Экскурсия в городской парк в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Савичева Елена Валентиновна

Познакомить детей с охраняемыми территориями Городецкого края, с ценными и видами растений и животных. Пробуждать желание побывать в этих местах и увидеть богатую природу нашего края, заботиться о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_gorodskoy_park.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект экскурсии в городской парк

в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с охраняемыми территориями Городецкого края, с ценными и видами растений и животных. Пробуждать желание побывать в этих местах и увидеть богатую природу нашего края, заботиться о ней.

Предшествующая работа: беседа "Лекарственные растения", "Птицы наши друзья", "Зеленый друг", целевые прогулки на луг, в сквер, лес. Наблюдения за деревьями, цветами, насекомыми. Чтение книг о природе. Проведение праздника "День рождения Земли", КВН "Берегите Землю", рассматривание картин о природе.

Материал: карта-схема Городецкого парка, знаки – флажки, текст  стихов о природе, лупа.

 

 


Ход экскурсии.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на  экскурсию в городской парк. А вы знаете, где он находится?

Ответы детей: В центре города.

Воспитатель: Какие здания расположены около парка?

Ответы детей: Городская администрация, больница, банк,  церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь с монументом погибшим в годы ВОВ, Феодоровский монастырь.

Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами пойдем в парк.

-  Посмотрите, вот эта брусчатая дорожка, украшенная цветниками и клумбами  и приведут нас  в любимое место отдыха детей и взрослых. Парк этот был создан руками людей и деревья посажены здесь в определенном порядке.

Вопрос к детям: Кто знает, как называются эти асфальтные дорожки по краям, которых посажены деревья?

Ответ детей: Аллеи.

Воспитатель: Правильно, когда-то  на месте пустыря были посажены деревья, поставлены для отдыха удобные скамейки, урны, для мусора, размещены аттракционы, детская площадка, тир. Все это создано для того, чтобы люди могли уединиться от городской суеты в тихом уголке природы – парке. Сейчас это заповедное место считается памятником природы, который нужно беречь и охранять. А почему вы поймете сами во время нашей экскурсии. Сейчас мы с вами пройдем по аллеям парка, будьте внимательны и назовите деревья, которые вы увидите.

Дети перечислят: Липы, березы, клены, орешник, рябина.

Воспитатель: Давайте прочтем стихи о деревьях.

" Клен"

- Распускается  весной

  Клен нарядный – лист резной.

  Каждый листик, как звезда.

   Клен узнаешь без труда.

" Береза"

 - Березка белый сарафан надела,

   Кудри завила, косы заплела.

   До чего-же хороша

   Словно девица – душа!

" Орешник"

- Опустел в лесу скворечник

   Травы стелются, как мех

   Слушай, дядюшка – орешник,

   Подари - ка мне орех.

" Липа"

- Липа расцвела в июне

  Соком сахарным пошла.

  Ароматом, словно тюлем

  Вся окуталась она.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а чем отличаются деревья?

Ответ детей: У них разные стволы, кроны, листья, семена, ягоды.

Воспитатель:  Предлагаю поиграть  вам в игру: " 1,2,3 – к дереву беги!"

( Игра повторяется со сменой заданий)

Воспитатель: А что вы знаете о пользе деревьев?

Ответ детей: Листья деревьев выделяют кислород.

Воспитатель: Правильно, ведь не зря деревья называют "легкими планеты". В парках, лесах дышится легко.

Дети:

- Деревья создают тень, спасают от жары.

- На деревьях птицы вьют гнезда, питаются их семенами и плодами.

- В коре деревьев живут насекомые.

Воспитатель: Молодцы, вот сколько пользы приносят деревья. К сожалению, они сейчас находятся в большой опасности, гибнут от рук человека, от загрязненной почвы, воды. Нужно беречь зеленый наряд планеты.

 Послушайте стихи и скажите, о чем нас просят деревья.

Выросла липка маленькой и гибкой-

Не ломай меня

Медоносным цветом зацвету я летом-

Береги меня.

В полдень надо мною спрячешься от зноя-

Вырасти меня!

Вопрос к детям: О чем просит липка?

Ответ детей:

- Не ломать её.

- Поливать, вырастить.

Воспитатель: Липовый цвет очень полезен при  простуде, его отваром лечат кашель, пыльцу с цвета собирают пчелы, затем несут её в ульи, люди готовят очень полезный и вкусный мед. Но иногда человек собирает мед с липы неосторожно, ломает ветки и дерево может погибнуть.

-Послушайте  жалобу ещё одного дерева. ( Л. Татьяничева)

Её ломают ветками огромными

Молоденьких деревьев - не щадят,

И тянется за дачными вагонами

На плач похожий горький аромат.

Вопрос к детям:  О чем это стихотворение?

Ответ детей: Люди весной, когда цветет черемуха, ломают её целыми букетами.

Воспитатель: Да, черёмуху, обламывают так, что иногда голые ветки торчат, как иглы из примятой листвы, а ведь черемухой можно любоваться, не повреждая её. На поврежденной черемухе не будет ягод. Это дерево занесено в Красную книгу.

- А какие ещё деревья и кустарники привлекают своим цветением?

Ответ детей: Сирень, жасмин, розы.

Воспитатель: Правильно, а вот некоторые растения научились защищать свои красивые цветы, например шиповник или роза.

