Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Образ любящей мамочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Груздева Светлана Александровна

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Проблема нравственного и патриотического воспитания в наше время особенно актуальна. По результатам бесед и опросов выяснилось, что дети в недостаточной степени имеют представления о роли мамы в их жизни, её занятиях дома и обязанностях на работе. У родителей мало времени для общения с детьми. Существует проблема преобладания у детей потребительского отношения к матери. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания, взаимопомощи близкому человеку – маме, является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_obraz_lyubyashchey_mamochki.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Хвощевский детский сад «Солнышко» Богородского района

 Нижегородской области.

                                                                                                           

                       

Разработка НОД

по духовно-нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

«Образ любящей мамочки»

        

        Автор разработки :

        Груздева Светлана Александровна,                                                        

                                                                                             воспитатель

          МБДОУ  «Хвощевский детский сад»

с.Хвощевка.

 2017г.

Пояснительная записка.

Цели: Показать значение в жизни самого главного человека-Матери, формировать внимательное и бережное отношение к матери;

Познакомить  детей с земной жизнью мамы и установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание Пресвятой Богородицы как идеала материнства.

Сформировать представление о понятии послушания, любви.

Задачи:

Воспитывать у детей чувство добра, великодушия, любви и почитания матерей, Пресвятой Богородицы.

 Продолжать воспитывать нежность, ласку, доброту, уважение  по отношению к матери, женщине; способствовать гармонизации отношений между матерями и детьми.

Способствовать развитию речевой деятельности, обогащать  словарный запас за счёт слов: Богородица, Божия Мать, любовь, мама, заботится, прощать,  любить, поучать, шалить, благодарить.

 Развивать умение строить распространенные предложения.  

Развивать  долговременную память, творческие способности.

Состав группы воспитанников: мальчики, девочки.

Актуальность.

Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.

Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.

Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»

Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Проблема нравственного и патриотического воспитания в наше время особенно актуальна. По результатам бесед и опросов выяснилось, что дети в недостаточной степени имеют представления о роли мамы в их жизни, её занятиях дома и обязанностях на работе. У родителей мало времени для общения с детьми. Существует проблема преобладания у детей потребительского отношения к матери. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама, какой любви, заботы и уважения она заслуживает. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания, взаимопомощи близкому человеку – маме, является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Место НОД в программе дошкольного образования

Является формой реализации программы развития «Хвощевского детского сада»  «Родной край»  на 2015-2020 гг.

Предполагаемый результат.

У детей сформированы нравственно-патриотические чувства по отношению к матери, Родине, Пресвятой Богородице.

У детей повысится статус семьи, чувство гордости и уважения к своим маме и мамам других детей.

Дети проявляют уважение, любовь и заботу к мамам.

Дети имеют представление о матери, как всесторонне развитой личности, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности.

Формы организации: групповая.

Форма НОД: занятие с использованием ИКТ.

Методы и приемы

Наглядно-действенный метод :

• показ (педагогами, детьми);

• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод 

• чтение литературных произведений воспитателем;

• беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• сообщение дополнительного материала воспитателем;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций.

Практический метод

• организация продуктивной деятельности детей.

Формы работы

• Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)

• Словарная: активизировать словарь (Богородица, Божия Мать, любовь, мама, заботится, прощать,  любить, поучать, шалить, благодарить.)

• Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки(диск), занимательные игры).

Педагогические технологии:

•        интерактивная (постановка проблемной ситуации в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).

•        технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)

•        информационно-коммуникационная (сопровождение занятия презентацией)

Дидактическое оснащение и оборудование.:

- Мультимедийное оборудование:  (ноутбук, проектор, экран, диск DVD с мультимедийной презентацией «Мама, мамочка, мамуля», фотоальбом «У моей России длинные косички»)

- Другие средства: фотографии  мам,  игрушка «солнышко», шкатулочка,  шаблоны цветов, цветная бумага  или штампы разных цветов, тонированная бумага.

 - Репродукции икон: Пресвятой Богородицы Владимирской, Божьей Матери Всех скорбящих радость, Благовещенье Пресвятой Богородицы, Рождение Иисуса Христа.

Предварительная работа:

- Разучивание стихов о маме, пословицы о материнской любви.

- Прослушивание мелодии «Колыбельная».

Ход НОД:

Вводная часть: на ковре или подушечках.

Воспитатель:

(Слайд 1)    Дети, сегодня мы поговорим с вами  о наших мамах, о любви к маме. Звучит спокойная музыка про маму, воспитатель читает стихи

(Слайд 2) Знают взрослые и дети

Лучше мамы нет на свете!

Пробегут пускай года

Мама лучше всех всегда!

