Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тарасова Марина Юрьевна

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад

Работа по ранней профориентации дошкольников в свете ФГОС

«Ребенок в мире профессий»

(знакомство с профессиями родителей)

Выполнила

воспитатель старшей группы

Тарасова Марина Юрьевна

с. Воскресенское 2017г

Содержание

  1. Введение                                                                                3-4 стр.
  2. Актуальность темы проекта                                                   5 стр.

Введение

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект « Ребёнок в мире профессий».

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Ребёнок в мире профессий» (знакомство с профессиями  родителей).

Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации».

 У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

 Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

Слайд 3. Цель: Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Слайд 4

Задачи: Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

• Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Слайд 5.

Вид проекта: познавательный, информационный, творческий

Участники проекта: воспитатель, дошкольники, родители (законные представители)

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-май)

Место проведения: МКДОУ Воскресенский детский сад

Возраст: 5-7 лет

Слайд 6. Гипотеза проекта

Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.

Слайд 7. Планируемый результат

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми  значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

      - сформированность  знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

       - пополнение лексики воспитанников;

умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

  Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

  Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Слайд 8. Условия реализации проекта

  • Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
  • Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Слайд 9. Этапы проекта

1 этап (организационный):      выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации  экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.

2 этап (практический): реализация тематического плана через посещение предприятий и организаций, организацию совместной и самостоятельной деятельности, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.

3 этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Слайд 10. Методы сбора информации

  1. Анализ современных образовательных программ ДОО
  2. Обследование предметно-пространственной среды
  3. Беседы с детьми
  4. Анкетирование родителей
  5. Анализ планирования
  6. Наблюдение за играми

Слайд 11. «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления) Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Откуда можно узнать?

Слайд 12.

Профессий много есть на свете

Это знают даже дети.

И профессий нет не важных –

Вам об этом скажет каждый

  • Мастер плетения из лозы
  • Доярка
  • Птичница
  • Тракторист, комбайнер
  • Повар

Слайд 13.

1 этап – организационный

Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с решаемыми задачами проекта

Создание и подбор презентаций

 Подбор художественной литературы и фотоматериалов

 Беседы с родителями (законными представителями)

 Налаживание контактов с ближайшими предприятиями и  организациями (швейный цех, крестьянское хозяйство «Лоза», совхоз «Панинский», фермерское хозяйство д. Дубакино)

Слайд 14. Этап 2 - практический

План выполнения проекта (интеграция образовательных областей)

Социально-коммуникативное развитие  

 Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, птичница, доярка, тракторист, мастер плетения из лозы).

Рассказы  о разных профессиях.

Экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие

Знакомство с профессиями родителей.

Встречи с интересными людьми.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

Д. Родари  «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие.

Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?».

Художественно-эстетическое развитие

Изо. деятельность (на темы «На ферме», «Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие

Конкурсы, подвижные игры  (« Изобрази профессию» и т.д.)

Физкультурные занятия («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)

Игровая деятельность

(Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Ферма» и др.)

Работа с родителями

Встречи с интересными людьми, рассказы родителей о своих профессиях

Слайд 15 Экскурсии и наблюдения

В процессе реализации проекта был организован целый ряд экскурсий.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас ,кормление и доение скота)

Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Слайд 16  Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. В игре дети отражают труд взрослых.

 Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:

  • сюжетно – ролевая игра.
  • театрализованная игра –  игра , в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
  • дидактическая игра.

Дидактическая игра –  игра  обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Приложения

Слайд 17 ,18 Алгоритм ознакомления с профессиями

Слайды  19,20,21,22,23,24 – знакомство с профессиями (фото)

Слайды 25,26,27 – – знакомство с профессиями в игре (фото)

Слайд 28  - Итог работы. Вывод

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью  рассказывали о профессиях своих родителей.  Думаю, что после реализации данного проекта  вопрос, кем быть,  не застанет  их врасплох. У родителей появился интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

Реализация проекта  показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес  детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Слайд 29 Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями

Нужно рассказывать детям о профессии родителей. Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами  и  приспособлениями,  понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие  придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Слайд 30 Ресурсное обеспечение

Алешина Н.В. Ознакомление Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.

Шадрина Л.Г., Фомина Е.П.  Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.

Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

18.Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

19.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

20.Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

21.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010

22.Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

23.Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

24.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

25.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

26.Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.

900 igr.net

ма-лень-кая страна.рф