Статья из опыта работы
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пискунова Александа Григорьевна

«Развитие познавательно  активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx584.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта  работы

 воспитателя ГБДОУ детского сада № 17 Кировского района Санкт-Петербурга Пискуновой Александры Григорьевны

«Развитие познавательно         активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Детское экспериментирование – это путь к познанию окружающего мира.

 По мнению В. А. Сухомлинского, ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Его интересует всё новое, неизведанное.

В работе по организации опытно – экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно – образовательных задач.

 Ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Одним из условий решения задач опытно – экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.

  В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.

Лаборатория реализует следующие этапы экспериментов:

  1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами.
  2. Коллекционирование (камни, гербарий и т.д.)

Для реализации заявленных экспериментов детской научной лаборатории определено место

  • Для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы ( раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
  • Для приборов и хранения материалов ( природного и «бросового»
  • Для проведения опытов
  • Для неструктурированных материалов( песок, вода, опилки, пенопласт и т.д.)

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности;

  • Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
  • Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
  • Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Непосредственный опыт воспитателя с ребенком
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия
  • КВН, развлечения
  • Наблюдения в природе
  • Рассматривание фотографий (где в природе существует вода и др.?)
  • Беседы по темам («Путешествие капельки», «Дуй, ветерок» и т.д.)
  • Целевая прогулка
  • Экскурсия
  • Проект

О чем должен помнить педагог, организуя  экспериментальную деятельность детей?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром. В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с  детьми свидетельствуют об эффективности моей работы. 

Вот волшебное стекло,

Увеличило оно 

Каплю, муху и ладошку,

Даже Танечкину брошку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...