Конспект занятия "Введение в программу по экологии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лихачева Оксана Валентиновна

Данный конспект подойдет для первого ознакомительного занятия дошкольников с программой по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5-6 лет.

Тема: « Введение в образовательную программу ».

Провела педагог Лихачева О.В.,МБОУ ЦРТДЮ Тамбовского района.

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Расширять представление о компонентах природы (живой,  неживой),  закрепить свойства живого организма;

2. Дать представление о предметах, созданных руками человека («не природа») ;

3. Развивать логическое мышление; навыки сотрудничества;

4. Воспитывать у детей бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.

Оборудование:       

Слайдовая презентация по теме занятия, компьютер,   мяч, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, предметами рукотворного мира, письмо, камень и растение, лейка, тряпочка, удобрение, палочка, альбомные листы, клей, ленточка.

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация «Поможем   Крошу сделать подарок для Ежика».

2. Беседа «Что такое природа? ». Рассматривание модели «Свойства живого организма» (на примере опыта).

3. Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое».

4. Дидактическое упражнение «Отгадай картинки».

5. Вопросы к детям поискового характера.

6. Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу».

7. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы».

8. Подведение итогов занятия.

  1. Организационный момент  ( 1 мин.)

 - Собрались все дети в круг,  я - твой друг, и ты - мой друг.

 Крепко за руки возьмемся  и друг другу улыбнемся.

( Дети берутся за руки, друг другу улыбаются)

 Педагог: А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. (дети здороваются)

Педагог: И вам, ребята, я скажу:

 - Здравствуйте, милые дети!  Вы прекрасней всех на свете!

Меня зовут Оксана Валентиновна, и я хочу познакомить вас с живой и неживой природой.

Узнать  об окружающем нас мире новое и интересное хотите?

Тогда проходите.

II.  Проблемно – игровая ситуация: ( 1 мин.)   слайд №

 - Сегодня на  наш адрес пришло письмо от  Кроша.(показать письмо).  Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы знаете, у моего лучшего друга Ёжика скоро день рождение. И мне хочется подарить нужный и полезный подарок. Я собрал много картинок и хотел сделать альбом о природе, но запутался. Я не могу разобраться, какие картинки относятся к природе, а какие – нет. Помогите мне, пожалуйста». (1 мин.)

 Беседа «Что такое природа? ». Рассматривание модели «Свойства живого организма».

- Вы хотите помочь Крошу приготовить подарок для Ёжика?

- Какой альбом хочет сделать Крош? (о природе)

- А что же такое природа? (ответы детей)

- А какая бывает природа? (ответы детей)

-  Чем живая природа отличается от неживой? (ответы детей)

  1. Объяснение нового материала. ( 5 мин.)

Опыт с растением и камнем.

-  Помочь Крошу мы еще не можем. Давай проведем опыт. Я на занятие принесла цветок. Даша, полей его, пожалуйста.  Ребята, а для чего надо поливать цветы? А сейчас я внесу удобрение, подкормлю цветок. А теперь, Юля, протрет аккуратно листья цветка тряпочкой. ( для чего?) А теперь , что я делаю? ( рыхлю палочкой землю).

А, что случится с цветком, если его не поливать, не ухаживать за ним? (ответы детей). Значит, цветок относится к какой природе? (ответ детей).

У вас на столах лежат ракушки. Возьмите их в руки. Ракушки- это природа.

А вот у меня на столе  –камень. Это природа? А надо ли его поливать, удобрять, будет ли ему больно, если его уронить?(ответы).Правильно, хоть, он и тоже объект природы, но не живой.

Микровывод: природа может быть живая ( цветок и показать на него) и неживая (показать на камень).

А, теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Внимание на экран.

 Игра «Живое – неживое».( 1 мин.) слайд №

-Белая, пушистая, по небу летает,
– На всех садится, никого не боится.
– Снег (снежинка
).    Неживая природа.


– Ползун ползет, иглы везет.
– Ежик.    
Живая природа.


– В воде под мостиком виляет хвостиком.
– Рыба
.    Живая природа.


– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут.
– Облака.    
Неживая природа.


Педагог: Замечательно! Мы справились!

  -Дети, вы немножечко устали и , поэтому, все встали. Будем в мячик мы играть, на вопросы отвечать.

Дидактическое упражнение с мячом «Живое – неживое» (2 мин.)

А сейчас давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я вам называю предметы природы, а вы мне отвечаете – живая это природа или неживая.

(Педагог называет слова – ворона, солнце, ветер, береза, ежик, воздух, камень, цветок, рыба, жук, облака, земля, трава, белка, песок, вода) .

