НОД по познавательному развитию (окружающий мир) на тему:"Хвойные деревья" (2015г.)
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
НОД по познавательному развитию на тему: "Хвойные деревья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hvoynye_derevya.docx | 73.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Всероссийский детский центр «Орлёнок»
детский сад
НОД для старшего
дошкольного возраста.
Тема: «Хвойные деревья»
Подготовила и провела воспитатель
Мустафаева Т.С.
Цель: познакомиться с местообитанием, строением, размножением, значением хвойных растений.
План
- Организационный момент.
- правила поведения.
- введение в тему.
- Путешествие по станциям.
- Итог.
Ход НОД
I Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по «зеленым тропинкам». Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу:
- Наше путешествие будет не простым. Во время него мы познакомимся... А вот с чем мы будем знакомиться, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Ее всегда в лесу найдешь - Пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы елки Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Отпадают те иголки. (Лиственница)
Эти деревья кажутся злючками,
Лапы их покрыты колючками,
Да колючки-то не злы,
Можешь их погладить ты. (Пихта)
- Что общего между всеми этими деревьями? А еще все эти деревья представлены на территории ВДЦ «Орленок» и имеют свою историю.
(Сообщение темы и цели)
-Итак, мы отправляемся.
III. Основная часть.
- Станция «Историко-географическая»
Сообщения детей (заранее подготовленных)
Сообщение о ели.
Сообщение о кипарисе.
Сообщение о сосне.
Сообщение о тисе.
Сообщение о можжевельнике.
Сообщение о пихте.
Воспитатель: Теперь вы имеете представление о некоторых хвойных растениях. А сейчас мы отправимся на следующую станцию и проведем исследование сосны обыкновенной и ели.
- Станция: Исследовательская
Лабораторная работа
Тема: Строение сосны и ели.
Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны и ели..
Ход работы
- Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.
- Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую форму она имеет?
- Зарисуйте внешнее строение побега и шишки сосны.
- Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определить размер хвоинок, как они располагаются на побеге
- Рассмотрите внешнее строение шишки ели. Какую форму она имеет.
- Зарисуйте внешнее строение побега и шишки ели.
- Сделайте вывод о чертах сходства и различия сосны и ели.
(сходство: хвоинки; различие: длина хвоинок, размер и плотность шишек)
Следующая станция - Любознательная
- Станция: Любознательная.
Викторина "Знаете ли вы..."
- Почему ели имеют форму треугольника? (снег легко соскальзывает с них, и не ломаются ветви).
- У какого хвойного дерева длинный голый ствол? (у сосны)
- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголочки? (лиственница)
- Какое дерево зимой самое нарядное? (ёлочка)
- У сосны ши у ели длиннее иголки? (у сосны)
- Из какого дерева делают пианино? (из ели)
- Что молено получить из хвои сосны? (муку, искусственную шерсть)
- Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по 2 хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое растение. Дает хорошую строевую и поделочную древесину; из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная)
- Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений - достигает 70 м. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам. (Пихта сибирская)
- Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах - пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (Лиственница сибирская)
(В качестве подсказок используются плоды и побеги хвойных деревьев, собранные во время путешествия)
Воспитатель: Где используются хвойные растения?
В строительстве, как поделочный материл, получают бумагу (ель), искусственный шелк из древесины сосны, изготовляют мебель, музыкальные инструменты, защитные лесополосы, озеленение дворов и улиц.
- Станция: Экологическая
Хвойные деревья и экология.
Наши предки придавали большое значение лесу, деревьям, среди которых им приходилось жить. Все знают о еще одной старинной традиции — ставить в дом украшенное хвойное дерево в честь праздника Нового года. К сожалению, это приводит к уничтожению миллионов хвойных деревьев. От браконьерства страдают городские ели, селекционные деревья, растущие в ботанических садах. В России обычай устраивать под Новый год елку приписывают Петру 1. Однако, это не совсем так. Его указ от 1700 г. обязывал украшать улицы и дома ветками сосновыми, еловыми и можжевеловыми. Первая же публичная елка появилась в Петербурге в 1852 г. К концу 19 в. эта традиция прочно вошла в быт наших предков. В то время население было малочисленное, хвойные леса занимали большие площади, и эта традиция не имела столь губительных последствий для природы, как сейчас. В 1920 г. устройство новогодних елок пытались отменить, но безуспешно: запретами делу не поможешь.
В настоящее время хвойные леса в значительной степени истреблены в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Немаловажную роль в сокращении площади лесов играет осушение болот, затопление, добыча нефти, угля и других полезных ископаемых.
Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов голосеменных растений. В нашей стране за 20 лет сосна вырублена на площади почти 15 млн. га.
- Какую же экологическую роль играют хвойные растения на Земле?
Хвойные растения, как и все зеленые растения Земли, участвую в процессе фотосинтеза, поглощают углекислый газ и обогащают воздух кислородом. Кроме того , хвойные леса сохраняют влагу, препятствуют разрушению почв. Хвойные растения выделяют в воздух фитонциды - особые биологически активные вещества, уничтожающие или препятствующие размножению микробов.
IV. Итог НОД часа: “Кто самый внимательный?”
Детям предлагается ответить на вопросы воспитателя:
- Какое дерево служит индикатором загрязнения? (Пихта)
- Какое растения в переводе с латыни обозначает “скала”? (Сосна)
- Какое растения называют виноградом хвойных лесов? (Можжевельник)
- Название какого растения произошло от слова “смола”? (Ель)
- Какое дерево называют национальным деревом нашей страны? (Лиственница)
- Какое дерево называют северным кипарисом? (Можжевельник)
- Из древесины какого дерева изготовляют музыкальные инструменты? (Ель)
- У какого дерева есть магическое число? Какое это число? (У можжевельника; число 3)
- На этом наше путешествие закончено.
