Занятие по экологии в подготовительной группе с презентацией.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цитович Екатерина Васильевна

Занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsitovich.docx25.9 КБ
Файл 47520_-_kopiya.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии  в подготовительной группе:

«Пищевые цепочки в лесу»

Задачи: Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга, учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

Развивать мыслительную и речевую активность , познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий.

Воспитывать у детей интерес к природе и желание работать вместе,  дружно, уважать мнение других.

Материал: Стрелки для составления цепочек, презентация, 4 круга разного цвета, разные картинки животных, насекомых, растений

Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?». Проведение бесед по теме «Некоторые сведения из жизни животных» (материалы из книги Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»), просмотр презентаций о животных, насекомых..

Ход НОД:

(Дети входят в группу).

Вос- ль: Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам в группу. Давайте с ними поздороваемся.

Вос- ль: Присаживайтесь и послушайте стихотворение.

Случиться в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь, поглубже

Присядь, попробуй на пенёк,

Не торопись, … послушай.

Шумит листва, шумит трава

Не умолкают птицы.

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет прибиться.

Как будто всё поёт вокруг

Про солнце в поднебесье…

Послушай маленький мой друг,

Со мной ты эту песню.

Вос- ль: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети: О листве, о траве, о птицах, о солнце.

Вос-ль: Да, правильно. А где всё это происходит?

Дети: В лесу.

Вос- ль: Я приглашаю вас заглянуть в лес.

Слайд 2: Ребята, посмотрите  на экран, на первый взгляд, лес кажется пустым. Скажите, кто согревает растения и всё живое и даёт им энергию для роста?

Дети: Солнце.

(поднимается солнце и лес оживает, звучит, пение птиц).

Вос-ль: Ребята вот и ожил наш лес, он напоминает многоквартирный дом, где важен каждый кирпичик этого дома и каждый житель. Мы с вами попробуем сегодня это доказать.

Вос-ль: Как можно назвать  животных,  которые питаются только растениями?

Дети: травоядные.

Вос-ль: Правильно. Назовите мне таких животных.

Слайд 3:  В лесу живёт заяц, он питается чем?

Дети: Травой, веточками и корой деревьев. Так же любит плоды и листья брусники и малины.

Слайд 4: А чем питается лось?

Дети: Грибами, ягодами, корой деревьев, мхами и лишайниками.

Вос-ль: Верно, ребята, основная его пища растительная, но иногда может и проглотить рыбешку или насекомое.

Слайд 5:А что любит, есть белка?

Дети: Орехи, ягоды, грибы, шишками, желудями. Очень забавно белочки делают запасы на зиму: орешки, плоды деревьев и злаки зарывают в землю или прячут в дуплах и трещинах деревьев. Многое из своих запасов позднее они найти не могут, и семена, зарытые в землю, прорастают. Это помогает сохранить лес. Грибы белки насаживают на тонкие ветки деревьев и засушивают, чем иногда пользуются и другие обитатели леса.

Вос-ль: А как называются животные, которые питаются другими животными?

Дети: хищники.

Вос-ль: Назовите хищников, которых вы знаете? (ответы детей).

Слайд 6:Волк чем питается?

Дети: Зайцами, оленями, кабанами, лосями, мышами. Это могут быть кабаны,  лоси, коровы, а также, ондатры, бобры, сурки. Если волку не найти такую пищу, то он может питаться даже ящерицами и лягушками.

Слайд 7: Лиса, чем питается?

Дети: Мышами, зайцами, косулями, грызунами. Кроме того, эта хищница с большим удовольствием лакомится птицей. Избежать зубов и когтей лисицы пернатым помогает их способность летать. В опасности остаются яйца и птенцы, которые еще не научились порхать, как их родители.

Слайд 8: Чем же питается рысь?

Дети: Зайцами, лосями, птицами, мышевидные грызуны (полевки, лемминги). Кроме мелких грызунов и птиц охотится на более крупную добычу: косуль.

Слайд 9:А чем питается сова?

Дети: Мелкими птицами, улиток, насекомых. Охотится на обыкновенных полевок, однако не брезгует жабами, лягушками, летучими мышами.

Вос- ль: А животные, которые питаются животными и растениями, как их называют?

Дети: всеядные.

Вос-ль: Назовите таких животных?

Слайд 10: Что ест медведь?

Дети: Ягоды, грибы, траву, мышей, рыбу, птиц, орехи, клубни и желуди. Ну и, конечно же, очень любят мёд.

Слайд 11: Ёж чем питается?

Дети: Орехами, жуками, корешками, мышами, пауками. Так же любят, жаб, саранчу, яйца птиц, грибы, мох, желуди, злаковые семена и любые сладкие ягоды — клубнику, малину, ежевику.

Слайд 12: Куница что ест?

Дети: Орехи, грибы, белок, ежей, ягоды.

Вос-ль: А сейчас ребята давайте немного отдохнём.

Физминутка.

                             Бабочка.        
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Вос-ль: (На экране  появляется конверт) Ой, ребята, посмотрите от кого это письмо.

Слайд 13:Письмо.

Дорогие ребята, нам больше не к кому обратиться. Помогите нам пожалуйста. Недавно был открыт сезон охоты и пропали почти все лисы и волки. А ещё начали пропадать деревья и исчезать трава. Скоро совсем её не будет. Зайцев вокруг видимо, не видимо, бегают с ног сбивают.

Медведи.

Вос-ль: Ребята, что могло произойти, чтобы исчезла трава и начали пропадать деревья, как вы думаете.