Эколого – психологический тренинг «Прогулка в природу» (1 мин.)

Ребята, повторяйте за мной ( звучит музыка – звуки природы, а на экране- изображение лесной поляны)

 Давайте немного отдохнем: закроем глаза и представим, что мы с вами на лесной полянке. Раннее утро и на полянке еще всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит  солнышко. (дети, поднимаясь, делают круг руками). Вдруг упала дождинка, потом еще одна, еще и еще, и начался сильный дождь. (дети плавно опускают то одну руку, то другую - сначала медленно, потом быстрее). Дождь стал утихать, а потом совсем прошел .Посмотрите, какая радуга появилась на небе, у всех отличное настроение. Смотрим на экран , глазами следим за солнышком, облаками и повторяем за мной движения.

Игра- гимнастика для глаз « Крошка Енот». (слайд шоу) (1 мин)

- Хорошо мы отдыхали, в мячик с вами поиграли,

А потом мы погуляли, за енотом наблюдали.

 А, теперь, пришла пора, продолжить занятие, детвора.

Игра « Природа –неприрода». ( 2 мин.)слайд №

Что вы видите на этой картинке? ( дети перечисляют). Все ли предметы мы отнесем к природе? ( ответы) Почему мы их не относим к природе? ( их сделал человек). Педагог обращает внимание детей на картинки природы.

- А деревья, животных, воду, солнце тоже делает человек? (ответы детей). (они появились без помощи человека, их создала природа) .

Микровывод:

Природа – это, то что существует без помощи человека, а «не природа» - это, то что сделано руками человека.

 

IV. Продуктивная деятельность детей – изготовление альбома «Мир природы» (5 мин) .

- Ребята! Сколько сегодня много мы узнали о природе. Мы вспомнили, что такое природа, что относится к живой и неживой природе, - это то, что природа создала без помощи человека. А предметы созданные руками человека, не являются природой.

- Теперь мы сможем помочь Крошу, создать альбом в подарок Ежику?

Вы будете работать в парах. Давайте рассмотрим картинки, которые прислал нам Крош и разложим их. На зеленый лист мы положим картинки с изображением живой природы, а на белый лист – картинки с изображением неживой природы.

5. Вопросы к детям поискового характера. (3 мин.)

Педагог обращает внимание детей, что на столе остались лишние картинки.

- Назовите, какие картинки у нас остались?( ответы) Почему эти картинки вы не разложили? Являются они природой? Почему? (ответы детей) .

-Откуда появились эти предметы? (ответы детей). (их сделал человек) .

- А чтобы Крош  понял, какие предметы не относятся к природе мы из  оставшихся картинок сделаем коллаж – предметы, сделанные руками человека.

А, теперь картинки ,которые вы разложили, можете приклеивать на лист.

Организуется самостоятельная работа детей, в процессе которой педагог ведет индивидуальную работу.

После завершения работы детьми, педагог предлагает детям соединить отдельные листы в единый альбом. Совместно с детьми оформляется титульный лист альбома «Мир природы».

V. Подведение итогов занятия: (1 мин.) слайд №

- Посмотрите, какой у нас получился альбом. Как вы думаете, понравится ли он Крошу и Ежику? О чем узнают ,Крош и Ежик, рассматривая этот альбом? Почему оставшиеся картинки мы наклеили отдельно? ( посуда, одежда, инструменты, машины). Мы об этом будем говорить в течении всего года.

- Ребята, вам сегодня было интересно? Что вам больше всего понравилось?

Ну, а впереди нас ждет увлекательное путешествие  в окружающий мир.

Слайд №

Посмотри, мой милый друг,

Как прекрасно все вокруг!

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года-

Это все вокруг…(природа)

Кстати, чуть не забыла. Крош с письмом прислал для вас еще и посылочку, с благодарностью за вашу помощь! ( раздаю детям сладкое угощение).

Слайд №.

До новых встреч, ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в образовательную программу « Окружающий мир»

Слайд 2

Цель: Развить познавательный интерес к окружающему миру. Задачи: Расширять представления о компонентах природы(живой и неживой); Дать представление о предметах, созданных руками человека; Развивать логическое мышление, навыки сотрудничества; Воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство коллективизма, взаимопомощи, желание помогать сверстнику.

Слайд 4

Игра «Живое – неживое»

Слайд 8

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Конспект Непосредственная образовательная деятельность по экологии во II младшей группе детского сада по программе «От рождения до школы»

Конспект НОД по экологии для детей 2 младшей группы. В конспекте указано время проведения, цели, задачи, тип НОД. Расписано по времени структура деятельности. Указаны методы и приемы работы...

Программа по экологии "Юные экологи"

программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....