Главные вкладки

    Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Нефедова Ольга Вячеславовна

    Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_umniki_i_umnitsy.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект мероприятия  

    по ознакомлению детей с русской народной культурой

    в подготовительной группе на тему:

    «Умники и умницы»

    Цель:

     Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры.

      Задачи:

    1. Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
    2. Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
    3. Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
    4. Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
    5. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.

    Актуальность темы:

    История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Хотелось бы, чтобы дети имели представление о жизни русского народа в далекие времена: что пели, во что играли, что сочиняли, что носили.

    Предварительная деятельность воспитателя:

    • Изготовление материала, оборудования необходимых для мероприятия.
    • Сбор информации о русских национальных костюмах, самобытном укладе предков.
    • Подготовить слайды о русских национальных костюмах
    • Просмотр фотографий, видеофильмов, посещение заочного музея «русские национальные костюмы», быт русского народа.
    • Чтение р.н.сказок, небылиц, потешек (некоторые выучить)
    • Познакомить с пословицами и поговорками о песне.
    • Познакомиться с р. н. играми, танцами.
    • Подготовить значок с буквой «У»

    Оборудование:

                         Печь русская, скамейки, коврики, самовар, посуда, угощения,          гуашь, кисти, силуэты, сарафаны и рубахи, салфетки. Хозяйка избы встречает гостей (детей), интерактивная доска, компьютер, слайды, музыка.

    Ход мероприятия.

                        Слайд №1 «Быт русского народа»

    Хозяйка:   Милости просим, гости дорогие. Проходите, проходите да рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на лавочки и коврики). Рада снова видеть вас у себя в избе. Сегодня для вас я приготовила игру «Умники и умницы». Уж очень хочется узнать кто из вас лучше всех знает историю русского костюма. (Звучит музыка, входят скоморохи Фома и Ерема).

    Скоморохи: Здравствуйте честной народ,

                           Мы пришли к вам оба

                           Фома да Ерема.

                           На людей посмотреть

                           Себя показать

                           Да небылицы рассказывать (небылицы).

    Хозяйка:   Ой, и насмешили же вы нас. А хотите поиграть с нами? Присаживайтесь на коврики, да слушайте внимательно. Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать на них. За правильный ответ получите вот такую букву «У». Она обозначает – умник ты или умница. А в конце игры подсчитаем буковки и узнаем кто же победитель.

    Викторина:

    (Викторина проводится с использованием интерактивной доски. Дети отвечают на вопросы, а затем правильный ответ открывается на доске, если ответ правильный, то выглядывает солнышко).

    1. Чем отличается головной убор замужней женщины от

     головного убора девушки? (волосы у первой спрятаны, а у

     второй выставлены на показ).

    Показ слайда №2 (замужняя женщина и незамужняя девушка).

    1.  Что носили на голове девушки, как называется головной убор? (обруч, ленты, банты, косники).

          Показ слайда №3,4 (головные уборы, которые носили девушки).

                        3.   А какие головные уборы носили замужние женщины?

                              (платки, кички…).

                               Показ слайда №5,6 (головные уборы замужних женщин)

    4.   Что такое «онучи»? (нога, обмотанная в холстину и обутая в

          лапти).

          Показ слайда №7 («онучи»)

    1.  Какую обувь носили на Руси?  (лапти, валенки, сапоги,

          меховые сапоги, бес каблучные сапоги).

          Показ слайда №8 (лапти, валенки, сапоги)

     

    1.  Что составляет основу русского костюма? (рубаха).

    Показ слайда № 9 (рубаха)

    1.  Что одевали поверх рубахи? (сарафан).

    Показ слайда № 10 (сарафан)

    1. Назовите разновидности мужских рубахи. Чем подпоясывали рубахи (косоворотка, рубаха с застежкой спереди, кушак).

    Показ слайда № 11 (косоворотка, рубаха с кушаком)

         

    1. Как назывались в старые времена брюки у мужчин? (порты или штаны сшили из очень грубой ткани).

         Показ слайда № 12,13 (порты, штаны)

    1. Какому цвету отдавал предпочтение русский народ? Почему? (защищает от злых духов, красивый).

    Показ слайда №14, 15 (русская народная одежда)

    Хозяйка:   Какие вы молодцы, как много знаете о русских костюмах.

                       А  умеете ли вы его украшать? Давайте с вами вспомним узоры,

                       которыми украшали мастерицы свою одежду.  

                      Показ слайда №16(узоры, которыми расшивали русские

                      народные костюмы.). обратить внимание в каких местах вышивали

                      узоры.

                         

                       Подойдите пожалуйста к столу, там есть все необходимое для

                       того, чтобы нарисовать свой узор на сарафане или рубахе (работа

                       детей, награждение всех детей буквой) (звучит музыка).

                       Показ слайда №17

    Ребенок:   Музыка звучит и вот

                       Детвора плясать идет (исполнение танца «Кадриль»).

    После танца дети садятся на коврики.

    Беседа на тему: «Живет в народе песня».

    Хозяйка:  Ребята, а вы знаете, что русский народ славен не только танцами и

                      рукоделием, но и песней задорной или лирической колыбельной.

    Пословицы, которые мы знаем о песне.

    Пословицы:

                       

    1. Где песня поется, счастливо живется.
    2. С песней и труд спорится.
    3. Был бы запевала, а подголоски найдутся.
    4. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
    5. Хорошо живется, хорошо поется.

    Давайте мы с вами вспомним русскую народную песню «Во кузнице».

    Исполнение песни.

    Молодцы, хорошо исполнили песню (награждаются буквами).

    Хозяйка:  Все то вы знаете. А вы знаете русские народные игры?

    Дети:        Да.

