Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие на остров»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Леонова Любовь Валентиновна

Конспект по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей подготовительной группы

 «Путешествие на остров»

Программное задачи :

Образовательные:

- Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)

- Закрепить умение выявть свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.

- Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.

Развивающие:

   - Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Воспитательные:

- Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

Материалы, оборудование. 

  Бутылка с запиской алгоритмом; поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон) ; сундук с различными материалами: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса; корзинка с бананами, записка со схемой алгоритмом.

 На каждого ребёнка: поднос, пипетка, магнит, ложечка, ножницы, фломастер, камень, стакан с водой, образцы различных материалов: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, белый халат, карта – схема.

Ход занятия:

Мотивационно - ориентировочный этап

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Ребята давайте мы начнём наш день с добрых слов благодарности:

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться на прогулку к морю, посмотреть, как оно встречает новый день, хотите? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.

(включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря)

Посмотрите, вот мы и на месте. Скажите, какое море? (ответы детей)

(слайд: бутылка вынесенная волной)

Ой, ребята, что это? (обращает внимание на бутылку, которую вынесло морем) В бутылке, какая то записка, как вы думаете, что это может быть? Разворачивает листок, на нём изображена схема.

(слайд: схема)

Поисковый этап

Воспитатель: Ребята, что нам хотели этим сказать? (предположения детей) Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как же мы туда доберёмся? (Дети высказывают предположения). Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.

- Какими свойствами должна обладать лодка?

(Держаться на воде и не тонуть)

- Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?

(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)

- Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего? », «Что нам для этого потребуется? »

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент.

В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? » (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

• Что получилось?

• Какие выводы ты сделал?

• А как это получилось?

• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?

• А это значит.

Примерные выводы детей:

• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.

• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.

• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.

• А поролон сильно намокает — это плохо.

• Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь!

(звучит шум моря, крик чаек) (слайд: море)

Воспитатель: Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается.

(слайд: остров)

Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль.

Воспитатель: Кажется, я вижу землю, мы совсем близко.

(Звучит музыка папуасов)

Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Ребята, а вот и сундук, который был нарисован на схеме. (Воспитатель берёт сундук и открывает его). Посмотрите, в этом сундуке находятся различные материалы. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы? (предположения детей) Я тоже думаю, что они просто не знают, что это такое, и просят нас объяснить. А для того чтобы жителей острова познакомить с этими материалами, нам необходимо определить их свойства. Как это можно сделать? (Провести опыты с ними) .

Практический этап( сбор материала)

Воспитатель: В сундуке находятся различные материалы, каждый пусть выберет себе по одному.

Виталий, что ты выбрал для исследования? Диана, а ты что взяла? Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Ребята, обратите внимание, что на разных столах находится разный материал для исследования. Вам нужно найти своё место в соответствии с тем материалом, который вы выбрали. (Дети расходятся по своим рабочим местам). Я предлагаю вам надеть халаты.

Слайд (ученые)

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы провести опыты, у каждого на столе есть карточки-схемы. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Дети совместно с воспитателем комментируют каждый символ) .

Воспитатель: Для того, чтобы вы всё запомнили и могли рассказать о своём материале, я предлагаю вам зарисовать результаты ваших открытий в этих карточках. Приступайте, пожалуйста, к опытам.

(звучит спокойная, тихая музыка и шум моря)

(Проведение самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками).

Воспитатель: Мы работу завершили, Всё на место положили! Мы друг другу не мешали, И друг другу помогали!

Воспитатель: После того, как вы хорошо поработали, я предлагаю немного размяться.

Поиграем в игру «Веселые человечки». Вы знаете, что всё окружающее состоит из маленьких частичек, мы будем их называть человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода, а воздух они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки. (Камень, молоко, кислород, дерево, вода, металл, компот, воздух и т. д)

Воспитатель: Ребята, вы немного отдохнули, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь по кругу на тёпленький песочек. Давайте расскажем о проделанной вами работе. Воспитатель обращается к ребенку с вопросом: Какой материал ты исследовал? Расскажи, какие данные ты получил, опираясь на свои схемы (каждый ребёнок рассказывает о свойствах материала, который исследовал) .

Ребята, у нас получились вот такие зарисовки о свойствах природных материалов. Для чего мы это делали? (ответы детей) Скажите, а что можно придумать, чтобы наши листочки не разлетелись по одному, ведь они важны для туземцев. (предположения детей)

Воспитатель: Давайте ребята, сделаем книгу, чтобы её было удобно хранить. (дети сшивают листы, изготавливая книгу)

Воспитатель: А теперь мы подарим эту книгу жителям острова, что бы они научились использовать эти материалы в своей жизни. Для этого мы положим её в сундук. (дети кладут книгу в сундук, и закрывают его). Ой, ребята, посмотрите, здесь ещё одна корзина, в ней бананы и какая то записка .

(Слайд со схемой)

(дети стараются расшифровать послание) Это вас благодарят жители этого острова, за помощь (угощает детей).

Воспитатель:А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.

(звучит шум моря, слайд: море)

Мы опять плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Скажите, для чего мы делали книгу? Как вы считаете, справились ли мы с заданием? Какую информацию мы приготовили для жителей острова? Испытывали ли вы трудности в работе? Как вы с ними справились? Понравилось ли вам путешествие?

Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.