Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "В природе все нужны друг другу" для старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гафарова Эльвира Тасимовна

 Данное занятие позволяет расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу, на лугу и в других природных сообщества).  Закрепить знания о значении Красной книги и Крымских заповедников. Выявить знания о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров. Обобщить и закрепить знания детей о морских обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_prirode_vse_nuzhny_drug_drugu.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

л

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 ''ЛАНДЫШ'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 Конспект занятия    «В природе все нужны друг другу»

Воспитатель

группы старшей группы№5 «Звёздочки»

Гафарова Э.Т.

                               г. Симферополь 2017г


Программное содержание:

 Расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу, на лугу и в других природных сообщества).

. Закрепить знания о значении Красной книги и Крымских заповедников.

Выявить знания о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров.

Обобщить и закрепить знания детей о морских обитателях.

Закрепить знания о правилах поведения в природе.

Закрепить счет второго десятка, умение пользоваться карандашом и линейкой.

Развивать связную речь, логическое мышление

Учить строить сложные предложения.

Развивать познавательный интерес, восприятие, память, мышление.

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу

Оборудование: светофор, фишки с цветными кружками, книга иллюстрации по правилам поведения в природе.

Ход занятия

В.: Ребята, сегодня к нам в группу пришли. Давайте все вместе поздороваемся.

Д.: Доброе утро!

Ребята,  вы любите разгадывать загадки?

Загадка.

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь  (глобус).

Показать глобус и спросить, что такое глобус.  Слайд№2

Ответы детей:

Глобус – это модель Земного шара.

Земной шар такой большой, что нужно много-много дней и даже месяцев, чтобы объехать его.

Воспитатель.

Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. Слайд №3

И, конечно же, на нашей планете живут вместе разные народы. Все мы дышим одним воздухом, пьём одну воду и очень зависим друг от друга. В мире животных и растений нет ничего ненужного и лишнего. Человек тоже часть природы. Без неё он не может жить.

Если человек неправильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, то ему самому становится жить плохо. Грязный воздух и вода, заражённая земля вызывают разные заболевания, и даже гибель людей. Уничтожение животных и растений ведёт к их полному исчезновению.

Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.

Дети читают стихотворение Е. Шкваловой «Ты береги нас».

1-й ребенок:

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

2-й ребенок:

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

 «Ты береги нас, береги».

3-й ребенок:

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

4-й ребенок:

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги».

5-й ребенок:

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу…»

В.: Дети, как называется полуостров, на котором мы живем?

Д.: Наш полуостров называется Крым.  Слайд №4

В.: На что похож наш полуостров Крым?  

Д.: На листик, который плывет по воде, на рыбку, уточку, кораблик, вертолет, черепаху…

В.: Я предлагаю вам совершить путешествие по нашему замечательному полуострову. Вы согласны?

Д.: Да!

Звучит песня о Крыме.

Забегает мальчик, одетый в костюм лесовичка весь расстроенный.

В.: Ребята, вы узнали кто это? Как его зовут?

Д.: Лесовичок

В.: (обращаясь клесовичку) А почему ты такой расстроенный? Что у тебя случилось?

Крымуша: Злая Баба-Яга украла у меня «Красную книгу», а это очень важная книга! Да что я вам говорю, вы же все равно не знаете, что это за книга!

В.: Почему ты так говоришь? Дети знают очень хорошо об этой книге, правда ребята?!

Д.: Да!

В.: Что такое «Красная книга», почему ее называют «красной»? Сейчас мы тебе расскажем.

Слайд №5

Д.: Красная она потому, что красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает людей о том, что этих животных и растений осталось мало и их нужно спасать.

В.: Какого цвета страницы в этой книге?

Д.: В этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные. На них указаны растения и животные, которых осталось очень мало и их надо немедленно спасать.

Д.: Следующие страницы желтые. Желтый цвет страниц напоминает, что этих растений и животных становится все меньше и меньше, и их тоже надо спасать.

Д.: Потом идут белые страницы, на них написаны правила поведения в природе. Если их не соблюдать, то растения и животные попадут в беду.

Д.: Дальше идут зеленые страницы. Здесь записаны растения и животные, которых в природе много. Когда мы выходим в природу, то мы говорим: «Мы вас не обидим».  

Лесовичок: Ребята, поможете мне найти Бабу-Ягу и забрать у нее Красную книгу?

Д.: Да!

В.: А как же нам найти дорогу к ее избушке?

Лесовичок: Мой друг – светофор (показывает) укажет нам дорогу, только нам нужно будет выполнить все его задания и тогда мы вернем светофору все его цвета и он укажет путь к избушке Бабы – Яги. Слайд №6

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами пойдем в лес, но он не простой, а сказочный. (Уходят в имитируемый лес).

