Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Прощай, Зимушка-Зима! Здравствуй, Весна красна!» в старшей комбинированной группе для детей с ОНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Румянцева Елена Николаевна

 Цель.

Систематизировать представления детей о зиме как времени года.

 

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие.

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно откликаться на предложенные ситуации общения.

Познавательное развитие.        

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в растительном и животном мире в зимний период, о зимних играх и забавах людей.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания.

Развивать любознательность и интерес к природе.

Речевое развитие:

Продолжать учить слушать обращенную к ребенку речь.
Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в составлении предложений по схеме на заданную тему.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Физическое развитие.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_po_teme_zima.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 162».

Старшая комбинированная группа для детей с общим недоразвитием речи.
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме
«Прощай, Зимушка-Зима! Здравствуй, Весна красна!».

Цель.
Систематизировать представления детей о зиме как времени года.

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие.

Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослым деятельности, охотно откликаться на предложенные ситуации общения.

Познавательное развитие.        

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в растительном и животном мире в зимний период, о зимних играх и забавах людей.

Способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания.

Развивать любознательность и интерес к природе.

Речевое развитие:

Продолжать учить слушать обращенную к ребенку речь.
Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в составлении предложений по схеме на заданную тему.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Физическое развитие.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

Предварительная работа: наблюдения неживой и живой природы зимой; беседа о зиме, зимних месяцах; чтение познавательных рассказов и рассматривание иллюстраций на темы «Зимний покой деревьев», «Как звери зимуют», «Как птицы зимуют», «Люди зимой. Зимние игры и забавы»; детское экспериментирование «Следы на снегу», знакомство детей со следами диких животных наших лесов.

Материал: костюмы белки, волка, снеговика (детские), костюмы Зимы и Весны (взрослые); ширмы «Деревья в зимнем лесу»; разрезные картинки «Деревья»; кормушки (плоскостные) – 3 штуки, изображения ягод рябины, семечек и крошек хлеба, зимующие птицы (воробей, синица, снегирь) по количеству детей; страницы книги Зимы («Зимний покой деревьев», «Как звери зимуют», «Как птицы зимуют», «Люди зимой. Зимние игры и забавы»); карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой, тучки; аудиозаписи звука метели, волшебства, пения синицы; видеописьмо Зимы; презентация к ООД.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

Воспитатель.
Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сегодня утро? /Хмурое, пасмурное, светлое, ясное, солнечное./ А какое у вас сегодня настроение? /Ответы детей./ А знаете ли вы, что надо сделать, чтобы настроение стало лучше /или было всегда хорошим/? Надо просто улыбнуться, поделиться своей улыбкой со своими друзьями. Я хочу поделиться своей улыбкой с вами. Давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга с помощью нашего колокольчика.

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Полиночка! Динь-динь!

– Здравствуй, Ванечка! Динь-динь!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

Воспитатель.
Динь-динь, динь-динь, колокольчик, поскорей!
Динь-динь, динь-динь, созывай моих друзей!

2. Сообщение темы ООД.

Воспитатель.
Догадаться, о чем мы будем сегодня говорить, нам помогут загадки.

Воспитатель загадывает загадки, на экране появляются отгадки.

В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это? (Снежинки.)

Головою  вниз растёт 
Лишь зимой, не целый год.
С крыш свисает очень ловко
Эта снежная морковка.
Не снежинка, не свистулька,
Это крупная... (сосулька).

Одеяло белое
Не руками сделано –

Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег.)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья убирает. (Иней.)

Воспитатель.
Догадались, когда это бывает? /Зимой./ А какие еще зимние слова вы знаете? /Снег, мороз, лёд, иней, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, снегопад, метель, холод./

3. Основная часть.

Воспитатель.
Что такое зима?
 (Время года.) За каким временем года она наступает? Какое время года наступает после зимы? Назовите по порядку зимние месяцы. Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем? (Ответы детей.) Мы сегодня зиму вспоминаем, с зимой прощаемся, да весну красну встречаем!

Слышится звук метели. Приходит электронное письмо от Зимы.

Зима.

Вот, придумали! Прощаться они захотели! А я, может быть, уходить и не собиралась! Есть у меня волшебная книга, и пока все ее страницы вместе не соберутся, не уступлю свое место весне! А волшебные страницы я очень хорошо спрятала в моем лесу. Никогда не найдете! Никогда весну не встретите!

Воспитатель.
Ребята, что же делать? Как же быть? Неужели зима не уступит место весне?! Давайте отправимся в зимний лес и найдем все страницы волшебной книги Зимы. Только как же мы туда попадем? /Ответы детей./ Я предлагаю сказать волшебные слова, и мы окажемся в зимнем лесу.
«Вкруг себя обернись,
В зимнем лесу окажись!»

Воспитатель.
Вот, ребята, мы и попали в зимний лес! Посмотрите, там за деревом кто-то прячется.

Белочка.

Я ловкая белочка. Я в зимнем лесу все деревья знаю. А вы?

Игра «Сложи картинку».

Воспитатель предлагает детям разделиться на 4 команды. Каждая команда получает разрезную картинку с изображением дерева, собирает ее и произносит название дерева.

