Педагогический проект «Мамина кухня» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром в процессе детского экспериментирования.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мальцева Ольга Игоревна

Краткосрочный педагогический проект по исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc96.5 КБ
Microsoft Office document icon sol.doc354 КБ
Microsoft Office document icon sahar.doc368.5 КБ
Microsoft Office document icon podsolnechnoe_maslo.doc396 КБ
Microsoft Office document icon ovsyanye_hlopya.doc38 КБ
Файл muka.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19

Юридический адрес: 141500, Московская область, г.Солнечногорск                                                                   тел\факс: 8(4962) 63-86-71

Ул. Баранова 23а                                                                                            E-mail: kosmonavt1968@yandex.ru 

Педагогический проект «Мамина кухня» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром в процессе детского экспериментирования.


1. Паспорт педагогического проекта.

  1. Тема проекта: Педагогический проект «Мамина кухня» по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром в процессе детского экспериментирования.
  2. Автор: воспитатель старшей группы Мальцева О.И.
  3. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад №19.

МО, г.Солнечногорск, ул.Баранова 23А.

  1. Руководитель учреждения: Ефанова Людмила Владимировна.

2. Характеристика проекта.

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Кроме того, современное развитие системы дошкольного образования в быстро меняющемся мире переосмысливается и предполагает активное внедрение инноваций в  воспитательно-образовательный процесс  ДОУ. Поэтому ребёнок должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.  А уникальность личности проявляется  не в её внешности, а в том, что вносит человек в своё социальное окружение, и если то, что кажется ему наиболее значимым, вызовет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, а это стимулирует его личностный рост  и самореализацию. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и новые методы  обучения и воспитания.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используются экспериментирование, развивающие игры, проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому, проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и актуальность этой темы очевидна.


Содержание:

  1. Актуальность темы проекта
  2. Цель и задачи проекта
  3. Ресурсы, методы, технологии и ожидаемые результаты реализации проекта
  4. Этапы реализации проекта
  5. Результаты реализации проекта
  6. Трансляция опыта работы к проекту
  7. Приложения к проекту
  8. Литература

  1. Актуальность темы проекта.

В данный момент знания и умения, получаемые ребенком к моменту поступления его в начальную школу, ограничиваются тем, что ему смогли дать родители и педагоги в ДОУ. Возможности и необходимости получать знания самостоятельно у ребенка практически не возникает. В 7-8 лет ребенок проходит первую ступень своей самостоятельной жизни (самостоятельный поход в школу, представление себя в новом коллективе, социуме, самостоятельное обслуживание себя дома в отсутствие родителей) и именно в этот момент остро встает необходимость в самостоятельных действиях, предположениях и выводах.

Таким образом, возникшие противоречия: с одной стороны важность научить ребенка самостоятельно ставить проблему, предлагать возможные пути решения, проверять свои предположения, делать выводы,  и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и знакомит детей  путем опытно-экспериментальных действий, со свойствами некоторых продуктов.

  1. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи проекта:

  1. ознакомиться с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  2. провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  3. организовать выставку фотографий с занятий;
  4. расширить материально-техническую базу группы (уголка экспериментирования) совместными усилиями детей и родителей;

Руководитель проекта: воспитатели  старшей  группы.

Возраст участников проекта: дети от 5 до 6 лет. 

Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта: краткосрочный (1 месяц), групповой, познавательно – исследовательский.

  1. Ресурсы, методы, технологии и ожидаемые результаты реализации проекта.

Ресурсное обеспеченье проекта:

Методическое:

  1. «Методика детского экспериментирования» Л.В.Рыжова, 2014г.;
  2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» С.Ермолаев, 2017г.;
  3. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина 2010г.
  4. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность» Н.В.Исакова, 2014г.
  5.  «Познавательное развитие в дошкольном детстве» Веракса Н.Е., Веракса А.Н. 2012.