Солнце в путешествие нас призывает.

И о дороге оповещает.

Идите, мои дорогие, под ноги смотрите,

Травам и цветам нежно поклонитесь.

Пусть же путешествие сказкой станет,

О нем расскажете папе и маме. Слайд №7

Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, как ярко светит солнышко, зеленеет травка, поют птицы, воздух прозрачен и чист. Как здесь хорошо.

В.: Дети, посмотрите, первый цвет светофора, а здесь задание:

В.: Какими морями омывается наш полуостров Крым? Слайд № 8

Д.: Наш полуостров омывается Черным и Азовским морями.

В.:-Какой вкус имеет морская вода?

В.;Вот еще один цвет светофора

Викторина о море.

2. Какой иглой нельзя шить? (Морская рыба – игла). Слайд 9

3. Какую рыбу называют «лепешкой» и почему? (Камбала) Слайд № 10

4. Для чего медузе щупальца и есть ли у нее рот? Слайд № 11

(Своими щупальцами она добывает себе пищу, а также щупальца помогают медузе плавать. Рот есть).

В.: Вот еще один цвет светофора:

Назовите самых крупных обитателей Черного моря.

В.: Правильно, дельфины. Они – одни из самых загадочных животных на нашей планете.  Слайд №12

-А как вы думаете, дельфины это рыбы или животные?

Д.: Животные, но обитают в воде. И как животные, они дышат воздухом. А еще маленького дельфиненка мама выкармливает своим молоком. Дельфины – млекопитающие. Живут семьями.

Д.: Дельфины. В переводе с греческого «дельфос» означает «брат».

В.: А чем питаются дельфины?

Д.: Дельфины очень любят рыбу и разных морских моллюсков – кальмаров, креветок, осьминогов.

В.: Ребята, как вы думаете, дельфины спят?

Д.: Спят дельфины на боку, при этом один глаз у них всегда открыт, это помогает дельфину оставаться в безопасности.

В.: Почему дельфины живут у поверхности воды?  Д.: У них нет жабр, они часто всплывают, чтобы глотнуть воздух.

В.: А еще, дельфин, животное разумное. Швейцарские ученые обнаружили, что по уровню интеллекта дельфины занимают 2 место после человека. Слоны оказались на 3 месте, а обезьяны заняли только 4 место.

- А вот и наш светофор! Он готов показать нам дорогу к избушке бабы-Яги. Звучит музыка «Шум леса».

В.: Дети, посмотрите, мы в лесу. Слайд № 13

Птицы поют, деревья листьями шелестят. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы - свои.     Слайд №14

В.: Дети, посмотрите, а вот и избушка бабы-Яги.

Д.: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!».

Звучит музыка

Выбегает баба-Яга, осматривает всех детей и, обращаясь к ним, говорит:

«Что за мода у людей,

Стали хуже дикарей,

Будут мимо проходить-

Так начнут избу крутить

Убирайтесь по добру

Сейчас уши надеру!»

В.: Простите, уважаемая баба-Яга. Это мы, дети старшей группы детского сада «Ландыш».

Б.Я.: Знаю, знаю я таких! Были здесь у прошлую пятницу. Насорили, натоптали и ушли. Срам, да и только. А, вот, давеча зверюшки приходили из одной лесной школы, вот они природу любят, берегут и все-все о ней знают.

В.: Баба-Яга, что ты сердишься, ругаешь нас зря. Наши дети тоже любят, берегут природу. И очень много о ней знают.

Б.Я.: Щас, проверю! У меня для вас есть одна игра. (Достает лист из кармана). Только вот я (оглядывается), очки где-то позабыла.

В.: Баба-Яга, давай я помогу прочитать.

Игра «Экологический светофор».

При ответе будем использовать красные, желтые и зеленые кружки.

Красный свет означает, что ваши действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.

Желтый свет говорит о том, что надо постараться не нанести природе вреда своими действиями.

Зеленый свет указывает на то, что вы настоящие друзья и защитники природы.

1. Мы идем в поход. Перед тем, как идти домой, мы собрали весь мусор около воды и унесли с собой. Зеленый    Слайд № 15,16

2. Туристы оставили в лесу тлеющий костер. Красный     Слайд № 17, 18

3. Мы не стали рвать в лесу ландыши. Зеленый     Слайд № 19,20

4. Дети собирают в лесу цветы. Желтый     Слайд №21,22

5. Многие выгуливают собак на игровых площадках, газонах. Красный     Слайд №23,24

6. Можно ли сломать просто так ветку с какого-то дерева или кустарника?

