Экологический проект " Тайны Природы" ( подготовительная к школе группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Тайны природы», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . и программой  Николаева С.Н.  « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

Программа предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_proekta_vremena_goda_2017-2018g.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул.  переулок Кировский, д. 3 «А»

 ПРОЕКТ

 «Тайны природы»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель: Горкина С.С.,

первая категория.

2017 г.

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                                                                                    В. Сухомлинский

 Актуальность. 

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Поэтому, была создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.                                             
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал
проект «Тайны природы», который разработан и осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . и программой  Николаева С.Н.  « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

Программа предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности.

Тем более, что летом был реализован проект «Разговор с природой» , который  способствовал новому проекту на учебный год и созданию мини- музея «Чудо – дерево».

Поэтому , в  качестве объекта наблюдений и исследований – Дерево.

Деревья – самые крупные представители растительного мира – всегда занимали в жизни людей особое место. Деревья окружают нас постоянно, и не все обращают на них внимания. Дети воспринимают их как неживые объекты. Наша цель – показать и рассказать детям, сколько информации скрывает в себе дерево. Дерево – прекрасный объект  наблюдений и сенсорного развития; способствует развитию логического мышления детей. Сравнение сходных и отличительных признаков способствует активации мыслительной деятельности детей, развивает речь. С деревом детям легче общаться, легче представить своим другом.

Проект:  «Тайны природы»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально - групповая.

Срок реализации: сентябрь-май  ( 2017-2018 года)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.

Руководитель проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель группы.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской  познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных познавательных и  экологических  технологий, обеспечивающих  условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

для педагога:

  • совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического  и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной  инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • создание системы элементарных  представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.

для детей:

  • развивать познавательный интерес к родной природе, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование,   поисково -познавательную  деятельность;
  • воспитание  осознанного,  целесообразного отношения  к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей;
  • отражать  полученные знания в  различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, художественно – эстетической;
  • способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях;
  • воспитывать уважение к природе, восхищаться  её мудростью  и красотой природы.

для родителей:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.

Проблема для детей: что дают деревья для жизни людей  и его обитателей: пользу или вред?

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные:  иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые  объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Принципы проекта:

Принцип научности-

-предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

 Принцип целостности-

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности-

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания-

- предполагает реализацию идеи  приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности- 

- предполагает построение процесса обучения  дошкольников по  возрасту ;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения-

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование  форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности-

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности-

 -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.

2.Зона «Кладовая природы» в группе.

3.Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД,  наглядный и демонстрационный материал, сценарии развлечений и т.д.).

4.Библиотечка юного эколога.

5.Подборка  научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.

6.Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

7. Строительный ресурс  « Лесная зона» (конструкторы, строительный и природный, бросовый  материал).

8.Зона театра и драматизации.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:

1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.

2.Определение цели, исходя из интереса детей.

3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2. Основной этап:

1.Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

3.Заключительный этап:

1.Подведение итогов проекта.

2.Оценка достигнутых результатов. 

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными  произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Поэтому, проект имеет 5 разделов, каждый из которых по- своему интересен и важен.

Названия

раздела

Содержание раздела

«Лесная зона »


Создание развивающей среды:

Оформление уголка природы по сезонам « Времена года».

(зона  представлена разными видами деревьев, созданные из природного и бросового материала, обитателями  леса).

Изготовление папки, дневника наблюдения за объектами природы «Деревья детского сада». Природные объекты поселка: аллея  ЦДО,  парк культуры и отдыха,  сосны и ели на аллее Славы.  

Использование тематических  физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики, дидактические игры.

Демонстрационный материал: деревья в картинках, репродукции художников, иллюстрации, аудиозапись альбома П.И. Чайковского «Времена года», дидактические игры и т.д.

« Птичий двор»

Оформление макета «Наше дерево» в уголке природы,  на котором  находятся птицы нашего края, созданные трудом взрослых и детей, из природного и бросового материала, экспонаты пчел и  насекомых. Демонстрационный материал: птицы в картинках, репродукции художников, иллюстрации, аудиозапись  голосов птиц.

Лаборатория

« Кладовая природы»

В лаборатории собраны коллекции камней, шишек, семян, гербарии засушенных цветов, растений, ракушек и т.д.

Демонстрационный материал и наглядный по темам  « Природа родного края», « Птицы нашего края» , « Животные леса» ,

«Лечебные растения « и т.д.

« Природная библиотека с игротекой»

« Творческая галерея»

Формирование знаний о явлениях природы, о характерных признаках и различиях  живой природы, с помощью  научной, энциклопедий и художественной литературы, дидактических, подвижных игр  по возрасту детей.

Альбомы «Времена года», « Деревья» , « Птицы» , «Насекомые» ,

« Ягоды» , « Грибы» и т.д.  

Составление мини-рассказов, загадок о деревьях, птицах, растениях,   насекомых и т.д.

Создание  книжек - малышек ,коллективных композиций. Оформление тематических выставок.

Создание альбома «Времена года в рисунках детей».

Создание коллективных композиций «Весеннее пробуждение или сказочный парк», «Чародейкою природой околдован зимний парк», «Осень краски разводила и деревья преобразила». 

Оформление тематических выставок.

Создание пейзажей в разное время года.

Овладение различными способами изображения деревьев.

Умение пользоваться разными художественными материалами при рисовании одной темы.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно-исследовательской,  творческой  деятельности.
  • Сформированы представления о профессии – эколог, природовед, лесничий.
  • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

 Ожидаемые результаты для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
  • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Использованная методическая литература:

  1. Примерная  основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой . 2014г.
  2. Бондаренко Т.М., экологические занятия с детьми 5 лет, Воронеж, издательство ТЦ «Учитель», 2006 г.
  3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, Познавательное развитие , Воронеж, ТЦ. «Учитель», 2004г
  4. Л.С. Журавлева, Солнечная тропинка – занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром, (5-7 лет), Москва, Мозаика – синтез, 2006г.
  5. А.И. Иванова, Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек, Москва, ТЦ Сфера, 2005 г.
  6. Николаева С.Н., Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, Москва, 1995 г.
  7. Соломенникова О. А., Экологическое воспитание в детском саду, Москва, Мозаика 2009 г.

      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический ринг "Тайны природы".

Ринг проводится с педагогами, как заключительная часть педагогического совета по экологтческому воспитанию....

Экологический проект «Волшебница Природа» (подготовительная к школе группа)

В рамках проекта воспитанники более подробно знакомятся с последовательностью выращивания бобовых культур. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительно...

Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»

Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразн...

Экологический проект в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами вст...

МБДОУ детский сад №1 № «Солнышко» МР Кигинский район РБ "Экологический проект в подготовительной к школе группе «Берегите природу»". Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Рамазанова Айгуль Галимулловна с. Верхние Киги 2019г  

   Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировозрения у людей, начиная с дошкольного возра...

Экологический квест «Знатоки тайн природы» для старшей группы

Экологический квест разработан ввиде конкурсов с заданиями. Дети разделены на 2 команды.За правильные ответы дети  получают  пазл из картинки"Лес".Участники: дети, ведущий, леший....