НОД по экологии "Зимующие птицы нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Копченова Татьяна Евгеньевна

Знакомство детей с зимующими птицами Тульского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 18»  (учебный корпус «Мультяшки»)

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

«Зимующие птицы нашего края»

                                                Воспитатель: Копчёнова Т.Е.

Тула, 2017

Цель:

1.Закреплять представления о зимующих птицах нашего края.

2.Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.

3.Дать представление о том, как должна выглядеть кормушка.

4.Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, загадок, стихотворений, песен.

5.Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

6.Обогатить знания детей интересными фактами из жизни птиц.

7.Воспитывать любознательность, усидчивость, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение за птицами на прогулке, чтение стихов и рассказов о птицах.

Оборудование: запись птичьих голосов, картинка с изображением улетающих на юг птиц, видеозапись физкультминутки, картинки с изображением зимующих  птиц, кормушка, корм для птиц, перья, плакат «Кормим птиц зимой», фишки для викторины, эмблемы «Знатоки птиц».

Ход занятия.

     - Дети, послушайте внимательно эти звуки. (Дети слушают голоса птиц). Кого вы слышите? Правильно, это птичьи голоса. Эти звуки можно услышать в лесу летом. Но сейчас лес спит, не шумит. Почему же не слышно птичьих голосов? (Ответы детей). Конечно. Одни птицы улетели в тёплые края. (Воспитатель показывает картинку с изображением улетающих на юг птиц). А другие перебрались поближе к человеку, чтобы рядом с ним было легче пережить зиму.

Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? Правильно, перелётные. А как называют птиц, которые остаются на зиму в наших краях. Правильно, зимующие.

     - Отгадайте следующие загадки.  (Дети отгадывают загадки, а воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением птиц).

1.Птичка  -  невеличка
   В сером армячишке
   По дворам шныряет,
   Крохи собирает. (Воробей)

2.Непоседа - невеличка,

   Желтогруденькая птичка.

   Ем я сало и пшеничку,

   А зовут меня …(синичка).

3.Эта птица болтлива,

   Воровата, суетлива,

   Стрекотунья - белобока,

   А зовут её …(сорока).

4.Как лиса среди зверей,

   Эта птица всех хитрей.

   Прячется в зелёных кронах.

   А зовут её …(ворона).

5.Я в берете ярко - красном,

   В серой курточке атласной,

   Я деревьям всем приятель,

   А зовут меня все …(дятел).

6.Покрупнее воробья,

   Вам встречаюсь часто я.

   Я со стаею летаю,

   Всюду крошки собираю,

   Семечки люблю клевать

   И с подружкой ворковать.

   За свой нрав миролюбивый

   Называюсь птицей мира. (Голубь).

7. Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это - … (снегири).

     - Молодцы! Отгадали все загадки. Скажите, пожалуйста, а почему снегиря я расположила немного в стороне от остальных птиц? Правильно, эта замечательная птица живёт в северных странах, а к нам прилетает зимой и очень любит ягоды рябины.

     - Дети, как вы думаете, что для птиц страшнее холод или голод? Да, для птиц страшнее голод. У вас на столах лежат перья птиц, давайте их рассмотрим. Любое перо имеет очин, стержень и опахала. Перья птиц очень плотно прилегают друг к другу и  образуют тёплую «шубку». Поэтому птицам легче пережить холод, чем голод. Если у птиц в самую суровую зиму будет корм, то это спасёт их от гибели. Птиц называют пернатыми. Как вы думаете почему? Да, птиц так называют из-за наличия перьев. Мы с вами сделали вывод, что для птиц голод страшнее холода. Легко ли птицам добывать корм зимой? Тяжело. А мы можем помочь зимующим птицам? Конечно. (Воспитатель вывешивает картинку «Кормим птиц зимой» и показывает кормушку). Кормушку ещё называют птичьей столовой. Кормиться сюда прилетают и воробьи, и синицы, и голуби.

     - Какие корма мы можем положить в кормушку?  (Ответы детей). Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Не рекомендуется класть в кормушку большие куски хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо, которое необходимо выкладывать маленькими кусочками. Голуби любят крошки хлеба, семечки.

Ворона - всеядная птица. Сорока любит полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Кормушку необходимо регулярно чистить. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда.  Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках. 

     - Послушайте стихотворение З.Александровой  «Новая столовая»

Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели 
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог 
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье 
Было общее веселье.

     

                                           Физкультминутка

Маленькая птичка на окне:

«Тук-тук-тук», - стучится ко мне.

Маленькая птичка на окне:

«Тук-тук-тук», - стучится ко мне.

Птичку нужно мне согреть,

Будет снова птичка петь.

Крылышком махнула птичка вдруг,

Улетела вон из рук.

     - А сейчас я хочу рассказать интересные факты из жизни зимующих птиц.

