Мастер-класс для педагогов по экспериментированию "Дюймовочка и мир за окном"
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Груздева Анна Владимировна

Свой мастер -класс я решила продемонстрировать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Дюймовочка и мир за окошком»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Груздевой Анны Владимировны по проведению экспериментирования как средства развития познавательной активности дошкольников.
Задачи:
Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком,  льдом. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности дошкольников.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
 

 Свой мастер класс я решила продемонстрировать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказок.

Крошечною девочкой она сошла с цветка,

Жизнь казалась дивною в алых лепестках.

Только душу нежную заперли во тьму.

Звери злые, жадные – ей она к чему?

Ей бы на небо синее хоть разок взглянуть,

Попрощаться с солнышком и навек уснуть.

-О ком это стихотворение? Как вы думаете? (про Дюймовочку)

Давайте немного вспомним эту сказку?

Вопросы для получения жетонов:

  1. Где оказалась Дюймовочка, после того, как её похитила жаба? – вручаю бумажный цветок лилию.
  2. Кто помог Дюймовочке уплыть от жаб? (Рыбки) А как?
  3. Где прожила всё лето Дюймовочка после того, как майские жуки прогнали её? (в лесу) – воздушный шарик.
  4. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в лесу? ( сладким цветочным мёдом и пила росу, которую каждое утро находила на листьях)
  5. Кто унёс Дюймовочку в тёплые края? (ласточка)
  6. К кому перебралась Дюймовочка на зиму? (к мышке полевой) Песок

-У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. Женщина посадила семечко, а на следующее утро увидела красивый цветок. Мы могли бы с вами вырастить, например: тюльпан. Пронаблюдать процесс роста, тогда это было бы очень долго. Но мы с вами ограничены во времени. Поэтому у нас с вами есть цветок. Раскройте цветок. В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было все интересно и неизведанно.

За окном она увидела ласточку, которая носила камушки и бросала в кувшин и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить. Вот какая умная ласточка подумала Дюймовочка. Что происходит? ( Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме) - эксперимент послушная водичка.

Опыт №1(возьмите стакан с водой и осторожно опускайте камешки) Что происходит? ( Вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме).

 Дюймовочку ночью похитила жаба и унесла на болото. Проснувшись, она увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. Это были кувшинки.

Опыт №2. Чтобы наглядно увидеть, как же распускаются кувшинки, возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи ножниц или карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт №3. Возьмите стакан со свежей газированной, водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.img_03

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, раздался гром      Опыт №4(лопнуть шарик) .Но Дюймовочка очень боялась грома… Как сдуть шарик, не услышав хлопка( наклеить скотч) 

…и пошел дождь.

Опыт №5Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. 

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Дюймовочка испугалась огромных капель воды, которые капали с неба. В этот момент Дюймовочку, схватил жук и понес, он летел низко, она увидела очень красивые цветы, на которых сидели насекомые это были пчелы.

Дюймовочка, не понравилась другим жукам, потому что она была не похожа на них и неумела летать. Жук ее унес и опустил на песок, песок был мокрым после дождя. Давайте вспомним свойства мокрого песка?

Опыт №6(Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.)

Оглядевшись она увидела еще другие следы и была в недоумении кто же их оставил.

Дюймовочка, не захотела выходить замуж за крота ласточка отблагодарила дюймовочку и унесла в теплые края там, в цветах она увидела тоже маленьких человечков эльфов. Они исполнили желание Дюймовочки и подарили крылышки. Прикрепите крылышки.

   Дюймовочке, так понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

 Почему же распускаются кувшинки?

Почему плавают рыбки?

Почему идет дождь?

 Почему остались следы на песке?

Почему пчелы летят на цветы?

 Почему одни могут летать, другие нет?

Если все понравилось, возьмите на память солнышко, а если что–то не понравилось – тучку.

Спасибо за внимание, мне было приятно работать вместе с вами.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.
Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.
Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер - класс по аппликации на тему: "Белая берёза под моим окном..." для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Аппликация для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста за закрепление умений пользоваться ножницами, вырезая аккуратно по шаблону....