И в улыбке и в глазах,

И в поступках и в речах –

Доброта повсюду светит,

Знают взрослые и дети. **

Воспитатель:

   (Слайд 3)  Внимательно посмотрите, чьи это портреты на экране? (Это портреты наших мам).

     У каждого человека на свете есть самый дорогой и самый главный  человек в жизни – это мама.

   (Слайд 4)  Мама подарила нам самый бесценный подарок – это жизнь. Когда рождается ребёнок, то первый человек, который встречает его в этом мире – это МАМА.

С кем первым мы встречаемся,

Придя на белый свет –

Так это наша  мамочка

Её милее нет.  **

Воспитатель:

    (Слайд 5)    Чья это мама? А это чья мама?  (это мама Вики – Татьяна Ивановна, и т.д.)

      А как вы называете свою маму?  

Воспитатель:

    (Слайд 6)  Ребята, как вы думаете, почему фотографии  наших мам расположены вокруг солнышка?

(Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей лаской, добротой, как солнышко).

Воспитатель:

     Мама, мамочка. Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называем самого близкого и единственного человека.

(Слайд 7) Мама – это солнечный свет,

Взгляд  чудесных, ласковых глаз

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз.  **

 Воспитатель:

      Ребята, скажите, что делает для вас мама?

(Мама меня целует, ласкает, заплетает косички, варит обед).            

      Только ли он косички заплетает или ещё что-то делает?

 (обнимает, ласкает, понимает, играет, прощает, оберегает, сохраняет  и т.д.).

2. Основная часть:

Воспитатель:

Ребята, у каждого есть своя мама, но есть еще Божья Мама. Она пример для всех мам потому, что всех любит, оберегает, защищает, помогает.  

      (Слайд  8) Сегодня я хочу вам рассказать  о Матери заступнице, о Матери – Помощнице, о Пресвятой Богородице.

Воспитатель:

  (Слайд 9)  В одном городе жили муж и жена (Иоаким и Анна).

(Слайд 10).  У них до старости не было детей. Они усердно молились Богу. У них родилась дочь, которую назвали Марией. (Слайд 11)  Это была особенная девочка, больше всего Она любила молитвы. Когда Ей исполнилось три года, родители привели Её в храм. (Слайд 12). Мария жила при храме и молилась Богу. (Слайд 13)  Однажды  к ней прилетел Архангел и принес весть, что Она родит Иисуса Христа, Божьего Сына. Эта весть Её обрадовала. (Слайд 14) У Пресвятой Марии родился Сын. Мария всегда была с Сыном, заботилась о нем, поучала, наставляла правильно жить и хорошо относиться к людям».  Ей было труднее всех так как Её Сын был Божьим. Он пришел спасти всех людей.

Воспитатель:

      (Слайд 15) Посмотрите на образ Пресвятой Богородицы., как Мама Богородица ласково смотрит на Сына Иисуса?

(Во взгляде  большая сила любви, заботы.  Богородица нежно, ласково  обнимает Сына.)

Посмотрите, как она похожа  на наших мам.

И любит она нас всех самой сильной Божественной материнской любовью.  

А как смотрит на неё Сын, как обнимает?

 Она показывает пример, как нужно относиться к  своим мамам и папам. И мне бы хотелось, чтобы вы тоже ласково, заботливо относились к любимым мамам, слушались  их и не огорчали.

Воспитатель:

    Сейчас  я Вам расскажу  про знакомую девочку….

«На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит,  ищет свою маму. Народ спрашивает у неё: «Какая твоя мама? » А девочка сквозь слёзы говорит: «А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех! »

     Права ли ребята девочка?

                                 (Слайд 16)   Мама - лучшая на свете!

Нет добрее мамы и милей!

Заботится о нас,

Пока мы дети!

Вот повзрослеем,

            Позаботимся о ней!   **

Воспитатель:  Ребята, а вы  можете отблагодарить своих  мам за их любовь и заботу.

      А как бы Вы описали свою маму самыми добрыми словами. Какая твоя мама, Ксюша (обращение к ребенку по имени)? (можно передавать шкатулочку волшебную)

      Вывод делает воспитатель: (Моя мама добрая, ласковая, заботливая, нежная, сердечная, щедрая, понимающая, любящая как Богородица).

Воспитатель:

     Спасибо вам за ваши добрые слова я чувствую, как вы любите свою маму. А любовь в сердце,  рождается от любви к матери.

 

(Слайд 17) Физкультминутка: звучит мелодия песни «Мама - жизнь подарила…» Дети под музыку выполняют движения.

