Конспект познавательной основной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Целью данной основной образовательной деятельности (ООД) является формирование элементарных представлений о зимующих птицах (снегире, синице, воробье, сороке, вороне, голубе, галке, свиристеле,), об их внешнем виде и подкормке в зимнее время. В ходе ООД у детей развивался интерес к наблюдению за птицами, внимание, память и воспитывалось бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zim_ptitsy_podg_gr.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе

Тема: «Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Программное содержание: формировать элементарные представления о зимующих птицах (снегире, синице, воробье, сороке, вороне, голубе, галке, свиристеле,), об их внешнем виде и подкормке в зимнее время. Познакомить с зимующими птицами, с их особенностями, обогащать словарь: зимующие, перелётные птицы, кормушка, птичье меню. Развивать интерес к наблюдению за птицами, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: презентация, таблица «Зимующие птицы», иллюстрации зимующих птиц, 2х домашних птиц, 2х перелётных,  различных видов кормушек, перья птиц, корм для птиц на подносе (семена подсолнечника, арбуза, корки белого и черного хлеба и др.); картина «Дети насыпают корм в кормушки для птиц»; для эксперимента прозрачная баночка с водой на дне, камни мелкие.

Ход ООД.

  1. Орг. момент.
  2. Рассказ  о зимующих птицах с показом иллюстраций и презентации.

- Какое сейчас время года? Сегодня мы поговорим о птицах, и о том, как им выжить в холодное зимнее время.

- Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (у них есть крылья, перья, клюв, 2 ноги). - Кто из вас помнит, как называют птиц, которые с приходом осени улетают в тёплые края? (перелётные).

- Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? (зимующие)

- Каких зимующих птиц вы знаете? (пищуха, поползень, корольки, клёст, дятел и др.)

  Посмотрите на картинку,  кто знает, как называется эта птица? Это – снегирь - маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на ней – клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки. Очень любит клевать ягоды рябины. Также рябиной любят лакомиться – свиристели. Они прилетают к нам из северных стран и остаются на всю зиму. Это очень нарядная птица с хохолком на голове. Поют они негромко, обычно посвистывают, поэтому их песню прозвали прозвали свиристелями.

  Маленькую птичку с жёлтой грудкой называют синицей. Лакомством для неё считается несолёное сало. Это – ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы. Она очень громко кричит.

  Эту маленькая птичку с коричневыми перышками, конечно, все знают и называется она как?  (воробей). Они летают небольшими стайками, перепрыгивают с ветки на ветку  и чирикают.

  По размеру больше воробья сорока, у неё длинный хвост с чёрными перьями, а по бокам у неё белые пёрышки.

           Это – галка. (Показ иллюстрации). Размером она примерно с голубя (33 см), черная с серыми шеей и верхом головы. Само название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка», а также каркает по-вороньему. Звонкое «кау» или «кья». Попробуйте сами произнести «кау». (Звукоподражание). Живут они в лесах и парках, селятся и рядом с человеком. Это очень сообразительные птицы. Послушайте рассказ о ней.

Рассказ Л.Н. Толстого «Галка и кувшин»

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

Давайте проверим, получится ли у нас так, как у галки в рассказе.

Экспериментирование (высокая баночка с водой на дне; камушки в миске). Дети по очереди бросают мелкие камни в баночку и проверяют, поднимается ли к горлышку вода.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»:

  1. Это маленькие подвижные птички в холодную погоду сидят плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Их часто можно увидеть в городах и посёлках, у них перья коричневого цвета и короткие округлые крылья (воробьи).
  2. Это красивая птица с чёрной шапочкой на голове, с белыми щеками и чёрной полоской как галстучек на шее и с желтым брюшком (синица).
  3. У этой  птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные, а брюшко красное. Эта птица любит кушать ягоды рябин (снегирь).

Физкультминутка  «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны. Кар-кар-кар (громко),  кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают. Кар-кар-кар (тихо) (дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Воробьишки - воробьи,  маленькие пташки,

 И. п. – о. с. Руки согнуты в локтях, ладони под мышками. Движения локтями вниз, в стороны.

 Надевайте поскорей новые рубашки.

Наклоны вперед с потягиванием ног и тела от ступней до плеч.

