экологический проект
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ульянова Валентина Алексеевна

Тема:  «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности    или  

Как вы думаете?..»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

«… в опытно –экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении…»

                                                                                                   академик Н.Н. Подъяков

 Введение

Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, через призму которого можно формировать правильное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментально-опытной деятельности ребенка.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия являются составляющими личностного - развивающего обучения. Такое познание способствует обретению ребенком видения мира.

Актуальность:

По мере развития общества экология всё больше приобретала социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду обитания приемлемой для существования. Так как последствия потребительского отношения людей к природе стали угрожать всем обитателям нашей планеты Земля. Поэтому каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальными знаниями и способами деятельности для того чтобы его поведение было осмысленным.

Опытно – экспериментальная деятельность предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Цель:

Формирование у детей познавательной активности, любознательности средствами познавательно-исследовательской деятельности. Создание благоприятных условий для формирования начал экологической культуры дошкольников.

Задачи:

1. Обогащение предметно-развивающей среды экологической познавательно- исследовательской направленности.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами при проведении игр- экспериментов.

3. Развивать у детей умственные способности, формировать мыслительные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать наблюдательность, любознательность, интерес к природе.

Ожидаемые результаты:

- Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира

 - умения видеть красоту окружающего мира,

 - формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;

- формирование навыков экологического и нравственного поведения; - желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

- эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить,

- развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Продукты:

• картотека опытов-зксперементов;

-• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды материалами для проведения опытов и экспериментов (магниты, колбы, пластинки разных металлов, пластмассы,ткани,древесины).

-• тетрадь с зарисовками опытов-зксперементови выводами.

Вид проекта:

-опытно -эксперементальный, поисковый, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети подготовительной  группы (6-7лет)

Родители

Воспитатели

Сроки реализации проекта:

По срокам реализации  проект  - долгосрочный, рассчитан на 8 месяцев,

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;

- сбор информации; анализ литературы;

- планирование воспитательно –образовательной работы в рамках проекта;

- определение продукта проекта.

2. Практический этап.

- реализация проекта

3. Обобщающе – результативный этап.

- подведение итогов;

- составление отчета.

План проекта:

Октябрь:

1. «Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу не прикасаясь к ней и не задувая? Или Свеча в банке,»

Цель: Изучение свойства воздуха-в воздухе есть кислород .Определить  необходимость кислорода для горения.

Вывод: Для горения необходим кислород, который находится в воздухе.

2. «Как вы думаете, весит ли воздух?»

Цель: Изучение свойства воздуха- вес.

Вывод: Воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась  в ту сторону .где висит надутый шарик.

Ноябрь

1. «Как вы думаете, может ли воздух двигаться?»

Цель: Изучение свойства воздуха-движение.

Вывод: Воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, становится лёгким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.

2. «Как вы думаете, умеет ли воздух сжиматься?»

Цель: Изучение свойства воздуха- сжатие.

Вывод: Воздух на холоде сжимается. Поэтому шарик стал меньше.

Декабрь

1. «Как вы лумаете . может ди воздух помогать предметам прлавать?»

Цель: Изучение свойства воздуха-воздух помогает предметам плавать.

Вывод:Воздух легче воды.Предметы,заполненные воздухом,называются полыми.Они всегда плавают.

2. «Как вы думаете,можно ли сделать воду из воздуха?»

Цель: Изучение явления-конденсация.

Вывод: В воздухе есть водяной пар, при охлаждении он превращается в капли воды.Это явление называется –конденсацией.

Январь

1. «Как вы думаете, воздух упругий или нет?»

Цель: Изучение свойства воздуха-упругость.

Выводы: Если воздух сжать ,он становится упругим.

2. «Как вы думаете, как образуется иней?»

Цель: Изучение свойства воды-как образуется иней.

Вывод: Когда на зеркало дуют, водяные пары  из воздуха оседают на его поверхности , замерзают и превращаются в иней. В морозный день человек дышит,и водяные пары из воздуха оседают на предметах.замерзают и превращаются в иней. Вот почему иногда инеем покрываются наши волосы и воротники пальто.

Февраль:

1. «Как вы думаете, как устроен фонтан?»

Цель: Изучение свойства воды-как устроен фонтан

Вывод: Фонтан будет работать до тех пор , пока уровень воды в бутылке будет выше уровня воды в трубке.

2. «Как вы думаете, какие общие свойства есть у всех деревянных предметов?»

Цель: Изучение свойства древесины.

Вывод: Древесина обладает следующими свойствами: она шероховатая на ощупь, может быть разных размеров, режется, пилится, не тонет, это теплый материал.

Март

1. «Как вы думаете. Какме общие свойства есть у всех видов ткани?»

Цель: Изучение свойств еканей.

Вывод: Ткани лёгкие. Растягиваются. Мнутся .рвутся. их можно разрезать.ткани не пропускают свет. Не притягиваются магнитом, Все ткани впитывают воду. Но меньше всего воду впитывает болонья.

2. «Как вы думаете. Как не заблудиться в лесу?»

Цель: Изучение компаса.

Вывод: У магнита есть два полюса- северный и южный. Северный полюс окрашен синим цветом,а южный –красным.С помощью этого прибора человек может ориентироваться в любом месте и находить дорогу домой.

Апрель

1.«Как вы думаете, в какой почве растения лучше развивается?»

Цель: Изучение свойств живой природы-какая почва нужна растениям

Вывод: Растения нуждается в хорошей почве. Черноземная почва наиболее благоприятна для развития растения, потому что в ней  много полезных веществ.

.2. «Как вы думаете ,зависит ли длина тени от времени суток?»

Цель: Изучение свойств живой природы-измерение тени.

Вывод: Длина тени зависит от времени суток. Самая короткая тень в полдень, когда солнце стоит высоко в небе. Тени длинее утром и вечером, когда солнце находится низко.

Май

1. «Как вы думаете, сколько воздуха   находится в лёгких человека?»

Цель: Изучение свойств живой природы- что находится в наших легких?

Вывод: Чем больше воздуха наберется в легкие за один вдох,тем больше воды вытеснится из бутылки.

2.«Как вы думаете , муравьи общаются между собой?»

Цель:. Изучение свойств живой природы-как муравьи находят пищу.

Вывод: Вокруг оставленного фрукта собираются муравьи, т. К у них есть специальные железы, которые выделяют характерный запах. Муравей находит пищу . выделяет характерный запах, по которому другие находят эту пищу. Это им помогает выжить.

Итог:

Экологическое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, привидения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

• объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

• окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

Литература:

1. О. А. Воронкевич Детские экологические проекты /Санкт-Ппетербург Детство-Пресс 2014/

2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ / выпуск 2/ Санкт-Петербург Детство-пресс 2013г

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3.

4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.

5. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, Ф. Ф. Филиппенко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....