Материально-техническое:

  1. Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
  2. Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр – экспериментирование;
  3. Подбор иллюстраций, детской литературы;
  4. Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
  5. Оформление «Детской лаборатории» в группе.

Гипотеза:

За время дошкольного детства ребенок получает большое количество знаний и умений. Н чаще всего, в качестве средства получения знаний используется опыт взрослых (родители, воспитатели). Если в ходе реализации проекта у детей появится желание узнавать мир «своими руками»,то можно читать, что цель и задачи проекта выполнены.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагога:

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

- повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.

4. Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (мотивационный, информационно-накопительный).

Подготовка к работе педагога:

  • Анализ методической литературы;
  • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”;
  • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

Сотрудничество с родителями:

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях. Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

  • подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
  • создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
  • подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

Подготовительная работа с детьми

  • Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
  • Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
  • Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями. 

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нам нужна лаборатория в группе?

- для чего нужны эксперименты?

- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

- Из чего состоят продукты питания?

- Откуда берутся продукты питания?

- Какие вещества растворяет вода?

- Зачем маме соль, сахар, мука, масло, геркулес?

- Чем эти продукты отличаются друг от друга

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

- Проделать эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

- Рассказать друг другу о том, что узнали. 

II. Практический этап.

В разных видах детской деятельности в системе

“Педагог - Ребенок – Родители”. 

Сроки

Мероприятия

1-4 ноября

Беседа «Что такое соль?». Цель: уточнить представления детей о том, откуда берется соль, для чего она нужна.

Экспериментирование «Соль». Цель: формировать представления детей о физических свойствах соли и сферах использования.

7-11 ноября

Беседа «Что такое сахар?». Цель: уточнить представления детей о том, откуда берется сахар, для чего он нужен.

Экспериментирование «Сахар». Цель: формировать представления детей о физических свойствах сахара и сферах его использования.

14-18 ноября

Беседа «Жизнь подсолнуха». Цель: уточнить представления детей о том, откуда берется масло, для чего оно нужно.

Экспериментирование «Подсолнечное масло». Цель: формировать представления детей о физических свойствах подсолнечного масла и сферах его использования.

21-25 ноября

Беседа «Откуда берется мука?». Цель: уточнить представления детей о том, откуда берется мука, для чего она нужна.

Экспериментирование «Мука». Цель: формировать представления детей о физических свойствах пшеничной муки и сферах ее использования.

28-2 декабря

Беседа «Где рос овес?». Цель: уточнить представления детей о том, откуда берутся овсяные хлопья, для чего они нужны.

Экспериментирование «Овсяные хлопья». Цель: формировать представления детей о физических свойствах овсяных хлопьев и сферах их применения.

 

Структура занятия – экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем дошкольном возрасте);
  • Прогнозирование результата (в старшем дошкольном возрасте);
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  • Распределение детей на подгруппы;
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
  • Наблюдение результатов эксперимента;
  • Фиксирование результатов эксперимента;
  • Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Постановка проблемной задачи

  • Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей.
  • Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.
  • Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Фиксация результатов опытов и наблюдений.

Наблюдаемые явления мы фиксируем для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного, в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.  

Взаимодействие с родителями по организации детского экспериментирования в рамках реализации проекта.

Направление  работы

Формы работы

Информационно - аналитическое

-Проведение анкетирования родителей.

-Оформление наглядной информации о проекте, и их роли в организации детской экспериментальной деятельности по темам «Эксперименты на кухне», «Родители – гиды на пути познания», для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

-Рекомендации по проведению бесед дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

-Помощь родителей в проведении презентации результатов реализации проекта в социуме.

Оснащение предметно – развивающей среды для детского экспериментирования в ДОУ и дома

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования,

III. Обобщающий этап.

  1. Диагностика развития познавательных способностей дошкольников.
  2. Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.
  3. Презентация результатов и продуктов деятельности.