Воспитатель:

    Ребята я знаю одного мальчика Игната, и хотела бы вам рассказать про него одну историю. Послушайте, пожалуйста: «Жил-был Игнат со своей мамой. Игнат играл в саду. Мама смотрела в окно. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: - Что это ты делаешь, сынок? Мальчик отвечал: - Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу. Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку».

Беседа по рассказу

Воспитатель:

- Что сделал мальчик Игнат? ( Игнат посадил садик).

- Как мама поблагодарила сына?

(Мама поцеловала его беленькую головку).

Воспитатель:

    Да, дети, мама ничего не сказала сыну, а просто его поцеловала. Часто поступки важнее слов. Но надо не забывать, благодарить, своих близких за добрые дела.

 Игра-перечисление:

Воспитатель:

    Сейчас мы с вами поиграем. Будем передавать игрушку друг другу, у кого игрушка - тот благодарит маму за то, что она для тебя сделала. Например: я благодарю маму за то, что она испекла вкусные пирожки, помогла мне застегнуть куртку, сшила мне красивое платье, прочитала книгу и т.д.)

Воспитатель:

      Спасибо, ребята за ваши добрые, ласковые слова для мамы.

Ребята, а сколько у нас  с вами мам? ( Богородица, своя мама)

А я вам загадаю  загадку:  

Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь- скучаешь.

Как зовут это место, знаешь?  (Родина)

.А ещё ребята, у нас с вами есть третья мать - это наша Родина. Посмотрите и послушайте.  (Слайд 18) (Фотоальбом «У моей России длинные косички»)

Получается, что у нас три мамы. Одна рядом с нами, другая – Царица Небесная и третья наша Родина, где мы с вами живём. (Слайд19)

3. Итог занятия:

Воспитатель: О ком сегодня мы с вами говорили на занятии?

(Мы говорили о наших мамах, о Матери Божией).

Воспитатель: Мы поговорили о наших мамах. Мы любим их за заботу, ласку, потому что наши мамы – самые лучшие.

Воспитатель: я хотела бы, чтоб  вы росли добрыми, любящими и заботливыми детьми.

Художественное творчество: (музыкальное сопровождение):

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы можем приятное сделать для наших мамочек.

(Ответы детей) Подарок. Закройте глаза и представьте букет цветов, который вы хотели бы подарить своей маме.

Вечером  наши мамы придут, и мы им подарим букеты цветов.

- Из каких цветов будет состоять твой, Дашенька, букет?

•        Может огненных красных маков, внутри которых черный уголек;

•        А может из самых обыкновенных голубых незабудок похожих на чистое голубое озерцо;

•        Из белых ромашек;

•        Сиреневых колокольчиков;

•        Или чудесных роз; Роза – царица цветов, ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

Может быть, вы подарите маме букет

•        ландышей, душистых  в чистоте своей;

•        букет васильков во ржи;

•        одуванчик, полный жизни, солнца.

 (Слайд  20) «Аве Мария» классика (дети делают подарки)

Воспитатель: Замечательные букеты у вас получились.

Ребята, сегодня  вы придете домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки.

Можно ничего ей не говорить, она и так все поймет. Почувствуйте тепло своего сердца. Пусть глаза вашего сердца омоются слезами благодарности  к маме за то, что вы есть.

 (слайд 21)

Воспитатель: Пресвятая Богородица! Радуйся, чтоб дети росли добрыми,  любили мам, всех вокруг и верили в Бога.

Список литературы:

  • « Духовно- нравственное воспитание школьников в семье»   (сборник материалов для проведения бесед с родителями)  г. Киров 2012г.  МОАУ ДПО ЦПКРО.( см. раздел 2 «Как прекрасно слово мама» Патурова  Г.Д.)
  • Репродукции Икон:

1)    Богородица

 http://pravoslavnue.ucoz.ru/photo/3-0-77-3

http://crestik.ucoz.ru/forum/38-88-34

2)    Владимирская Богоматерь http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post127660397/

http://ivanpalech2.narod.ru/photoalbum.html

3)  Рождение Исуса Христа    http://www.internetcerkov.ru/pagenotes/photo/view/2/4/3115

http://www.elit-crimea.ru/holidays/istoriya-rozhdestva-xristova/

http://artnow.ru/ru/gallery/200/8058/picture/0/order176254.html

4)  Анна и Иаким http://artnow.ru/ru/gallery/200/8058/picture/0/order176254.html

  • Гладких, Л.П. Основы православной культуры: научн-метод.пособие для педагогов детских садов/ Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Е.М. Меньшиков: Курск. Гос.универс. – Курск, 2008.
  • "Энциклопедия маленького христианина", Грабовская В, В., автор-составитель, РООССА! Лучшие книги мира! - с. 137


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...