положение в обществе. 

- Молодцы, ребята. На этом наша экскурсия заканчивается. Конечно, это не все головные уборы 19 века. И если вам было интресно, вы можете вместе с родителями устроить путешествие по истории головных уборов 19 века, а также других веков.

- Ребята, где мы с вами побывали? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

- Спасибо всем ребятам за ваши высказывания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...