Экологический проект «Уголок природы в нашей группе»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Палкина Виктория Игоревна

Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразные комнатные растения, коллекция природного материала. Все природные объекты дают возможность детям наблюдать за растениями, в последствии ухаживать за ними (полив, рыхление, опрыскивание, с природными материалами ребята могут не только играть, но и проводить небольшие эксперименты (морские камни, ракушки, песок, шишки, семена растений).«Огород Почемучек» является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни, где дети имеют возможность проявлять активность и самостоятельность, бережное отношение к растениям. Дети учатся видеть эстетическую красоту растений, бережно относиться к ним, желание ухаживать за объектами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kalendar_prirody.docx340.49 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Уголок природы в нашей группе»

№1 «Почемучки».

Тип проектаэкологический, исследовательский, долгосрочный

По продолжительности: 3 года ( с 2017 – 2020)

Возраст детей: 4 – 7 лет

Образовательная область«Познание». Ребенок открывает мир природы.

Интеграция образовательных областей«Социализация»«Труд»«Коммуникация»

«Художественное творчество»«Безопасность».

Актуальность проекта:

Заложить любовь к природе, (растениям, животным) можно только в младшем возрасте. Потом изменить мировоззрение и взгляды человека на окружающее чрезвычайно сложно, именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Наблюдая за детьми, нам захотелось, познакомить детей с природой, не выходя их группы, для этой цели был создан объект под названием: «Огород Почемучек», в котором представлены разнообразные комнатные растения, коллекция природного материала. Все природные объекты дают возможность детям наблюдать за растениями, в последствии ухаживать за ними (полив, рыхление, опрыскивание, с природными материалами ребята могут не только играть, но и проводить небольшие эксперименты (морские камни, ракушки, песок, шишки, семена растений).«Огород Почемучек» является местом систематического труда и наблюдений (на занятиях и в повседневной жизни, где дети имеют возможность проявлять активность и самостоятельность, бережное отношение к растениям. Дети учатся видеть эстетическую красоту растений, бережно относиться к ним, желание ухаживать за объектами природы.

Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, процессе этой деятельности ребенок получает познавательные знания.

Ожидаемые результаты:

Уголок несет в себе не только эстетическую функцию, но и позволяет приобщать детей к экологическому воспитанию, трудовой деятельности, экспериментальной. Это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию группового пространства, наблюдений в природе. Все это позволяет, не покидая территории детского сада знакомить детей с растениями, приобщать к природе, быть ближе к ней, желание ухаживать за растениями, бережно относиться к объектам живой природы, повышать уровень экологических знаний детей.

Цель проекта: создание благоприятных условий в группе для экологического воспитания детей

Задачи:

формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

- Сформировать у детей элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

-Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе;

- Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

- Развивать интерес к явлениям и объектам природы.

-Пополнить развивающую среду в группе.

Организация уголка природы способствует:

развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;

формированию элементарных экологических представлений;

воспитанию умения вести себя в природе;

воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.

Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:

Центр природы в соответствии с ФГОС  и СанПин.
У каждой группы детского сада есть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в центр природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами.  Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13
Растения, которые помещаются в центр природы, должны быть безопасны. Не допускается иметь в центре природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Декабрь Наблюдения за комнатными растениями.

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему?

Продолжать учить пользоваться календарем природы Консультация для родителей.

«Наблюдаем за живой и неживой природой»

Февраль Огород на окне Наблюдение за воспитателем посадка лука, уход, рыхление и полив. Выращивание овощей и зелени.Как ведут себя листочки, если растение поворачивать (растениям требуется свет).

Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений Прогулка и её значение для здоровья детей

 Март Рассматривание комнатных растений.

Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.

Апрель Комнатные растения, похожие на кустик»

Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами: деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями.

3. Д/игры«Продайте то, что назову»«Найди, о чём расскажу»«Найди растение по названию».

Консультация «Весна идет весне дорогу.

Май Комнатные растения на участке Пересадка петунии и бархатцы на участок и посев семян цветов. Посадка семян огородных растений (лук, горох, бобы, салат, редис, кабачок). Кустики клубники: уход, рыхление и полив. Наблюдение за стадиями роста растений: появление ростка, бутона, листьев. Превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т. д. В ходе наблюдения отмечают изменения растущего растения и те признаки, которые остаются неизменными (форма листьев, цвет бутона, характер стебля и т. д.) 

Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.(лэпбуки «домашние животные, овощи и птицы» и кормушки для птиц).

Этапы проекта Содержание работы с детьми Взаимодействие с родителями

1 этапподготовительный

1. Составление плана работы по проекту.

2. Сбор, накопление материала.

3. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. (лэпбуки «домашние животные).

5. Создать проект экологического уголка в группе. - Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

-Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.

- Изготовления вместе с детьми лэпбука «весна, осень, зима».

2 этапосновной

 1. Подготовка консультаций по теме для родителей «Игры экологического характера»«Наблюдаем за природой всей семьёй»

2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке в средней группе за живой и неживой природой.

4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года.

5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.

6. Подбор стихов о временах года.

7. Подбор картинок на тему праздники

8. Картотека бесед экологического характера.

9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года

10. Подбор экологических сказок для детей.

 - Участие в подборе дидактического материала.

- Развешать кормушки для птиц на участке совместно с детьми.

- Рекомендовать родителям наблюдать и фиксировать наблюдения

- Консультация для родителей

«Наблюдаем за природой всей семьёй»

- Консультация для родителей

«Игры экологического характера» (создание картотеки «экологические игры с элементами триз».

3 этапзаключительный

1. Обобщение материалов проекта.

2. Создание уголка природы в группе.

3. Презентация проекта на педагогическом совете.

4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными результатами. Презентация уголка природы для родителей

Заключение.

Опыт внедрения уголка природы в нашу группу, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с уголком природы на всехэтапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.

В будущем данный проект поможет воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования.

Практическая значимость проекта состоит в том, что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии.

Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»          

                               Сухомлинский В. А.

Список используемой литературы:

-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другомЭкологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

-Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

-Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

-Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

-Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическомвоспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

-Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.