6. Результаты реализации проекта

Для детей: достигнуты положительные результаты по развитию познавательной активности детей:

По результатам проделанной работы убедилась, что детское экспериментирование оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей детей. Для их исследования были определены три уровня сформированности познавательной активности у детей и подобраны игровые задания. Данные свидетельствуют о том, что до реализации проекта в 2010-11г. высокий уровень познавательных способностей детей составлял 37%, средний – 48%, низкий – 15%; после реализации проекта в 2011-13г. высокий уровень составил 56%, средний – 38% и низкий – 6%.

Анализ результатов педагогической диагностики за 2012 – 2013г. показывает так же положительную динамику уровня усвоения детьми основных разделов программы: высокий – 55,4 %, средний – 40,8%, низкий- 3,8%.

Для педагога:

- составлены картотеки игр – занятий, опытов – экспериментов;

- повысился уровень профессионального интереса и творческой активности;

- обобщен опыт работы на муниципальном уровне.

Для родителей

- 80% родителей были вовлечены в экспериментальную деятельность своих детей;

- у 100% из них расширились знания и представления по данной теме, и изменилось отношение к деятельности и развитию своего ребёнка.

8. Новизна и практическая значимость опыта

Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Особую педагогическую значимость проектного метода я вижув том, что:

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Данный опыт работы можно использовать как педагогам ДОУ, так и руководителям кружка, воспитателям групп кратковременного пребывания и групп продленного дня в начальной школе. Я очень надеюсь, что проделанная работа в ходе реализация данного проекта помогла моим воспитанникам в становлении целостной картины мира, наполнила их умы интересным содержанием и знаниями, что обеспечит им психологическое благополучие и здоровье в дальнейшей школьной жизни.

 



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Мамина кухня».

ООД «Соль».

Образовательная область: познавательное развитие;

Вид деятельности: познавательно-исследовательская;

Цель: вызвать интерес к изучению удивительных свойств соли.

Программное содержание: продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;  воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о соли, познакомив со свойствами и качествами соли через эксперименты.

Планируемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети сидят на ковре.

В: здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но путешествовать мы будем не по далеким странам и неизвестным планетам, а по тому месту, которое мы все хорошо знаем – это кухня. На каждой кухне есть своя хозяйка – это мама или бабушка и только она знает все секреты. А мы с вами постараемся узнать, почему наши мамы и бабушки так вкусно готовят. Что же им помогает?

  1. Основная часть

Воспитатель показывает детям картинку с изображением кристалла соли.

В: на нашей планете есть очень много камней и все они разные: светлые и темные, твердые и хрупкие, а еще есть съедобные камни, как например, вот этот, он живет на каждой кухне. А сейчас, давайте посмотрим на нашу волшебную полочку, там очень много разных баночек. А что же лежит в этих баночках и зачем это нужно мы с вами сейчас и узнаем.

В: Родилась я в воде

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало? 

Воспитатель берет в руки стеклянную банку в которой насыпана соль и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.

В: многие из вас сказали правильно, в первой баночке лежит соль.

В: ребята, как вы думаете, зачем нашим мамам на кухне нужна соль?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения (чтобы солить еду; чтобы было вкусно; чтобы полоскать горло, и тд).

В: ребята, а знаете ли вы, откуда берется соль?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения (из магазина; из коробки; из воды, и тд).

В: соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины.

Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землей и растворяет соль. Под землей образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.

        Дети садятся за столы.

        Воспитатель расставляет на столы тарелки с солью, так, чтобы дети могли потрогать ее руками. Воспитатель предлагает детям потрогать руками соль.

В: как вы думаете, ребята, соль твердая или жидкая?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения (жидкая, потому что она пересыпается; твердая, потому что ее можно раздавить).

Физкультминутка «Море волнуется раз, море волнуется два…..» (Дети замирают в разные фигуры, кто не шевелится у того воспитатель спрашивает: «какая у тебя фигура?»)