(Дети выходят по очереди и рассказывают стихотворения про птиц, а воспитатель знакомит детей с интересными фактами.)

Воробей

Мы воробьи. Мы с вами круглый год.

Нас ни жара, ни холод не берёт.

Пускай, как соловьи мы не поём,

Зато семьёю дружною живём.

Когда тепло, клюём личинок, мошек -

Зимою ждём от вас зерна и крошек.

Примите, люди, наш весёлый крик:

«Чирик, чик-чик,

Чирик, чик-чик,

Чирик!»

     Воробьи - весёлые, быстрые птицы. Они не умеют ходить, переставлять ноги, поэтому прыгают. В Китае случился экологический взрыв из-за этой птицы. Воробьёв в этой стране стало очень много, и люди начали их истреблять в большом количестве. В результате гусеницы стали уничтожать деревья, деревья погибали. Пришлось завозить этих птичек из России. Воробья назвали воробьём, потому что он воровал зёрна, а люди бегали за ним и кричали: «Вора бей!»

Синица

Ты с модницей этой,

Конечно знаком:

Вертушке

На месте

Никак не сидится -

Всё хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится

Синица.

     Синица - подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. На голове у неё синяя шапочка, спина имеет синий отлив. За цвет оперения птица и получила своё название.  Синица - птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.    

Дятел

У деревьев доктор свой,

Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто

Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента

Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук –

- Как здоровье? Тук-тук-тук…

     Дятел - птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи - любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный язык.  Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «лесным доктором».  Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. 

Ворона

Высоко на кроне клёна

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко: Кар-р-р-р…

     Ворона - хитрая, ловкая и находчивая  птица. Если она находит сухую корку хлеба, то кладёт её в лужу на некоторое время, чтобы та размокла. А чтобы расколоть орех, эта хитрая птица бросает его под машину или кладёт на железнодорожные рельсы. Вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека. Ворона всеядна - поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков - костями, остатками еды человека.

Голубь

Голубь плавно приземлился,

Отряхнул все пёрышки,

И на месте закружился –

Собирая, зёрнышки.

И воркуя, и кружась

Он танцует венский вальс.

     Голубь - символ мира. Очень давно, когда не было почты, телеграфов, голубей использовали для передачи записок, писем. Это была голубиная почта. К лапкам голубя привязывали записку или письмо и отправляли по назначению.

Затем голубь возвращался с  ответом.  Глаза у голубей очень выносливые. Их не ослепляет ни яркий свет, ни вспышки лазеров. Голубь с голубкой очень преданы друг другу всю жизнь.

Сорока

Трещит на весь зелёный лес,

Сверкая белым боком,

Расскажет множество чудес

Болтливая сорока.

Притащит новость на хвосте

Весёлая болтушка,

И пусть узнает каждый пень,

О чём поёт кукушка.

     Сорока - удивительная птица. Все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. За это её и называют «белобокой». Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. За своё белое оперение, похожее на сорочку, сороку и назвали «сорокой».  Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившееся. У этих птиц характерный голос - резкое стрекотание, похоже на “Ча - ча - ча”. А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Снегирь

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далёкий, знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок,

И пустырь -

Рад красавец красногрудый

Житель севера -

Снегирь.

      У снегиря, важного и гордого, ярко - красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы - снегири. Снегири - мамы гораздо скромнее. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках. Название этой птицы происходит от слова «снег».

     - Вот такие уникальные птицы живут рядом с нами.

     - А сейчас я проведу викторину «Знатоки птиц». Соревноваться будут две команды «Воробьи» и «Синицы». За правильный ответ команда получает фишку. В конце викторины  я посчитаю фишки, и мы узнаем, какая команда выиграла.

Вопросы викторины.

1.Какую птицу называют «лесным доктором? (Дятел)

2.Какая птица любит воровать блестящие предметы? (Сорока)

3.Название какой птицы происходит от природного явления? (Снегирь)

4.Зачем дятлу нужен длинный клюв? (Чтобы доставать из стволов деревьев насекомых)

5.Какая птица любит сало или мясо? (Синица)

6.Почему воробья назвали воробьём? (Он воровал зёрна, а люди бегали за ним и кричали: «Вора бей!»)

7.Почему сороку назвали сорокой? (За белое оперение, похожее на сорочку)

8.Какие зимующие птицы не умеют ходить, а умеют только прыгать? (Воробьи, синицы)

9.Почему птиц называют пернатыми? (Их тела покрывают перья)

10.У какой птицы название происходит от цвета её перьев? (Синица)

(Воспитатель определяет победителя, а затем вручает всем детям эмблемы «Знатоки птиц»)

     - А сейчас послушайте песню «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

Педагогический проект «Зимующие птицы нашего края» (реализация программы «Социокультурные истоки», категория «Добрая забота» Братья наши меньшие, Для детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет)

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...