Проект "Весенние растения родного края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кизнякова  Людмила Михайловна

Проект по экологическому воспитанию дошкольников по ознакомлению с растениями (первоцветами), произрастающими в Чувашской республике. 

Цель проекта:

Обогатить знания детей дошкольного возраста о весенних растениях родного края.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о первоцветах.

2.Сформировать у дошкольников представление о растениях родного края. 

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

4.Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к экологической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasteniya_rodnogo_kraya.docx100.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики

Экологический  проект

«Весенние растения родного края»

Подтема: «Первоцветы»

                                                       Разработан:

                                                                             Кизняковой Людмилой

                                                                             Михайловной

                                                                             Михайловой Светланой

                                                                             Юрьевной

Чебоксары, 2017

Паспорт проекта.

1.

Название проекта.

«Весенние растения родного края».

2.

Тема проекта.

 «Первоцветы».

3.

Авторы проекта.

Кизнякова Людмила Михайловна воспитатель.

Михайлова Светлана Юрьевна  воспитатель.

4.

Место реализации.

МБДОУ «Детский сад №17» г. Чебоксары подготовительная группа.

5.

Проблема на решение которой направлен проект.

1.Отсутствие у детей четкого представления о весенних растениях.

2.Недооценивание родителями значимости экологического воспитания своих детей.

6.

Цель проекта.

Обогатить знания детей дошкольного возраста о весенних растениях родного края.

7.

Задачи проекта.

1.Расширять представления детей о первоцветах.

2.Сформировать у дошкольников представление о растениях родного края.  

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к экологической культуре.

8.

Вид проекта.

Познавательно – творческий.

9.

Сроки реализации проекта.

Краткосрочный - 2 месяца.

10.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

11.

Ожидаемые результаты.

1.У детей расширены представления о   первоцветах родного края.

2.Дети имеют представление о весенних растениях, которые их окружают.

3. Дети проявляют бережное отношение к природе, растениям.

4. Активное взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к экологической культуре.

Актуальность.

Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Для нас педагогов очень важно, чтобы  дети проявляли любовь к природе, к растениям, цветам. Научились не рвать  цветы, беречь их, только любоваться ими, видеть красоту цветов, чувствовать аромат. Видеть красоту природы, разнообразие растительного  мира.

Из бесед с детьми о первоцветах выяснили, что они очень мало знают о весенних растениях родного края.  Недостаточно знаний о многообразии мира цветов: луговые, лесные  первоцветы. Не знают, какие первоцветы произрастают в нашей местности. У детей не сформировано осознание уникальности данных природных объектов, того, что их нужно охранять.

Данный проект будет направлен на обогащение знаний  детей дошкольного возраста о весенних растениях родного края. Расширение представлений детей о первоцветах. Воспитание бережного отношения к природе. Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к экологической культуре.

         Анализ внешней и внутренней среды.

Анализ внешней среды.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного  экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного  развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В связи с выходом ФГОС ДО в детском саду экологическое воспитание реализуется через непосредственно образовательную деятельность и самостоятельную деятельность. Одним из условий эффективности образования детей является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиками образовательных услуг, а активными участниками. Должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с педагогами детского сада: воспитателями, психологом, узкими специалистами.

Проблема экологии и экологического воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского, А.А. Быстрова, А.М. Степанова, Е. И. Волкова, М.М. Марковского, З.Д. Сизенко, А. М. Низова, Л.И. Пушнина  и других.

Анализ внутренней среды.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» реализует основную общеобразовательную программу разработанную  на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом концептуальных положений примерной основной образовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами.

Программа направлена на нравственное воспитание, формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории ДОУ имеется экологическая тропинка с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Контингент.

В старшей группе №4 «Бабочки»  всего 24 ребенка. Из них 10 мальчиков и 14 девочек.

Социальный паспорт семей.

Количество полных благополучных семей – 16. Количество неполных благополучных семей – 8. Воспитываются одной матерью – 5.  Количество многодетных семей - 1.

Уровень образованности родителей.

Имеют высшее образование – 14, среднее профессиональное образование; среднее – 10.

Характеристика семей по материальному обеспечению.

Обеспечены полностью - 6; среднеобеспеченные – 10; малообеспеченные – 8.

Сведения об участии семей в жизни детского сада.

Постоянно участвуют – 12; эпизодически участвуют         - 9; не участвуют – 3.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Обогатить знания детей дошкольного возраста о весенних растениях родного края.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о первоцветах.

2.Сформировать у дошкольников представление о растениях родного края.  

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

4.Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к экологической культуре.

         

Участники и их роль в реализации проекта.

Педагоги.

Для детей разработают планы занятий, проведут беседы, наблюдения, прогулки, экскурсии, игры, анкетирование, консультации для родителей. Оформление папок – передвижек, наглядного материала.  Привлечение внимания  родителей к работе детского сада.

Родители.

Активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта. Родители заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную творческую деятельность. Участие в творческих выставках.

Дети.

Воспитанники получат больше информации о весенних первоцветах, о растениях родного края. Рассматривание картин, иллюстраций  на тему: «Первоцветы». Слушание и обсуждение рассказов, стихов, о раннецветущих растениях,  беседа и высказывания детей. Участие в творческих  выставках. Совместные экскурсии.

          Ресурсы.

1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3.  Программно-методическое обеспечение.

1.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва, Мозаика-Синтез, 2014 г.

2.Методические рекомендации воспитания и обучения в детском саду. Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Мозаика-Синтез, 2014 г.

3.Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей. И.И. Карелова. Волгоград: Учитель, 2013 г.

4.Социально - нравственное воспитание дошкольников. Н.В. Микляева. М.: Мозаика – Синтез, 2014.

5. Цикл бесед. Методическое пособие. Т.А. Шорыгина. М.: Т.Ц. Сфера, 2014 г.

6. «Растения родного края». Методическое пособие. Т.А. Шорыгина. М.: Т.Ц. Сфера, 2015 г.

7. Рыжова Н.А. Программа экологического образования  дошкольников «Наш дом – природа» // Дошкольное образование, 2004г.          