Красный      Слайд №25, 26

7. Съели мороженное, упаковку выбросили в мусорный контейнер.Зеленый     Слайд № 27, 28

8. Можно ли уничтожать лягушек, змей и других животных? Красный              Слайд № 29,30

Б.Я.: Да, наверное в прошлую пятницу не ваши дети были! Что же мне еще у вас спросить?

Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.

 «Вопрос-ответ»

Слушаем вопрос:

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)    Слайд №31

2. Что делает ёж зимой? (спит)    Слад № 32

3. Сколько ног у паука? (восемь)  Слайд №33

4. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка).         Слайд № 34

5. Кто носит свой дом на спине? (улитка)  Слайд №35

6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка). Слайд № 36

7.Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока). Слайд № 37

8.Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник).  Слайд № 38

9. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник) Слайд № 39

10. У какого дерева белый ствол? (береза) Слайд № 40

11. Как называется дом у муравья? (муравейник). Слайд № 41

12 .Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка) Слайд № 42

Баба-яга: Ну и это отгадали. А у меня еще одна игра

Игра «Четвёртый лишний».

Детям раздаются карточки, на которых размещены четыре картинки с изображением насекомых, птиц, животных.  Ребёнок называет, какая из четырех картинок лишняя и почему.

Например: шмель на этой карточке лишний, потому что на других картинках изображены дикие животные.

1. Заяц, ёж, лиса, шмель; Слайд № 43

2. Дятел, паук, скворец, сорока;  Слайд №44

3. Бабочка, стрекоза, лиса, пчела;  Слайд № 45

4. Кузнечик, божья коровка, сорока, комар; Слайд № 46

5. Таракан, муха, пчела, божья коровка; Слайд №47

6. Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; Слайд № 48

7. Стрекоза, бабочка, комар, дятел  Слайд № 49

Вос –ль: Б.я. А ты не хочешь с детками поиграть

Пальчиковая игра : «У оленя дом большой»

                 У оленя дом большой- (делаем руками крышу)

                Он глядит в  свое окошко (делаем руками окошко)

                Зайка по лесу бежит ,в дверь к нему стучит- (изображаем бег на месте)

                Стук-стук!Дверь открой!- (стучим и открываем дверь-две ладоши в стороны)

               Там в лесу охотник злой!- (показываем злого охотника-хмурим брови и руки вверх

               Зайка, зайка забегай!- (приглашаем рукой ;машем-заходи!)

              Лапу мне давай!- (дает лапу)

Б.Я: Ну все, теперь я спокойно могу идти спать! (зевает).

В.: Баба-Яга, верни пожалуйста Красную книгу лесовичку уж очень он расстроен.

Б.Я.: Все ж то вы знаете и на все вопросы ответили. Придется вернуть (отдает). До свидания, ребята! (уходит).

В.: Ну, нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Солнце в путешествие нас призывает.

И о дороге оповещает.

Идите, мои дорогие, под ноги смотрите,

Травам и цветам нежно поклонитесь.

Пусть же путешествие сказкой станет,

О нем расскажете папе и маме.

В.: Дети, вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Лесовичок :  Спасибо вам большое, вы вернули мне Красную книгу. Мне пора, до свидания!

Вос-ль: Да, ребята, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Слайд №50

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны.

Если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша «Голубая планета» просуществует на сотни лет дольше, вместе уже с вашими детьми и их потомками.

Ребёнок. Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Ведущий: Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

А сейчас найдите своё сердечко и послушайте, как оно стучит. Представьте, что это кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по всему телу, по рукам и ногам. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте пошлём этот свет и тепло всем, всем кто живёт на нашей планете.

У нас одна Земля.
У нас одна Земля, одна, 
Она такая голубая. 
Нас к помощи зовет она, 
Незащищенная такая...
Не отзовешься — в тот же миг 
Она нам бросит в обвиненье: 
«Не защитили, не спасли!» 
Спаси, спасите эту Землю!
На ней одной цветут цветы, 
На ней одной смеются дети,

И нет прекрасней красоты, 
И нету голубей планеты.

 

Вос-ль: А сейчас  мы с вами сделаем наш полуостров Крым. Слайд №51

Аплликация: коллаж Крым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического КВН Тема: «Охранять природу – значит, охранять Родину!» (для старшего дошкольного возраста)

Конспект занятия направлен на формирование экологической культуры у детей. Поможет вспомнить и систематизировать правила поведения в природе, расширить кругозор дошкольников....

Конспект развлечения по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весёлые путешественники»

Цель: формирование знаний детей о ПДД Задачи: 1.   Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.2.   Закрепить представление о транспорте (наземны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для старшего дошкольного возраста /5-6 лет/ «Донские казаки»

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с историей Донского края.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром «Родина» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с социальным миром "Родина"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой. «Кому нужна вода?»

Конспект занятия по ознакомлению с природой. «Кому нужна вода?»...