В: а как вы думаете, какого цвета соль, какой имеет запах и какой вкус у соли?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: а теперь, давайте попробуем узнать, дружит ли соль с краской?

        Дети насыпают ложку соль на маленькие тарелочки и кисточкой добавляют в соль краску.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: соль впитала краску и поменяла свой цвет.

В: а теперь давайте узнаем, дружит ли соль с водой?

        Дети проводят 2 эксперимента: 1. В чайную ложку соли при помощи пипетки добавляют несколько капель воды; 2. В стакан воды (желательно теплой) добавляют чайную ложку соли.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: малое количество воды соль впитала, а в большом количестве воды соль растворилась.

В: ребята, а как вы думаете, соль полезна или вредна для нас с вами?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: соль - очень важный минеральный продукт для всего живого на Земле. Без соли невозможна жизнь растений, животных и человека. Если в наш организм вода будет поступать без соли, то организм очень быстро ее выведет и оставить наши клетки без питания. Соль нужна для сохранения прочности наших костей. Еще соль разрушает вредные микроорганизмы, бактерии, опасные для здоровья. Поэтому соленую воду часто используют для лечения ран и воспалений.

В: сегодня мы с вами познакомились с первым маминым помощником. Давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали:

Какая соль на вкус? Соль, какого цвета? Соль на что похожа? Соль впитывает ли в себя воду? Соль растворяется ли в воде?

        Дети рассказывают: 1) соль соленая; 2) соль белого цвета и похожа на зернышки, кристаллики; 3) соль впитывает в себя воду и краску; 4) соль растворяется в воде

В:  вот мы с вами и узнали первый секрет «Маминой кухни» и теперь мы знаем один продукт, который стоит на волшебной полочке и чтобы мы его не забыли, наклеим на баночку картинку. В следующий раз на «Маминой кухне» мы познакомимся с другим помощником, который нужен каждой хозяйке.

        Дети помогают убирать экспериментальное оборудование.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Мамина кухня».

ООД «Сахар».

Образовательная область: познавательное развитие;

Вид деятельности: познавательно-исследовательская;

Цель: вызвать интерес к изучению свойств сахара.

Программное содержание: продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;  воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о сахаре, познакомив со свойствами и качествами сахара через эксперименты.

Планируемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети сидят на ковре.

В: здравствуйте ребята, мы с вами уже путешествовали по волшебным полочкам «Маминой кухни».  Но путешествовать мы будем не по далеким странам и неизвестным планетам, а по тому месту, которое мы все хорошо знаем – это кухня. На каждой кухне есть своя хозяйка – это мама или бабушка и только она знает все секреты. А мы с вами постараемся узнать, почему наши мамы и бабушки так вкусно готовят. Что же им помогает?

  1. Основная часть

Воспитатель показывает детям картинку с изображением сахарной свеклы

В: Как без сахара прожить
и дела свои решить.
Сахар ведь не только сладость.
Сахар – жизни нашей радость.
Он, как "мёд" для подхалимов,
для проблем, неодолимых.
С ним возможно всё решить.
Сладко с сахаром нам жить.

Воспитатель берет в руки стеклянную 2 банки, в одной из которых насыпан сахарный песок, а в другой рафинированный сахар и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.

В: Дети, а откуда мы берем сахар, откуда он к нам приходит? А сахар приходит к нам вот из этих семян (показать семена свеклы). Но чтобы получить сахар из них, он должен пройти большой путь. Вначале семена надо бросить в землю в поле, которое вспахал трактор (показать картинку), за всходами надо хорошо ухаживать: покармливать, поливать, рыхлить землю. Затем из них вырастет свекла (показать). Но это не та свекла, из которой ваши мамы готовят борщ, а особая  – белая и сладкая. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. В нашем районе много посеяно сахарной свеклы. Когда она вырастет, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость.  А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.

Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которой называют сахарный тростник (показать). Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые экстрактировали из сока сахарного тростника, — "саккара", от древнеиндийского "саркара" (буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).