На экране появляются изображения деревьев зимой и схема «Зимний покой деревьев».

Воспитатель просит детей назвать все деревья по порядку и рассказать, как деревья зимуют (Деревья и кусты стоят голые, без листьев. Только ели и сосны зеленеют. Все деревья зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.)

Воспитатель.
Белочка, а ты страницы волшебной книги Зимы не видела?
Белочка.

Нет, только лес-то волшебный. Вы волшебные слова скажите, страница и появиться.

Дети прощаются с белочкой, говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают первую страницу.

Воспитатель.
Ребята, к нам, кажется, кто-то крадется.

Волк.

Я серый волк. Я в зимнем лесу следы всех зверей знаю. А вы?

Игра «Отгадай, чей след».

На экране появляются изображения зайца, волка, лисы и др. зверей. В окошке появляется изображение звериного следа. Дети отгадывают, чей след. /Например, лисий и т.д./

На экране появляются изображения диких животных наших лесов зимой и схема «Как звери зимуют».

Воспитатель просит детей назвать всех зверей по порядку и рассказать, как звери зимуют (У некоторых зверей меняется цвет меха. Все звери покрыты густым и тёплым мехом. Они укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Зимой им голодно и холодно.)

Воспитатель.
Волк, а ты страницы волшебной книги Зимы не видел?
Волк.

Нет, только лес-то волшебный. Вы волшебные слова скажите, страница и появиться.

Дети прощаются с волком, говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают вторую страницу.

Физкультминутка «Покорми птиц!».

У детей птица (воробей, синица или снегирь), в кормушках – корм (крошки, семечки, ягоды рябины).
Задание. Помоги своей птице найти нужный корм (Воробьям – крошки,
синицам – семечки, снегирям – ягоды рябины.)

На экране появляются изображения зимующих птиц и схема «Как птицы зимуют».

Воспитатель просит детей назвать всех зимующих птиц по порядку и рассказать, как птицы зимуют (Птицам зимой голодно и холодно. Они прилетают поближе к жилью человека, чтобы найти корм и тепло. Люди делают кормушки и подкармливают зимующих птиц.)

Дети говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают третью страницу.

Воспитатель.
Посмотрите-ка, ребята, а в лесу-то снеговик стоит.

Снеговик.

Я снеговик. Совсем скоро солнышко пригреет, я растаю, потеку ручейками весну встречать.

Игра «Да – нет».

На экране по очереди появляются изображения предметов для игр и забав в разное время года (лыжи, велосипед и т.д.). Если предмет подходит для зимних игр и забав, то дети говорят «Да», если не подходит, то «Нет».

На экране появляются изображения предметов для зимних игр и забав и схема составления предложения «Зимой я люблю …».

Дети составляют предложение по схеме (например, Зимой я люблю кататься на лыжах и т.д.).

Дети прощаются со снеговиком,  говорят волшебные слова («1, 2, 3, страница появись!»), получают четвертую страницу.

Слышится звук метели, и голос за кадром говорит: «Молодцы, ребята! Все задания выполнили, нашли все страницы волшебной книги зимы. Зиме теперь – конец! Весне – начало!».

Входит Весна.

Весна.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к вам пришла … весна.
/Автор: Е. Карганова./

Весна проводит хороводную игру «Веснянка».

А уж ясно солнышко
(Дети идут в круг, взявшись за руки.)
Припекло, припекло
(Медленно поднимают руки.)
И повсюду золото                            
(Дети идут из круга, взявшись за руки.)
Разлило, разлило.                             
(Медленно опускают руки.)
Ручейки на улице                             
(Бегут по кругу на носках, руки на поясе.)
Все журчат, журчат.                         
Журавли курлыкают                       
(Идут по кругу с высоким подниманием колен, руками изображают взмахи крыльев.)
И летят, летят.  

4. Итог.

Весна.
Расскажите, ребята, где вы были? Кого вы там встретили? Трудные ли задания приготовила вам Зима? Как вы с ними справились?
Пожалуйста, выберите себе карточку. Если вам сегодня на занятии было легко и интересно – солнышко, если было трудно, но интересно – солнышко с тучкой, если было скучно и совсем неинтересно – тучку. (Дети выбирают соответствующую карточку.)

Весна.
А вам, ребята, пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском саду окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Открываем календарь, начинается январь…» с использованием технологии развития художественно-творческих способностей детей (старшая группа)

Учить детей составлять цветовые композиции, передавая в них впечатления о разных временах года.Создавать выразительный образ дерева в соответствии с сезонными изменениями в природе.Упражнять в технике...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В гостях у Зимушки - Зимы"

Конструирование с использованием элементов изготовленных в технике квиллинг....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Расскажем Умке о весне» группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Конспект организованной образовательной деятельности  по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе с использованием интеллект карт«Расскажем Умке о весне»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию и рисованию «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА» для детей подготовительного к школе возраста.

Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по «Познавательному развитию» «Формирование элементарных математических представлений» на тему: «Путешествие в сказку» для детей старшей группы

Возраст детей: 5 – 6 лет/ старшая группаФорма ОД: игра-путешествиеЦель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Приоритетные образователь...