Главные вкладки

    Экологический проект " Тайны Природы" ( подготовительная к школе группа)
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Тайны природы», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . и программой  Николаева С.Н.  « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

    Программа предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnova_proekta_vremena_goda_2017-2018g.docx41.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

     623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул.  переулок Кировский, д. 3 «А»

     ПРОЕКТ

     «Тайны природы»

    (подготовительная к школе группа)

    Воспитатель: Горкина С.С.,

    первая категория.

    2017 г.

    Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

    с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

    Здесь в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                                                                                        В. Сухомлинский

     Актуальность. 

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Поэтому, была создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.                                             
    Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал
    проект «Тайны природы», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . и программой  Николаева С.Н.  « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

    Программа предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования.

    В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности.

    Тем более, что летом был реализован проект «Разговор с природой» , который  способствовал новому проекту на учебный год и созданию мини- музея «Чудо – дерево».

    Поэтому , в  качестве объекта наблюдений и исследований – Дерево.

    Деревья – самые крупные представители растительного мира – всегда занимали в жизни людей особое место. Деревья окружают нас постоянно, и не все обращают на них внимания. Дети воспринимают их как неживые объекты. Наша цель – показать и рассказать детям, сколько информации скрывает в себе дерево. Дерево – прекрасный объект  наблюдений и сенсорного развития; способствует развитию логического мышления детей. Сравнение сходных и отличительных признаков способствует активации мыслительной деятельности детей, развивает речь. С деревом детям легче общаться, легче представить своим другом.

    Проект:  «Тайны природы»

    Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

    Форма организации проекта: индивидуально - групповая.

    Срок реализации: сентябрь-май  ( 2017-2018 года)

    Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.

    Руководитель проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель группы.

    Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской  познавательно-исследовательской деятельности.

    Цель: способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных познавательных и  экологических  технологий, обеспечивающих  условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

    Задачи проекта:

    для педагога:

    • совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического  и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной  инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
    • создание системы элементарных  представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.

    для детей:

    • развивать познавательный интерес к родной природе, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование,   поисково -познавательную  деятельность;
    • воспитание  осознанного,  целесообразного отношения  к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей;
    • отражать  полученные знания в  различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
    • способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
    • воспитывать уважение к природе, восхищаться  её мудростью  и красотой природы.

    для родителей:

    • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
    • систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.

    Проблема для детей: что дают деревья для жизни людей  и его обитателей: пользу или вред?

    Методы, используемые в реализации проекта:

    Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

    Наглядные:  иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые  объекты, театральное представление.

    Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

    Принципы проекта:

    Принцип научности-

    -предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

     Принцип целостности-

    - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

    Принцип систематичности и последовательности-

    - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

    Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания-

    - предполагает реализацию идеи  приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

    Принцип доступности- 

    - предполагает построение процесса обучения  дошкольников по  возрасту ;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

    Принцип активного обучения-

    - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование  форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

    Принцип креативности-

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Принцип результативности-

     -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    1.Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.

    2.Зона «Кладовая природы» в группе.

    3.Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД,  наглядный и демонстрационный материал, сценарии развлечений и т.д.).

    4.Библиотечка юного эколога.

    5.Подборка  научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.

    6.Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

    7. Строительный ресурс  « Лесная зона» (конструкторы, строительный и природный, бросовый  материал).

    8.Зона театра и драматизации.

    Этапы проекта:

    1.Подготовительный этап:

    1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.

    2.Определение цели, исходя из интереса детей.

    3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    4.Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

    2. Основной этап:

    1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

    2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

    3.Заключительный этап:

    1.Подведение итогов проекта.

    2.Оценка достигнутых результатов. 

    Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными  произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Поэтому, проект имеет 5 разделов, каждый из которых по- своему интересен и важен.

    Названия

    раздела

    Содержание раздела

    «Лесная зона »


    Создание развивающей среды:

    Оформление уголка природы по сезонам « Времена года».

    (зона  представлена разными видами деревьев, созданные из природного и бросового материала, обитателями  леса).

    Изготовление папки, дневника наблюдения за объектами природы «Деревья детского сада». Природные объекты поселка: аллея  ЦДО,  парк культуры и отдыха,  сосны и ели на аллее Славы.  

    Использование тематических  физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики, дидактические игры.

    Демонстрационный материал: деревья в картинках, репродукции художников, иллюстрации, аудиозапись альбома П.И. Чайковского «Времена года», дидактические игры и т.д.

    « Птичий двор»

    Оформление макета «Наше дерево» в уголке природы,  на котором  находятся птицы нашего края, созданные трудом взрослых и детей, из природного и бросового материала, экспонаты пчел и  насекомых. Демонстрационный материал: птицы в картинках, репродукции художников, иллюстрации, аудиозапись  голосов птиц.

    Лаборатория

    « Кладовая природы»

    В лаборатории собраны коллекции камней, шишек, семян, гербарии засушенных цветов, растений, ракушек и т.д.

    Демонстрационный материал и наглядный по темам  « Природа родного края», « Птицы нашего края» , « Животные леса» ,

    «Лечебные растения « и т.д.

    « Природная библиотека с игротекой»

    « Творческая галерея»

    Формирование знаний о явлениях природы, о характерных признаках и различиях  живой природы, с помощью  научной, энциклопедий и художественной литературы, дидактических, подвижных игр  по возрасту детей.

    Альбомы «Времена года», « Деревья» , « Птицы» , «Насекомые» ,

    « Ягоды» , « Грибы» и т.д.  

    Составление мини-рассказов, загадок о деревьях, птицах, растениях,   насекомых и т.д.

    Создание  книжек - малышек ,коллективных композиций. Оформление тематических выставок.

    Создание альбома «Времена года в рисунках детей».

    Создание коллективных композиций «Весеннее пробуждение или сказочный парк», «Чародейкою природой околдован зимний парк», «Осень краски разводила и деревья преобразила». 

    Оформление тематических выставок.

    Создание пейзажей в разное время года.

    Овладение различными способами изображения деревьев.

    Умение пользоваться разными художественными материалами при рисовании одной темы.

    Ожидаемые результаты для детей:

    • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
    • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
    • Овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно-исследовательской,  творческой  деятельности.
    • Сформированы представления о профессии – эколог, природовед, лесничий.
    • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
    • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

     Ожидаемые результаты для родителей:

    • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Ожидаемые результаты для педагогов:

    • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
    • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

    Использованная методическая литература:

    1. Примерная  основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
    2. Бондаренко Т.М., экологические занятия с детьми 5 лет, Воронеж, издательство ТЦ «Учитель», 2006 г.
    3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, Познавательное развитие , Воронеж, ТЦ. «Учитель», 2004г
    4. Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, (5-7 лет), Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
    5. А.И. Иванова, Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, ТЦ Сфера, 2005 г.
    6. Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
    7. Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.

          

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический ринг "Тайны природы".

    Ринг проводится с педагогами, как заключительная часть педагогического совета по экологтческому воспитанию....

    Экологический проект «Волшебница Природа» (подготовительная к школе группа)

    В рамках проекта воспитанники более подробно знакомятся с последовательностью выращивания бобовых культур. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительно...

    Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.

    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....

    Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»

    Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразн...

    Экологический проект в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

    Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами вст...

    МБДОУ детский сад №1 № «Солнышко» МР Кигинский район РБ "Экологический проект в подготовительной к школе группе «Берегите природу»". Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Рамазанова Айгуль Галимулловна с. Верхние Киги 2019г  

       Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировозрения у людей, начиная с дошкольного возра...