Дети садятся за столы.

        Воспитатель расставляет на столы тарелки с сахаром, так, чтобы дети могли потрогать его руками. Воспитатель предлагает детям потрогать руками сахар.

–  Дети, а какую пользу приносит сахар?

–  Какой вред, что плохого?

–  Где применяется сахар?

–  Дети, перед вами на столе лежит сахар. Давайте внимательно его рассмотрим.  Какого он цвета (Белого).

–  Имеет ли он запах? (Нет).

–  Попробуйте его на вкус, какой он?

Физкультминутка «Цветы».

Ранним утром на лугу                 Бег на месте с высоким поднимание ног.

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям               Присесть, изобразить сбор цветов.

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку,   Изобразить раздачу цветов.

Васе – василек, синенький цветок,

Колокольчик – Коленьке,

Одуванчик  - Поленьке,

Он растет в широком поле,

Подарю подарок Поле.

В: а как вы думаете, какого цвета сахар, какой имеет запах и какой вкус у сахара?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: а теперь, давайте попробуем узнать, дружит ли сахар с краской?

        Дети кладут кубик сахара на маленькие тарелочки и кисточкой добавляют в сахар краску.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: сахар впитал краску и поменял свой цвет.

В: а теперь давайте узнаем, дружит ли сахар с водой?

        Дети проводят 2 эксперимента: 1. В кубик сахара при помощи пипетки добавляют несколько капель воды; 2. В стакан воды (желательно теплой) добавляют сахар.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: малое количество воды сахар впитал, а в большом количестве воды сахар растворился.

В: ребята, а как вы думаете, сахар полезен или вреден для нас с вами?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: сахар делает нашу еду вкуснее и мы получаем больше удовольствия от еды. И одновременно с этим сахар разрушает наши зубы т.к. вредные бактерии тоже очень любят сладкое и с удовольствием живут в зубках, в которых после еды остался сахар.

В: сегодня мы с вами познакомились с еще одним маминым помощником. Давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали:

Какой сахар на вкус? Какого цвета? Сахар на что похож? Сахар впитывает ли в себя воду? Растворяется ли сахар в воде?

В:  вот мы с вами и узнали еще один секрет «Маминой кухни» и теперь мы знаем один продукт, который стоит на волшебной полочке и чтобы мы его не забыли, наклеим на баночку картинку. В следующий раз на «Маминой кухне» мы познакомимся с другим помощником, который нужен каждой хозяйке.

        Дети помогают убирать экспериментальное оборудование.





Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Мамина кухня».

ООД «Масло подсолнечное».

Образовательная область: познавательное развитие;

Вид деятельности: познавательно-исследовательская;

Цель: вызвать интерес к изучению свойств подсолнечного масла.

Программное содержание: продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;  воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о подсолнечном масле, познакомив со свойствами и качествами масла через эксперименты.

Планируемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети сидят на ковре.

В: здравствуйте ребята, мы с вами уже путешествовали по волшебным полочкам «Маминой кухни».  Мы уже познакомились с двумя мамиными помощниками: это соль и сахар. Сейчас мы откроем еще одну волшебную баночку, в которой таится еще одно вещество, которое необходимо каждой хозяйке.

  1. Основная часть

Воспитатель показывает детям картинку с изображением подсолнуха:  

В: Так красив наш огород:
Здесь подсолнечник растёт.
Жёлтые цветы прекрасны,
Из плодов - халва и масло

Воспитатель берет в руки стеклянную банку, в которой налито подсолнечное масло, и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.

В: Дети, а откуда берется подсолнечное масло, откуда он к нам приходит?