 В гости вас ворона ждет, пироги для вас печет.

Ноги на ширине плеч, повороты в стороны с разведением рук в стороны вправо, влево.

 Поскорей, поскорей в гости вы летите к ней! Прыжки вокруг себя вправо, влево.

У всех птиц есть перья (показываю), они лёгкие, мягкие, у других животных перьев нет. Перья – это одежда птиц, они спасают её от ушибов, от холода и жары, их цвет спасает птицу  от врагов.

Самое страшное для птиц зимой не холод, а голод. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное время.

– Чем человек может помочь зимующим птицам?

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе  им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда

Им будет легко пережить холода!

 Кормушки для птиц бывают самые разные из различных материалов: дерева, пластмассы, картона. – Посмотрите внимательно, что есть у кормушки?  (у неё есть дно, куда насыпают корм: зернышки, семечки, хлебные крошки. У нее есть крыша, которая укрывает корм от снега. Еще у кормушки есть веревочка, за которую ее подвешивают за дерево, потому что птички летают высоко, там им легче будет увидеть корм, а еще на дереве им никто не помешает клевать зернышки – ни кошки, ни собаки их не достанут). Укрепляя кормушку нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно и нужно регулярно очищать её от снега.

– А знаете ли вы, как правильно подкармливать птиц? Зимой клади птицам на кормушку:
семена подсолнечника, проса, арбуза, дыни, тыквы; семена сорняков: лебеды, крапивы, репейника; плоды и семена деревьев и кустарников; крошки белого хлеба, несолёное сало;
НЕЛЬЗЯ КОРМИТЬ  чёрным хлебом, солёным салом, перловкой, горохом.

Закрепление полученных знаний.

Задание: из предложенного корма (разные его виды) выбрать только тот, которым разрешается подкармливать зимующих  птиц.

1. Игра «Кто здесь лишний» (среди иллюстраций с изображением зимующих птиц размещаю домашнюю птицу, перелётную). Дети находят лишнюю картинку, и объясняют, почему она лишняя.  Например, синица, воробей, ворона, ласточка;

                                   Клёст, свиристель, попугай, голубь.

                                    Снегирь, сорока, галка, курица.

2. Сейчас я загадаю вам загадки  о птицах:

1)  Грудка ярче, чем заря,  у кого? (у снегиря)

2) Как лиса среди зверей, эта птичка всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона)

3) Угадай, какая птица, бойкая, задорная,

Ловкая, проворная, звонко тенькает: тень-тень.

Как ой хороший зимний день! (синица)

4) Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)

5) Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (воробей)

  1. Игра на развитие памяти «Какая зимующая птица улетела?» (дети закрывают глаза, в это время убирается 1 картинка с изображением птицы).

  1. «Где ошибка?». Если услышите ошибку, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…-Что неправильно? (мухи). Мухи - это кто?

         -Аисты, вороны, галки, макароны…  - Что не так?

Голуби, куницы.

Страусы, чижи.

Чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки  – Где ошибка?

Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы. – Все вы молодцы!

- О каких зимующих птицах рассказано в этом стихотворении? (голуби, синицы, галки, вороны).

Итог занятия. 

- О каких птицах мы с вами сегодня говорили ? (о зимующих). Почему мы их так называем?

- Как люди помогают зимующим птицам?

- Как называется «птичья столовая»? Из чего можно изготовить кормушки?

-  Каких птиц мы можем увидеть у наших кормушек?

Рефлексия: - Что больше всего вам понравилось делать на занятии?

- Как вы думаете, где вы сможете применить полученные на занятии знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Зиму провожаем, а весну встречаем»

При организации непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Зима»

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.Устанавливать причинно-следственные связи.Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.Развивать познавательный интерес к окруж...

Конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Перед вами развернуты конспект   психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности  в средней  группе  по теме «Зимующие птицы»...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

Формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект ООД по интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе На тему: «Зимующие птицы»

Расширить и уточнить представления у детей о зимующих птицах.- Развивать память, внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.- Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

Цели :познакомить детей с зимующими птицами.Задачи: изучать их особенности;воспитывать любовь к природе;развивать интерес к наблюдению за птицами;обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушк...