Конспект НОД "Деревья, кустарники, травы" (кружок "Юный эколог")
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кудрявцева Анжела Геннадьевна

 

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись.

1 часть.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

 Воспитатель:  я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот немножко волшебник.

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

В: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а эколог выкладывает на доске модели

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» ( дерево )

Назовите, какие вы знаете деревья? ( дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан). А есть еще ( саксаул, хлебное, бутылочное, эвкалипт, секвойя, пальма).

Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

(высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой ).

А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

 Рассматривая спил (можно определить по кольцам сколько лет росло дерево)

2–я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я: 
Похожи кусты, как братья. 
А ягоды у них разные – 
Чёрные, белые, красные. 
(смородина)

Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.)

Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой)

 

3–я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава).

Саша, выбери картинки с травянистыми растениями.

Как ты их узнала? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.)

Эколог: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

КУЛЬТУРНЫЕ И ДИКИЕ

—Растения распределяют на Культурные (растения, которые выращивают люди на огородах, полях, в садах) и Дикорастущие (их никто не сажал, не ухаживал за ними, они растут сами).

• Культурные ли эти растения: Помидор, тыква, малина, морковь, рожь, огурцы, мак, одуванчик, свекла?

(Одуванчик — дикорастущее растение, а мак и малина бывают и культурными, и дикорастущими.)

 

• Культурные ли эти растения:

Кабачки, арбуз и дыни, абрикос и клубника,

Подорожник и пшеница?

(По ошибке попал в перечень культурных растений подорожник).

 

Физминутка:

1,2,3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко, 
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.

2–я часть.

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

Давайте подумаем, для чего растениям корень?

(дышит, питает, удерживает в земле)

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Ребята, знаете ли вы о роли растений в жизни людей?

— растения являются главной пищей, лекарством, кормом для животных, сырьем для промышленности, строительным материалом. Дети, сейчас много видов растений и животных исчезли или исчезают (их уничтожили). Многие из них занесены в Красную книгу - это перечень растений и животных, которым угрожает полное исчезновение на Земле. Эту книгу сравнивают с красным знаком светофора - сигналом, который извещает об угрозе и требует быть внимательным и осторожным.

Памятка

• Каждый зеленый листок, каждая травинка выделяет в воздух кислород. Без него нет жизни. Не топчи, не рви растения напрасно.

• Самый красивый цветок тот, который цветет там, где вырос. Не губи его!

• Небольшой скромный букет цветов говорит о том, что ты сознательный, добрый, бережливый человек.

• Чтобы потерять молодое дерево, нужна минута, а вырастить - года. Не ломай черемуху и другие кусты! Природа щедра к нам. Все, что мы имеем, - от нее, так отплати ей своей добротой, вниманием, и она будет более щедрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_so_starshimi_doshkolnikami.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД "Деревья, кустарники, травы"

Воспитатель: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись.

1 часть.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

 Воспитатель:  я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот немножко волшебник.

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

В: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а эколог выкладывает на доске модели.)

СЛАЙДЫ

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=qoz-b5nxwtsdh8maix9iqmfnj5b9rxunayox35j5u68oyicc0q1x6wxn8fydvhf4i5c4rq2n3u1c8o3aqq3yew8q714ue1ruglipeym&name=image-TJITiZXNrMPjdc1TL1.png

дышит             двигается      размножается        растет             питается

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

1-я загадка: «Нога одна, а рук много» ( дерево )

Назовите, какие вы знаете деревья? ( дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан). А есть еще ( саксаул, хлебное, бутылочное, эвкалипт, секвойя, пальма).

Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

(высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой ).

А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

Посмотрите на модель дерева. СЛАЙД и рассматривание спила (можно определить по кольцам сколько лет росло дерево)

2–я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я: 
Похожи кусты, как братья. 
А ягоды у них разные – 
Чёрные, белые, красные. 
(смородина)

Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.)

Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой)

Давайте посмотрим на модель куста. СЛАЙД

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=qoz-b5nxwtsdh8maix9iqmfnj5b9rxunayox35j5u68oyicc0q1x6wxn8fydvhf4i5c4rq2n3u1c8o3aqq3yew8q714ue1ruglipeym&name=image-TN09XuIjoArKByAVya.png

3–я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава).

Саша, выбери картинки с травянистыми растениями.

Как ты их узнала? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.)

Эколог: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Посмотрите на модель травянистых растений. СЛАЙД

https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=qoz-b5nxwtsdh8maix9iqmfnj5b9rxunayox35j5u68oyicc0q1x6wxn8fydvhf4i5c4rq2n3u1c8o3aqq3yew8q714ue1ruglipeym&name=image-fIiohOJJWPiZFAQkJx.png

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

КУЛЬТУРНЫЕ И ДИКИЕ

Растения распределяют на Культурные (растения, которые выращивают люди на огородах, полях, в садах) и Дикорастущие (их никто не сажал, не ухаживал за ними, они растут сами).

• Культурные ли эти растения: Помидор, тыква, малина, морковь, рожь, огурцы, мак, одуванчик, свекла?

(Одуванчик — дикорастущее растение, а мак и малина бывают и культурными, и дикорастущими.)

• Культурные ли эти растения:

Кабачки, арбуз и дыни, абрикос и клубника,

Подорожник и пшеница?

(По ошибке попал в перечень культурных растений подорожник).

Физминутка:

1,2,3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко, 
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.

2–я часть.

Воспитатель: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

Давайте подумаем, для чего растениям корень?

(дышит, питает, удерживает в земле)

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Ребята, знаете ли вы о роли растений в жизни людей?

— растения являются главной пищей, лекарством, кормом для животных, сырьем для промышленности, строительным материалом. Дети, сейчас много видов растений и животных исчезли или исчезают (их уничтожили). Многие из них занесены в Красную книгу - это перечень растений и животных, которым угрожает полное исчезновение на Земле. Эту книгу сравнивают с красным знаком светофора - сигналом, который извещает об угрозе и требует быть внимательным и осторожным.

Памятка

• Каждый зеленый листок, каждая травинка выделяет в воздух кислород. Без него нет жизни. Не топчи, не рви растения напрасно.

• Самый красивый цветок тот, который цветет там, где вырос. Не губи его!

• Небольшой скромный букет цветов говорит о том, что ты сознательный, добрый, бережливый человек.

• Чтобы потерять молодое дерево, нужна минута, а вырастить - года. Не ломай черемуху и другие кусты! Природа щедра к нам. Все, что мы имеем, - от нее, так отплати ей своей добротой, вниманием, и она будет более щедрой.

Раскрасьте картинки и давайте составим природную лестницу : деревья, кусты, травы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического досуга с элементами экологии во 2 младшей - средней группе «Необычная прогулка» (из опыта работы)

Цель досуга: обобщение математических  и экологических знаний детей; порадовать, вызвать положительноый эмоциональный отклик у ребят....

Конспект занятия по математике и экологии "Вершки и корешки" старшая группа

Конспект открытого комплексного занятия  "Вершки и корешки" (Математическое развитие и экология) старшая группа...

Конспект организованного вида деятельности по экологии тема: "Вода и ее свойства"

Конспект организованного вида деятельности по экологии тема: "Вода и ее свойства" - опытно-экспериментальный вид деятельности (средний дошкольный возраст)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами рисования в средней группе «Лесная фея»

Цель данного занятия - пробудить познавательный интерес к лесу, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувства удивления и восхищения....

Конспект совместного интегрированного занятия по экологии для детей средней группы с родителями по теме: "Изобретатель — кто он такой?"

Знакомство с творчеством человека - изобретателя и обогатить знания детей о мире открытий и изобретений....

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии на тему: "Мы спасатели природы" (старшая группа)

Представлена методика организации образовательной деятельности с детьми старшей группы в рамках ознакомления с окружающим миром. В ходе занятия дети приобретают понимание того, что скопление мус...