8.  Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. – 2014г.

Наличие нормативно – правовой базы; наличие в ДОУ образовательной программы; наличие плана педагогической работы; диагностического инструментария; наличие необходимого демонстрационного материала; учебно-методической литературы.

Слабые стороны: имеющийся демонстрационный материал необходимо пополнить в соответствии с задачами проекта.

4. Кадровые ресурсы.        

Воспитатели:

Кизнякова  Людмила  Михайловна

Михайлова Светлана Юрьевна

5. Материально-технические ресурсы.

Помещение группы  оснащено  детской  и игровой мебелью, создан уголок  природы, имеются игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр,  уголки изодеятельности, театрализованной деятельности (уголки ряжения). Дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература,  ширмы  для  показа  кукольного  театра,  игр - драматизаций. Библиотека для детей, наборы сюжетных картинок, картин и настольно-печатные игры.

Слабые стороны: отсутствие мультимедийного оборудования.

6. Информационные ресурсы.

Методическая и художественная литература, папки-передвижки, информационные стенды для родителей,  выставки детского творчества и выставки совместных творческих работ детей и родителей. Методическая копилка ДОУ.

Интернет-ресурсы:www.mdou17.urhost. ru;   «Сетевой город».

"Солнышко" www.solnet.ee Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток.

           Дошкольное образование edu.rin.ru/preschool Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 Механизм реализации проекта.

Подготовительный этап.

      Основной этап.

Заключительный этап.

Цель: Выявление знаний родителей, детей о весенних растениях родного края.

1.Обозначение актуальности и темы проекта, постановка задач, целей, сообщение родителям о предстоящей работе по теме проекта.

2.Подбор познавательной, методической,  художественной литературы, составление конспектов занятий, бесед по познавательному развитию.

3.Подбор анкет, консультаций, наглядной информации;

подбор иллюстративного материала по теме «Первоцветы».

4.Анкетирование родителей.

5.Диагностическая беседа с детьми.

Цель: Знакомство детей, родителей с   растениями, которые появляются ранней весной через разные формы работы.

1.Консультация с родителями.

2.Памятка для родителей.

3.Чтение и обсуждение с детьми рассказов, стихов.

4.Рассматривание иллюстраций, картинок.

5.Первичная целевая экскурсия в парк.

6.Наблюдение, игры и прогулки.

7.Прослушивание музыкальных произведений.

8.Образовательная деятельность с детьми.

9.Повторная целевая прогулка в парк.

Цель:  Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

1.Подведение итогов проделанной работы.

2.Организация детско-родительской творческой выставки.

4.Анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

 План реализации.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Место проведе-ния

Ответствен-ные

Информацион-но-

организацион –

ный

1.Анкетирование    родителей на тему: «Первоцветы рядом с нами».

2.Диагностическая беседа с детьми на тему: «Первоцветы, какие они?»; «Почему нельзя рвать первоцветы?»;

Беседа на тему: «Цветы из Красной книги Чувашского края».

1-7 апре-ля

В группе

Педагоги

Практический

1. Чтение  и обсуждение с детьми художественной литературы: М.Пришвин «Золотой луг»; М.Галина «Сон-трава», Н.Соболева «Одуванчик», М.Петровская «Подснежник», Р.Маккалистер «Все о растениях в легендах и мифах»; сказка И.Ревю «Весенняя мать-и-мачеха»; стихотворение: А.Максакова «Снег лежит еще, не тает», Д.Рум «Первые цветочки», Е.Кожевникова «Фиалка», «Медуница».

2.Рассматривание иллюстраций: «Цветы родного края», «Весенняя полянка», «Удивительные первоцветы». Выставка фотографий различных цветов.

3.Образовательная деятельность с детьми на темы: «Весенний букет»; «Первоцветы»; «Золотой луг»;

4.Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский

 «Подснежник», «Вальс цветов»,  

Слушание песни: Ю. Антонов «Не рвите цветы».

5.Первичная целевая экскурсия в парк.

6.Викторина «Узнай цветок по описанию».

7.Вечер загадок о цветах.

8.Игры: Лото «Цветочек –цветочек, где ты растешь?»; развивающая игра «Поиск девятого»; дидактические игры: «Узнай цветок по силуэту», «Найди два одинаковых цветка». Игра – эстафета «Шаг-цветок». Игра малой подвижности «Не ошибись».

9.Экскурсия в библиотеку, участие в мастер-классе «Весенняя поляна» декупаж тарелок.

10.Консультация для родителей на тему: «Первоцветы рядом с нами».

11.Памятка для родителей «Берегите первоцветы».

12.Повторная целевая

прогулка в парк.

7апреля – 10 мая

В группе, на улице

Педагоги, родители

Заключительный

1.Творческая выставка  поделок «Весенние цветы» совместно с родителями.

2.Подведение итогов, рассматривание перспектив дальнейшего развития проекта.

11-30 мая

В группе

Родители, дети,

педагоги

         

         Ожидаемые результаты.

1.У детей расширены представления о первоцветах.

2.Дети имеют представление о весенних растениях родного края.

3. Дети проявляют бережное отношение к природе.

4.Активное взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к экологической культуре.

У детей появилось желание общаться с природой; сформировалось начало экологической культуры; дети получили практические знания по охране природы; развивались речевые навыки; ребята  учились экспериментировать, анализировать, делать выводы. Уровень знаний детей о первоцветах значительно повысился.        

Повысилась  компетентность родителей в вопросах экологического воспитания. Проект позволил родителям пересмотреть семейные установки, найти больше времени для совместного проведения досуга и внимания  к детям.

 Педагоги  лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни,  что в дальнейшем   будет способствовать  сотрудничеству.

         

         Перспективы.

Выбранное направление перспективно, так как экологическое воспитание дошкольников одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Представления, полученные детьми в рамках экологического проекта, позволят развить у них бережное отношение не только к первоцветам, но и к окружающей среде.  

Дальнейшее развитие проекта:

- Проведение конкурса; сочинение на тему: «Берегите цветы», предложить родителям совместно с детьми придумать,  небольшой рассказ о первоцветах  и на семейном празднике рассказать.

