Конспект ОИС "Фольклор Кубани"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Данный материал позволит познакомить детей с жанрами кубанского фольклора, поможет сформировать интерес к кубанскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskiy_folklor_v_star.gr_.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                         Центр Развития ребенка – детский сад №7

       

                                                 КОНСПЕКТ

                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

              ПО СОЦИАЛЬНОМУ  МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                     «ФОЛЬКЛОР  КУБАНИ»

                                                                         Воспитатель: Чемирисова Светлана

                                                                                                              Петровна.

                                                 г. Курганинск

                                                     2016 уч.г.

Цели: Дать представление о кубанском фольклоре народов, населяющих

            Кубань, познакомить с жанрами кубанского фольклора.

            Развивать навык выразительного чтения, обогащать словарный запас,

            развивать  логическое мышление.

            Формировать интерес к кубанскому литературному народному твор-

            честву, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой Родине.

Оборудование: Мультимедийная установка (слайд-шоу «Моя Кубань»)

Материалы: Сборники кубанских  пословиц, поговорок, прибауток, сказок.

            «Плясовые припевки Кубани» DVD диск; Диск с записью кубанских

            Песен в исполнении Кубанского казачьего хора, картины с изображе-

            нием  Кубанского казачества.

Активизация словаря: фольклор, обряд, изречение, диалект, говор.

Предварительная работа: Просматривание иллюстраций о природе родного

            края, о жизни  казаков в старое время; Разучивание пословиц и погово-

            рок о труде, о хлебе, о дружбе.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, давайте мы сегодня с вами вместе вернемся в старое,

           доброе время, когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гор-

           дые, независимые.  

Презентация:

Понравилась им земля кубанская, ее степные просто-

           ры (слайд № 1, 2, 3). И стал народ прославлять землю славную в песнях,

           стихах, через фольклор.

           - Ребята, как вы думаете, что такое фольклор? (ответы детей…)

( Толкование из словаря С.И.Ожегова. «Фольклор – народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта»).

           - А как вы понимаете высказывание «народное творчество»?

                                                                       (ответы детей…)

           - К народному творчеству относятся: пословицы, поговорки, песни, сказ-

           ки, загадки, скороговорки, потешки, дразнилки, заклички, былины.

           - Пословица - краткое изречение, которое имеет законченную мысль.

           - Поговорка – изречение, в котором нет законченного суждения.

           Пословицы и поговорки – это поэзия и мудрость. Пословица дает ха-

           рактеристику народу, ее сотворившего.

           Сказка – обычно народнопоэтическое произведение с фантастическим

           вымыслом.

           Былина – народная песня о богатырях.

           Скороговорка – быстрое произношение труднопроизносимых фраз и

           Стишков.

           Потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, руч-

           ками и ножками.

           -У Кубанского фольклора есть свои особенности, которые объясняются

           тем, что кубанская речь представляет собой смесь языков двух родствен-

           ных народов (русского и украинского), плюс слова из языков горцев.Из

           этого и был сформирован кубанский фольклор. (слайд № 4).

       

           - Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерус-

           ских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре).

           Например:       

  • Очи боятся, а руки роблять. -  Глаза боятся, а руки делают.
  • Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. – Не будет скуки, если

заняты руки.

  • Живэ, як мыша в крупах.  -  Живет, как кот в сметане.
  • Що посеешь, то и пожнешь.  -  Что посеешь, то и пожнешь.

            - Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается

            тип казака.(слайд №5), как человека решительного, и в то же время ос-

            торожного, щедрой души и в то же время – скуповатого, человека ,кра-

            сивого в своих принципах жить по вере и заветам предков.

  • Казак без седла-что черкес, без кинжала.
  • Куда казака доля не закинет-все будет казак.
  • Казак голоден, а конь его сыт.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

            Воспитатель: - Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хле-

            бе, о труде, о дружбе? (дети вспоминают пословицы и поговорки).

  • Терпение и труд, все перетрут.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Старый друг, лучше новых двух.
  • Друг за дружку держаться, ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Хлеб – всему голова.
  • Гречневая каша-матушка наша, а хлебец ржаной-отец родной!
  • Рано вставать-много хлеба добывать.
  • Работай до поту, посеешь хлеба в охоту.

            - Также отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа

            кубанского народа в песнях (слайд №6). Они из далекого прошлого, от

            дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донес-

            ли все тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде, песня

            всегда была рядом с казаком (слайд №7).

         

            (Звучит кубанская народная песня «Распрягайте, хлопцы, коней».

                                                    Физминутка

                               (танцевальные движения под музыку)

Воспитатель: - Но на Кубани живут не только казаки. Наш край многонацио-

            нальный, и коренными жителями считаются и адыги – черкесы.

            (слайд №8). Сегодня мы познакомимся с одним из жанров адыгейского

            народа – это сказка «Добрая девушка».

                                  (Чтение отрывков сказки)

            - Есть ли похожая сказка у русского народа? (Морозко).

            - Чем заканчивается сказка? (Пословицей: «Тому, кто сделал добро, впе-

            реди заготовлено добро».

            - Как вы понимаете эти слова?   (ответы детей…)

            А есть ли русская пословица, похожая на эту? (Доброму везде добро.

            За добро добром платят).

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...

Конспект НОД "Кубань-ремесленный край"

Конспект НОД (образовательная область познание) знакомит детей с исторически сложившимися ремёслами на Кубани, знакомит с мастерами и их изделиями....

Викторина для родителей "Кубань казачья - Кубань мастеровая"

В материале родителям  предлагаются творческие задания на знания традиционных казачьих ремёсели различных видов декоративно-прикладного искусства....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Цель: познакомить детей с названием «Кубань. Краснодар, Екатеринодар»,довести до их понимания, что они живут на Кубани; дать понятие «казаки»,выделить   столицу ...

Конспект занятия «Кубань – малая Родина» ( подготовительная группа)

Конспект занятия ( подготовительная группа) «Кубань – малая Родина» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом ...

Конспект НОД "Кубань-мой дом родной"

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Кубань — мой дом родной»Тема: «Кубань – мой дом родной».Цель: Расширять представление детей о Родине, воспит...

Конспект занятия "Кубань-мой родной край"

Конспект занятия "Кубань-мой родной край"...