Дополнительный материал к НОД
Экологическая минутка.
Ель - хвоинки располагаются поодиночке. Медленно растет, елочке подростку может быть 40- 40 и даже 70-80 лет. А мы их легко рубим к новому году. Лучше использовать искусственную елку.
Сосна - очень неприхотлива к почве. Зато требовательна в отношении света. Хвоинки располагаются парами и опадают парами через 2-3 года.
Лиственница. На молодых побегах текущего года хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке от 20 до 60 хвоинок. Наша первая плотина на реке Реж была построена из лиственницы и простояла более 200 лет. О чем это говорит?
Мы привыкли к этим растениям, приятно смотреть на их стройные золотистые стволы, вдыхать чистый воздух. Люди создали много сказок об этих добрых и могучих деревьях. Считают, что сосны и ели отводят беду и приносят счастье. Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, отгоняющего злые силы от дома и оберегающего мир и благополучие его обитателей.
В Америке, в штате Невада нашли дерево Американская сосна долговечная, которому приблизительно 4900 лет. То есть она старше пирамиды Хеопса. Достигают в высоту до 80 м. Сосновые леса - сухие и светлые, напоминают светлый храм со стройными колоннами. Листья этих деревьев - хвоинки - до 6-13 см в длину, располагаются попарно.
Еловый лес с густой тенью имеет неповторимый сказочный облик. Там всегда темно, а отмершие сучья создают впечатление, что именно здесь живет нечистая сила - баба-яга, лешие, ведьмы. Нижние ветви почти касаются земли.
Пихты - иголочки хвоинки - плоские, узкие и совсем не колючие. Это дерево, похожее на пирамиду, с приятно пахнущей смолой. Шишки на ветках, как новогодние свечи, зрелые шишки рассыпаются на части. Рядом с пихтами разводить огонь опасно, кора тонкая, начинена смолой, легко вспыхивает и горит как факел. Пихта переносит тень, сильные морозы, но в атмосфере больших городов погибают от выхлопных газов.
Можжевельник встречается в сказках братьев Гримм, так же часто, как береза или дуб в русских народных сказках. Он доживает до 1000 лет. Листья мелкие. Выделяют в воздух огромное количество фитонцидов. Чтобы очистить от микробов воздух большого города. Хватило бы 1 га можжевелового леса. Но эти деревья не выносят дыма и копоти больших городов. Шишки у этого растения сочные и мясистые, сладкие со смолистым привкусом.
ЕЛЬ
В переводе с латинского языка слово “ель” означает “смола”. Ель - это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины - ветви становятся длиннее. Всё дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Это важное экологическое приспособление ели для наших зим. Живёт ель до 300 лет. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5-7 лет. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши. Из древесины ели делают музыкальные инструменты, поэтому ель называют музыкальным деревом. Загрязнения воздуха и почвы, высокие летние температуры отрицательно влияют на еловые насаждения. Еловые леса необходимо беречь и охранять.
ПИХТА
Пихта - высокое, более 30 м, дерево с узко конической кроной. Пихта очень похожа на ель, но ствол у пихты гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет. У пихты шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки. На ветвях пихты живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени. Пихта выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Она очень чувствительна к загрязнениям атмосферы и почвы. Там, где растёт пихта, хорошая экологическая обстановка. Пихта - показатель здоровой среды обитания. Пихта широко используется в строительстве. Из хвои и веток пихты изготавливают лекарственные препараты.
СОСНА
В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны - высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна - светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна - лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны - зимний корм глухарей.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Можжевельник - это некрупное дерево или кустарник высотой от 1 до 3 метров. “Можжевельник” означает “растущий между елями”. Ещё его называют северным кипарисом. Хвоинки у можжевельника короткие, очень острые. Шишки похожи на ягоды черники. Они сладкие и пахнут смолой. Цифра “3” для можжевельника - магическая. У можжевельника по три хвоинки в пучке, в каждой ягоде по три семени, созревают ягоды на третий год. Плоды можжевельника поедают птицы, особенно дрозды, и мелкие млекопитающие. Основная ценность можжевельника - фитонциды. За сутки это растение выделяет живительных летучих веществ в 15 раз больше, чем 1 гектар лиственного леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" (окружающий мир) на тему: "Обитатели леса"
Цели: Обогащать представления об образе жизни и повадках диких животных.Задачи:Закреплять в речи названия диких животных.Развивать умение находить их общие и отличительные признаки.Закреплять умение п...
Конспект ООД по познавательному развитию (окружающий мир) на тему: «Прогноз погоды»
Прогноз погоды - это важная информация....
Конспект НОД по познавательному развитию(окружающий мир) на тему: "Откуда к нам хлеб пришёл?"
Конспект НОД по познавательному развитию(окружающий мир) на тему: "Откуда к нам хлеб пришёл?"...
Разработка Непосредственно образовательная деятельность .Познавательное развитие (окружающий мир) на тему: Комнатные растения
НОД .старшая группа...
Открытое занятие по познавательному развитию (окружающий мир) на тему: «В окно повеяло весною»
Открытое занятие по познавательному развитию по ознакомлению с окружающим миром на тему: «В окно повеяло весною»...
Конспект ОД по познавательному развитию Окружающий мир на тему: «Наши удивительные органы чувств»
Актуальность: Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка - освоение культуры здоровья человека. Ребёнок должен самостоятельно понимать необходимость ведения здорового образа жизни с целью сохранения...
Методическая разработка НОД в средней группе(Познавательное развитие.Окружающий мир.) на тему"Дикие животные средней полосы России"
Методическая разработка (окружающий мир)средняя группа.Дети в игровой форме вспоминают лесных животных их детенышей,а также , чем дикие животные питаются, и какие у них дома....