- «Семейный праздник» – презентация «Мой любимый весенний цветок».

- Оформление детского фотоальбома «Я и цветы».

- Творческая выставка семейных рисунков «Сказочный цветок».

          Литература

  1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – М.: Детство-пресс, 2010.
  4. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 2003.
  5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - Москва - 2002.
  6. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. // Воспитатель ДОУ. – 2009.
  7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружащим. // Дошкольное воспитание. – 2005. №7. С. 3-9.
  8. Иванова Г.Л. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – с. 10-16.
  9. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – 2-е изд., доработка. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
  10.  Машкова С., Суздалева Г., Егорова Л. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – М.: Учитель, 2014.
  11.  Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: «Асар», 1996.
  12.  Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.
  13.  Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  14. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005.
  15. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.– Мозаика Синтез, 2012. – 212с.
  16. Нуждина Т.Д. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов
  17.  Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  18.  Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. – 2005. -№10. – с. 18-20.
  19.  Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.
  20.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
  21.  Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль.: Академия развития, 2001.
  22.  Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. СПб: Детство-пресс, 2012.
  23.  Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. – 2014г.
  24.  Шорыгина Т.А. «Растения родного края». Методическое пособие.  М.: Т.Ц. Сфера, 2015 г.
  25.  Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями – сборник материалов. – М.: ТЦ Сфера, 2013. Экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

         

         Приложение № 1

Отчет

Все проводимые мероприятия: беседы, анкетирование, консультация, образовательная деятельность, целевые экскурсии, выставки, совместная творческая деятельность детей и родителей получили положительный результат. За время реализации проекта «Весенние растения родного края» уровень знаний детей о первоцветах значительно повысился. У детей появилось желание общаться с природой; сформировалось начало экологической культуры; дети получили практические знания по охране природы; развивались речевые навыки; ребята  учились экспериментировать, анализировать, делать выводы.        

Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

В ходе проекта родители стали активней участвовать в мероприятиях. Участие в проекте помогло родителям сблизиться с детьми и повлияло на организацию своего свободного времени. Дети отмечали, что им приятно было принимать участие в мероприятии совместно с родителями.  Многих заинтересовала творческая работа, экскурсии вместе с родителями.

Проект позволил родителям пересмотреть семейные установки, найти больше времени для совместного проведения досуга и внимания  к детям.

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Польза и удовольствие,  полученное  всеми  участниками    проекта,

вызвало искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.

Необходимо чтобы детство дошкольников было намного богаче, интереснее, счастливее.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

         Приложение № 2.    

Анкета для родителей.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ваш ребенок посещает детское учреждение. Мы хотим, чтобы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать ваше мнение о том, что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.

ПЕРВОЦВЕТЫ РЯДОМ С НАМИ!

Фамилия, имя родителя ____________________________________________

1. Любите ли вы совершать прогулки в лес? _________________________

2. В какое время года предпочитаете бывать в лесу?____________________________________________________

3. Привлекает ли вас лес весной?__________________________________

4. Знаете ли вы названия лесных цветов?__________________________

5. Если да, то перечислите их_____________________________________ _________________________________________________________

6. Какие первоцветы вам известны?__________________________ ________________________________________________

7. Знаете ли вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах?______________________________________________________

8. Любите ли вы собирать цветы?________________________________

Поощряете ли детей в их увлечении собирать «букеты»?______________

9. Как вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами? (нарву букет, сорву один цветок, полюбуюсь и уйду)____________________________

10. Знаете ли вы каковы последствия массового сбора цветов? (ничего страшного в этом нет, нарушается природное равновесие; происходит гибель растений, растения исчезают)_____________________________

11.  Задумывались ли вы над тем, что сорванный цветок – это «пленник, приговоренный к  смерти»?____________________________________

12. Включаетесь ли вы в работу ДОУ по защите первоцветов?___________

Анализ анкетирования родителей

Анализ анкетирования показал, большинство родителей часто посещают с детьми лес, любят гулять по лугу, на поляне. Воспитывают у детей любовь к природе, к растениям, цветам. Учат не рвать  цветы, беречь их, только любоваться ими, видеть красоту цветов, чувствовать аромат. Видеть красоту природы, разнообразие растительного и  животного мира. В ходе беседы родители единогласно говорили о том, что их дети проявляют интерес к природе, любознательность. С большим удовольствием проявляют заботу и бережное отношение к растениям и животным.

         

         Приложение № 3

Диагностическая беседа с детьми.

Проведя беседу, предложив детям демонстрационный материал (иллюстрации с изображением первоцветов), удалось установить, что из 24 опрошенных детей никто не смог узнать и правильно назвать все цветы, 12 детей смогли узнать и уверенно назвать только три первоцвета, 10 детей – показали и назвали два цветка, 2 детей – один первоцвет.

Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме.

Приложение № 4

Беседа об одуванчике

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

Приложение № 5

Сказка про весеннюю мать-и-мачеху.

Автор сказки: Ирис Ревю

Улыбнулось солнышко – значит пришла Весна, значит в природе будет всё больше необычного, нового. Давайте прочитаем об этом сказку.

Весна везде хороша. Всюду она приносит радость. Молодая Бабочка резвится около старого плетня, то на тропинку слетает, то на пригорке потанцует, то песенку споёт – тихонечко так.

Но вот однажды, кружа над привычными местами, Бабочка заметила нечто необычное, и полетела к своему соседу юному Шмелю.

— Смотри, Шмель, Весна бежала по пригоркам, на ходу раскрашивая лес своими весенними красками, да потеряла жёлтую краску. То там, то тут видны жёлтые пятна.

— И вправду, — заметил Шмель. – Полетим к мудрой Сове, расскажем ей об этом.

— Эх вы, — сказала Сова, узнав в чём дело. – Это не Весна потеряла краску, это жёлтая Мать-и-мачеха расцвела. Весенний цветок, первоцвет.

Мать-и-мачеха радует всех весной своим жёлтым цветом. Она – словно солнышко в миниатюре.

— Теперь мы это запомним, — сказали Бабочка и Шмель.

