Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие на остров»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
для детей подготовительной группы
«Путешествие на остров»
Программное задачи :
Образовательные:
- Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)
- Закрепить умение выявть свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.
- Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.
Развивающие:
- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Материалы, оборудование.
Бутылка с запиской алгоритмом; поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон) ; сундук с различными материалами: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса; корзинка с бананами, записка со схемой алгоритмом.
На каждого ребёнка: поднос, пипетка, магнит, ложечка, ножницы, фломастер, камень, стакан с водой, образцы различных материалов: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, белый халат, карта – схема.
Ход занятия:
Мотивационно - ориентировочный этап
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Ребята давайте мы начнём наш день с добрых слов благодарности:
Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед.
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам, и вам, и вам.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться на прогулку к морю, посмотреть, как оно встречает новый день, хотите? Тогда закрывайте глазки и мы отправляемся.
(включается фонограмма «шум моря», на экране появляется изображение моря)
Посмотрите, вот мы и на месте. Скажите, какое море? (ответы детей)
(слайд: бутылка вынесенная волной)
Ой, ребята, что это? (обращает внимание на бутылку, которую вынесло морем) В бутылке, какая то записка, как вы думаете, что это может быть? Разворачивает листок, на нём изображена схема.
(слайд: схема)
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, что нам хотели этим сказать? (предположения детей) Вы правильно догадалась, нас просят о помощи, жители одного далёкого острова. Хотите помочь? Но, как же мы туда доберёмся? (Дети высказывают предположения). Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.
- Какими свойствами должна обладать лодка?
(Держаться на воде и не тонуть)
- Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?
(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)
- Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?
Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.
Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего? », «Что нам для этого потребуется? »
Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент.
В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? » (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)
Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:
• Что получилось?
• Какие выводы ты сделал?
• А как это получилось?
• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?
• А это значит.
Примерные выводы детей:
• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.
• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.
• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.
• А поролон сильно намокает — это плохо.
• Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь!
(звучит шум моря, крик чаек) (слайд: море)
Воспитатель: Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается.
(слайд: остров)
Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль.
Воспитатель: Кажется, я вижу землю, мы совсем близко.
(Звучит музыка папуасов)
Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Ребята, а вот и сундук, который был нарисован на схеме. (Воспитатель берёт сундук и открывает его). Посмотрите, в этом сундуке находятся различные материалы. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы? (предположения детей) Я тоже думаю, что они просто не знают, что это такое, и просят нас объяснить. А для того чтобы жителей острова познакомить с этими материалами, нам необходимо определить их свойства. Как это можно сделать? (Провести опыты с ними) .
Практический этап( сбор материала)
Воспитатель: В сундуке находятся различные материалы, каждый пусть выберет себе по одному.
Виталий, что ты выбрал для исследования? Диана, а ты что взяла? Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Ребята, обратите внимание, что на разных столах находится разный материал для исследования. Вам нужно найти своё место в соответствии с тем материалом, который вы выбрали. (Дети расходятся по своим рабочим местам). Я предлагаю вам надеть халаты.
Слайд (ученые)
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы провести опыты, у каждого на столе есть карточки-схемы. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Дети совместно с воспитателем комментируют каждый символ) .
Воспитатель: Для того, чтобы вы всё запомнили и могли рассказать о своём материале, я предлагаю вам зарисовать результаты ваших открытий в этих карточках. Приступайте, пожалуйста, к опытам.
(звучит спокойная, тихая музыка и шум моря)
(Проведение самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками).
Воспитатель: Мы работу завершили, Всё на место положили! Мы друг другу не мешали, И друг другу помогали!
Воспитатель: После того, как вы хорошо поработали, я предлагаю немного размяться.
Поиграем в игру «Веселые человечки». Вы знаете, что всё окружающее состоит из маленьких частичек, мы будем их называть человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода, а воздух они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки. (Камень, молоко, кислород, дерево, вода, металл, компот, воздух и т. д)
Воспитатель: Ребята, вы немного отдохнули, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь по кругу на тёпленький песочек. Давайте расскажем о проделанной вами работе. Воспитатель обращается к ребенку с вопросом: Какой материал ты исследовал? Расскажи, какие данные ты получил, опираясь на свои схемы (каждый ребёнок рассказывает о свойствах материала, который исследовал) .
Ребята, у нас получились вот такие зарисовки о свойствах природных материалов. Для чего мы это делали? (ответы детей) Скажите, а что можно придумать, чтобы наши листочки не разлетелись по одному, ведь они важны для туземцев. (предположения детей)
Воспитатель: Давайте ребята, сделаем книгу, чтобы её было удобно хранить. (дети сшивают листы, изготавливая книгу)
Воспитатель: А теперь мы подарим эту книгу жителям острова, что бы они научились использовать эти материалы в своей жизни. Для этого мы положим её в сундук. (дети кладут книгу в сундук, и закрывают его). Ой, ребята, посмотрите, здесь ещё одна корзина, в ней бананы и какая то записка .
(Слайд со схемой)
(дети стараются расшифровать послание) Это вас благодарят жители этого острова, за помощь (угощает детей).
Воспитатель:А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.
(звучит шум моря, слайд: море)
Мы опять плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Скажите, для чего мы делали книгу? Как вы считаете, справились ли мы с заданием? Какую информацию мы приготовили для жителей острова? Испытывали ли вы трудности в работе? Как вы с ними справились? Понравилось ли вам путешествие?
Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей подготовительной группы "Путешествие по Поволжью" с использованием ИКТ
Данная разработка ориентирована на детей подготовительной группы с целью знакомства их с народами Поовлжья, их культурой, национальными особенностями, а аткже воспитание толерантности у детей дошкольн...
Конспект НОД для детей подготовительной группы "Путешествие на планету Сат-Нам".
Дети отправляются на планету Сат-Нам, чтобы спасти жителей от грусти и печали и вернуть им радость и смех. Ребят на пути ожидают разные препятствия....
Конспект досуга для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам в поисках клада»
Петрова Е.В.Конспект досуга для детей подготовительной группы«Путешествие по сказкам в поисках клада»Цель: воспитывать любовь к семье...
Конспект занятие для детей подготовительной группе «Путешествие по родному городу»
Воспитывать чувство любви к своей «малой Родине»....
Конспект НОД Для детей подготовительной группы «Путешествие в старину»
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие в старину»...
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам» Воспитатель: Гавердовская Г.В.
Задачи:-продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками;-учить узнавать сказки по характерным признакам, по рисункам, загадкам; ребусам-активизировать речь, обогащать...