Как-то раз летела маленькая птичка и держала в клювике несколько семечек подсолнуха. Летела она, чтобы накормить своих малюток птенцов, но не удержала все семечки в клюве и одно упало в землю. Вот лежит себе семечко и думает: «Как же так? Росло я вместе со своими братьями и сестрами семечками в большом красивом подсолнухе, и вот теперь лежу себе одно-одинешенько в земле. Никому я теперь ненужное, ничего-то я теперь не увижу, хорошо, что хоть птичка меня не съела». Лежит и скучает. Пошел дождик, напоил семечко, а потом выглянуло солнышко, пригрело семечко и стало ему интересно, что там наверху творится.  Потянулось семечко наверх к солнышку, потянулось, потянулось и…появился из под земли маленький зелененький росточек. Это он из нашего семечка стал расти. Поглядело семечко-росточек по сторонам, понравилось ему над землей, солнышко согревает, ветерок обдувает. И стал росточек вверх расти. Растет, тянется к солнышку, дождик его водичкой поит, хорошо росточку. Вскоре превратился наш росточек в стебелек и что не день, то становился он все выше и выше, появлялись на нем новые зеленые листочки. Через несколько недель вырос на стебле большой желтый бутон, лепесточки бутона стали потихоньку распускаться и вот уже прекрасный цветок подсолнуха поднял свою головку к небу к солнцу. «Ах, в какой красивый подсолнух я превратился!»- подумало бывшее маленькое семечко. Вскоре внутри большого цветка появилось много много бело-зеленых семечек, семечки созрели и стали черного цвета. Подсолнух качал своей головой, улыбался солнышку и думал: «Как же все-таки удивительно устроен этот мир! Совсем недавно я со своими братьями и сестрами семечками преспокойно жил в большом красивом подсолнухе. Прилетела птичка, схватила меня в клювик, да не удержала и выронила на землю. Потом  я пророс, превратился в росточек, потом в стебелек, рос, рос и стал большим настоящим желтым подсолнухом. Теперь у меня самого много много маленьких черных семечек, которые вскоре разлетятся кто-куда и вырастут из них большие красивые подсолнухи, похожие на маленькие солнышки».

Вот именно из семечек подсолнуха и получат люди масло.

В: вот только семечки твердые и сухие, а масло жидкое. Как вы думаете, что же такое делают люди, чтобы получить масло из семечек?

Дети предлагают свои варианты ответов.

В: для того, чтобы получить из семечек хотя бы ложку масла, нужно большим прессом раздавить очень много таких семечек.

Дети садятся за столы.

        Воспитатель расставляет на столы стаканчики с маслом, так, чтобы дети могли потрогать его руками. Воспитатель предлагает детям потрогать руками масло.

Физкультминутка «Подсолнух».

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

В: а как вы думаете, какого цвета сахар, какой имеет запах и какой вкус у масла, на что они похожи?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: а теперь давайте узнаем, дружит ли масло с водой?

        Дети проводят 2 эксперимента: 1. В стакан с водой капают каплю масла. 2. В стакан с маслом капают каплю воды.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: масло всегда поднимается вверх, «уступает»место воде.

В: ребята, а как вы думаете, масло полезен или вреден для нас с вами?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: Давайте узнаем, подружится ли масло с краской. Когда мы добавляем краску в воду, вода окрашивается в цвет краски, что же будет с маслом?

Дети проводят эксперимент, и рассказывают о результатах.

В: сегодня мы с вами познакомились с еще одним маминым помощником. Давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали:

Какое масло на вкус? Какого цвета? На что похоже масло? Масло впитывает ли в себя воду? Растворяется ли масло в воде?

В:  вот мы с вами и узнали еще один секрет «Маминой кухни» и теперь мы знаем один продукт, который стоит на волшебной полочке и чтобы мы его не забыли, наклеим на баночку картинку. В следующий раз на «Маминой кухне» мы познакомимся с другим помощником, который нужен каждой хозяйке.

        Дети помогают убирать экспериментальное оборудование.

D:\МБ ДОУ № 19\Проекты\Мамина кухня\Картинки и фотографии\Масло\польза.jpg

D:\МБ ДОУ № 19\Проекты\Мамина кухня\Картинки и фотографии\Масло\cvety+podsolnuh+1934789330.jpg



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Мамина кухня».