Приложение № 6

Легенда о Мать-и-мачехе.

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Мать-и-мачеха – удивительный цветок, все слышали о нём, но не каждому посчастливилось увидеть его во всех стадиях роста. Таковы биологические особенности данного растения. Любителям и ценителям природы будет приятно узнать, что мать-и-мачеха первая украшает талую землю, выводя на первые весенние лужайки хороводы золотистых головок. Это скромное, удивительно жизнестойкое растение — один из первых вестников пробуждающейся весны и обновляющейся природы.

Там, где еще вчера лежал снег и намечались только проталинки, сегодня он уже сошел, обогрелись набухшие от влаги пригорки, обрывы и склоны полотен железных дорог. Из-под земли появляются упругие сочные цветоножки с коричневыми чешуйками и шерстистым опушением. Их сразу и не заметишь среди пожухлой прошлогодней травы, пока на верхушках стебельков не раскроются желто-золотистые головки соцветий.

Цветки мать-и-мачеха – хорошие синоптики, так, как наступление холодов и дождливой погоды они определяют заранее с точностью не хуже барометра.

Приложение № 7

Чтение стихотворения  

«Медуницы»   Алексей Кожевников

Медуницы, медуницы,

Как ласкаете вы взор!

Мне зимою каждой снится

Ваш сиреневый узор.

К почвам вы неприхотливы,

Краток ваш цветенья срок,

Но нектара рой пчелиный

Запасти успеет впрок

Вас не тянет на дорогу,

Потому, что вы скромны

И в болоте (как их много!)

«Шляпки» чудные видны.  

Приложение № 8

Растения,  занесенные в Красную книгу Чувашии

Авран лекарственный

Адонис весенний (Горицвет весенний)

Алтей лекарственный

Астрагал солодколистный

Багульник болотный

Баранец обыкновенный

Белозор болотный

Бессмертник песчаный (Цмин песчаный)

Валериана лекарственная

Волчье лыко (Волчеягодник обыкновенный)

Горечавка перекрестнолистная

Горец змеиный (Раковые шейки)

Голубика топяная

Голубика обыкновенная (Гонобобель)

Девясил высокий

Душица обыкновенная

Зимолюбка зонтичная

Зубровка душистая

Кувшинка белая (Водяная лилия)

Купальница европейская

Линнея северная

Любка двулистная (Ночная фиалка)

Можжевельник обыкновенный

Мордовник обыкновенный

Мордовник шароголовый

Первоцвет весенний лекарственный

Плаун булавовидный

Прострел раскрытый

Росянка круглолистная

Серпуха венценосная

Синюха голубая (Синий зверобой)

Стальник полевой (пашенный)

Терн (Терновник)

Тополь черный (Осокорь)

Чабрец (Тимьян ползучий)

Язвенник многолистный

Все растения из красной книги по разным причинам находятся на грани исчезновения, и в наших силах не допустить их уничтожения. Каждый человек встретивший растения из красной книги, должен помогать их размножению или хотя бы оставлять в нетронутом состоянии.

Приложение № 9

Конспект образовательной деятельности

М. ПРИШВИН «ЗОЛОТОЙ ЛУГ» (ПЕРЕСКАЗ)

Возраст: дети 6-7 лет, подготовительная группа.

Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

-учить детей пересказывать литературный текст;

-познакомить с новыми понятиями;

-развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

-развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Оборудование:

Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Организационный момент:

Игра «Пожелание»

-Посмотрите на меня, у меня в руках представьте себе солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшнюю игру.

-Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух.

И превратился в пух. (Одуванчик)

-Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

- Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

-А что вы знаете об этом цветке?

Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

- Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым.

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Основная часть:

-Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Что я вам прочитала? (рассказ)

2. Почему вы думаете, что это рассказ? (в нем нет волшебства, там все как в жизни).

3. О чем этот рассказ?  о природе, о золотом луге)

4. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

5. Где жили братья?

6. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

7. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (с ладошкой человека)

8. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

9. А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый, пушистый, серебристый, легкий)

10. Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой). И ему удалось раскрыть секрет этих цветов.

11. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

12. А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый)

13. Ребята, прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить.

Пересказ.

Игра на внимание - «утро, день, вечер»

По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде «вечер» опять приседают.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Итог занятия.

Коммуникативная игра «интервью»

-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам игру «Интервью». Мы выберем корреспондента и репортера (один берет интервью, другой снимает).

         

Приложение № 10

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Весенний букет»

          Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

          Цель: Учить складывать цветок «Подснежник» в технике оригами. Через поэзию, музыку учить видеть поэтический образ природы. Развивать эстетические чувства, экологическое мышление. Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

          Задачи:

          Образовательные задачи:

  1. Повторить с детьми приметы весны;
  2. Дать знания о «подснежнике» - как первоцвете;
  3. С помощью стихов, музыки учить видеть поэтический образ природы;
  4. Научить детей делать цветок подснежник в технике «оригами»;
  5. Учить следовать устным инструкциям;
  6. Закреплять умение читать  схемы изделий;

          Коммуникативные:

  1. Закреплять умение детей грамматически правильно строить свою речь;
  2. Развивать выразительность речи;
  3. Учить подбирать определения для характеристики цветов – подснежников;
  4. Продолжать расширять словарный запас: проталинка, вестники, посланец, на солнцепеке;   активизировать лексику детей.          

          Развивающие задачи:

  1. Развивать эстетические чувства;
  2. Экологическое мышление;
  3. Творческие способности;
  4. Коммуникативные навыки;
  5. Мелкую моторику рук, глазомер;
  6. Память, внимание, пространственное воображение;

          Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к  растительному миру, гуманное отношение к природе;
  2. Навыки сотрудничества.

          Музыка:

  1. Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки.
  2. Создать психологически благоприятную атмосферу в группе;
  3. Побуждать детей к творчеству: поиску и выразительности исполнения образа.

          Оборудование и материалы: демонстрационный: посылка с письмом, фотографии подснежников, корзина с листочками подснежников, схема  «подснежник – оригами»,  диск П.И. Чайковский подснежник. Раздаточный: клей, салфетки для клея, квадраты со стороной 5 см для подснежников: белого цвета.