- Как вы думаете, с помощью чего они это делают?

Ответ детей: На ветках цветов есть шипы.

Воспитатель: Правильно. Ребята посмотрите под ноги на траву, какие знакомые растения вы видите?

Ответ детей: Подорожник.

Воспитатель: Правильно – это подорожник.

- А что вы знаете об этом растении?

Ответ детей: Это лекарственное растение, его прикладывают к ранкам, заваривают при кашле.

Воспитатель: Расскажите стихотворение о подорожнике.

Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут на тропинке у ног.

Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

- Какие лекарственные растения вы ещё знаете? Назовите их.

Ответ детей: Ромашка, тысячелистник, мать- и –мачеха, клевер- кашка, ландыш, фиалка.

Воспитатель: Правильно, ребята, все это лекарственные растения:

 На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка.

Гвоздика, колокольчик, смолка хвощ как елка!

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки.

Еще много разных травок,

У тропинок и канавок,

И красивых и пушистых

Разноцветных и душистых.

- Все эти растения растут на полянах, лугах, лесах и оврагах. А вот некоторые лекарственные растения ещё и украшают цветники и клумбы парков, садов. Подойдите к этому красивому цветнику, и найдите лекарственное растение.

Ответ детей: Это календула (ноготки).

Воспитатель: Правильно.

- Ребята, все растения, приносят большую пользу людям, животным и насекомым. Без них нет  жизни на Земле. Цветущие растения украшают нашу Землю, радуют людей. Их нельзя рвать большими букетами, топтать ногами.

- Послушайте стихотворение.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица.

И доброе лицо им показать.

-Ребята, в парке много не только  деревьев, кустов и растений, но и разнообразен его и животный мир. Здесь можно встретить ёжика, белку. Нужно только внимательно приглядеться, быть наблюдательными и осторожными. Послушайте, голоса, каких птиц можно услышать?

Ответы детей:

-Громко кричат грачи и вороны.

- Чирикают воробьи.

- А это  трель соловьёв.

- На тропинке воркуют голуби.

Воспитатель:

Посмотрите, а что это за птица сидит на ветке?

 Возле домика в саду,

 На шесте высоком

 Поселился певец

 Замечательный …..( Скворец)

- Правильно – это скворец, посмотрите как он вытаскивает клювом из трещин  ствола дерева жучков.

- А как называется домик скворца?

Ответ детей: Скворечник.

Воспитатель: Многие птицы строят свои дома – гнёзда на высоких деревьях, весной в эти уютные гнездышки птицы откладывают яйца, из которых и появляются  забавные птенцы. А некоторые птицы вьют свои гнезда в кустах и даже в траве. Гнезда разорять нельзя!

- Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в своем жилище птица

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Воспитатель: Чем же питаются птицы?

-Ответ детей: Плодами и семенами деревьев, насекомыми.

Воспитатель: Обратите внимание вот на эти дорожки на земле, их проложили дождевые черви, пропуская через себя почву с остатками растений, тем самым рыхлят землю. Где можно увидеть червяков?

Ответ детей: На грядках, в огороде, в саду, в лужах после дождя.

Воспитатель: Как вы думаете, кто же питается червями?

Ответ детей: Птицы, ежи, лягушки, кроты, землеройки.

Воспитатель: Послушайте загадку.

- На дорожку вышли рожки.

 " Вы не будете бодать?" –

 Я потрогал их немножко,

 Рожки спрятались опять.

 Круглый домик. Может гномик.

 В этом домике живет?

 Но волшебный этот домик

По дорожке сам ползет.

Вопрос к детям:  Кто это?

Ответ детей: Улитка.

Воспитатель: Правильно, посмотрите это виноградная улитка, а здесь на листочке мы видим слизня. Это удивительные существа, все у них не так как у всех: глаза находятся на руках – щупальцах, зубы на языке, а ходят они на одной ноге. Слизень – вредитель, он объедает листья растений, но он является полезным кормом для птиц. Каких ещё насекомых можно увидеть в парке? Давайте посмотрим. (дети находят и рассматривают паука – крестовика на паутине, жука – навозника, жужелицу, бабочек, кузнечиков)

- Ребята, природа парка очень богата и разнообразна, часами можно наблюдать за ней, узнавая все новое и новое. В природе все взаимосвязано, одни живые организмы не могут существовать без других. Сегодня мы это увидели.

- Скажите, а что произойдет, если не будет парков, не будут петь птицы и высиживать птенцов?

Ответ детей: Негде будет отдыхать людям.

- Исчезнут насекомые, животные.

Воспитатель: Какой же можно сделать вывод?

Ответ детей: Природу надо беречь! Озеленять скверы и парки, сажать цветы на клумбах.

Воспитатель: Правильно, ребята, став друзьями природы, нужно научиться правильно, оказывать ей помощь, учиться любить и жалеть  всё живое в природе. И если вы заметили, что у дерева ветка сломана, гнездо разорено или цветы помяты, значит, природа в опасности и ждёт помощи человека, нашей с вами помощи:

- Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.  ( Д. Родович)

- А сейчас я вам, ребята, предлагаю обойти парк и вот такими значками отметить объекты, нуждающиеся в охране, в помощи и указать эти объекты на карте парка. А потом мы с вами составим " Жалобную книгу природы"