ООД «Овсяные хлопья».

Образовательная область: познавательное развитие;

Вид деятельности: познавательно-исследовательская;

Цель: вызвать интерес к изучению свойств подсолнечного масла.

Программное содержание: продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;  воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения об овсяных хлопьях, познакомив со свойствами и качествами овсянки через эксперименты.

Планируемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети сидят на ковре.

В: здравствуйте ребята, мы с вами уже путешествовали по волшебным полочкам «Маминой кухни».  Мы уже познакомились с тремя мамиными помощниками: это соль, масло и сахар, теперь мы знаем, откуда они берутся и чем помогают на маминой кухне. Сейчас мы откроем еще одну волшебную баночку, в которой таится еще одно вещество, которое необходимо каждой хозяйке.

  1. Основная часть

В: Она бывает различная:
Гречневая и пшеничная,
Рисовая, манная,
Перловая, овсяная,
И даже кукурузная
Полезная и вкусная.
На молоке крупу сварили
И масло в неё положили.

Конечно же это каша, но каши тоже бывают разные, мы сегодня с вами поговорим об овсяной каше.

Воспитатель берет в руки стеклянную банку, в которой насыпаны овсяные хлопья, и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.

В: верно, ребята это овсяные хлопья, они получаются из расплющенных зерен овса. А чем нам полезны, бывают овсяные хлопья? зачем они нужны на маминой кухне?

Дети предлагают свои варианты ответов.

В: правильно, из овсяных хлопьев делают много разных блюд: варят очень полезную кашу, их добавляют в суп, используют при приготовлении киселя, а еще, хозяюшки готовят из овсяных хлопьев вкусные десерты – овсяное печенье и торты.

В: а мы с вами сегодня будем экспериментировать с овсяными хлопьями и узнаем о них много нового.

Дети встают в круг гимнастика под  музыкальную композицию В.Казаковцева «Кашка».

В: а как вы думаете, какого цвета овсяные хлопья, какой имеют запах и какой у них вкус, на что они похожи? (воспитатель предлагает рассмотреть хлопья, понюхать и попробовать на вкус)

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: ребята, мы с вами знаем, что у сахара и соли очень крепки кристаллики, их трудно сломать или раздавить, давайте узнаем, такие же крепкие хлопья или нет. (воспитатель предлагает детям раздавить деревянным шпателем несколько овсяных хлопьев)

Дети предлагают свои варианты ответов.

В: хорошо, хлопья мягче, чем кристаллы соли и сахара, именно это помогает им хорошо вариться. Для того чтобы сварить кашу, достаточно ли одних хлопьев?

Дети предлагают свои варианты ответов.

В: верно, для приготовления каши, в хлопья нужно добавить воды, соли и сахара. Начнем мы с вами, с воды и узнаем, как нам подружить овсяные хлопья с водой.

        Дети проводят 2 эксперимента: 1. В стакан с водой бросают несколько хлопьев. 2. В стакан с хлопьями капают немного воды.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: в большом количестве воды, хлопья остаются на поверхности, потому что они легкие;  когда много овсяных хлопьев, то небольшое количество воды, они впитывают.

В: ребята, а как вы думаете, овсяные хлопья полезны или вредны для нас с вами?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В:  вот мы с вами и узнали еще один секрет «Маминой кухни» и теперь мы знаем один продукт, который стоит на волшебной полочке и чтобы мы его не забыли, наклеим на баночку картинку. В следующий раз на «Маминой кухне» мы познакомимся с другим помощником, который нужен каждой хозяйке.

        Дети помогают убирать экспериментальное оборудование.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Мамина кухня».

ООД «Мука».

Образовательная область: познавательное развитие;

Вид деятельности: познавательно-исследовательская;

Цель: вызвать интерес к изучению свойств муки.