          Методические приемы:

          Сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы к детям,  чтение художественной литературы, слушание музыки, показ и объяснение техники изделия, продуктивная деятельность детей, анализ и подведение итогов.

          Предварительная работа:

          Беседа о весне, наблюдения за весенними явлениями, чтение детям сказок «Двенадцать месяцев» и «Подснежник» Г.Х. Андерсена, изготовление  подснежников в технике – оригами.

          Ход НОД

          Организационная часть:

Дети сидят на стульчиках.

           - Эту посылку нам прислала весна из леса.  Воспитатель открывает посылку, достает письмо:

          - Дорогие дети! У нас в лесу наступила настоящая весна. Распустились первые цветы.  Какие? Догадаетесь, если послушаете мою загадку: Первый вылез из темницы,  на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. Я посылаю вам фотографии моих любимых первых весенних цветов. Если вы сможете найти подснежники в городе, то зима не вернется. Ведь подснежники – это вестники весны.

          Воспитатель выставляет картинки подснежников.

          - Как вы думаете, какие приметы весны мы видели у нас в городе?

          - Как вы думаете, где же нам взять подснежники в городе?

          -  Давайте вспомним, где мы слышали об этих цветах?

          - Какие сказки мы с вами читали об этих цветах? («Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Подснежник» Г. Х. Андерсена)

           - Вспомните,  почему этот цветок так называют. Он начинает расти под снегом и появляется ранней весной. Его так и называют – вестник весны. Появились из-под снега белые, голубые или бледно- розовые цветочки и люди видят, что весна пришла. А потом летом подснежник спрячется в своей луковичке, и будет набираться сил, чтобы перезимовать и проснуться следующей весной самым первым.

           -  Много стихов написано об этих удивительных цветах. Я предлагаю вам послушать стихотворение Зои Александровой «Подснежник»:

          Читает стихотворение З. Александровой  «Подснежник»

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез… А кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

“Уж больно тонок ты, дружок!”

И вдруг пошел пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна.

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

          - О чем говориться в этом стихотворении?

          - Какой подснежник в этом стихотворении, как описывает его автор?

           - А как вы думаете подснежник слабенький или сильный в этом стихотворении?

           - Даже композиторы писали музыку об этих удивительных цветах. Русский композитор П.И. Чайковский написал музыку, которая так и называется «Подснежник». Послушайте, подходит ли эта музыка к стихотворению, или у композитора получился какой- то другой подснежник.

          Дети слушают музыку.

          - Какой подснежник получился у композитора? Ответы детей.

          - Многим людям так и хочется сорвать эти нежные цветочки, похожие на колокольчики. Люди собирают цветочки в букеты, не беспокоясь о том, что  цветы в неволе, без своей луковички быстро погибнут. Ведь в ней находятся все питательные вещества для цветов и цветы без нее долго не проживут.

           -  Какие цветы можно рвать, а какие нельзя?

           - Есть цветы, которые специально выращивают для букетов. Они называются садовые. Их срезают, отвозят в цветочные магазины. А цветы, которые растут в полях, на лугах, в лесах рвать нельзя. Они быстро вянут. Многие занесены в Красную книгу, как и наш подснежник.

          - Как вы думаете, как можно полюбоваться этими цветами не срывая их? Да их можно сфотографировать, нарисовать, вылепить или сделать из бумаги. Мы сегодня с вами будем делать подснежники из бумаги. Но прежде, чем взяться за работу мы проведем физкультминутку.

           Дети встают.  Физкультминутка  (Е. Терпугова)

Подснежник проснулся (соединить  ладошки вверху)

И потянулся,  (разводить руки вверх)

Солнышку улыбнулся, (руки в стороны)

К земле Матушке прикоснулся, (руки вниз, наклон влево-  вправо)

Солнышку поклонился, (наклон вперед – вниз)

Счастью своему удивился. (руки в стороны)

Капли росинки его умывали, (имитация движения – умывается)

Звери и птицы сразу узнали:   (руки на пояс, повороты влево вправо)

«Подснежник проснулся-

Весну обещает». (соединить  ладошки вверху)

Подснежник, подснежник

В лесу расцветает. (развести руки в стороны, опустить )

          Дети садятся за столы.

           - Посмотрите, мы с вами собрались делать подснежники из бумаги, а ножниц у нас нет. Почему? Да. Мы сегодня цветы будем складывать из бумаги. А как этот прием называется? Правильно - «оригами».   У нас есть  корзиночка, которую мы  заполним цветами.

          - Люди называют подснежниками все первоцветы, которые появляются ранней весной из луковиц, они бывают разноцветными. Настоящие подснежники   белого цвета.  Вот такие нежные цветы будут  и у нас.

Техника складывания бумаги.

1. Берём  квадрат.

2.Нижний и верхний угол складываем к середине. Получится треугольник с «хвостиком» его называют «воздушный змей», «хвостик» (угол) поднимаем  вверх и прячем  внутрь треугольника.

3. Оба нижних уголка сгибаем к середине, вдоль центральной линии.

4. Отгибаем уголки и разгибаем боковые стороны.

5. Сгибаем по намеченным линиям,  с  снизу, потом сверху.

6. Приглаживаем, отгибаем в стороны, повторим с другой стороны.

7. Один лепесток мы сделали, нам нужно сделать еще 2.

8. Склеиваем между собой все 3 лепестка.

- Вот такой подснежник у нас получается.

- А теперь вы самостоятельно сделайте  подснежники по  схеме.

Выставляет схемы.

Дети выполняют работу. После завершения работы воспитатель предлагает детям закрепить каждый подснежник на стебелек и поставить  в общую корзину,  подбирая цветы, чтобы получился красивый букет.

          Заключительная часть.

          - Какие красивые подснежники у нас с вами получились. Теперь нам не нужно рвать подснежники, чтобы полюбоваться ими. У нас с вами есть свой букет подснежников. И вы теперь не только можете рассказать о прекрасных цветах, но и сами сделать первоцветы из бумаги и полюбоваться нежными цветами. Ребята, вот так мы с вами выполнили задание весны. И теперь она спокойно может царствовать в нашем городе.