Слайд14: Появляется  картинка травы

Дети: Зайцы съедают траву и кору деревьев (на слайде появляется рядом  картинка  зайца).

Вос-ль: А почему зайцев стало видимо, не видимо?

Дети: Потому что, пропали лисы и волки, а они ими питались (на слайде появляется  картинка лисы и выстраивается цепочка).

Вос-ль: Ребята, посмотрите, у нас вами получилась цепочка: трава –зайцы -лиса. А вы знаете, какие бывают ещё цепочки?

Слайд 15: Показываю картинки украшения цепочки, собачья цепь, дверная цепочка.

Вос- ль: Из чего состоит цепочка? Ответы детей.

Слайд 16:  Вос- ль: Правильно из звеньев. А если одно из звеньев сломается, что тогда случиться с цепочкой?

Дети: Она порвётся.

Слайд17: Вос-ль: Верно. А теперь посмотрите на нашу цепочку. Ребята она называется пищевой. Как вы думаете, почему её так называют? (ответы детей).

Правильно. Трава, заяц, лиса это звенья нашей пищевой цепочки. Как вы думаете почему?

Дети: Потому, что трава это пища зайца, а заяц- пища лисы.

Вос-ль: Ребята, а что произойдёт, если какое-нибудь звено убрать?

Например, исчезнут зайцы (убираю зайца из цепочки) что будет?

Дети: Погибнут лисы и волки.

Вос-ль: А если убрать траву (убираю из цепочки траву)?

Дети: погибнут с голоду зайцы.

Вос-ль: а если убрать лису (убираю из цепочки лису)?

Дети: Зайцев будет очень много,  и они съедят всю растительность.

Вос-ль: Правильно. Так и случилось в нашем случае. В природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Ребята как мы можем помочь нашим медведям?

Дети: Надо запретить истреблять в большом количестве лис и волков.

Вос- ль: ребята посмотрите, у меня на столе лежат картинки с изображением растений, птиц, насекомых и животных живущих в лесу. Нужно выбрать карточки с изображением растений и поместить их на доску, где нарисован зелёный круг (вызываю ребёнка).

А теперь, на жёлтый круг поместить животных и насекомых, которые питаются этими растениями, т. е травоядных (жуки, пчёлы, бабочки, мыши зайцы, олени, лоси, кабаны)(выполняют).

Вос-ль: Молодцы. Найдите животных, которые питаются теми, кто расположен на жёлтом круге и поместите их на синий круг, т.е всеядных (насекомые, ежи, медведи, другие мелкие хищники).

Вос- ль: Верно. Ну и последнее задание: поместить красный круг животных, которые охотятся на более мелких зверей и птиц, т.е хищников (рыси, волки, лисы, хищные птицы)(Выполняют).

Вос- ль: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных. Более крупные «кормят» хищников.

 Можно ли включить человека в пищевые цепочки? (ответы детей).   Человек всеяден и может попасть в любую пищевую цепочку.

Вос-ль: Дети, есть правила, как сохранить живые цепочки в лесу: не рвать полевые цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые, беречь деревья. Они кормят лесных жителей. Нужно оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и др.) животным, не обижать животных, не сбивать ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные. Почему?

Так что в лесу все друг другу нужны, все полезны.

Слайд 18-26:             Гимнастика для глаз

Вос-ль: Ребята, сейчас вы в парах составите  маленькие «цепочки питания» для отдельных животных

Воспитатель:- Расскажите, какие пищевые цепочки  у вас получились. Послушайте стихотворение Б.Заходера  «Про Всех На Свете»

Все—все,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны,

Нужны все подряд—кто делает мед

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников—

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Вос-ль: Мы с вами, ребята живём тоже во взаимосвязи с природой - любим ягоды, грибы. И природе нужно платить добром – беречь наши леса, животных не обижать. Одним словом нужно беречь и охранять природу! На этом наше занятие заканчивается. А вам понравилось сегодняшнее занятие?  Что вам показалось интересным? Вы сегодня думали, рассуждали, мне помогали все молодцы у меня. Спасибо вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пищевые цепочки в лесу».

Слайд 13

«Дорогие ребята, нам больше не к кому обратиться .Помогите нам пожалуйста. Недавно был открыт сезон охоты и пропали почти все лисы и волки. А ещё начали пропадать деревья и исчезать трава. Скоро совсем её не будет. Зайцев вокруг видимо, не видимо, бегают с ног сбивают». Медведи.

Слайд 15

Цепь для собаки. Цепочка на шею. Цепочка дверная.

Слайд 16

Звенья цепи.

Слайд 18

Гимнастика для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии в подготовительной группе.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Клён"....

Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Волшебница вода»

Программное содержание :Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и жи...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник».

Конспект  занятия по экологии в подготовительной группе: «Экологическая сказка «Родник»....

занятие по экологии в подготовительной группе "Строение семени"

Цель знакомить детей с строением семени. Задачи: учить работать с семенами растений. развивать наблюдательность, мелкую моторику.закрепить знания о растениях их семенах.воспитывать бережное отношение ...

Занятие по экологии в подготовительной группе с презентацией.

Занятие для воспитателей подготовительной группы....

Презентация к занятию по экологии в подготовительной группе детского сада " Сохраним лес"

Россия-самая богатая лесами страна мира.Однако из-за потребительского отношения людей к природным ресурсам своей страны, за последние 100 лет ее ресурсы сильно истощились.Что же вредит лесам и как их ...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом»  в подготовительной группе «Буратино»...