    Хозяйка:  А какие?

    Дети:        (ответы).

    Хозяйка:  Давайте поиграем в игру «Гори ясно». Но прежде выберем ведущего.

                      С помощью какой считалки ты будешь выбирать (современной или

                      старинной).

    Выбор ведущего (игра 2 раза).

    Хозяйка:  Предлагаю еще вспомнить игру «Плетень». Проверим, кто

                      быстрее умеет плести плетни (игра).

    Хозяйка:  Молодцы, за такую работу и угощение надо. Что тут у нас печка

                      наша приготовила? Ай да здесь сушки. Пряники, баранки. Давайте

                      мы сядем с вами рядком, да чайку попьем с угощениями.

    Чаепитие, подсчет голосов, призы из сундука.

    Выводы: По костюму человека всегда можно было точно определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий на это указывали форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки. Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.

    Взаимодействие с родителями:

    1) Предложить родителям найти р.н. пословицы о песне, поговорки, небылицы, потешки, сказки, прочитать их детям; вспомнить как можно больше сказок и мультфильмов, в которых присутствует русские народных костюмы, рассмотреть;

    2) Рекомендовать родителям посетить заочно «Музей русских народных костюмов». Рассмотреть фото иллюстрации быта русского народа .

    3) Изготовить совместно с ребенком одежду различными способами (аппликация, пластилиновая живопись, пошив костюмов и т.д.) и принести их в детский сад;

    4) Организовать выставку совместных работ по теме «Русские национальные костюмы»;

    5)   Попросить родителей принести предметы того времени ( платки, рубахи, лапти, чугунок и др.)

    Конспект НОД

    познавательная область «художественное творчество» (рисование)

    подготовительная группа.

    «Русская народная одежда»

    Цели: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского

    народного костюма.

    Задачи:

    Образовательные: Расширять знания детей о русской народной культуре.

    Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов.

    Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные

    особенности.

    Развивающие: Развивать художественные способности, фантазию.

    Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству

    Материалы и оборудование:

     Мультимедиапроектор;

     Слайд-шоу с русской народной одеждой;

     Русская народная одежда: шаль, лапти, сарафаны и рубашки по

    количеству детей;

     Ленточки красного, зеленого, синего цветов;

     Подборка русских народных песен;

     Образцы орнамента;

     Цветные карандаши, фломастеры по количеству детей;

     Коробка-сюрприз;

     Магнитная доска.

    Ход НОД:

    В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла – это русская шаль. Вам

    интересно, почему я так оделась? На этой неделе мы с вами разговаривали о

    гардеробе, шаль это предмет стариной одежды. С чем же я хочу вас сегодня

    познакомить? Что вы знаете из старинной одежды? Я приглашаю вас

    посмотреть, какая была одежда и как ее украшали.

    Дети проходят в зал под русскую народную музыку.

    В: добрый день, гости званные, желанные,

    Рады мы всем гостям, как добрым вестям!

    Всех примечаем, душевно встречаем,

    Присесть приглашаем.

    Просмотр слайдов русских народных костюмов: сарафаны, косоворотки,

    кокошники, картузы.

    В: у меня есть коробка-сюрприз. Что в ней может быть? (Ответы детей).

    Воспитатель достает сарафаны и рубашки и предлагает детям примерять.

    Остановить слады на изображении мальчика и девочки.

    В: Гости к празднику готовы,

    Посмотрите на обновы –

    Сарафаны расписные

    Да рубашечки льняныеМальчика зовут Иван

    А на Марье сарафан.

    Хотят с вами подружиться,

    Вместе петь и веселиться.

    В: У наших Ивана да Марьи есть друзья, которые тоже хотят повеселиться,

    но у них не украшены наряды.

    Не танцует, не поет

    Развеселый наш народ.

    Сарафан у них простой –

    Белый, а не расписной.

    Не украшена рубашка –

    Нет и вышивки на ней.

    Все исправить, все украсить

    Просят вас они скорей.

    Дети выбирают, что они будут украшать: сарафан или рубашка.

    В: Давайте рассмотрим, по каким правилам украшалась одежда в старину.

    Узоры составлялись из геометрических и растительных орнаментов

    (рассматривание образцов украшений). Сарафан и рубашку нужно закрасить

    цветными карандашами, а орнамент в полосе – фломастерами. Чему бы вы

    хотели сегодня научиться? (Ответы детей). Повторите, что и как будем

    рисовать?

    Дети работают под звучание русской народной музыки. Физкультминутка:

    русские народные движения под музыку.

    В: Готовые работы отправляем на выставку (магнитная доска). Оцените

    свою работу. Чему хотели научиться? Все ли получилось? Можно с Иваном и

    Марьей в пляс пускаться. Но у вас немного не завершенный наряд. Девочкам

    в старину завязывали на голову цветные ленточки, а мальчикам нужно

    подвязать рубашку поясом. Выберите себе ленту по цвету. Красного цвета –

    если у вас сегодня все получилось, зеленого – были трудности в работе,

    синего – ничего не получилось, (дети объясняют выбор).

    В: А в коробке еще что-то есть. Как вы думаете? Это старинная обувь –

    лапти. Кто первый вспомнит, из чего она сделана, тот первый оденет, (дети

    уходят в группу, где продолжают примерку).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    "История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

    Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну красок».:

    Закрепить знания о живописи, как об одном из видовизобразительного искусства. Закрепить виды живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.  Познакомить детей с картинами художников ...

    Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе "Россия - Родина моя"

    Конспект занятия направлен  на патриотическое воспитание детей, на формирование у них чувства любви к Родине о родному краю. Дети всесторонне рассматривают данную тему, начиная от географических ...

    Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

    Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»

    Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....