Проект "Откуда хлеб пришел?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пащенко Татьяна Валерьевна
Формирование представлений о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества. В доступной форме донести до детей ценность хлеба, как главного продукта на столе, познакомить с профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб. Привить бережное отношение к хлебу. Формировать потребность в посещении музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_otkuda_hleb_prishyol.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №498

Октябрьского района

 

Авторы:

Пащенко Т.В.

Крикливенко С.Н.

воспитатели первой

квалификационной

категории;

Подготовительная к

школе группа

комбинированной

направленности

«Ласточка»

   

Новосибирск   2017г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: детско-родительский, краткосрочный (2 месяца), познавательный, творческий,  личностно-ориентированный.

Продолжительность: 12 декабря 2016г. – 13 февраля 2017г.

Участники: дети подготовительной (6-7 лет) к школе группы комбинированной направленности – 17 человек, 2 воспитателя, родители.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Краткая аннотация проекта:  Формирование представлений о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества. В доступной форме донести до детей ценность хлеба, как главного продукта на столе, познакомить с профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб. Привить бережное отношение к хлебу.  Формировать потребность в посещении музеев.

Актуальность  проекта:

Дети любого возраста очень любопытны и любознательны. Они задают взрослым множество вопросов о том, что им интересно и любопытно. И пока они не получат на свой вопрос исчерпывающий ответ, они не перестанут задавать вопросы вновь и вновь. Чтобы ответить на детские «почему», «зачем» и «как», доступнее и проще всего показать наглядно и доходчиво.

Для этого в нашей группе был создан мини-музей хлеба.

Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Цель организации мини-музея:

  • Формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества.
  • Обеспечить  эмоциональное  благополучие  ребёнка и взрослого.
  • Прививать уважение  к традициям и истории народной культуры.

Задачи:

  • Формировать интерес к  подлинным предметам старины, народному искусству и способность извлекать информацию из первоисточника.
  • Развивать положительные эмоции, воображение и фантазию.
  • Воспитывать патриотизм,  интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к ценностям.

Особенности мини-музея:

  • Участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей.
  • Ребёнок – активный участник оформления экспозиции музея.
  • Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Правила поведения в музее:

  • В музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
  • Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно задавать вопросы.
  • Можно пополнять музей экспонатами.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем.

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

1. Хлеб продаётся в магазине.

2. Мама дома может испечь хлеб, хлебобулочные изделия.

3. Тесто замешивают из муки.

4. Муку делают из зерна.

5. Хлеб бывает белый и чёрный.

1. Как выращивают хлеб?

2. Как называются профессии людей, которые выращивают хлеб?

3. Что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

4. Как выращивали хлеб раньше?

5. Что ещё делают из зерна?

6. Почему хлеб чёрный и белый?

7. Как готовится тесто?

8. Что можно сделать из муки ещё?

9. Как пекут хлеб?

10. Почему говорят: «Хлеб – всему голова?»

Спросить у родителей.

Спросить у воспитателя.

Провести опыты.

Посмотреть, прочитать в книгах, энциклопедиях, интернете.

Принципы руководства при создании мини-музея:

  • Наглядности.
  • Доступности.
  • Достоверности.
  • Многофункциональности.
  • Психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве.

Основные требования к организации музейной деятельности:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное включение музейных экспонатов во все формы работы педагогической деятельности.
  • Максимальная активность детей на всех этапах подготовки экспозиций.
  • Сотрудничество друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации мини-музея.

ПОЧЕМУ ИМЕННО  МИНИ – МУЗЕЙ ХЛЕБА?

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

А что мы видим сейчас?! Дети, живущие в наше время, подчас даже и не задумываются над тем, как и кто,  выращивает хлеб, сколько трудится людей, чтобы хлеб попал к нам на стол.

Очень часто больно видеть, как дети балуются хлебом, могут не доесть хлеб и даже выбрасывают его в мусор. Мы часто говорим и слышим такие слова:

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

- Не оставляй недоеденных кусков.

- Никогда не бросай хлеб.- Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Как же научить уважать хлеб?

        Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

  Образовательные:

  • Создать условия  для развития познавательных и творческих способностей детей.
  • Расширить  знания  детей о значении хлеба в жизни человека.
  • Формировать систему знаний детей о производстве хлеба (в давние времена и в современности).
  • Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнёра, тракториста, мельника, пекаря, агронома.
  • Расширять знания детей о многообразии хлеба и хлебобулочных изделий.

Развивающие:

  • Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление.
  • Совершенствовать трудовые навыки детей.
  • Развивать умение высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.
  • Формировать чувство благодарности и уважения к людям  сельскохозяйственного труда.
  • Формировать реалистические представления о природе.
  • Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.

Коррекционные:

  • Продолжать работу по обогащению словарного запаса  детей  (земледелец, механизатор, комбайнёр, тракторист, комбайн, страда, урожай, агроном, мельник, пекарь).
  • Формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение).
  • Развивать связную речь.