Программное содержание: продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные; воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей;  воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о пшеничной муке, познакомив со свойствами и качествами муки через эксперименты.

Планируемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Дети сидят на ковре.

В: здравствуйте ребята, мы с вами уже путешествовали по волшебным полочкам «Маминой кухни».  Мы уже познакомились с разными мамиными помощниками: это соль, сахар, подсолнечное масло и овсяные хлопья. Сейчас мы откроем еще одну волшебную баночку, в которой таится еще одно вещество, которое необходимо каждой хозяйке.

  1. Основная часть

Воспитатель показывает детям картинку с изображением колосьев пшеницы:  

В: Сыплется мука
Через край мешка.
Станет тестом —
В квашне тесно.
Поставишь в печь,
Пироги печь,
Запах таков —
Сыт без пирогов.
А кусочек проглотишь —
Ещё захочешь.

Воспитатель берет в руки стеклянную банку, в которой насыпана пшеничная мука, и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.

В: Дети, а откуда берется подсолнечное масло, откуда он к нам приходит?

Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди  долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой.

Вот именно из зерен пшеницы люди получают муку.

В: Как вы думаете, зачем на маминой кухне появилась баночка с мукой? чем она полезна?

Дети предлагают свои варианты ответов.

В: правильно, из муки пекут хлеб, а хлеб, как и каша, раньше был основной едой для людей.

        Воспитатель расставляет на столы стаканчики с мукой, так, чтобы дети могли потрогать ееруками. Воспитатель предлагает детям потрогать руками муку.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)

А из теста мы слепили (показать, как лепим пирожки),

Пирожки и плюшки, (сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки.

Всё мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)

Очень вкусные пирожки! (гладят живот)

В: а как вы думаете, какого цвета мука, какой имеет запах и какой вкус у муки, на что они похожи?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: а теперь давайте узнаем, дружит ли мука с водой?

        Дети проводят 2 эксперимента: 1. В стакан с водой кладут ложку муки. 2. В муку, лежащую на тарелке, добавляют несколько ложек воды и перемешивают.

        После проведения экспериментов дети рассказывают, у кого что получилось: мука в стакане с водой мука остается плавать на поверхности, но при перемешивании начинает «оседать» на дно; если в муку добавить немного воды и перемешать, мука впитывает воду, склеивается и получается «комочек».

В: ребята, а как вы думаете, мука полезна или вредна для нас с вами?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

В: сегодня мы с вами познакомились с еще одним маминым помощником. Давайте сделаем выводы, что мы сегодня узнали:

Какая мука на вкус? Какого цвета? На что похожа мука? Мука впитывает ли в себя воду? Растворяется ли мука в воде?

В:  вот мы с вами и узнали еще один секрет «Маминой кухни» и теперь мы знаем все продукты, который стоят на волшебной полочке и чтобы мы их не забыли, мы повторим все продукты, с которыми уже познакомились.

В: а как вы думаете, какие блюда можно приготовить, если смешивать продукты с «Маминой кухни».

Дети фантазируют на тему смешивания разных продуктов.

В: а теперь давайте попробуем нарисовать те блюда, которые мы придумали.

Дети рисуют то, что придумали.

        Дети помогают убирать экспериментальное оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе игры».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68...

Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе продуктивной деятельности, как одно из условий ценностного отношения к миру.

В последние десятилетия произошли значительные изменения в жизни российского общества: меняются экономика, формы собственности, политическая, нравственно - духовная и социальная сферы. Вместе с...

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.

Цель:развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников Задачи:1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;2. Развивать умение, определять существенные...

Проект по ознакомлению дошкольников раннего возраста с окружающим миром в процессе детского экспериментирования и развитию мелкой моторики. «Путешествие в песочную страну».

laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства)

Тип проекта: информационный, творческий.Срок реализации: 2 года.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада....

«Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования»

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Она органически сочетается с проблемно-диалогическим методом программы...