Проект "Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белова Светлана Анатольевна

Проект организован для того чтоб воспитанники смогли получить достоверные знания о жизни насекомых, их особенностях, строении и разновидностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Удивительный мир насекомых»

Тип проекта:
По содержанию — познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой                                                                                              

Сроки реализации:
долгосрочный (1 месяц – июнь.)

Участники проекта:
• Дети старшей группы
• Воспитатель Белова С.А.                                                                                                                 • Музыкальный руководитель Васичева О.Н.
• Родители воспитанников

Актуальность проекта:

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребёнок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении живых существ - насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям всегда интересно смотреть на полёт шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Для того чтоб воспитанники смогли получить достоверные знания о жизни насекомых, их особенностях, строении и разновидностях и организован данный проект. В ходе проектной деятельности детям предоставляется возможность узнать больше об этой группе животных и научиться   правильному отношению к ним.              

Основополагающий  вопрос                                                                                              

Нужны ли насекомые в природе?

Цель проекта:

Систематизация представлений детей о насекомых.

Задачи проекта:

- Расширять и систематизировать знания детей о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), местах их обитания, их строении, способах передвижения;

 - Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

- Формировать навыки исследовательской деятельности;

- Воспитывать бережное отношение к живому.                                          

Ожидаемый результат:

Дети:
- имеют представления о мире насекомых;

 - проявляют интерес к некоторым видам насекомых;

- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;

- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с насекомыми, чтение художественной литературы. Сбор материала для создания мини-музея (книги, энциклопедии, раскраски, плакаты, настольные игры, иллюстрации с насекомыми, мини-игрушки и др.)

Системная паутинка

                                                                       

Сотрудничество с семьёй
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Основные этапы реализации проекта

Проект состоит из трех этапов

I этап – подготовительный:

• Разработка проекта
• Диагностика экологических знаний о насекомых детей
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
• Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
• Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
• Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
• Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
• Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
• Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка»
• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом», «Букашки»

• Развивающие игры: речь с движением «Жук»
• Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».
• Обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»

• Театрализованное представление «Спор насекомых»
• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

III этап – заключительный

• Оформление выставки детских работ «Удивительные насекомые»
• Проведение досуга «Праздник насекомых»
• Оформление портфолио проекта
• Создание презентации проекта.

Приложение
• Фотомонтаж
• Считалки, потешки, стихи, загадки о насекомых
• Дидактические игры
• Диагностика экологических знаний о насекомых детей старшей группы
• Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой
• Сценарий музыкального досуга

Литература

1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985

6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...