Ожидаемые  результаты создания мини-музея:

  • Расширение кругозора детей.
  • Приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.
  • Развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, любознательности, познавательных способностей, интересов.
  • Формирование  представления о ценности хлеба.
  • Формирование знаний о том, как выращивали хлеб в старину,  и как это происходит сейчас.
  • Углубление знаний о том, что хлеб – это итог огромного труда многих людей.
  • Расширение  знаний о многообразии хлеба и хлебобулочных изделий.
  • Развитие речи и пополнение словарного запаса  детей.
  • Формирование чувства благодарности и уважения к людям  сельскохозяйственного труда.
  • Воспитание бережного отношения к хлебу.
  • Формирование реалистических представлений о природе.

План работы по созданию мини-музея:

1 этап -  Подготовительный.

Задачи:

  • Определение темы и названия музея, выбор места в группе для его расположения.
  • Поисковая работа по подбору экспонатов, методического, художественного и  иллюстративного материала по теме проекта.
  • Рассматривание картин и иллюстраций по теме  из художественной литературы.
  • Разработка проекта по созданию мини-музея.
  • Индивидуальные беседы с родителями.

2 этап – Практический.

Задачи:

  • Реализация проекта.
  • Сбор экспонатов.

3 этап – Итоговый.

Задачи:

  • Подведение итогов.
  • Оформление и описание хода реализации проекта.
  • Создание мини-музея в группе.
  • Обмен опытом с коллегами.
  • Презентация проекта на родительском собрании.

Реализация проекта.

Образовательные области

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателей   с детьми в ходе режимных моментов

Самостоятельная  деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

1. Рассматривание открыток, иллюстраций, книг и беседы «Откуда хлеб пришёл на стол?».

2.Пальчиковая гимнастика: «Мышка зёрнышко нашла», «Ладошки», «Машина каша», «Оладушки».

3. Дидактичес-кие игры: «Что нужно для работы хлебороба», «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом?», «Что сделано из муки?», «Определи на вкус» и др.

4. Игровая ситуация «Приготовим тесто».

5. Создание мини- музея «Откуда хлеб пришёл?»

6. Экскурсия по

мини-музею «Расскажем пекарю Иванушке  о хлебе».

1. Сюжетно-ролевые игры:  «День рождения у куклы», «Булочная», «Пекарня», «Хлеборобы», «Дизайнерская студия», «Семья».

2. Рассматривание: - открыток, фотографий, иллюстраций по теме проекта;

- моделей сельскохозяйст-

венной  

техники;

- мельницы.                                                              

Познавательное развитие

 НОД:

1.  «Как выращивают хлеб».

2. «В каждой крошке хлеба – труд!»

1.Дидактичес-кие игры : «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Назови  профессии», «Разложи по группам», «Из чего сделано?»

2. Игровые упражнения: «Продолжи предложение», «Какой? Какая?»

3.Рассматрива-ние зерна, колосков, моделей комбайна и  трактора, мельницы.

4. Беседа по материалам кулинарной книги «Любимые рецепты блюд из муки».

5. Беседы с детьми по темам:

- «Что такое мини-музей?»;

 - «Откуда хлеб пришёл?»;

- «Профессии на селе»;

- «Злаковые растения»;

-«Виды хлеба»;  

-  «Что необходимо для роста растений?»;

- «Сельскохозяй-

ственная  техника»;

- «Хлеб войны»; по картине И.И.Шишкина «Рожь».

6. «Научная лаборатория». Опыты и эксперименти-

рование:

-Что нужно зёрнышкам, чтобы прорасти?

- Какие семена быстрее проросли в воде?

- Какие семена всхожие?

- Какие семена быстрее дали росток?

7.Опыт «Из зёрнышка -  мука»

(с использованием кофемолки)

8. Приготовление солёного теста для лепки, обследование его.

1. Выкладывание отгадок к загадкам  из спичек, счётных палочек, геометрических фигур, зёрнышек.

2. Дидактические игры: «Собери картинку» (разрезные картинки», пазлы.

3.Рассматривание и чтение  книг с выставки «Слово о хлебе», подобранных в детской библиотеке в группе.

4. Наблюдение за экспериментом и ведение дневников наблюдений.

5. Рассматривание и сравнение:

- злаковых культур;

-  колосьев;

- хлеба:

- сдобы.

Речевое развитие

НОД

1. «Поле. Откуда хлеб пришёл?»

1. Дидактические и словесные игры и  упражнения:  «Скажи дальше», «Подбери признак», «Скажи иначе», «Исправь ошибку».

2. Индивидуальные беседы с детьми по теме проекта.

3. Беседы по пословицам и поговоркам по теме.

4.Разгадывание загадок.

5. Чтение художественной литературы из

детской библиотеки в группе.

6. Чтение и заучивание стихотворений.

7.Рассматривание и беседы по картинам.

8.  Обмен впечатлениями после создания и  посещения мини-музея.

1.Рассматривание картин, иллюстраций по прочитанным произведениям  по теме и их обсуждение.

2. Дыхательная гимнастика:

- «Подуй на блинчик»;

- «Каша варится», «Приятный запах».