         

         

Приложение № 12

         Слушание музыки

Тема: «Подснежник»

Цель: Интеграция знаний детей о подснежнике, различными средствами искусств.

Задачи:  Образовательные. 1. Упражнять в связной речи, обогащать словарный запас детей (проталина, кров, удалец, лазурный, вешний). 2. Передавать в движении, пластике характер пьесы «Подснежник» П.И.Чайковского. 3. Стимулировать желание детей создавать цветы подснежники с помощью разных техник рисования.  Развивающие. 1.Развивать эстетическое восприятие, воображение детей их образные  представления. 2. Вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций, прослушивании музыкальных произведений. 3. Формировать творческие способности детей. С помощью интонации передавать характер песни. Воспитательные. 1. Воспитывать любовь к живой природе – бережно относиться к подснежникам.

Негромко звучит музыка. «Утро» Э. Грига.

Музыка затихает и умолкает.

Педагог: Ребята, проходите, садитесь, я вам хочу кое-что рассказать.

« Растопило снежинку на верхушке сосны.

Упала горячая капля на снег.

Пробила сугроб и сухую листву.

Там, где она упала,

Показалась зеленая стрелочка.

А на ней расцвел голубой цветок.

Смотрит на снег и удивляется:

« А не рано ли я проснулся? Нет не рано, пора – пора запели птицы».

Педагог: Ребята, о каком времени года говорится в рассказе, о каком цветке?

Педагог: Нежный цветок подснежник изображали композиторы, художники, поэты, писатели.

- Сейчас мы послушаем музыку, а потом вы мне расскажите, что вы представили?

Слушание «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковский.

Дети смотрят зарисовки природы и слушают музыку П.И. Чайковского.

- А теперь подберите картины, подходящие к этой музыке.

Педагог: Как рассказывает музыка о природе, какая музыка?

Нежная, взволнованная, иногда робкая, ласковая. Мелодия полетная, будто цветок покачивается на ветру. Но иногда тревожная, настороженная. Музыка рассказывает, что солнышко светит ещё не всегда, бывает холодно, темно и ненастно.

Педагог: Предлагаю Вам потанцевать, выражая настроение музыки – взволнованное, немножко грустное, беспокойное, ласковое. Покажите, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, покружитесь на весенней полянке.

Под музыку Чайковского дети импровизируют танцевальные движения.

Воспитатель: Вы сейчас изображали подснежники в танце, а его ещё можно нарисовать. Давайте пофантазируем, представим, что к нам в гости пришла красавица Весна. Нежные цветы можно изобразить на самодельных открытках при помощи разных техник рисования:

Знакомятся со всеми видами изображения подснежника.

Воспитатель: скажите, какой краской мы будем рисовать цветы на поляне и с помощью какой техники. Звучит музыка, дети выполняют работы.

Посмотрим, что у нас получилось.

Дети свободно ходят по группе, рассматривая свои работы. Педагог: Сегодня на занятии мы с вами оказались на весенней поляне, полной подснежников, давайте закончим наше занятие  выставкой рисунков в группе, чтобы все могли тоже полюбоваться.

Приложение № 13

Весенние первоцветы. Рассказ детям

Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне. А это что-нибудь да значит!

Какие растения мы называем первоцветами?

Первоцветами мы называем весенние цветы, которые появляются тогда, когда снежный покров сошёл, или только начинает сходить.

Есть такой хороший месяц под названием «март». Этот месяц радует нас припекающим солнышком, лазурного цвета небом, первыми проталинами. А на проталинах появляются первоцветы.

Известно, что у каждого вида цветов своё время цветения. Кому-то нравится жаркое, нарядное лето, кому-то мила осенняя пора, а есть такие «храбрые» цветы, которым не страшна холодная погода, к таким цветам относятся первоцветы. Первоцветы – это растения не только марта, но и других весенних месяцев.

Давайте назовём первоцветы и посмотрим фотографии цветов:

— ветреница,

— перелеска,

— первоцвет весенний (примула весенняя),

— мать-и-мачеха,

— пролеска двулистная,

— адонис,

— хохлатка,

— брандушка разноцветная,

— галантус,

— морозник,

— рябчик русский,

— крокус, медуница.

Приложение № 14.

Беседа с детьми. Рассматривание фотографий с весенними цветами.

Мать и мачеха.

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха. Большие пушистые снизу листья, появляются в середине лета, а весной, стебли на которых сидят цветы, покрыты небольшими чешуйками, это недоразвитые листья. Лечебные свойства.

Листья используют в медицине как отхаркивающее средство, входят в состав грудного и потогонного сборов.  

Прострел раскрытый, или сон-трава

Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные  цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Вначале цветки поникшие, потом прямостоячие. Пока цветок не вполне раскрылся, хорошо видно, что снаружи он бело мохнатый от длинных оттопыренных волосков. Эта пушистая "шубка" предохраняет бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание своей красивой сине-фиолетовой окраской. Так окрашены листочки простого околоцветника, похожие на широкие лепестки (их обычно бывает шесть). Внутри цветка заметны многочисленные желтые тычинки и очень много мелких пестиков. Когда цветение заканчивается, красивые листочки околоцветника опадают по одному, тычинки засыхают, а из кучки пестиков образуется рыхлая пушистая головка, чем-то напоминающая одуванчик.

Как и многие другие, сон-трава является ядовитым растением. Она содержит разнообразные вещества, которые являются ядами и находят широкое применение в медицине для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.
Численность прострела раскрытого продолжает сокращаться. Причиной тому служит рубка сосновых лесов, неумеренный сбор растений людьми на букеты, а зачастую и на продажу .

Первоцвет весенний  ПРИМУЛА

Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Стебель мягко опушенный или голый, иногда красноватый, железистый. Листья образуют прикорневую розетку молодые с краев завернуты на нижнюю поверхность пластинки, морщинистые. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтичное соцветие, поникшее на одну сторону Цветет с апреля по июнь. Плод — коробочка. Растет на умеренно сухих, каменистых  почвах: в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Лекарственное растение, известное еще с 16 века. Собирают цветы и корневище. Лекарственное сырье обладает медовым запахом и сладковатым вкусом, корневище — ароматом аниса.