Художественно-эстетическое развитие

1. Аппликация 

- «Петушок»

по украинской народной сказке «Колосок»;

- «Колосок».

2. Лепка

 «Хлебобулочные изделия»

1. Лепка из солёного теста «Булки, сушки и ватрушки…»   (для сюжетно-ролевой игры).

2. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «День рождения у куклы», «Булочная», «Пекарня», «Хлеборобы», «Дизайнерская студия».

3. Драматизация сказки «Колобок на новый лад»

1. Дорисовывание картинок по теме.

2. Выкладывание пластилиновыми жгутиками по контуру картинок по теме.

3. Раскрашивание картинок по теме.

4. Рисование 

«Витрина магазина «Булочная», «Хлеб всему голова!».

5. Конструирова-

ние  

«Мельница» (из деталей деревянного конструктора).

Физическое развитие

1.Хороводные игры:

 «Каравай», «Бай качи…»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  1. Помощь в подборе экспонатов, литературы, материала для реализации проекта.
  2. Оформление родительского уголка. Консультации для родителей:
  • «История хлеба»
  • «Лексическая тема «Хлеб».
  1. Буклет «Логопедические игры и упражнения по теме «Хлеб».
  2. Участие в выставке совместных работ  «Хлеб – всему голова!».
  3. Участие в составлении кулинарной книги  «Рецепты любимых семейных блюд из муки».
  4. Участие в подготовке к драматизации сказки «Колобок на новый лад».
  5. Индивидуальные беседы и рекомендации по теме.
  6. Рекомендации родителям о посещении с детьми хлебного магазина или отдела.

Результаты:

Реализация проекта показала свою эффективность.

  • Мини-музей позволил  сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются в различных видах деятельности  для развития познавательных интересов детей, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы. Любой предмет в мини-музее может подсказать  тему для интересного разговора.
  • Создание мини-музея поспособствовало приобщению детей  к культуре, общечеловеческим ценностям; развитию  детской самостоятельности, инициативы, творчества, любознательности, познавательных способностей.
  • У детей сформировалось представление о ценности хлеба;  о том, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас; повысился интерес  к профессиям людей сельскохозяйственного труда и уважение к ним;  сформировались реалистические представления о природе.

Теперь мы точно  уверены в том, что дети   нашей группы всегда будут бережно  относиться   к  хлебу и понимать  его  истинную  стоимость.

Источники информации:

  • Методическая литература:
  1. Н.В.Алёшина  «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003 – 246с.
  2. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 80с.
  3. И.В.Козина «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа)» - М.: Центр педагогического образования, 2010. – 176с.
  4. Е.Е.Крашенинникова, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. – 80с.
  5. Л.Е.Кыласова «Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы» - 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.- 332с.
  6. Н.В.Нищева  «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015г.
  7. Н.В.Нищева «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»  - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2016г.
  8. С.Н.Сазонова «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход)» - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144с.
  9. В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе», Москва, «Издательство Гном и Д», 2000г.
  10. Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения» Москва, 2006г. «Эксмо».
  11. Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у  детей» Москва, 20007г. «Гном».
  12. Интернет-ресурсы.
  13. Обмен опытом с коллегами.

  • Художественная литература:
  1. Е.Е.Зубарева «Хрестоматия по детской литературе»

     Москва «Просвещение», 1988г.

  1. «Книга для чтения в детском саду и дома. 5-7 лет»

Москва, «Оникс», 2011г.

  1. Борис Алмазов «Наш хлеб» Ленинград, «Детская литература», 1985г.
  2. М.Алексеев «Цена ему – жизнь» Омск, Книжное издательство ОМСК, 1984г
  3. .
  • Детская художественная литература:
  1. «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка» -  Москва, Издательство «Малыш», 1986г.
  2. «Поскорей подрастай.  Русские народные пословицы, песенки, поговорки о труде» - Москва, Издательство «Малыш», 1989г.
  3. Белорусская народная сказка  «Лёгкий хлеб» - Москва, Издательство «Детская литература», 1978г.
  4. Братья Гримм «Горшок каши» - Москва, Издательство «Детская литература», 1989г.
  5. Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?» - Киев, «Весёлка», 1985г.
  6. «Каравай наш, каравай» - Казань, Татарское книжное издательство, 1977г.
  7. В.Степанов  «Почему у пирога зарумянились бока?» - Москва, Издательство «Малыш», 1983г.
  8. К.Т.Кулиев «Хлеб и Хан» - Москва, «Детская литература», 1979г.
  9. А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» - Москва, Издательство «Детская литература», 1981г.
  10. С.Шуртаков «Зерно упало в землю» - Москва, Издательство «Малыш», 1976г.
  11. А.Мусатов «Как хлеб на стол пришёл» - Москва, Издательство «Малыш», 1979г.
  12. Н.А.Некрасов «Колосья» - Ленинград, Издательство «Детская литратура», 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.

Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....

«Хлеб хлебу – брат» по формированию культуры толерантности в подготовительной группе

Сценарий занятия по формированию культуры толерантности в подготовительной группе «Хлеб хлебу – брат»...