Медуница неясная

Соцветия медуницы формируются еще под снегом. Сразу же после хода снега появляются ее короткие стебельки с яркими заметными цветками.

Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. За медовую дань в раннем лесу это растение и названо медуницей. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Собраны цветки в конце стебля в соцветие завитки. Медуница – это цветок загадка. В состав лепестков медуницы входит красящее вещество антоциан, которое в зависимости от среды меняет окраску. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие.

Ветреница дубравная   

Многолетнее растение,10-25 см в высоту, с толстым корневищем. Растет в лиственных лесах, кустарниках, на лугах. Встречается у нас редко. Белые  цветки  из 6 лепестков и околоцветником из 6-8 листочков. Ее родственница.

Ветреница лютиковая

Ветреница лютиковая остается пока одним из самых распространенных наших первоцветов, хотя встречается уже не везде. Растет она в лиственных и смешанных лесах. Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его - три сильно рассеченых листа, которые направлен в разные стороны; еще выше - тонкая цветоножка, которая оканчивается цветком. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминают цветки лютика, из пяти лепестков.

Ветреница быстро разрастается по лесу, долго не выдерживая на одном месте. Ветреница - ядовитое растение. Содержащиеся в нем вещества действуют на сердце. Листья ветреницы используют в медицине как потогонное и усиливающее действие почек и легких, средство.

Хохлатка плотная 

Цветет в апреле-мае в наших лесах и кустарниках. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Ее сиреневые цветки собраны в плотные цилиндрические кисти ,имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками.
Цветение хохлатки непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются черные блестящие семена. Всю жизнь остается на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих подземных побегов, которые бы могли распространяться в стороны. Клубеньки хохлатки представляют собой небольшие желтоватые шарики, величиной с вишню.

Хохлатка очень уязвима.  Зацветает растение лишь на 4-5 год после прорастания семян. Клубенек у хохлатки довольно слабо сидит в земле и очень легко выдергивается даже при незначительном усилии. Поэтому очень много растений погибает при сборе на букеты. Это привело к тому, что хохлатка практически исчезла в наших пригородных лесах. Во многих областях она включена в список охраняемых растений, сбор ее на букеты запрещен.

Пролеска сибирская 

Наиболее широко распространенный неприхотливый вид пролески. Широколинейные листья стянуты на верхушке в виде колпачка. Луковица образует до 4 цветоносов, они не очень прочные и иногда полегают.

Бутоны появляются одновременно с листьями. Цветки поникающие, по 1-4 на концах цветоносов, сине-голубые, иногда белые, розовые, ярко-синие. Форма с белыми цветками цветет на 10-17 дней позже. Пролеска сибирская цветет с середины апреля-начала мая в течение 15-20, иногда 25 дней.

Чистяк весенний

Он цветет по кустарникам, лиственным лесам и лесным опушкам, на низинных лугах.

За лето вся надземная часть его отмирает, а в почве остается шишковидно-утолщенные клубневидные корни. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением. Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.

Гусиный лук желтый

Он растет по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Желтые звездчатые цветы гусиного лука широко раскрываются (как на этом фотоснимке) лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом. Растение назвали так, потому что дикие гуси очень любят пощипать его.

Гусиный лук относится к луковичным цветам. Его луковичка достигает размеров вишни и покрыта бурой оболочкой.

         

         Приложение № 15

Игра «Угадай цветок»

Предлагается детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

Игра

«Угадай растение по описанию».

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов, их количество. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение или называют его.

Игра

«Шаг цветок»

Дети играют по двое, начиная, путь с отметки называют название цветка и делают шаг вперед. Правила игры: не повторяться, долго не думать. Выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша.

Игра

«Не ошибись»

Ведущий называет цветы, чередуя названия цветов с названиями деревьев, кустов. Если ведущий назвал цветок, дети хлопают в ладоши, если нет то, топают ногами. Кто ошибся, выбывают из игры. Выигрывает самый внимательный ребенок.

         Приложение № 16.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

на тему: "Первоцветы".

Задачи.

Образовательные: вызвать у детей интерес к окружающему миру.  

Развивающие: формировать реалистическое представление об окружающей нас природе; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Воспитательные: воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход занятия

Весенняя песенка С.Я. Маршака.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться?  

Подснежник

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, с изображением подснежника на лесной поляне)

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Они первыми появляются из-под снега.

Показ иллюстраций

Медуница

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Ветреница.

Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

Сон-трава.

«Усни-трава»

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растет усни-трава.

Говорят, усни-трава

Знает сонные слова:

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова. И. Токмакова

Хохлатка.

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны».

Мать-и-мачеха.

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

Помни правила:

Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.

Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.

– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).

В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.

         

      Приложение № 17.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию.

«Берегите первоцветы»

Весна! Черные проталины земли, а на них яркие и красивые, словно брызги неба, первые цветы. Сразу же возникает желание сорвать, принести домой эту частичку весны. И рвем, приносим. А через день бросаем в мусорное ведро. Так ежегодно погибает огромное количество первоцветов. А в лесу с каждым годом все меньше этой красоты. Первоцветам нужно помочь, они ждут охраны и защиты. С первых дней апреля в ЦДТ экологического отдела стартовала акция «Сохраним первоцветы!». Цель акции: включение обучающихся в природоохранную деятельность по защите редких и исчезающих растений, по восстановлению численности первоцветов, находящихся под угрозой исчезновения.. В ходе, которой выяснили, какие цветы называют первоцветами. Многие знали о подснежниках, но не думали, что мать-и-мачеха тоже первоцвет. Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно, когда их ломают и рвут. В природе нет ничего лишнего – все необходимо и взаимосвязано, у нее свои законы, вмешательство в которые чревато последствиями.

Бывает, что люди  даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

Охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды.

 НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым. В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

Приложение № 18

Конспект первой целевой прогулки – наблюдения в парк на тему: «Первоцветы»

Программные задачи.

Образовательные: вызвать у детей интерес к окружающей нас природе, расширять представления и знания детей о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни.

Развивающие: учить любоваться цветами, учить наблюдать, сравнивать, искать изменение в развитие роста цветка; активизировать внимание, память, развивать связную речь; учить видеть и воспринимать красоту первоцветов.

Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к природным сокровищам.

Ход наблюдения.

- Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк.  Понаблюдаем какие изменения в природе произошли в апреле, какие весенние цветы появились.  

- Дети, кто из вас знает какое сейчас время года, месяц? А какие признаки весны вы сейчас наблюдаете в природе? А какое настроение сегодня у вас? (Ответы детей)

Солнце лучиком играет, а снежок все тает, тает!

Птичкам стало не до сна, в гости к нам пришла… (весна)

- Да, правильно, наступила весна. Это красавица-весна принесла нам теплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот и поэтому у вас сегодня и настроение хорошее, веселое. Какие народные приметы весны вы знаете?

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Зима снегом богата, а весна водой.

Апрель с водою, май с травою.

- Скажите, а чем же мы любуемся весной?

- Правильно, ребята, цветочками. Но пока мы с вами видим только, первые листочки, не везде еще растаял снег. А вот посмотрите, здесь на проталинке скоро расцветет первый цветок, у него, если посмотреть повнимательнее, появился между зеленых листочков маленький бутончик. Наблюдение детей.

- Ребята, а кто из вас знает, как называется этот цветок? Ответы детей.

- Да, цветок называют чистяк весенний.

 - Послушайте, пожалуйста стихотворение Г. Гольдштадта про  замечательный, желтый, как солнышко цветок.

Лишь схлынут весенние воды, как будто кто охрой мазнет –

То водит чистяк хороводы, зимы сбросив тягостный гнет.

Бывало, что клубни мы ели его, не лишний он, значит, в природе,

Хотя ядовит – ого-го!

- Ребята, молодые весенние растения чистяка весеннего (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением! Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.

- На повторной прогулке мы обязательно к нему подойдем.

- А как  называют первые цветочки?

- Да первоцветы. А почему их так называют? Как вы понимаете это слово?

- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы в лесах, в парках, на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.        

- Ребята, мы обязательно сюда вернемся, чтобы полюбоваться  первоцветами на следующей прогулке.

        

       

Приложение № 19        

Конспект второй прогулки – наблюдения в парк на тему: «Первоцветы»

Программные задачи.

Образовательные: вызвать у детей интерес к окружающей нас природе, расширять представления и знания детей о весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни.

Развивающие: учить любоваться цветами, учить наблюдать,  сравнивать, искать изменение в развитие роста цветка; активизировать внимание, память, развивать связную речь; учить видеть и воспринимать красоту первоцветов.

Воспитательные: воспитывать  бережное отношение к природным сокровищам.

Ход наблюдения.

Ребята, сегодня мы с вами пойдем второй раз на экскурсию в парк. Обратите, пожалуйста, внимание, как изменилась природа и растения, которые мы видели на первой прогулке в апреле.

- Ребята, что изменилось на нашей полянке? Ответы детей.

- Правильно,  расцвели первые цветочки, снега на земле не осталось, много зеленой травки, на деревьях появились молоденькие листочки.

- Ребята, я загадаю загадки, о первоцветах, а вы найдите ответы на полянке.

- Он и мачеха и мать. Как цветочек этот звать? (Мать-и–мачеха)

- Желтые цветочки, лаковые щечки. Пятерные венчики, а листики изменчивы. (Чистяк весенний)

- В мае – желтый, а в июле – он пушистый мячик. На него мы чуть подули – взвился (Одуванчик)

- Есть у весеннего цветка, приметы, чтоб не ошибиться: листик – как у чеснока, а корона – как у принца! (Гусиный лук)

- Наша полянка очень яркая, повсюду цветы. Один из первых цветов, который появляется – это мать-и-мачеха. Этот цветок можно увидеть повсюду. Цветки этого растения похожи на одуванчик, но гораздо меньше и зацветает раньше. Но самое главное, цветки мать-и-мачехи распускаются до того, как появятся листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, - это мать. А верхняя, наоборот, жесткая, холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать-и-мачеха. Ребята, этот цветок не только красивый он еще и полезный. Когда вы простынете и у вас заболит горлышко, то мама может вас полечить чаем, приготовленным из мать-и-мачехи. А если в этот чай положить еще ложечку варенья малинового варенья, то простуда сразу отступит. Видите, как полезны бывают самые простые цветочки. Но, к сожалению, жизнь первых цветов короткая. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (Ответы детей)

- Правильно, цветами можно только любоваться. В стакане цветок простоит один день, а может быть меньше и завянет, зато на полянке, на природе он будет долго радовать всех нас.

- Ребята, давайте поиграем в игру: «Веночек». Считалкой выберем садовника.

Считалка: Шла купаться черепаха и кусала всех от страха: Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь!

Садовник: Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок.

Дети: Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться, будут нами любоваться.

Садовник ловит «цветы», а они от него убегают.

Воспитатель подводит итог наблюдения:

- Ребята, какие цветы мы встретили на полянке? Вы будете беречь цветы? Помните, без них на земле не будет красоты, не будут радовать нас своими яркими цветами луга, поля, парки, леса.

Воспитатель предлагает детям индивидуально рассмотреть цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир растений родного края

Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Уточнить и расши...

"Лекарственные растения родного края"

Занятие "Лекарственные растения родного края" разработан для детей старшего возраста....

Растения родного края озера Байкал

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.При ознакомлении детей с природо...

Игра-викторина в подготовительной группе "В мире растений родного края"

Предложенный материал содержит занимательные вопросы для детей подготовительной группы; интересные формы организации детей....

"Растения родного края"

С помощью презентации дети знакомятся с растениями родного края....

Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование представлений о животных и растениях родного края у дошкольников.

статья предназначина для работы воспитателей с детьми по ознакомлению  с окружающей природой....